Энциклопедия / Знаменитые пивзаводы
Изменить категорию | Все статьи категории
"Моя очередь варить пиво"
История пльзенского пива ведет свой отсчет с XIII века, когда чешский король Вацлав II издал указ о предоставлении 250 мещанам города Пльзень права варить и продавать пиво. В соответствии с указом всем прочим горожанам, проживающим в радиусе одной мили от мещанина-пивовара, пивоварением заниматься запрещалось. Право производить солод и держать свое пивоваренное производство передавалось по наследству. Во избежание конкуренции пльзенцы варили пиво "в порядке общей очереди", определяемой магистратом города. Каждый "очередник" прикреплял к фасаду дома особый знак в виде венка из хвои, который извещал всех о том, что в течение ближайших трех-четырех месяцев пиво варят здесь.
Тем не менее вплоть до конца прошлого века пльзенское пиво не пользовалось особой популярностью ни в Чехии, ни тем более за ее пределами. Известны случаи, когда пльзенский магистрат обязывал того или иного производителя выливать пиво, оказавшееся непригодным, на центральной площади города. Качественное и дешевое пиво в Пльзень привозили из Баварии и Саксонии, где варили более трудоемкое в производстве, но намного более вкусное пиво низового брожения. Вряд ли кому-нибудь тогда приходило в голову, что через несколько лет Пльзень, где традиционно отдавали предпочтение изготовлению дешевого пива, станет всемирно известным производителем отборных сортов этого напитка.
Судьбоносным моментом в истории пльзенского пива считается выступление трактирщика Вацлава Мирвальда, призвавшего пивоваров выстроить на паях пивоваренный завод. Несмотря на сопротивление пивоваров, опасавшихся утратить свои эксклюзивные права на производство этого напитка, Мирвальду удалось найти десять единомышленников, которые и стали первыми акционерами завода.
Первый камень в фундамент "Мещанского пивоваренного завода" в городе Пльзень был заложен в 1839 году, а в 1842-м на нем уже была сварена первая "порция" пива. По тем временам завод не имел себе равных по техническому оснащению, и его продукция пользовалась популярностью в Чехии и за ее пределами более ста лет.
"Праздрой" - изобретение хулигана
Заслуга создания рецептуры знаменитого пльзенского "Праздроя" принадлежит чешскому пивовару Йозефу Гроллю, слывшему самым большим грубияном и скандалистом в Баварии. Для производства первой партии пльзенского пива Гролль привез с собой сырье из Баварии, да и само пиво варилось по баварским рецептам. Однако уже спустя год ячмень и хмель для пльзенского пива стали выращивать в окрестностях города, а отменный вкус получившегося пива объясняли не только талантом пивовара, но и природным качеством местной родниковой воды. Отсюда название пива - Urquell (или более известное в России "Праздрой"), что означает "источник".
Тестировали пиво весьма своеобразно: десяток почтенных членов магистрата облачались в кожаные штаны и усаживались на скамью, щедро политую "диагностируемым" напитком. После неторопливых застольных бесед комиссия приподнималась со скамьи, и, если штаны "заседающих" прилипали, пиво считалось качественным. Если же члены магистрата не "приклеивались" - пиво забраковывали.
Однако три года спустя неуживчивый Гролль распрощался с пльзенским заводом, оставив о себе память в виде пива, известного сегодня как пльзенский "Праздрой".
Если в первый год производственные мощности "Мещанского пивоваренного завода" составляли около 4 тыс. гектолитров пива в год, то семь лет спустя завод выпускал уже 11 тыс. гектолитров, а в 1859 году производство увеличилось до 43 тыс. гектолитров. В 1860 году пльзенский завод стал тринадцатым по величине пивоваренным производством в Австро-Венгрии, в 1865-м занимал уже третье место, а в 90-х годах прошлого столетия - второе место во всей монархии. Ввоз пива в Пльзень тогда почти прекратился, а пиво местного производство, напротив, стали поставлять сначала в другие города Чехии, затем в Европу, а позже и по всему миру. Накануне первой мировой войны "Мещанский пивоваренный завод" имел торговые представительства в 34 странах мира, включая США и Египет.
