руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
22:20
Журналы
Приснилась мне сегодня одноклассница (песня хул...
© Leshinski

Энциклопедия / История

Изменить категорию | Все статьи категории

История пива

Пиво по-русски. Социокультурные заметки
В современной России сложились своеобразные и вполне определенные традиции потребления пива, во многом отличные от "классических", то есть европейских. В настоящей статье автор постарался проанализировать причины того, почему они сформировались именно в таком виде.

Рост производства и продаж пива, невиданное расширение ассорти-мента пивной продукции, характе-ризующие в последние годы обстановку на пивном рынке нашей страны, не слиш-ком сильно отразились на конкретных формах потребления пенного напитка среднестатистическим россиянином. И это естественно. Специфика российского рынка пива во многом определяется тем, что производитель вынужден ориентиро-ваться на потребителей с не очень-то вы-соким уровнем доходов, часто руковод-ствующихся в выборе товара экономиче-скими соображениями, то есть, проще го-воря, стремящихся приобрести дешевое пиво.

Приведем немного статистики. По дан-ным Госкомстата, в III квартале 2002 года денежные доходы ниже величины прожи-точного минимума имели 38,7 млн россиян, что составляет 27% от общей числен-ности населения. Среднемесячный заработок россиянина составил 4559 рублей. Естественно, следует принимать в расчет, что Госкомстат не в силах точно оценить объемы неучтенных средств населения (пресловутые "конверты", "теневые" сделки в реальном секторе экономики, недекларируемое предпринимательство, коррупционные и криминальные доходы). Однако выводы экономистов, изучающих проблему скрытых доходов, позволяют предположить, что фактическая ситуация с уровнем жизни основной массы населе-ния, особенно в провинции, не слишком радикально отличается от постулируемой комитетом.

Пожалуй, трудно отрицать, что традиции и культура потребления пива в России в их нынешней форме сформировались в первую очередь под давлением общей экономической обстановки. Очень многие британцы, к примеру, едва ли не ежедневно отправляются в паб, а скажем, немцы - в пивную. Стоимость разливного пива в барах и кафе Западной Европы в несколько раз превышает цену недорогого тарированного пива в магазине. Если популярные марки в немецком "общепите" стоят в среднем от 3 до 5 евро за поллитровую кружку, то за банку или бутылку недорогого пива потребитель заплатит в супермаркете всего 0,4-0,8 евро (при этом, конечно, надо учитывать, что в Германии пиво куда дешевле, чем в большинстве других стран ЕС). В принципе схожее соотношение цен и в России, хотя в зависимости от региона оно может колебаться весьма существенно. Но главное заключа-ется в том, что средний западноевропеец может позволить себе регулярно пить пи-во (а пива в Европе пьют значительно больше, чем в России) в баре. Средний россиянин - нет.

Очевидно, - да это показывают и результаты многочисленных социологиче-ских опросов - что россияне выбирают в высшей степени демократические формы потребления пива, не связанные с дополнительными затратами на сервис. В принципе бары и рестораны имеют своей целевой потребительской аудиторией желающих перекусить или освежиться пивом и после работы, и в выходные дни, и в путешествии, и в обеденный перерыв. Но в таких ситуациях подавляющая часть россиян вынуждена выбирать распитие пива у близлежащего ларька, на скамейке в сквере, на остановке автобуса, на вокзале, в собственном или чужом подъезде (если холодно). Да и такое малосимпатичное явление, как массовое потребление пива пассажирами в городском транспорте, с чем в последнее время повели яростную борьбу власти некоторых регионов, отчасти также связано с тем, что многим, в том числе и неустроенной молодежи, выпить пива вне дома попросту негде. Несмотря на всевозможные экономические пертурбации, с середины 1990-х годов общая ситуация изменилась мало. Позволим себе также констатировать, что на протяжении всего периода после 1917 г. подавляющее большинство жите-лей СССР, а затем России, в целом силь-но нуждалось в самом необходимом. Даже в сравнительно благополучные бреж-невские времена уровень реальных дохо-дов населения, особенно с учетом острого товарного дефицита, был низок - в несколько раз ниже, чем в развитых странах Запада. В последнее время некоторые позитивные тенденции в экономическом развитии страны, впрочем, выразились в том числе и в увеличении потребления пива (зачастую в ущерб крепким алкогольным напиткам). Однако низкий уровень доходов массового потребителя, его неуверенность в завтрашнем дне, заставляющая экономить, откладывая доллары "в чулок" на черный день, как и раньше, диктуют выбор: числом поболее, ценою подешевле. По мнению автора, нет совершенно ника-ких оснований предполагать, что такое положение вещей в течение ближайших десятилетий может кардинальным образом измениться.
Пивные заведения, широко распространенные в царской России, так и не стали господствующей формой потребления пива в нашей стране
Покупательская способность населения оказывает преимущественное влияние и на ассортимент пива, представленного на рынке. Как крупные, так мелкие и средние пивзаводы (за редким исключением) делают упор на производство недорогих массовых сортов. В этом смысле, например, весьма показательно недавнее появление нового брэнда компании "Транс-Марк" - "Три богатыря". Позиционируемая в классе "премиум" сравнительно недешевая "Золотая бочка", неплохо зарекомендовавшая себя на рынке, все же оказалась неспособной полностью удовлетво-рить рыночные амбиции фирмы-производителя. Более того, множество заводов выпускает исключительно среднеценовое или дешевое пиво, отказываясь от более дорогих сортов. Так, например, симптоматично (хотя и в высшей степени прискорбно) исчезновение с прилавков московских магазинов великолепного темного пива Останкинского пивзавода. И петербургская "Вена", позиционирующая всю свою продукцию в премиальной категории, - редкостное исключение, весьма ярко подтверждающее общее правило. В высшей степени показательно, что некоторые небольшие, как правило, провинциальные пивзаводы, на устаревшем оборудовании производящие дешевое, но не слишком качественное (в смысле органолептических свойств и стабильности вкуса и ароматики) пиво все же находят свою нишу на региональных рынках. В иных экономических обстоятельствах их продукция оказалась бы попросту неконкурентоспособной. Уровень доходов населения существенным образом влияет и на такой немаловажный аспект, как тара. Еще лет десять назад российское пиво производилось только в разливном и бутилированном в стеклотару вариантах. Сейчас ситуация существенно изменилась. Последние технологические достижения Запада, такие, как розлив пива в кеги и применение ПЭТ-тары, на удивление быстро привились на пивном рынке России. Куда дольше пришлось ждать своего звездного часа алю-миниевой банке, однако теперь она поль-зуется неслыханной популярностью.

