Аида Тагизаде. "Аршин Мал Алан": о спектакле ГИТИС в Баку
В прошлом году в Баку приезжали студенты ГИТИС со спектаклем... "Аршин Мал Алан". Автор статьи Аида Тагизаде - студентка факультета театроведения ГИТИС - родилась и выросла в Москве.
Все хорошее быстро кончается… Театр уехал, немногочисленные афиши сняты, и как будто и не было ни спектакля, ни бурных оваций. Все прошло как сон. Ах! Как хотелось бы, чтобы этот сон длился бесконечно. Сколько радости доставили студенты ГИТИСа своим «Аршин мал алан» жителям Баку!
Несомненно, спектакля и зрители. и актеры ждали с волнением.А как же иначе:
это же «Аршин мал алан»! Попросите кого-нибудь в Баку вспомнить оперетту, и каждый, я уверена, хоть фразу, да пропоет. Так что ответственность на молодых актерах лежала огромная.
Баку – теплый город, и не только потому, что слегка затянувшееся лето подарило гостям из Москвы и бакинцам несколько лишних градусов на термометрах; люди - вот ,что действительно делает город теплым. И, конечно же, в любом случае работу студентов Московского ВУЗа встретили бы радушно. Но такого успеха не ожидал никто! Буквально каждая ария встречалась бурей аплодисментов. Артистов вызывали на бис и не хотели отпускать со сцены. Студенты актерско-режиссерской мастерской профессора Розетты Немчинской преподнесли бакинцам настоящий подарок. Да и сами артисты получили грандиозное удовольствие от своих гастролей в Баку. Единственный минус – мало! Конечно же, такой теплый, радушный прием не смог оставить артистов равнодушными. Наверное, поэтому и играли они с огромным удовольствием.
Вот уже почти 100 лет, как начала свою жизнь оперетта Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Сколько споров велось вокруг этой революционной по тем временам оперетты, первой оперетты на Востоке! Премьера состоялась в 1913 году с блистательным Сарабским в роли Аскера и А. Агдамским в роли Гюльчохры .Интересна история первой экранизации произведения .Гениальная музыка великого Узеир-бека настолько поразила голливудских продюсеров, что в конце 30-х они сняли фильм, позабыв при этом указать имя композитора! Бороться за авторские права решили оригинальным способом - режиссер Р.Тахмасиб в 1945 году снял прекрасный фильм с Рашидом Бейбутовым в главной роли, который имел ошеломляющий успех в стране.
Так что студентам предстояло изрядно потрудиться, дабы, как говориться, не ударить в грязь лицом. И это им, надо сказать, удалось. Студенческий спектакль – это всегда своего рода капустник, и, наверное, к такого рода постановкам нужно бы относиться снисходительно. Однако, что касается «Аршин мал алан», то здесь все было сделано на высоком уровне. Стоит, я думаю, начать с музыкального оформления. Джазовая обработка как влитая легла на гениальную музыку Узеира Гаджибекова. Казалось, что так и должно быть, ничего лишнего. И хотя не все арии вошли в спектакль, оперетта в общем и целом не потеряла своего колорита. Вот только арии Аскера, где он со словами «Ах, спасибо Сулейману!» радушно благодарит своего друга, немножко не хватало. Живая музыка, то есть аккомпанирующий на рояле Виктор Семенов, музыкальный руководитель режиссерской группы, еще больше способствовала созданию соответствующей атмосферы на сцене. Кстати, о сцене… Минимум декораций – максимум эффекта. Декорации можно пересчитать по пальцам: четыре маленьких матраса и один большой сундук, похожий на... гроб. А что еще для счастья надо? – скажете вы. Да в принципе ничего. Все действие велось вокруг этого злосчастного ящика, или, если хотите, сундука. Его переворачивали, вертели, крутили, на нем сидели, стояли, лежали, пели. И все происходило вокруг него одного. Вероятно, этот сундучок заключал в себе гораздо большее значение, чем просто часть мебели. Он был неким центром, зерном спектакля - этакий старинный сундук, который многое повидал на своем веку. Это что-то вроде старого шкафа, символизирующего вечность и обреченность. к которому обращается Гаев в «Вишневом саду», Может быть, этот сундук – есть некая метафора, символ мешающих устоев.