Солярис
СОЛЯРИС
Режиссер - Стивен Содеберг.
В ролях - Джордж Клуни, Наташа Макелон.
США. 2002
"Нам предоставили ещё одну попытку ..."
Рея (Хари)
Говоря про этот фильм трудно (да чего там - практически невозможно) удержаться от сравнения с "Солярисом" Тарковского. И не только потому, что оба фильма сняты по одной о той же книге (кстати, Лему не понравился ни тот, ни другой; он сказал, что писал не об этом ), но и потому, что Тарковский оказал огромное влияние на Содеберга. И как бы нынешняя экранизация не пыталась дистанироваться от своей знаменитой предшественницы, сходство проскакивает то в цвете, то в паузе.
Но есть одно отличие. И если новый "Солярис"стоит смотреть, то только из-за него, из-за этого маленького "но". Содеберг прочёл Лема совсем иначе. Для Криса Тарковского главным было Возвращение. Именно так - с большой буквы. И ради этого Крис пожертвовал Хари, ради этого он убил её во второй раз. Может быть, Тарковский уже тогда репетировал свою ностальгию? Не знаю. Мне всегда была непотянен и неприятен этот выбор. Крис Содеберга (вот оно это самое "но"!) совсем другой. Вся его жизнь, все его воспоминания связаны с Реей (не пойму, зачем Содебергу понадобилось менять имя). Он не хочет и не может терять её ещё раз, он готов пожертвовать всем, чтобы быть с Реей. Вот отсюда и пугающий финал с мгновенно заживающей раной на пальце Криса и словами Реи про вторую попытку.
А во всём остальном мне фильм не понравился. Слишком рваный сценарий (следить за ним можно только хорошо зная оба оригинала), слишком много невнятно (на мой взгляд) высказанных мыслей.
Рее Содеберга далеко до Хари Тарковского, да и Клуни - не Банионис. Так что ничего удивительного, что фильм прошёл более-менее не замеченным - для рядовых посетителей кинотеатров он слишком сложен, а для интеллектуалов - уже есть Тарковский.
Рекомендуется смотреть последним романтикам вроде меня, которым всегда была ближе любовь, чем какой-то там дом, пусть даже и отчий. Ну и законченным интеллектуалам, которые наверняка поймут всё то, что я не допонял.