руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
03 дек.
21:36
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine
Все записи | Статья
воскресенье, апрель 10, 2005

Азербайджанский рок. Группа "Эксперимент ОК"

 

«Ты стал нашей песней, товарищ рабочий!»

Азербайджанский рок внес свой вклад в развитие советского рока. В знаменитой антологии "Рок-музыка в СССР" Артема Троицкого, есть упоминание о наших рок-группах: "В Баку рок пришел в середине 60-х. Главным толчком послужила активность и лояльность комсомольского руководства города, усилиями которого на протяжении более 10 лет проводились различные фестивали и конкурсы, носящие порой чисто условные названия. Ведущими ансамблями первого периода (до начала 70-х) были "Эскулап" (Мединститут), "Хурамиты" (Ин-т народного хозяйства), "Экспресс - 118", "Пязявянг", играющие в основном мягкий рок и ритм-энд-блюз. Несомненным же лидером была группа "Цвет", первой применившая в своих композициях медные духовые инструменты.

С начала 70-х в лидеры выходят коллективы, ищущие свой стиль, экспериментирующие в различных направлениях музыки. Группа "Джур-бя-джур" под руководством Джангира Караева, и "Бревис", работающая в манере "Chicago" и "Blood, Sweat & Tears". Среди вузовских коллективов к тому времени лидировали ансамбли "Три огня", "Сеирли Сэслер".


Группа "Эксперимент". Начало 70х. Репетиция в Медицинском Института. Слева-направо: Марк Вайнбранд, Азер Мехтиев, Гари Ишханов, Азер Керимов

И все же весомую роль в становлении азербайджанской рок-музыки сыграли две группы - "Эксперимент ОК" (…творческая лаборатория композитора Октая Кязимова) и "Ашуги" под руководством Эльхана Шихалиева. Музыканты последней органично использовали народные инструменты: тар, уд, кяманчу. В отличие от Москвы и Ленинграда, в Баку рок не существовал полулегально.

Долгое время внушительную вузовскую самодеятельность представляла группа "Озан". С переменным успехом она исполняла свою музыку и прошла все стадии увлечения - от хард-рока до электробрейка.

В начале 80-х рок исполняли и некоторые профессиональные коллективы. Наибольший интерес представляла созданная при коллективе "Гая" группа "Талисман". Несколько удачных концертов были даны группой "Гюнель" под руководством Рафаэля Ахундова, ориентированной на софт-рок. Позже эта группа трансформировалась в группу "Акция"...".

Обратиться к истории азербайджанского рока нас заставила чистая случайность. Каждому приятно получать подарки, особенно, подарки от друзей, которые живут далеко. Ведь часто бывает, что закадычные друзья, разделенные многими тысячами километров, из друзей постепенно превращаются в просто знакомых, а затем совсем теряют связь. Но это не про наших сегодняшних героев, для которых весенний месяц апрель стал по-настоящему счастливым.

Мы поздравляем с прошедшим днем рождения (10 апреля) вокалиста и ударника культовой для своего времени азербайджанской рок-группы «Эксперимент ОК» Азера Керимова и соло-гитариста этой же группы Марка Вайнбранда - с наступающим (19 апреля)!

Небольшой экскурс в историю нашего интернационального города привел к тому, что мы окунулись в незабываемое прошлое культурной жизни Азербайджана – 60-е – 70-е годы – расцвет совершенно чуждого советскому соцреализму такого направления музыки как рок. И поделилися с нами своими воспоминаниями Азер Керимов – человек, раз и навсегда полюбивший рок.

- Мало кто из сегодняшних бакинцев знает, что Баку когда-то пережил настоящий рок-бум, эта страница нашей истории забыта. А как все начиналось?

- Представьте себе: на фоне серой, заунывной эстрады того времени, и вдруг – свежий ветерок с «той стороны». Конечно, для нас, тех, кто был самозабвенно влюблен в рок, все начиналось с «Битлз», «Роллинг Стоунз» и многих, многих других.

В то время мы были еще совсем мальчишками, учились в школе, и сказать, что многое понимали в текстах песен, нельзя. Для нас тогда главным был новый ритм. Ритм, манера исполнения, использование новых инструментов, которые вообще не фигурировали на советской эстраде. Настолько сильна была власть этих ритмов, этой музыки, что даже, несмотря на антипропаганду, антиагитацию, даже запрет, мы полюбили эту музыку навсегда. Ночами слушали радио, ловили зарубежные волны, у меня и моих друзей было буквально по минутам расписано, во сколько и какая радиостанция передает эту музыку. В то время даже шахский Иран передавал рок-музыку.

