Книжный развал. Март 2021
Как-то так получилось, что в марте были книжки только русскоязычных авторов. И, что удивительно, все неплохие.
Центр тяжести. Алексей Поляринов
издательство Эксмо
С Поляриновым вы уже знакомы по моим прошлогодним обзорам, и, надеюсь, что "Риф" вам также понравился, как и мне. "Центр тяжести" - его первый художественный роман и построен подобно "Рифу" из нескольких разно-жанровых историй, которые пересекаются только в конце. Роман, на мой взгляд, неровный, не все истории одинаково удались, а наезды на систему и вовсе не мое.
Итак, начинается все с классического романа про детские приключения: Петя и его друг Грек живут в маленьком посёлке, где есть четыре искусственных озера. Первое, второе, четвертое и пятое. А вот третьего – нет. И наши друзья пытаются разгадать эту тайну. Разгадка придет в конце романа и совсем из другой истории, рассказанной другим человеком. Потому что кроме истории Петра, есть еще и рассказ его брата, создавшего программу слежения за людьми, его сестры, которая создает провокационные скульптуры, и еще разных людей. Тут намешано всего – включая рассказ немецкого солдата, попавшего в плен, антиправительственные и антиглобалистические мотивы, краткий экскурс в искусство, программирование, и, главное, сказки мамы Петра. Эти сказки для детей и взрослых – основная скрепа всех историй, и, конечно, они чуть-ли не лучшее, что есть в романе.
"Центр тяжести" кажется своеобразным черновиком "Рифа": тут еще слишком много лишнего, ненужного. Но, тем не менее, читается неплохо.
Итого, очень любопытно. Можно прочесть.
Сестра печали. Вадим Шефнер
издательство Азбука
Ленинград. 40-ой год. Четверо бывших детдомовцев живут и учатся вместе. Молодость, любовь, огромный мир, ждущий наших героев... Но мы-то с вами знаем, что завтра была война…
Прекрасный роман, пропитанный тем временем. Читая его, мы будто переносимся на машине времени в те года, в то внешне беззаботное предвоенное время. А потом приходит война, блокада... Мы живем вместе с героями, радуемся их праздникам, болеем их бедам. Такое нельзя было придумать, такое надо было прожить – Шефнер писал о себе.
Этот роман не имеет смысла пересказывать, его надо просто читать.
Ближайшие ассоциации очень смешанные. Тут и "Такая чудная игра" Тодоровского, и я "Догоню вас на небесах" Погодина, и "Добровольцы", и, конечно, "Завтра была война" (и роман Васильева, и фильм Кары).
Не зря мои ассоциации не только книжные, но и киношные: роман необычайно кинематографичен. И, оказывается, по нему даже сняли фильм "У ангела ангина". Правда, до кинотеатров и даже до сети фильм так и не дошел – может, потому что не удался, а может, корона помешала.
Итого, очень светло и грустно. Обязательно к прочтению.
Когда уходит человек. Елена Катишонок
издательство время
Ну и, как всегда, раз в месяц новый (для меня) роман от Катишонок.
Если "Сестру Печали" условно можно назвать советским романом, то "Когда уходит человек" роман явно антисоветский. Он о тех, у кого советская власть отняла все: дом, деньги, жизнь. Прибалтийским республикам совсем несладко пришлось после их независимости: СССР, потом немцы, потом опять Советы – мало кому удалось спастись и от тех, и от других. "Когда уходит человек" это своеобразная "дорога в дюнах", только снятая с другой стороны.
Роман не является частью трилогии про семью Ивановых, но его действие происходит в том же временном пространстве. Более того, помните, как несчастная Лелька читала имена бывших жителей дома и воображала себе их сказочную жизнь. Так вот, это как раз про них. Только жизнь у них была совсем не такая прекрасная, как воображалось Лельке. Да и она сама вместе с Тайкой и ее солдатиком, мимоходом, тоже появится в романе – ведь рассказ идет о всех тех, кому выпало когда-то жить в доме 21 по Палисадной улице. Этот дом много что повидал и ему есть что нам рассказать.
Итого, как всегда, очень хорошо.