И жизнь, и слезы, и любовь…
Неделя прошла под знаком дискуссии вокруг продления срока президентских полномочий в Азербайджане – с пяти до семи лет. Газета «Зеркало» в статье субботнего номера «Президентство в семь лет - подарок для некапризного общества?» (авт. – Дж.Байрамова) предлагает читателю поразмышлять о том, есть ли необходимость в изменении Конституции страны и проведении референдума по этому вопросу среди населения республики. В качестве примера приводятся Франция и Турция, однако высказавшиеся в «Зеркале» эксперты практически едины во мнении: в продлении президентских полномочий на данный момент необходимости нет. «Турция - это парламентская республика, где президент выполняет полномочия главы государства, а не исполнительной власти. Во Франции с полномочиями президента если ситуация и сложнее, однако там имеется избираемое народом правительство. В нашем же случае нет правительства в подлинном смысле этого слова, а Кабинет министров - это просто исполнительная структура при президенте. Министров, как правило, назначает сам глава государства, и даже согласие парламента в этом случае носит формальный характер. Так что продление срока полномочий президента в этих условиях выглядит попыткой чрезмерного усиления исполнительной власти", - считает эксперт по международному праву Эркин Гядиров.
Другой точки зрения придерживается политолог Рустам Мамедов. По его мнению, республике нужна сильная власть: «Поймите, речь вовсе не идет о том, для кого это делается, а о том, для чего это делается. Ведь каждые пять лет проведением выборов наше общество изрядно политизируется и отвлекается от главных задач созидания и государственного строительства. Выиграть время - думаю, что именно эта цель была взята за основу семилетнего президентства в той же Турции или Франции. Здесь экономятся ресурсы, и, что самое главное, раскрывается весь потенциал главы государства».
Печальную проблему ставит в статье «Пугающая тенденция тяги к суициду» газета «Эхо» (авт. – Р.Керимов). Согласно наблюдениям главного психолога Регионального центра психологии Даяната Рзаева, в 2006 году число самоубийств в Азербайджане по сравнению с прошлыми годами выросло на (!) 10%: «По официальной статистике, ежегодно в мире себя убивает 1 миллион человек. Среди них 280 тысяч китайцев, 30 тысяч американцев, 25 тысяч японцев, 20 тысяч французов, 51 тысячи русских (lossofsoul.com). При этом официальная статистика приблизительно в 4 раза отличается от реальной, поскольку в нее попадают только явные случаи». А что же Азербайджан? У нас в стране, как это ни грустно, количество самоубийств увеличилось…. Психолог отмечает, что в Азербайджане причинами суицидов преимущественно становятся социально-экономические факторы, очень часто люди не находят взаимопонимания. Рассказывает психолог и о наиболее распространенных способах ухода из жизни в нашей стране: это самосожжение (обычно женщины), прыжок с высотных зданий. Сегодня в Азербайджане необходимо вплотную заняться этой проблемой, полагает психолог. «В США в свое время была запущена программа укрепления психического здоровья, действуют социально-психологические службы (СПС). Схожую систему - СПС, телефоны доверия нужно задействовать и нам, но здесь такая система если и есть, не действует так эффективно, как за рубежом», - считает Д.Рзаев.
Газета «Эхо» посвятила страницы субботнего номера рассказу о Театре оперы и балета - в статье «И мастерство, и вдохновенье» (автор - Камилла Гусейнова, ведущая солистка балета, заслуженная артистка Азербайджанской Республики, лауреат премии «Золотой дервиш»): «Порой те, кто критикует деятелей культуры, не замечают настоящих художников, которые каждый день, преодолевая немало трудностей, дарят людям свое творчество, создавая не только внешний блеск сцены, но и свет духовный, внутренний». К.Гусейнова вспоминает всех, с кем работала за десять творческих лет в Театре – это и великолепные хореографы народная артистка Азербайджана Тамилла ханым Ширалиева и Пулум Агалыу, и дирижер, народный артист Азербайджана Джаваншир Джафаров, и Акиф Меликов: «Сколько уже сделано, а сколько еще интересного в планах. Успешно прошли премьеры национальных опер «Кероглу» и «Натаван». Опера «Трубадур» из классического репертуара зазвучала со сцены театра в новой версии.
Необычной и интересной была премьера балета «Раст». Зритель восторженно встретил новый балет «Любовь и смерть» (или «Со смертью танцующая любовь»). Любителей классического балета порадовали постановкой одноактного балета «Шопениана». Всего несколько недель назад зрителю на суд была представлена комическая опера из национального наследия «Не та, так эта». И все эти спектакли на высоком профессиональном уровне исполняли актеры нашего театра».