Как "Праздрою" "Гамбринус" достался
К 1913 году пльзенский пивоваренный завод выпускал более миллиона гектолитров пива в год. Во время первой и - особенно - второй мировых войн завод понес серьезные потери, и к показателям рекордного 1913 года пивоварам удалось вернуться только 50 лет спустя. Вскоре после окончания второй мировой "Мещанский пивоваренный завод" был национализирован и стал известен под названием "Пльзенские пивоваренные заводы". Во времена серьезных перемен в экономике страны обострялась и внутренняя конкуренция между чешскими пивоварами. Однако руководители "Пльзенских заводов" обладали железной хваткой: с начала века до середины 30-х годов "Мещанский пивоваренный завод" поглотил почти все конкурирующие компании. Так, в 1933 году произошло слияние "Мещанского пивоваренного завода" с производителем другой всемирно известной марки пива - заводом "Гамбринус" ("Гамбринус" - искаженное чехами имя герцога брабантского Яна I Примуса, покровителя пивоваров).
С тех пор в ассортименте пльзенских пивоваров наряду с 12-градусным "Праздроем" появился темный 10-градусный "Гамбринус". Два других конкурента - компании "Приор" и "Световар" - также были поглощены "Мещанским пивоваренным заводом" в середине 30-х годов нашего столетия. Таким образом, нынешний "Пльзенский Праздрой" - правопреемник "Мещанского пивоваренного завода" - лидирует среди чешских пивоваренных предприятий уже не первый десяток лет. После 1989 года завод был приватизирован, но лишь в 1994 году в основу его названия легло имя наиболее известной марки пльзенского пива - "Праздрой". Сегодня АО "Пльзенский Праздрой" наиболее известно двумя марками: отборным "Праздроем" и более дешевым "Гамбринусом", который считается самым продаваемым пивом в Чехии.
Pilsen не всегда значит - "Пльзень"
Товарный знак Pilsner Urquell чешские пивовары зарегистрировали еще в середине прошлого века: уже тогда желающих подделать популярную марку было хоть отбавляй.
Название Urquell (или более известное в России "Праздрой") сегодня зарегистрировано в 86 странах. Несмотря на то что пльзенский "Праздрой" варят только в единственном городе мира - в Пльзене, пиво, в названии которого есть слова Pilsner или Pilsener, выпускают на сотнях пивоваренных заводов в других странах мира. Чешские пивовары серьезно страдают от столь широкого употребления слова pils, на многих языках обозначающего всего лишь "напиток с большим содержанием хмеля" - но не пиво, которое в Пльзене считают элитным. Поэтому на протяжении всей истории "Пльзенского Праздроя" завод без устали судится с прочими пивоварами из-за прав на слово Pilsen.
Последним таким процессом, развернувшимся по всему миру, и в частности в России, стал спор "Пльзенского Праздроя" и турецкого производителя пива Efes Pilsener. По некоторым данным, в ближайшее время руководство "Праздроя" намерено обратиться в суд с иском о запрете на выпуск и продажу в России пива под маркой Pilsener компанией Efes. В ряде стран Восточной Европы "Праздрой" уже выиграл у Efes ряд аналогичных дел. Судя по всему, турецкие пивовары всерьез обеспокоены позицией "Праздроя" по этому вопросу. Во всяком случае, сейчас можно наблюдать медленное, но верное исчезновение наружной и телевизионной рекламы пива Efes в сочетании со словом Pilsener.
Между тем у "родного" пльзенского "Праздроя" есть ряд характерных признаков, отличающих его от подделок. Это, во-первых, зеленые бутылки определенной формы с горлышками, обернутыми золотистой или серебристой фольгой, к которой прикреплено изображение герба города Пльзень. Второе и главное характерное отличие "Праздроя" - этикетка, на которой изображена печать красного цвета и зеленого цвета логотип Pilsner Urquell, стилизованный под готический шрифт.