Вот и стоит он посредине, и опираются все на него,а молодым и вовсе жить не дает. В сцене объяснения Аскера (Георгий Чкареули) и Гюльчохры (Ольга Смирнова) герои раскачивают вертикально стоящий сундук в такт музыке, тем самым, вероятно, пытаясь расшатать, разрушить старинные, устоявшиеся каноны. Наверное, это одна из самых красивых сцен во всем спектакле и лучший способ показать любовь двух молодых людей, которым запрещено любить. Любовь… вот это показать трудно, а сыграть невозможно. Оперетта не ждет в общем-то от актеров искренности и реализма на сцене. Поэтому чувства несколько гиперболизированы. Признания в любви звучат несколько пафосно, Аскер выглядит слишком героически, Гюльчохра уж очень страдает – все чересчур. Но что поделаешь - оперетта,таковы законы жанра. Что касается Асьи, которую исполнила Мария Гончар, то это внешне своего рода Наташа Ростова - хрупкая, нежная, игривая. Вообще,обе девушки, что Асья, что Гюльчахра напоминают эдаких светских барышень, воспитанных на французских романах, и только восклицания «слава Аллаху» напоминают, что дело вроде как происходит на Востоке.
Наряду с нашими лирическими персонажами все прочие действующие лица (за исключением разве что Сулеймана) - настоящие комические персонажи. Самый потрясающий дуэт – это, конечно, Вели (Сергей Поляков) и Телли (Лидия Тарасова). По-другому и быть не могло! Это самые интересные и веселые персонажи комедии. « Деньги есть? – Есть, есть!» - этот их дуэт самый запоминающийся во всем спектакле.Интересно то, что манерой игры Сергей Поляков ну очень напоминает исполнителя роли Вели в фильме Тахмасиба – Лютвяли Абдуллаева.Это настоящий слуга! На сцене очень органичен и так или иначе постоянно привлекает к себе внимание зрителей. Ну а когда запел!...Зал просто взорвался аплодисментами.Сергей Поляков заставил Вели зазвучать так, как он, очевидно, еще никогда не звучал в другом исполнении. Во всяком случае, Абдуллаева–то он в этом точно обогнал. Не остается без внимания и каждое появление Сулеймана. Дмитрий Пивоваров, с должной осанкой и грацией, с галантностью настоящего джентльмена, обольстительно улыбаясь, взошел на сцену. Ну, действительно, - уважаемый бек! Только несколько американский, ковбойский такой Сулейман. Самый умный, самый сильный и самый красивый, который умом своим помог всем кому только можно и себя не обидел. Сулейман не уставал растапливать женские сердца не только своей игрой, но и необыкновенно красивым голосом. Ну, а после того как Дмитрий запел неожиданно на азербайджанском – зал был просто покорен. Кстати, зрители умилялись, когда ребята пели на азербайджанском, так старательно, четко выговаривая каждое слово. Это действительно подкупило бакинскую публику…
Вторая часть спектакля – «Ностальгия по Дунаевскому» - прошла просто «на ура». Актеры были великолепны. Потрясающие голоса, оригинальное сценическое оформление каждого музыкального номера, прекрасная пластика -
и все это на одном дыхании! Ну и, конечно, финал.Три азербайджанские песни :
«Фиалки» П.Бюль-бюль оглы, «Песня о Баку» Т.Кулиева и «Берибах» - были исполнены на бис дважды. Зал пел вместе с артистами. Это ли не самая высокая зрительская оценка?
Все хорошее быстро кончается…Грустно расставаться. И грустно, когда задумаешься, почему наши продюсеры наперегонки тащат на сцену западные мюзиклы. Фантастическая по мелодичности музыка Узеира Гаджибекова и Дунаевского, прекрасные тексты, да еще в прекрасном исполнении – это ли не путь к сердцам зрителей? Во всяком случае, в Баку несколько сотен человек, которым посчастливилось познакомиться с творчеством московских артистов,еще долго,я уверена, будут помнить этот вечер.