Как и во всем Союзе, в Азербайджане очень трудно было достать настоящие виниловые диски. Когда появились первые винилы – спасибо Жене Лысому (многие его, наверное, и сейчас вспоминают добрым словом), мы переписывали песни и слушали такую музыку на «ребрах». Этот человек контрабандным путем доставал диски и за «трешку» разрешал нам перезапись. С каким благоговением, чуть ли не пинцетом, в полиэтиленовом конвертике, чтобы не дай Бог оставить пальчики, передавался нам диск. Ведь он был на вес золота. Да золото было легче достать!

А позже «рок-н-роллы» продавали на Парапете (бывший садик Карла Маркса) из-под полы. Мы часто туда ходили и покупали диски.

- Вы профессионально занимались музыкой?

- Музыкальное образование в нашем коллективе было у всех, кроме меня и бас-гитариста Гарика… Я был барабанщиком и вокалистом группы. Клавишник наш – Азик - имел десятилетнее музыкальное образование, а соло-гитарист Марик - начальное музыкальное образование. Сам ансамбль сформировался как «Эксперимент Октая Кязимова» («Эксперимент ОК») в составе: Азер Мехтиев – клавишные, вокал; Азер Керимов – ударные, вокал; Гарри Ишханов, бас-гитара; Марк Вайнбранд – соло-гитара.
Это был наш костяк. До этого были, конечно, «искания» - группа появилась в 1967 году, когда мы еще учились в школе, Гарик, Марик и я. Мы встречались, беседовали о музыке, и в какой-то момент подумали: а почему бы и нам не попробовать? Марик немного бренчал на гитаре, я выстукивал ритм по столу.

- А как решили с инструментами?

- Тогда их достать было практически невозможно. Самые первые наши инструменты – это обычные гитары, а у меня – как у барабанщика! – был свой настоящий пионерский барабан (!). Мы его позаимствовали в каком-то красном уголке, перекрасили в белый цвет, чтобы не так был узнаваем. За «трешку» купили у солдата из военного оркестра одну тарелку… Вот такой была моя первая ударная установка! Усилители кустарного производства, мощностью в 10 ватт умещались в чемоданчиках, с которыми обычно ходили в… баню! Это потом появились 25 ваттные «Кинапы» (киноаппараты).

Большинство групп и ансамблей устраивались в какой-нибудь Дом культуры, где были свои инструменты. Во всех вузах существовали актовые залы, где тоже была аппаратура – усилители, ударные установки, микрофоны и т.п. И при каждом вузе был свой ансамбль. Словом, группы выкручивались, как могли. В то время развивалась и всячески поощрялась самодеятельность, так что подобные группы являлись лицом учебного заведения или предприятия, участвовали в различных смотрах, конкурсах – наряду со спортивными, танцевальными кружками. Например, если кто помнит, в медицинском институте была своя танцевальная группа «Чинар». То же самое и с ВИА. Нас посылали с концертами по местам ударных строек. Мы выступали в Пятигорском институте иностранных языков, во Львове. Во время зимних каникул по так называемому обмену их коллективы приезжали к нам в Баку, а наши наносили визиты к ним.

- Когда же вы состоялись как рок-группа?

Гарик, Марик и я в школе образовали костяк нашего ансамбля. К нам приходили и уходили другие участники, а с окончанием школы мы поступили в разные вузы, но группу хотели сохранить. К сожалению, встал вопрос – где репетировать? Наш фанатизм, наша преданность музыке заставляли нас ездить в Баладжары, в депо, репетировать в тамошнем актовом зале… В неделю мы ездили туда два-три раза. Но все это, на мой взгляд, было начало. Как коллектив мы состоялись уже после знакомства с Октаем Кязимовым. Это самый настоящий подарок судьбы, все было неожиданно – при очередном поиске места для репетиций мы набрели на Дом культуры им. Шаумяна, в котором в тот момент шел набор в разные кружки. В том числе и в вокально-инструментальный ансамбль. А мы уже и были тогда готовеньким ВИА – я, Гарик и Марик. Постучались. Вышел к нам Октай Кязимов. Прослушал нас. Сказал, что у него уже есть на примете два-три своих кандидата в ансамбль. Эти двое-трое, к слову, оказались впоследствии весьма знаменитыми музыкантами: один из них, клавишник - Эльдар Мансуров, ныне знаменитый композитор, другой – саксофонист Эльхан Шихалиев, руководитель группы «Ашуги». Играли мы с ними больше года.