"Праздрой" в ожидании светлого африканского будущего
Сегодня самый знаменитый пивоваренный завод Чехии продан южноафриканским пивоварам. Не так давно японская Nomura Securities объявила о завершении формирования в Чехии пивного холдинга, в который помимо "Праздроя" вошли также компания Pivovar Radegast и производитель пива Velkopopovicky Kozel. Сформировав холдинг, Nomura, намеревавшаяся продать пулом эти пивные компании, контролирующие вкупе более 44% пивного рынка страны, долго подыскивала претендента на их покупку. По словам представителей Nomura, переговоры велись с 10 крупнейшими пивными холдингами Европы и США. Стартовая цена колебалась в пределах $650 млн, а в числе основных кандидатов назывались такие компании, как Heineken, Bass и BBH. Тогда глава европейского подразделения Nomura Рэндалл Дилард сообщал о том, что он "готов вести переговоры с кем угодно, чтобы завершить продажу как можно быстрее" (и, видимо, дороже). Однако ожидания экспертов не оправдались: на днях "Пльзенский Праздрой", Pivovar Radegast и Velkopopovicky Kozel были проданы южноафриканскому концерну South African Brewery.
Даже если не перечислять многочисленные награды, которых было удостоено пиво Pilsner Urquell на международных выставках, можно сказать, что южноафриканцы сделали достойное приобретение: пльзенский "Праздрой" экспортируется сегодня более чем в 50 стран мира. Жаль, что Россия для этой знаменитой еще в советские времена марки пива не является приоритетным рынком сбыта - масштабы как рекламной, так и торговой деятельности "Праздроя" в нашей стране пока еще крайне незначительны
Source: http://www.ko.ru/document.asp?d_no=966
Пильзенский Праздрой
Самостоятельная история знаменитого чешского пивоваренного завода "Пльзенский Праздрой", основанного в начале прошлого столетия, похоже, подошла к концу. На днях стало известно, что легендарное предприятие продано южноафриканскому концерну South African Brewery."Моя очередь варить пиво"
История пльзенского пива ведет свой отсчет с XIII века, когда чешский король Вацлав II издал указ о предоставлении 250 мещанам города Пльзень права варить и продавать пиво. В соответствии с указом всем прочим горожанам, проживающим в радиусе одной мили от мещанина-пивовара, пивоварением заниматься запрещалось. Право производить солод и держать свое пивоваренное производство передавалось по наследству. Во избежание конкуренции пльзенцы варили пиво "в порядке общей очереди", определяемой магистратом города. Каждый "очередник" прикреплял к фасаду дома особый знак в виде венка из хвои, который извещал всех о том, что в течение ближайших трех-четырех месяцев пиво варят здесь.
Тем не менее вплоть до конца прошлого века пльзенское пиво не пользовалось особой популярностью ни в Чехии, ни тем более за ее пределами. Известны случаи, когда пльзенский магистрат обязывал того или иного производителя выливать пиво, оказавшееся непригодным, на центральной площади города. Качественное и дешевое пиво в Пльзень привозили из Баварии и Саксонии, где варили более трудоемкое в производстве, но намного более вкусное пиво низового брожения. Вряд ли кому-нибудь тогда приходило в голову, что через несколько лет Пльзень, где традиционно отдавали предпочтение изготовлению дешевого пива, станет всемирно известным производителем отборных сортов этого напитка.
Судьбоносным моментом в истории пльзенского пива считается выступление трактирщика Вацлава Мирвальда, призвавшего пивоваров выстроить на паях пивоваренный завод. Несмотря на сопротивление пивоваров, опасавшихся утратить свои эксклюзивные права на производство этого напитка, Мирвальду удалось найти десять единомышленников, которые и стали первыми акционерами завода.