В рубрике «Культура» субботнего номера газеты «Зеркало» размещена программная статья «Невостребованное величие азербайджанского актера» (авт. -
Ф. Мамедов-Пашабейли). В ней автор предлагает поразмышлять на тему – почему в Азербайджане, отнюдь не обделенном великими актерами, имена тружеников азербайджанского актерского цеха не блистали и не блистают, не получали и не получают заслуженную мировую популярность: «Азербайджан обладал и поныне обладает величайшими актерскими талантами, поднимающими искусство лицедейства на космическую высоту. Мы видели и видим величайшие и неповторимые актерские работы, мастеров отечественной сцены и экрана. Но возьму на себя смелость сказать, что судьба азербайджанского Актера напоминает мне всем известную сказку о Золушке. Но только первую ее часть. Почему? Да потому, что, в отличие от сказочного персонажа, который в конце концов получил свой шанс и блестяще использовал его, азербайджанский актер, несмотря на самоотверженный, упорный труд, неистребимую и вечную любовь к искусству, на свои громадные потенциальные возможности в профессии, такого шанса не получал. Есть ли в Азербайджане актеры с мировым именем? Нет. Были ли во времена СССР азербайджанские актеры, которые имели пусть и не мировую, но хотя бы стабильную всесоюзную славу? Если не считать оглушительного мирового триумфа экранизации произведения великого Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» и заслуженного успеха Рашида Бейбутова, то ответ будет опять однозначным – нет». Далее автор прослеживает путь азербайджанского театра, начиная с уличных постановок и театрализованных народных сцен «Коса-коса», «Гаравелли» «Килимарасы», «Шах Селим» (кукольные спектакли) и заканчивая современными постановками действующих в Баку сценических площадок. И одна из главных проблем, по мнению автора, - невостребованность актеров, причинами которой являются отсутствие достойного драматургического материала и стереотипность режиссерского мышления: «Одной из самых главных причин ухода со сцены величайшей актрисы современности Шафиги Мамедовой являлось именно это. Действительно, в стране режиссеров, мыслящих неординарно, при этом будучи профессионалами своего дела, крайне мало. При этом мы не ценим и то, что имеем. Бесконечно талантливый режиссер Джахангир Новрузов оказался не у дел в Азербайджане. Достаточно долгое время он находится в Турции. Не слишком ли расточительно разбрасываться такими талантами при таком ощутимом их дефиците? Также у нас наблюдается почти полное отсутствие критики. Я что-то не встречал в печати театральных рецензий, профессионально разбирающих ту или иную постановку, указывая на недостатки и отмечая плюсы премьерного спектакля. А если и появляются рецензии, то они весьма и весьма сглаженные и в основном состоят из комплиментов. О том, что наш театр погряз в комплиментаризме, говорил в одном из своих интервью выдающийся режиссер, безвременно от нас ушедший Гусейнага Атакишиев: «Нам нужно реально оценивать события и интересоваться реальным состоянием нашего театра. Надуманными похвалами мы переходим степень разумного. С прошлого века до сего времени мы не уставали хвалить себя и так увлеклись взаимными комплиментами, что не заметили угасания театра».
Газета «Азербайджанские Известия» проводит любопытный опрос – «Может ли стать Баку столицей Олимпиады-2016?». Во всяком случае, претендовать на это право мы будем, причем среди таких маститых конкурентов, как Мадрид, Рим, Токио, Рио-де-Жанейро, Стамбул… По мнению Рагифа Аббасова, главы пресс-службы Министерства молодежи и спорта Азербайджана, проведение Олимпиады в Баку нам вполне под силу: «Учитывая экономический рост Азербайджана и то внимание, которое уделяется в последние годы созданию современной спортивной базы в стране, Баку вполне по силам проведение главных на планете спортивных соревнований. К примеру, Афины, принимавшие Олимпиаду-2004, потратили на их проведение около 4 млрд евро, а спортивные сооружения в этом городе были построены практически за последние пять лет. Азербайджан намерен потратить на эти цели 5 млрд евро. До конца следующего года у нас планируется завершение строительства 11 олимпийских комплексов, а в 2008-м — не менее семнадцати спортивных сооружений. Кроме того, уже началась реставрация олимпийского манежа, будет заново пересмотрен вопрос о гребной базе в Мингячевире. Мы приступили к детальному изучению всех нюансов подготовки к проведению Олимпийских игр на примере Пекина. Параллельно, как известно, развернулась и значительная работа по улучшению инфраструктуры города: растет число отелей, осуществляется строительство мостов и дорожных развязок, международных аэропортов и т.д. У нас есть все возможности в случае принятия Международным олимпийским комитетом заявки нашей столицы на проведение летних Олимпийских игр 2016 года придать этой работе еще больший масштаб и выполнить все требования, предъявляемые к их проведению». Зато есть и не столь оптимистичные мнения участников опроса - лучше такую крупную сумму денег потратить на реформу образования и здравоохранения, считают они.
Культурная страничка газеты «Азербайджанские Известия» представлена статьей «Вся мудрость Востока» (авт. – М.Калантарли), рассказывающей о
третьем номере сборника переводов «Шарг». Сборник состоит из четырех разделов: «Литературно-философские источники», «Историко-этнографические истоки», «Современный литературный процесс» и «Бессмертные личности, жемчужины литературы». Раздел «Литературно-философские источники» в первую очередь знакомит читателя с творчеством великого азербайджанского философа-мыслителя XI века, поэта с мировым именем Баба Тахира Урйана Хамадани, автором бессмертных «дубейти» — парных бейтов-двустиший на персидском языке, а также философского трактата «Келамети-гисар» («Краткие мудрости»). «Историко-этнографические истоки» начинается переводом с русского на азербайджанский язык фрагментов из «Сафар-намэ» известного арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана, посвященных тюркским народам Волго-Камской Булгарии. Эта работа выполнена Ф.Хатамовой по книге А.Р.Ковалевского, опубликованной в 1956 году в издательстве Харьковского университета. В третьем разделе, помимо других интересных переводов, можно ознакомиться с художественным переводом с фарсидского на азербайджанский рубаи поэта Небиуллаха Санаи (Пуйа), одного из замечательных современных поэтов Ирана. Последний, четвертый раздел сборника — «Бессмертные личности, жемчужины литературы» представлен переводом М.Дадашгызы романа Курта Давида «Тенгери» с немецкого на азербайджанский язык, что, как и все публикации альманаха, несомненно вызовет интерес широкой читательской аудитории.
Проблема бесконтрольной застройки города поставлена в статье «Что диктует инстинкт самосохранения?» газеты «Наш век» (пятница). В статье предлагается беседа с заслуженным строителем Азербайджана, кандидатом технических наук Эмилем Ахундовым: «В моем понимании бакинец - это тот, кто не просто родился и вырос в этом городе, а более всего тот, кто принял веру бакинца, которая включает в себя дух, культуру, нравственные принципы этого уникального города. Бакинцы - это народ, который одинаково с замиранием сердца слушает мугам, тонко чувствует импровизации джаза, богатство европейской классики. И потому мне трудно равнодушно созерцать, с каким ожесточенным варварством уничтожается сегодня этот город людьми с совершенно противоположным мышлением, уровнем культуры и нравственной ориентацией».
Строительный беспредел в городе пора остановить – в этом едины и журналист, и строитель. Прежнего Баку больше нет, и вернуть его невозможно. Но стоит хотя бы попытаться остановить катастрофическую застройку города, пока мы не потеряли то, что нам еще осталось – совсем немного центральных улочек, сквериков и тупичков.
По мнению Ахундова, при строительстве многоэтажных «монстров» напрочь забываются правила и нормативы, и жить в таких домах просто опасно для жизни:
«При этом кому-то еще приходит в голову гордиться тем, что он строит в Баку второй Нью-Йорк. Хороша гражданская позиция, не правда ли? Редкому варвару могло прийти в голову забетонировать на глубине 5-6 метров древнейший город в Бакинской крепости, причем, я уверен, что сделал он это не просто с равнодушием, а больше - с кровожадным удовольствием».
Что-то строят, а что-то – полностью перестраивают (хорошо, если не уничтожают!). В материале «Загатала - без старины?» Фаика Закиева мы узнаем, что главная гордость Загатал – боевая крепость на каладузе, «в которой в позапрошлом веке под строгим надзором томились поляки, в 1864 году поднявшие восстание в вассальном России «Королевстве Польском», а в 1905 году - матросы броненосца «Потемкин»...», ныне полностью скрыта от глаз наблюдателя построенными вокруг нее домами: «обширный плац перед цитаделью из конца в конец застроили кварталами этажных зданий, за которыми и «спрятался» северный фасад с фортификационными крепостными сооружениями. А слегка округлый угловой стык небольшой части полуразрушенной северо-восточной стены, «каменным носом» разбитого корабля боязливо выглядывавший из-за крон деревьев, слева по дороге на каладуз, смотрится всего лишь театральной декорацией, не больше... Но, даже миновав «заслоны» из кварталов, все равно никак не попасть в крепость, в которой в старину сидел военный комендант, окружной начальник, находились госпиталь, гарнизонная церковь, а позднее - работали мебельная фабрика, орехоочистительный цех, поликлиника с амбулаторией, а еще школа-интернат, позднее уступившая свое здание историко-краеведческому музею: в крепость ныне не пускают ни туристов, ни историков, ни археологов». Преступное небрежение прошлым грозит уничтожением будущего…
Рекомендуем также к прочтению статью Юргена Шмидта «Два юбилейных года и вся жизнь Арифа Мирзоева», опубликованную в последнем номере газеты «Вышка». Газета предлагает читателям погрузиться в мир музыки великолепного азербайджанского композитора, органиста-импровизатора, проживающего в древнекатолическом городе Германии – Фульде. А.Мирзоев – почетный член Нового Международного общества имени И.С.Баха, дважды номинант на Государственную премию России (2000 и 2002 годы), член международной «Бах-академии», проводивший авторские концерты в Вестминстерском аббатстве, в Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне…