руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 дек.
06:32
Журналы
Остров
© Leshinski
Все записи | Статья
понедельник, декабрь 18, 2006

Земля, богатая талантами

aвтор: Лада Стативина
 

Зима в Баку редко бывает снежной. Тем более в декабре. Дождь, пронизывающий ветер, слякоть – в общем, не лучшее время года. Правда, настроение немного приподнимается от мысли, что скоро Новый год, и время неумолимо бежит за предпраздничными хлопотами…

Бакинские газеты на этой неделе не могли обойти своим вниманием день рождения известного азербайджанского певца Рашида Бейбутова. «Дело всей жизни» - под таким заголовком опубликована статья в ежедневной газете «Зеркало» (авт. У.Алиева). «Есть имена, произносимые с некоторым священным трепетом, потому что они составляют цвет и гордость родной земли. Для азербайджанской музыкальной культуры в этом длинном, но еще открытом для новых поколений списке особое место, безусловно, навсегда сохранится за Рашидом Бейбутовым».

Сколько бы ни было вам лет, вы наверняка слышали запись маэстро: «Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щечке родинка и в глазах любовь…». Кстати, в Азербайджане сейчас очень часто транслируют современные перепевы этой песни. Уникальность Рашида Бейбутова в том, что где бы он ни выступал с концертами, практически везде старался спеть что-нибудь на местном языке. Он посетил с гастролями 117 стран. «И все же самая яркая страница в его творческой биографии связана с фильмом «Аршин мал алан» по одноименной оперетте Узеира Гаджибекова, снятым Р.Тахмасибом и Н.Лещенко по сценарию С.Рахмана в 1945 году. Успех фильма был ошеломляющим. Огромные очереди толпились вначале у касс всех бакинских кинотеатров, а затем у касс всего Советского Союза и многих зарубежных стран - люди смотрели фильм несколько раз! Рашид Бейбутов мог сказать: «В одно прекрасное утро я проснулся знаменитым». В концертных афишах певца после фамилии Бейбутова стояла приписка: «Герой фильма «Аршин мал алан», а друзья певца в шутку его стали называть «Рашид мал алан».

По воспоминаниям дочери Рашид бея, фильм снимался в апшеронском селении Мардакян, где жители в качестве реквизита предоставили подлинные реликвии – одежду, предметы быта и даже… мебель! Успех картины был ошеломляющим – она была показана в 136 странах. «В течение всей своей сценической карьеры Рашид Бейбутов выступал в различных жанрах - и как оперный солист, и как киноактер, и как исполнитель произведений камерной музыки, однако огромную зрительскую аудиторию он завоевал как эстрадный певец. Он был великолепным исполнителем азербайджанских народных песен, песен народов мира, непревзойденным интерпретатором песен Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева, Фикрета Амирова...». Но в памяти народной он остался все же как Аскер...

А газета «Наш век» в материале Н.Джахидкызы «Навсегда в сыновья тебе дан, Азербайджан!» приводит цитату самого певца: «Словно драгоценный камень, словно наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. Дух захватывает от счастья, от силы, заключенной в ней, и восторг сменяется опасением: не сломать, не расплескать, донести ее людям всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани».

«Особые чувства Р.Бейбутов питал к опере... он мечтал о появлении на азербайджанской оперной сцене большой романтической оперы, к примеру, на сюжет «Искендернаме» Низами. Создав образ Балаша в опере Фикрета Амирова «Севиль», которая в 1959 году была показана в Москве, Р.Бейбутов был удостоен почетного звания «Народный артист СССР». «Я вас любил», «Гюлюш», «Улдуз», «Сян мяним бахарымсан»… и многие другие композиции, составившие «золотой фонд» камерной вокальной лирики, навсегда связаны с именем Рашида Бейбутова».

Особым интересом пользуются у читателей материалы Азада Шарифа в субботних номерах «Зеркала». На этот раз он рассказывает о Мехти Мамедове - народном артисте СССР и Азербайджана, лауреате Государственной премии («Режиссер от Бога»). «Свою сценическую жизнь Мехти Мамедов начал еще 13-летним мальчиком, во вспомогательном составе в Аздраме, одновременно обучаясь в Театральном техникуме, то есть он совместил учебу и игру на профессиональной сцене. Затем он уезжает в Москву и поступает в ГИТИС на режиссерский факультет». Связав свою жизнь с театром, Мехти Мамедов в разные годы был директором и главным режиссером Оперного театра, Академического драматического театра и Театра русской драмы. Но режиссура была его призванием. Возможно, многие вспомнят его спектакли - «Невеста огня», «Яшар» Дж.Джаббарлы, «Мадрид» и «Деревенщина» Мирзы Ибрагимова, «Ревизор» Н.Гоголя, «Живой труп» Л.Толстого, «Двенадцатая ночь» В.Шекспира; оперные постановки М.Мамедова – «Кероглу», «Лейли и Меджнун». Особенно ему удалась постановка прекрасной оперы Фикрета Амирова «Севиль». А за постановку пьесы Гусейна Джавида «Иблис» ему была присуждена Государственная премия Азербайджана.