Первый камень в фундамент "Мещанского пивоваренного завода" в городе Пльзень был заложен в 1839 году, а в 1842-м на нем уже была сварена первая "порция" пива. По тем временам завод не имел себе равных по техническому оснащению, и его продукция пользовалась популярностью в Чехии и за ее пределами более ста лет.
"Праздрой" - изобретение хулигана
Заслуга создания рецептуры знаменитого пльзенского "Праздроя" принадлежит чешскому пивовару Йозефу Гроллю, слывшему самым большим грубияном и скандалистом в Баварии. Для производства первой партии пльзенского пива Гролль привез с собой сырье из Баварии, да и само пиво варилось по баварским рецептам. Однако уже спустя год ячмень и хмель для пльзенского пива стали выращивать в окрестностях города, а отменный вкус получившегося пива объясняли не только талантом пивовара, но и природным качеством местной родниковой воды. Отсюда название пива - Urquell (или более известное в России "Праздрой"), что означает "источник".
Тестировали пиво весьма своеобразно: десяток почтенных членов магистрата облачались в кожаные штаны и усаживались на скамью, щедро политую "диагностируемым" напитком. После неторопливых застольных бесед комиссия приподнималась со скамьи, и, если штаны "заседающих" прилипали, пиво считалось качественным. Если же члены магистрата не "приклеивались" - пиво забраковывали.
Однако три года спустя неуживчивый Гролль распрощался с пльзенским заводом, оставив о себе память в виде пива, известного сегодня как пльзенский "Праздрой".
Если в первый год производственные мощности "Мещанского пивоваренного завода" составляли около 4 тыс. гектолитров пива в год, то семь лет спустя завод выпускал уже 11 тыс. гектолитров, а в 1859 году производство увеличилось до 43 тыс. гектолитров. В 1860 году пльзенский завод стал тринадцатым по величине пивоваренным производством в Австро-Венгрии, в 1865-м занимал уже третье место, а в 90-х годах прошлого столетия - второе место во всей монархии. Ввоз пива в Пльзень тогда почти прекратился, а пиво местного производство, напротив, стали поставлять сначала в другие города Чехии, затем в Европу, а позже и по всему миру. Накануне первой мировой войны "Мещанский пивоваренный завод" имел торговые представительства в 34 странах мира, включая США и Египет.
Как "Праздрою" "Гамбринус" достался
К 1913 году пльзенский пивоваренный завод выпускал более миллиона гектолитров пива в год. Во время первой и - особенно - второй мировых войн завод понес серьезные потери, и к показателям рекордного 1913 года пивоварам удалось вернуться только 50 лет спустя. Вскоре после окончания второй мировой "Мещанский пивоваренный завод" был национализирован и стал известен под названием "Пльзенские пивоваренные заводы". Во времена серьезных перемен в экономике страны обострялась и внутренняя конкуренция между чешскими пивоварами. Однако руководители "Пльзенских заводов" обладали железной хваткой: с начала века до середины 30-х годов "Мещанский пивоваренный завод" поглотил почти все конкурирующие компании. Так, в 1933 году произошло слияние "Мещанского пивоваренного завода" с производителем другой всемирно известной марки пива - заводом "Гамбринус" ("Гамбринус" - искаженное чехами имя герцога брабантского Яна I Примуса, покровителя пивоваров).
С тех пор в ассортименте пльзенских пивоваров наряду с 12-градусным "Праздроем" появился темный 10-градусный "Гамбринус". Два других конкурента - компании "Приор" и "Световар" - также были поглощены "Мещанским пивоваренным заводом" в середине 30-х годов нашего столетия. Таким образом, нынешний "Пльзенский Праздрой" - правопреемник "Мещанского пивоваренного завода" - лидирует среди чешских пивоваренных предприятий уже не первый десяток лет. После 1989 года завод был приватизирован, но лишь в 1994 году в основу его названия легло имя наиболее известной марки пльзенского пива - "Праздрой". Сегодня АО "Пльзенский Праздрой" наиболее известно двумя марками: отборным "Праздроем" и более дешевым "Гамбринусом", который считается самым продаваемым пивом в Чехии.