Группа "Эксперимент". Исполнение песни "Hey Joe"

- А когда к вам пришло всеобщее признание?

- Первый наш фестиваль – «АГУ-51». Это был семидесятый год, на фестивале мы заняли второе место. Причем разделили второе место с таким именитым ансамблем, как «Эскулап». На этом фестивале был исполнен «Хей Джо» Хендрикса. С нами в составе группы на фестивале играли также Махмуд Керимов, Эльдар Мансуров и Эльхан Шихалиев (будущий руководитель группы «Ашуги»). А первое место заняла рок-группа «Шимшэк», представляющая сам госуниверситет – сторону-устроителя. Обычно, когда проходили подобные фестивали, первые места в них присуждались «родным» коллективам. Но никто в обиде за это не был…

Хочу подчеркнуть, что занимаемые места для нас не имели никакого значения – апплодисменты публики – вот что было для нас главным. Во многих фестивалях мы принимали участие, как гости, а не как конкурсанты. Для нас всегда главным было играть эту музыку. Не было духа соревновательности, а было чувство единения.

Спустя некоторое время Эльдар и Эльхан пошли своим путем, и мы стали искать клавишника в группу. Это было в 1970 г, я как раз поступил учиться в мединститут. И я стал искать среди моих коллег подходящую кандидатуру. Мы прослушали нескольких ребят, и оказалось, что лучше всех нам подошел Азер Мехтиев. В течение многих лет мы играли вместе, и он стал частью нашего коллектива. А с Октаем Кязимовым мы работали все время.

- Даже само название группы - «Эксперимент ОК» - тоже связано с Октаем Кязимовым…

- Дело в том, что Октай Кязимов писал очень интересную для того времени музыку. Это была популярная азербайджанская музыка, он в основном писал для звезд того времени – Ялчин, Флора Керимова, «Гая»… Но перед тем, как отдать новую песню этим исполнителям, он… «прогонял» ее через нас – чтобы мы ее отыграли, откатали, отшлифовали. Мы, таким образом, экспериментировали, добавляли что-то свое, какие-то новые идеи, ритмы, аранжировки. Он, как правило, одобрял наше творчество, а затем, в уже готовом виде, предлагал песню разным исполнителям. Интересно, что некоторые песни так и не были спеты исполнителями, которым предлагались после нас - потому, что те просто не смогли их спеть – может быть, из-за того, что мы их слишком «осовременили» для того времени, придали необычное для того времени звучание своими аранжировками. Вот и получилось наше название – «Эксперимент Октая Кязимова».

- А кто тогда увлекался роком? Такие же школьники и студенты, как вы?

- В то время все были больны этой музыкой, все любили эту музыку от мала до велика. Уже потом, когда начали проводиться фестивали, люди буквально за месяц «заболевали», обсуждали фестиваль, готовились к нему. Вплоть до того, что посылали «шпионов», чтобы узнать, кто и что будет исполнять. А уж когда начинался сам фестиваль, фактически в городе в этот момент молодежи вы бы не нашли.
Но роком увлекались не только молодые люди. Вспоминая того же Женю Лысого, у которого мы записывали музыку, я несколько раз видел, как к нему приезжали люди, в наших глазах очень взрослые, помню отца и сына. Первый записывал для себя что-то более спокойное, а сын почти то же самое, что и мы…

- А как это согласовывалось с «линией партии и правительства»? Не было проблем в проведении таких фестивалей?

- Знаете, нет. Колоссальную роль в развитии рока в Азербайджане сыграл комсомол. Райкомы, горкомы, первичные организации проводили рок-фестивали, завуалировав их подходящим по случаю лозунгом «Ты стал нашей песней, товарищь рабочий!». Правда, был отбор, была строгая цензура, но мы все имели возможность играть рок. Все прекрасно понимали, что мы вешаем лапшу, говоря, что исполняемая нами песня «Get Ready» - песня голландских пионеров «Будь готов!». Тем не менее, это проходило.

Конец 60-х - начало 70-х – это апогей рок-культуры не только в Азербайджане, но и по всем республикам СССР. Хотя, как мне кажется, Азербайджан здесь был в числе первых. С гордостью вспоминаю, что на одном из фестивалей «Золотая осень», на который были приглашены музыканты из многих республик СССР, выступление нашей группы очень высоко оценили прибалты, сказав: «У нас бы такую группу носили на руках!».
Вы понимаете, что для нас значил этот комплимент, ведь в то время Прибалтика для нас была почти заграницей!

Следующие годы - конец 80-х - начало 90-х – время, когда не было подпитки для развития рок-музыки. Тогда было не до того, сами помните, что творилось в это время.