Однако сама структура потребления пива в различной упаковке также отражает общую социальную ситуацию. Именно по экономическим причинам, достигнув оп-ределенного предела, остановило рост и даже пошло немного вспять производство разливного пива в кегах: эта продукция рассчитана в первую очередь на потребление в барах и ресторанах, а такая форма времяпрепровождения практически мало доступна массовому потребителю, особенно за пределами крупных городов. Победоносное шествие по бескрайним российским пивным просторам пластиковой бутылки просто потрясает воображение. Если пивоваренный Запад еще только, по сути говоря, присматривается к этой таре, то в России она уже оккупиро-вала большой сегмент рынка. Это тоже вполне объяснимо. В России один легковой автомобиль приходится на 10 человек, а в странах Западной Европы - на 2-3 человека. Таким образом, подавляющее большинство наших соотечественников совершает покупки "пешком". Легкая, вместительная, сравнительно компактная ПЭТ-упаковка - настоящая находка для российского потребителя. Кроме того, широчайшее и практически не знающее аналогов за пределами СНГ распространение такого явления как дачные и садовые участки (англичане не смогли подобрать русскому слову подходящий эквива-лент и так и говорят: "dacha"), тоже сопутствует распространению ПЭТ-упаковки.

Особенно среди дачников, вынужденных добираться до своих загородных участков своим ходом. Кроме того, низкая себестоимость и большая вместительность пластиковых бутылок позволяют производителям держать цены на пиво, разлитое в такую тару, на низком уровне. К слову ска-зать, на Западе в качестве тары для пива относительно широким распространени-ем пользуются ПЭТбутылки объемом в границах 0,33-0,7 л. В них часто разливаются престижные брэнды, такие, как, на-пример, немецкий Holsten, американский Miller или итальянский Dreher. Кроме того, ПЭТ-бутылка в странах ЕС далеко не так дешева, как у нас, ведь в продажную цену пива, разлитого в нее, автоматически включаются затраты на сбор и утилизацию ПЭТ-тары. Схожими причинами обусловлен и внезапный взлет продаж пива в алюминиевой банке. Ее потребительские свойства также прекрасно подходят "русскому стилю" пивопития. Банка легка, компактна, прекрас-но умещается в кармане куртки или пальто, таким образом, баночное пиво удобно пить стоя, в транспорте и даже на ходу. От-носительным, хотя и не слишком существенным недостатком ПЭТ-бутылок и банок (по сравнению со стеклянной евробутылкой) в глазах массового потребителя является полная или почти невозможность сдать порожнюю тару. Впрочем, пункты приема стеклотары постепенно понижают цены на порожнюю посуду, и сдают ее либо представители малообеспеченных слоев населения, либо те, кто привык к жесткой экономии. Определенную роль играют и традиции: в 1970-е годы залоговая стоимость тары составляла около трети (а позже - и более) общей цены бутылки пива. Поэтому представители старших поколений, более консервативные, чем молодежь, часто сдают бутылки просто в силу житейской инерции. Естественно, традиция пить пиво, на-пример, стоя на улице, существует и в странах с высокоразвитой культурой потребления этого напитка. Но, во-первых, так пьет пиво в основном молодежь, да и то, как правило, из малообеспеченных слоев населения. А во-вторых, такой способ потребления пива не является на Западе одним из преобладающих: человек с открытой бутылкой пива в руке - примета именно российских, а не английских, чеш-ских и немецких городов. Это бесспорно: российского туриста за рубежом очень легко опознать в человеке, прихлебываю-щем пиво на ходу.