Pilsen не всегда значит - "Пльзень"
Товарный знак Pilsner Urquell чешские пивовары зарегистрировали еще в середине прошлого века: уже тогда желающих подделать популярную марку было хоть отбавляй.
Название Urquell (или более известное в России "Праздрой") сегодня зарегистрировано в 86 странах. Несмотря на то что пльзенский "Праздрой" варят только в единственном городе мира - в Пльзене, пиво, в названии которого есть слова Pilsner или Pilsener, выпускают на сотнях пивоваренных заводов в других странах мира. Чешские пивовары серьезно страдают от столь широкого употребления слова pils, на многих языках обозначающего всего лишь "напиток с большим содержанием хмеля" - но не пиво, которое в Пльзене считают элитным. Поэтому на протяжении всей истории "Пльзенского Праздроя" завод без устали судится с прочими пивоварами из-за прав на слово Pilsen.
Последним таким процессом, развернувшимся по всему миру, и в частности в России, стал спор "Пльзенского Праздроя" и турецкого производителя пива Efes Pilsener. По некоторым данным, в ближайшее время руководство "Праздроя" намерено обратиться в суд с иском о запрете на выпуск и продажу в России пива под маркой Pilsener компанией Efes. В ряде стран Восточной Европы "Праздрой" уже выиграл у Efes ряд аналогичных дел. Судя по всему, турецкие пивовары всерьез обеспокоены позицией "Праздроя" по этому вопросу. Во всяком случае, сейчас можно наблюдать медленное, но верное исчезновение наружной и телевизионной рекламы пива Efes в сочетании со словом Pilsener.
Между тем у "родного" пльзенского "Праздроя" есть ряд характерных признаков, отличающих его от подделок. Это, во-первых, зеленые бутылки определенной формы с горлышками, обернутыми золотистой или серебристой фольгой, к которой прикреплено изображение герба города Пльзень. Второе и главное характерное отличие "Праздроя" - этикетка, на которой изображена печать красного цвета и зеленого цвета логотип Pilsner Urquell, стилизованный под готический шрифт.
"Праздрой" в ожидании светлого африканского будущего
Сегодня самый знаменитый пивоваренный завод Чехии продан южноафриканским пивоварам. Не так давно японская Nomura Securities объявила о завершении формирования в Чехии пивного холдинга, в который помимо "Праздроя" вошли также компания Pivovar Radegast и производитель пива Velkopopovicky Kozel. Сформировав холдинг, Nomura, намеревавшаяся продать пулом эти пивные компании, контролирующие вкупе более 44% пивного рынка страны, долго подыскивала претендента на их покупку. По словам представителей Nomura, переговоры велись с 10 крупнейшими пивными холдингами Европы и США. Стартовая цена колебалась в пределах $650 млн, а в числе основных кандидатов назывались такие компании, как Heineken, Bass и BBH. Тогда глава европейского подразделения Nomura Рэндалл Дилард сообщал о том, что он "готов вести переговоры с кем угодно, чтобы завершить продажу как можно быстрее" (и, видимо, дороже). Однако ожидания экспертов не оправдались: на днях "Пльзенский Праздрой", Pivovar Radegast и Velkopopovicky Kozel были проданы южноафриканскому концерну South African Brewery.
Даже если не перечислять многочисленные награды, которых было удостоено пиво Pilsner Urquell на международных выставках, можно сказать, что южноафриканцы сделали достойное приобретение: пльзенский "Праздрой" экспортируется сегодня более чем в 50 стран мира. Жаль, что Россия для этой знаменитой еще в советские времена марки пива не является приоритетным рынком сбыта - масштабы как рекламной, так и торговой деятельности "Праздроя" в нашей стране пока еще крайне незначительны
Source: http://www.ko.ru/document.asp?d_no=966