«Наш век» отметил на прошедшей неделе и день рождения известнейшего азербайджанского художника Саттара Бахлулзаде. В материале Пяpзад Абдиновой «Влюбленный в жизнь художник» дается попытка описания его богатой чувственной натуры. «Глядя на его картины, ощущаешь, как окружающий тебя мир одухотворен трепетным мерцанием. За каждой из них чувствуется восприимчивый, чуткий, влюбленный в жизнь художник, в сердце которого была вечная весна, а в творчестве переплетаются элементы азербайджанского фольклора и современного мировоззрения». Сам художник так писал о своем творчестве: «Работая, я полагаюсь на свои знания, интуицию, чувства. Изучение натуры, этюды и наброски, поиски композиции учат воспринимать природу не как нечто готовое, неизменное, а как изменяющуюся реальность, для выражения которой нужно найти свои, новые живописные толкования, гармонию, организовать увиденное по законам своего собственного искусства. Мне хочется, чтобы глаз не порабощался увиденным, а схватывал самое характерное, соединял народное понимание красоты с современным мировосприятием». «Каждая его картина - это целый мир, и чтобы понять его, нужно иметь хоть частичку той любви к родному Азербайджану, которая пылала в сердце художника».

В последнее время большинство азербайджанских газет бьет тревогу по поводу экологической обстановки в регионе. Во всем мире остро стоит проблема чистой воды. Как пишет «Эхо», «Грязная» вода - угроза для всех». По данным UNICEF, 23% населения Азербайджана не имеет доступ к чистой воде, однако отечественные экологи рисуют более страшную картину (Р.Керимов, Н.Алиев). В отличие от данных международных структур отечественные экологи делают более страшные признания. По словам президента Национального центра экологического прогнозирования (НЦЭП), эколога Тельмана Зейналова, «доступ к чистой воде не имеют не 23%, а все 100%! Потому что чистая вода - это та вода, которая отвечает европейским и мировым стандартам, ее можно употреблять, - но у нас из крана течет несоответствующая принятым стандартам техническая вода, таящая в себе опасность для граждан Азербайджана». Ему вторит и председатель Движения зеленых Азербайджана Фарида Гусейнова. «Почти все население Баку и Азербайджана, которое пользуется водой из Куры, не имеет доступа к чистой воде. Дело в том, что куринская вода, которая по водопроводу подается населению, не соответствует стандартам питьевой воды, но люди, не имея альтернативы, вынуждены пользоваться ею... Для пищевых нужд можно пользоваться и подземными родниковыми водами. Но весь ужас в нашей стране в том, что в большинстве мест предгорных и горных районов в водопроводе используется речная вода, подземные грунтовые воды же очень мало используются для водоснабжения населения».

Тему экологического загрязнения продолжает «Зеркало». В статье «Экология и энергетическое будущее Азербайджана» директор Института нефтехимических процессов им. Ю.Мамедалиева, академик М.И.Рустамов и старший научный сотрудник лаборатории крекинга и пиролиза Т.А. Мамедова рассматривают дальнейшее развитие «чистых» видов топлива. «Будущее азербайджанской энергетики должно быть ориентировано на экологически чистое водородное топливо и топливные элементы на его основе, что с каждым годом занимает все большую нишу в мировой энергетике. Наиболее перспективным с экологической точки зрения методом получения водорода является расщепление воды в результате электролиза, термолиза, воздействия излучения (фотолиза и радиолиза). Учеными института проведены исследования по всем вышеперечисленным методам получения водорода и рассмотрены варианты использования всего потенциала водорода, в том числе и получаемого в качестве побочного продукта в процессах нефтехимии и нефтепереработки».

«Азербайджанские Известия» знакомят читателей с неординарным человеком Юрием Мамедовым. В статье Э.Гусейнова «Впереди - новые дороги» рассказывается об очередном путешествии, совершенном велосипедистом. Имя этого человека известно далеко за пределами нашей страны. «В путешествии, посвященном завершению БТД, Юрий Мамедов преодолел на велосипеде свыше 3000 километров». По словам Ю.Мамедова, путешествия для него – увлечение всей жизни. За четыре десятка лет он посетил Польшу, Германию, Италию, Грецию, Иран и некоторые страны Средней Азии. «Самой длительной стала поездка, конечной целью которой был Париж, - это было десять лет назад в 1996 году. «Последнее путешествие было посвящено завершению строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Юрий Мамедов проехал вдоль всего маршрута БДТ, побывав в Тбилиси, Эрзуруме, Джейхане, Анталье, Измире, Трое, Самсуне, Трабзоне и других городах, дал интервью средствам массовой информации Грузии и Турции... А еще он открыл «для себя во время этого путешествия… Девичью башню. Произошло это примерно за сто восемьдесят километров до Эрзурума, в городе Олсу, где путешественник совершенно неожиданно для себя и увидел это сооружение - точную копию нашей башни, древнего символа Баку. Даже странно, что никто никогда об этом не говорил и не писал».

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Упражнение в сонотворении
© Portu