Для полноты картины нужно хотя бы бегло рассмотреть формирование современной культуры пивопития и в историческом разрезе.

В традиционном русском сельском, да и в немалой степени городском быту пиво, как и другие напитки, например квас, было продуктом домашнего изготовления. Даже до сих пор в сельской местности пиво порой приготовляется дома по старинным рецептам. Соответственно, крестьянские обычаи предполагали потребление пива дома (в качестве как праздничного, так и обыденного напитка), во дворе, на улице с односельчанами.

Развитие урбанизации во второй поло-вине XIX века наряду с освобождением крепостных крестьян царским манифе-стом 19 февраля 1861 г. привели к массовому оттоку населения в город. "Новые" горожане привнесли в городскую демократическую среду, и прежде в зна-чительной мере формировавшуюся за счет отходников - крестьян, пришедших в город на заработки, - многочисленные приметы деревенского быта, и, в частности, потребление пива вне питейных заведений. Следует заметить, что в условиях государственной монополии на продажу спиртных напитков водку как в городе, так и на селе пили преимущественно в кабаках. Кроме того, "распивочно", то есть в розлив, стоила она не дороже, чем на вынос. Естественно, что с изменением образа жизни в среде бывших крестьян и их бли-жайших потомков постепенно складывались новые, городские традиции. Однако изменение традиций - процесс длительный. И новая волна урбанизации, новый отток населения из сельской местности в города, особенно интенсифицировавшийся в начале 1930-х и, несмотря на запрети-тельные меры властей, продолжавшийся и до отмены "колхозного крепостного права" при Хрущеве, постоянно подпитывали рудименты сельского менталитета и сельских обычаев среди горожан. С конца 1950-х годов переселение наиболее активной части населения из сельской местности в город стало массовым явлением. Эта новая фаза урбанизации, продолжающаяся в определенном смысле и сейчас, содействовала консервации крестьянских устоев среди городских жителей. Недостаток средств, постоянно испытывавшийся рядовым гражданином СССР, также не позволял ему сформировать новых привычек пивопития. Власти, прекрасно осознававшие реальные финансовые возможности народа, со своей стороны сделали ставку на наименее затратные, как с точки зрения организации и функционирования, так и с точки зрения расходов среднего, то есть бедного, потребителя формы конечной дистрибьюции пива. Десятилетия стояния в грязных пивных, у ларьков и автоцистерн с разливным пивом не могли не сказаться на формах потребления напитка.

Кстати, говоря о таком явлении, как активное пополнение состава жителей городов за счет бывшего сельского населения, необходимо принимать в расчет такую исконно крестьянскую черту, как экономность. Следует констатировать, что это свойство присуще крестьянской психологии в самых разнообразных странах мира. Не вдаваясь в рассуждения о его истоках, отметим лишь, что данная черта наряду с "деревенскими" традициями потребления пива также наложила определенный отпечаток на современные формы пивопития, распространившиеся в России.

Поскольку к началу 1980-х пиво оказалось в разряде дефицитных товаров, даже представителям слоев, обладавших сравнительно высокой культурой потребления пива, приходилось удовлетворять пивную жажду, выстаивая с трехлитровыми банками в авоське огромные очереди к киоскам. А обстановка, как говорится, влияет... Поэтому преподаватель МГУ, отхлебывающий пиво через край банки у ларька (кружки к началу перестройки были уже повсеместно изжиты как излишняя роскошь) для соответствующей эпохи - картина далеко не экзотическая. В данном случае можно говорить о том, что даже существовавшие в определенной среде "цивилизованные" формы потребления пива вытеснялись и подавлялись самой социалистической действительностью.

Таким образом, к сожалению, еще в советские времена сами формы потребления пива, частично сложившиеся под влиянием социально-культурных обстоятельств, частично "введенные", или по меньшей мере поддержанные государством, сильно испортили репутацию этого напитка. И отголоски некогда (исторически - сравнительно недавно, уже в XX веке) сложившегося пренебрежительного отношения к нему усматриваются и во всякого рода "антипивных" кампаниях, хотя, разумеется, и не являются единственной (и даже основной) их причиной. Однако на сегодняшний день потребитель пьет пиво так, как ему позволяет его кошелек, да как отцы и деды пили. И ситуация вряд ли пе-ременится, пока благосостояние населе-ния существенно не подрастет. А до этого пока далеко.
Евгений Давыдов


Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine