Алия: “Я - “Проект себя”
Блестящий свить венок
Совсем не мудрено.
Трудней главу найти
Достойную его.
(Гете)
“Я смотрю в календарь и вижу, что скоро зима, наша улица на глазах меняет цвета...” - эти строки вполне подходят для Санкт-Петербурга, но абсурдно звучат по отношению к нашему городу, в котором это время года полностью деградировало, превратившись не то в затянувшуюся осень, не то в раннюю весну. И Дед Мороз вместе с Санта Клаусом сюда больше не ездоки.
В то время, как во всех, уважающих себя (и Деда с Клаусом) регионах выпал снег, у нас ходят в пиджаках с курткой наперевес, перемешивая сапогами опавшую листву с уличной грязью.
Некоторые из них в предпоследний день ноября спешили в театр Музыкальной комедии на Гала-концерт фестиваля молодых исполнителей “Бакинская осень”, инициатором создания которого являлся маэстро Тофик Кулиев. Символично то, что после двенадцатилетнего перерыва фестиваль возобновил свое существование в год кончины замечательного композитора. Как известно, человек живет, пока “живут его дела”. И хотелось бы, чтобы этот фестиваль вновь стал ежегодным мероприятием культурной жизни страны. Итак...
29 ноября “Бакинская осень”, наступая на пятки приближающейся календарной зиме, завершила творческий марафон, выявив лауреатов и победителей, с которыми мы вас начинаем знакомить. Сегодняшней визави стала обладательница первого места по количеству набранных баллов - Алия. Она родилась 26 августа 1981 года, и за 19 лет своего существования успела научиться самому главному - оставаться сама собой в любых жизненных ситуациях. Все, кто с ней знаком или хоть раз видел ее на сцене, знает, что ее талант достоин самой высокой оценки. Как известно - вино не читают, вино пьют. Так что, сходите вечером в “Финнеганс” и послушайте.
ОДНА НА МИЛЛИОН
- Как все началось? Все началось очень странно. Дело в том, что я вообще могла бы не родиться: моя мама, когда была беременна мной, упала. Потом были операции (в том числе и пластические) и, в результате всех этих происшествий, врачи, которые “осматривали” меня в Москве, пришли к заключению, что я являюсь экстраординарным ребенком. Такие, говорят, рождаются в соотношении один к миллиону. Уж не знаю, по каким таким показателям...
В связи со всем вышеизложенным у моих родителей были большие надежды. В школе я была способным ребенком: помимо всего прочего - пела и хорошо рисовала. Я художник, некоторые мои работы даже продаются. Когда мне исполнилось 16 лет, я пошла в редакцию газеты “Зеркало” работать карикатуристом.
В 11-м классе меня пригласили петь в группу, которая называлась “Эмаж”. Играли там страшный андеграунд, но это продолжалось недолго. Позже я пела еще в одной группе...
Что я слушала? Абсолютно все подряд. Сейчас мне интересны ирландские хоры, Милен Фармер и т.д...
ТЕЛЕФОН ВМЕСТО КАМЕРТОНА
- Мне сказали, что для участия в “Бакинской осени” необходимо исполнить песню на азербайджанском языке. Вы знаете, я до сих пор еще не сталкивалась с национальным пением. Мне очень нравится Алим Гасымов, но - одно дело слушать, и совсем другое - петь самой. Мне пришлось самой написать музыку к стихам довольно известного поэта. Но, в конце концов, в песню вошло меньше половины того, что он сочинил. С помощью Фуада Мирзоева (занявшего третье место на фестивале) мы отредактировали стихи, которые теперь можно уже считать моими.
Самое интересное то, что нот я не знаю, и до сих пор сочиняю, напевая придуманное на магнитофон.
Эту мелодию впоследствии аранжировал профессионал - творческий человек с хорошим вкусом. Мы с ним работали каких-то три или четыре часа. Все это время он просто жил моей музыкой и сотворил нечто потрясающее по своему звучанию. Она так ему понравилась, что он даже сказал: “Все песни для себя пиши сама. Потому, что это ни на что не похоже”...
НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ
- ...Мне кажется, что не все участники фестиваля в финале сумели полностью эмоционально “открыться”. На отборочных турах они выступали лучше. У меня тоже не получилось “открыться” в полной мере, над этим надо еще поработать.
Я часто нахожусь в состоянии, когда боюсь “потерять себя”. Но кроме папы и мамы есть еще Бог, который подарил мне способность личностного восприятия, “стержень”, готовый образ. И не стоит кривляться, нужно просто совершенствоваться, доводить образ до идеала...
Какая музыка мне близка? Мне нравится не только блюз, но и любая музыка наполненная духовностью и эмоциями. И Джаван Зейналлы, слушая меня, “прослезился”. Он переживал вместе со мной эмоциональное давление от исполнения. Я не говорю, что это должно происходить со всеми, но я кайфую, когда максимально переживаю момент исполнения. И если кто-то из слушающих тоже поймал этот кайф, значит у меня все получилось. Слушатели говорят: “Каждую песню вы проживаете, когда вы поете, видно, что вам самой от этого хорошо...”.
ДИСТРАКШН
- На Гала-концерт я пришла с двумя песнями. Это “Same as you” Скотта Эндерсона и “Гурбан адына” в качестве акапелло. Я хотела сказать, что у меня есть своя группа, называется она “Дервиш”. Я записывалась в составе с Рафиком Велиметовым, Зауром Ширбабаевым и Геной Гасиевым. Это не авторский материал, мы с этими песнями работаем в баре “Финнеганс”.
Я репетировала акапелло “Гурбан адына” с Вагифом Герай-заде и хотела спеть так, как исполняли раньше. Но у меня не получилось того, что я хотела. Очень жаль. Эта мелодия подходит мне по эмоциональному накалу. Все, что я исполняю - это женские песни о любви. Только “Same as you” - это скандальная песня в которой ОНА говорит: “Когда делаю все, что я хочу, говори мне об этом, потому что я ничем не хуже тебя”. В ней женщина качает права. Эта песня - вызов. В тот момент мне было необходимо создать образ уверенного в себе человека, претендующего на победу. Мне необходимо было побороть свое подавленное состояние после землетрясения и заставить себя собраться после трудного полуфинала. Такие вещи, как “Cool” - это разрушение, сильное напряжение очень тонких эмоций. Это как любовь, когда ты уже без сил...
После победы я надеюсь, что смогу сконцентрироваться, заняться собой, чтобы совершенствоваться и повернется в мою сторону удача, которая даст мне возможность все это претворить в жизнь. Я - “проект себя”, но, тем не менее, я хотела бы спеть блюз с Джаваном Зейналлы.
Мне интересно наблюдать чье-то творчество. Например, группа “Promoted Garlic”, в песни которой я могу внести что-то свое, сделав их еще интереснее. Мне знаете, чего не достает? Желания себя “вытаскивать”. Я охотнее восхищаюсь чьей-то музыкой... Что касается перспективности или ненужности того, чем я занимаюсь, то я еще не встречала человека, который сказал бы, что это никому ненужно. Другое дело, если это чуждо или является чем-то новым. Но мне это не грозит. Я - бакинка, азербайджанка и мне нет необходимости пользоваться формальными национальными “миллизмами” для создания колорита. У меня даже эмоции бакинские, азербайджанские...
* * *
...На дворе декабрь. Прошла бакинская осень, но люди по прежнему ходят в пиджаках, с курткой наперевес, лениво перемешивая сапогами опавшую листву с уличной грязью. Скоро елка...