С этим можно поспорить, ведь именно это время само по себе стало стимулом для развития российской рок-музыки: появилось много новых имен, рок-группы собирали стадионы, а тексты многих песен тех времен не утратили актуальность и поныне.
Мы не можем сказать, почему интерес к рок-музыке в Азербайджане постепенно угас. Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. В республике, по нашему скромному мнению, не осталось как слушателей рок-музыки, так и ее создателей и исполнителей. Жанр невостребован… Здесь и сейчас она нужна очень ограниченному числу людей. Нет уже той атмосферы, которая создавалась интернациональным Баку, нет того единения, которое на фоне застойных 70-х вдохновляло и подпитывало азербайджанский рок.

Но у каждого временного отрезка свои приоритеты. Когда-то это были рок и джаз, другое поколение выбирало КВН, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». Главное, что все это делалось «из любви к искусству», от души и сердца, а не ради зарабатывания денег.

По словам Азера Керимова, они жили этой музыкой. Собирались в чайхане на Сахиле и обсуждали ту или иную песню, манеру исполнения, успехи своих кумиров, говорили только о музыке. Могли притащить огромную компанию домой, чтобы послушать новый диск, а затем разобрать его «по косточкам». В то время они были увлеченными людьми. И эту любовь к року они пронесли через многие годы. В те годы они не имели возможность воочию увидетьи услышать гениальных рок-музыкантов, но они учились играть рок по их записям, в то же время пытаясь найти свою музыку, свой стиль и свой путь...

Рок-группа «Эксперимент ОК» активно выступала вплоть до 1976 года. К этому моменту они все получили высшее образование (Азер Керимов и Азер Мехтиев стали врачами, а Марик Вайнбранд и Гарик Ишханов – математиками), медиков отправили по распределению в район, после этого они еще собирались, играли для себя, но бум рок-движения в Азербайджане пошел на убыль, перестали организовываться фестивали и рок-концерты… Те же исполнители, которые выбрали музыкальную карьеру и стали профессионалами, играли другую музыку, поэтому многие рок-группы в то время распались. Но, несмотря на это, общение среди бывших рокеров продолжалось долгие годы.

Вернемся назад. Так ли все было гладко в те времена? Помощь комсомола в организации концертов, приглашение на фестивали – одна сторона медали, но есть и другая. Концерты, и конкурсы приходилось проводить под видом «песен рабочей молодежи», а сами музыканты время от времени ощущали ненавязчивую, однако твердую «руку» партии и правительства, направляющую молодежное движение в нужное русло. Безусловно, Азербайджану в этом отношении повезло – не так сильно чиновники от культуры довлели над музыкантами, однако… В статьях того времени нас больше всего позабавил «эзопов» язык – рассказывая о группе «Эксперимент ОК», журналистам приходилось писать: «группа, в репертуаре которой песни, воспевающие труд» и т.п. Власть снисходительно глядела на «забавы молодых», однако в случае чего могла и пожурить, и пальчиком погрозить…

Здесь можно вспомнить легендарный теперь уже концерт в Зеленом театре в начале 70-х годов на фестивале «Золотая Осень». Ребята исполнили, помимо своих песен, композицию "Get Ready" голландской группы «Rear Earth». Композиция начиналась с медленных ритмов, а затем постепенно переходила в мощный энергетический драйв. Успех был полный – народ бесновался. Вместе с ребятами на сцене тогда играл Фучик (Фуад Сулейманзаде – прекрасный пианист, виртуозно играющий на фоно), очень тогда молодой (как сказали бы сейчас – тинейджер) музыкант. Под влиянием драйва, музыки, не в силах сдержать кипяющую энергию, он… надел на голову бубен и в таком виде лихо отплясывал прямо на сцене. Естественно, еще больше заводя зал… Милиционеры носились от одного зрителя к другому, пытаясь усадить их на место, а «распоясавшаяся» публика срывала с них фуражки и подкидывала в воздух… Само собой, такие вольности в разгар семидесятых, когда многие исполнители на сцене вынуждены были стоять «солдатиком» - руки по швам, не могли не пройти бесследно. После концерта местная пресса разразилась гневной тирадой-отповедью «зарвавшимся» музыкантам. Вот что писала популярная комсомольская газета «Молодежь Азербайджана»: «Апогеем беспорядков на фестивалев было выступление ансамбля «Эксперимент», когда один из участников ансамбля, надев на голову бубен, стал исполнять на сцене танец живота…». Словом, есть чем гордиться!

Это сейчас смешно, рассказывает Азер Керимов, а тогда «мы чуть не лишились комсомольских билетов»…


Группа "Эксперимент". Концерт в Цирке, 1974-75. Слева-направо: Марк Вайнбранд, Азер Керимов, Гари Ишханов. (Щелкните, чтобы посмотреть увеличенную версию)

Кульминацией в творчестве группы «Эксперимент ОК» можно назвать рок-фестиваль в Бакинском цирке, организованный АзИ. Он продолжался 3 дня: 1-й день – произведения азербайджанских композиторов, 2-й – произвольная программа, 3-й день – выступление лауреатов.

Как вспоминает Азер Керимов: «Люди, сидели буквально в проходах, на лестницах. Но на моей памяти практически на всех рок-фестивалях был подобный ажиотаж. Первый фестиваль, в котором мы принимали участие, прошел в 1969 году во Дворце ручных игр. Так вот там те, кто не попал в зал, пытались влезть в него через крышу. А в цирке мы заняли II место, стали лауреатами, и получили возможность также сыграть в последний день фестиваля. Перед нашим выступлением подошел конферансье и сказал мне, чтобы мы далеко не уходили. И тут он в зале объявляет: «Сейчас перед вами выступит вокалист группы «Эксперимент ОК» Азер Керимов – самый счастливый участник фестиваля»! Я не понимаю, в чем тут дело, и тут нас награждают дипломом, дают медаль и цветы за призовое место. Я собираюсь уйти с арены, но конферансье меня не отпускает: «Вы признаны самым лучшим вокалистом фестиваля!» Снова несут диплом, медаль и цветы. Я опять собираюсь уйти, но меня вновь не отпускают: «Вы признаны лучшим барабанщиком фестиваля!» Опять диплом, медаль и цветы. Но и это оказалось не все! Наша песня «Гариблик» была названа лучшей песней фестиваля! Это стало апогеем нашего творчества».

Но на этом фестивале рок-группа «Эксперимент ОК» установила еще один рекорд: исполнив положенные лауреатам две песни, коллектив собрался освободить сценическую площадку для следующих участников, но зрители не хотели отпускать своих любимцев. Рокеры решили завершить выступление композицией в медленном темпе, чтобы зал немного успокоился. Они исполнили «Гызыл пайыз» Октая Кязимова и покинули арену цирка. Каково же было их удивление, когда они узнали, что зрители в течение последующих 20-ти минут аплодировали скрывшимся за кулисами музыкантам. Один из их товарищей записал эти овации на магнитофон и сохранил запись.

О популярности группы может говорить тот факт, что ее пригласили выступить на… пленуме Союза композиторов Азербайджана. Событие, знаковое по нескольким причинам. Во-первых, ребята считались тогда самодеятельными музыкантами, но тем не менее их сочли достойными, чтобы пригласить в среду профессионалов от музыки. И, во-вторых, это была единственная группа на том мероприятии, которая играла рок. Из других «нетрадиционщиков», приглашенных на пленум, был только легендарный Вагиф Мустафазаде со своей группой, игравшей джаз.

Рок-группа «Эксперимент ОК» была одной из немногих, кто виртуозно исполнял композиции Джимми Хендрикса. Ее ударнику и вокалисту Азеру Керимову даже дали кличку Хендрикс… Кстати, по мнению многих любителей рока, именно Азер Керимов обладал экстраординарными вокальными способностями. Он сказал нам в разговоре, узнав, что мы любим группу Led Zeppelin: «Я старался петь так, как пел молодой Роберт Плант…».


Наверное, об азербайджанском рок-движении будет сказано еще немало. Этим материалом мы приглашаем всех бакинцев поделиться своими воспоминаниями о том времени и о себе, и поздравляем с днем рождения всех, родившихся в апреле!

Специально для Baku Pages
У.Чертовских,
Л.Стативина

Хиты "Эксперимент ОК"

Один из участников группы "Эксперимент ОК" эсклюзивно предоставил пользователям сайта Baku Pages записи хитов группы для прослушивания.

Записи предоставлены исключительно для ознакомления. Коммерческое или некоммерческое распространения и публикация в любом виде строго воспрещена. Скачивание файлов означает, что Вы согласны с этими условиями.

Бизим Даглар (Size: 5.9Mb)
Аман Яр (Size: 3Mb)
Чобан Баяты (Size: 5.1Mb)
Гариблик (Size: 4.4Mb)
Гизил Пайыз (Size: 4Mb)
Представление группы на Азербайджанском Телеведении (Size: 0.8Mb)

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Приснилась мне сегодня одноклассница (песня хул...
© Leshinski