руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
00:49
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Иванов Андрей Алексеевич - певец

1900 - 1970

Русский певец, лирико-драматический баритон (1900-1970 гг. На сцене Большого театра с 1950-го по 1956 год)

Тихий маленький городок Замостье, одна из западных окраин дореволюционной царской России , был весьма не богат событиями в области культурной жизни. Поэтому естественно, что любительский детский хор, организованный учителем местной гимназии Алексеем Афанасьевичем Ивановым, вскоре завоевал широкую популярность в городе.

Среди маленьких певцов были оба сына Алексея Афанасьевича – Сергей и Андрей, горячие энтузиасты отцовской затеи. Братья даже организовали при хоре оркестр народных инструментов. Особенно большое тяготение к искусству выказывал младший – Андрей, с самого раннего детства любивший слушать музыку, легко улавливавший её ритм и характер.

В начале первой мировой войны, в 1914 году, семья Ивановых переезжает в Киев. Атмосфера военного времени не располагала к музыкальным занятиям, прежние увлечения были забыты.

К искусству молодой Андрей Иванов вернулся уже после Октябрьской революции, но профессионалом становится не сразу. Окончив среднюю школу, он поступает сначала в Киевский кооперативный институт. Страстно любя музыку, юноша часто посещает оперный театр, а дома иногда напевает любимые мелодии. Соседка Ивановых по квартире М. Чикирская, в прошлом певица, видя несомненные способности Андрея, уговорила его учиться петь. Юноша берёт частные уроки у педагога Н. Лунда, который полюбил своего одарённого ученика и в течении трёх лет занимался с ним бесплатно, т.к. семья Ивановых в то время располагала весьма скромными средствами. Смерть педагога оборвала эти занятия.

Продолжая учёбу в Кооперативном институте, Андрей Иванов одновременно поступает статистом в Киевский оперный театр, чтобы иметь возможность постоянно слушать оперы и принимать хотя бы скромное участие в их постановках. Особенно нравилось ему пение баритона Н. Зубарева, и, внимательно вслушиваясь, он невольно воспринимал и усваивал принципы постановки голоса, певческую манеру талантливого артиста, имевшую сходство с методом, преподанным покойным Лундом.

Слухи о красивом лирико-драматическом баритоне и больших способностях молодого статиста ширились в музыкально-театральных кругах, дошли они и до оперной студии при Киевской консерватории. В сентябре 1925 года Андрея Алексеевича приглашают в студию для подготовки и исполнения партии Онегина в выпускном спектакле «Евгений Онегин».

Успешное выступление в этом спектакле, зачтённое как консерваторская дипломная работа, решило дальнейшую судьбу молодого певца, широко открыв ему путь на оперную сцену.

В то время наряду со стационарными оперными театрами существовали передвижные оперные труппы, разъезжавшие по разным городам. Такие труппы складывались в основном из артистической молодёжи, нередко в качестве гастролёров в них выступали также достаточно крупные, опытные певцы.

Организатор одного из таких коллективов пригласил к себе Андрея Алексеевича, вскоре занявшего ведущее положение в труппе.

Может показаться просто невероятным, что , придя в коллектив с единственной партией Онегина, Андрей Алексеевич в течение года работы приготовил и спел 22 партии. В том числе такие, как князь Игорь, Демон, Амонасро (Аида), Риголетто, Жермон (Травиата), Валентин (Фауст), Эскамильо (Кармен), Марсель (Гугеноты), Елецкий и Томский (Пиковая дама), Пролог и Сильвио (Паяцы).

Специфика работы передвижного коллектива – большое количество спектаклей, частые переезды из города в город – всё это, разумеется, не оставляло много времени для углублённой репетиционной работы и систематических занятий с концертмейстером. От артиста требовалось не только высокое творческое напряжение, но и умение работать самостоятельно, свободно ориентироваться в клавире. И если начинающий певец в этих условиях сумел в кратчайший срок накопить такой обширный репертуар, то этим он обязан, главным образом, самому себе, своему большому, настоящему дарованию, своей настойчивости и любви к искусству.

С передвижным коллективом Андрей Алексеевич объездил всё Поволжье, Северный Кавказ и многие другие места, всюду увлекая слушателей своим выразительным пением, красотой и гибкостью молодого, сильного, звучного голоса.

В 1926 году два оперных театра – Тбилисский и Бакинский – одновременно пригласили молодого артиста. Он выбрал Баку, где проработал два сезона, исполняя ответственные баритоновые партии во всех спектаклях театра. К ранее сложившемуся репертуару прибавляются новые оперы: «Садко» (Веденецкий гость), «Лакме» (Фредерик). В период работы в Баку Андрею Алексеевичу довелось гастролировать в Астрахани. Это было в 1927 году.

В последующие годы, работая в Одесском (1928-1931), затем в Свердловском(1931-1934) театрах, Андрей Алексеевич, помимо участия в основном классическом репертуаре, знакомится с некоторыми редко исполняемыми западными произведениями – «Турандот» Пуччини, «Джонни наигрывает» Кшенека и других.

С 1934 года Андрей Иванов снова в Киеве. Оставив некогда Киевский оперный театр влюблённым в музыку статистом, он возвращается на его сцену достаточно опытным певцом с широким и разносторонним репертуаром, с большим опытом и по праву занимает вскоре одно из ведущих мест среди оперных певцов Украины. В результате неуклонного творческого роста и плодотворного труда в 1944 году ему присваивают звание народного артиста СССР.

В Киевском оперном театре Андрей Алексеевич проработал до 1950 года. Здесь окончательно шлифуется, оттачивается его мастерство, наиболее полно и глубоко раскрываются создаваемые им вокально-сценические образы, свидетельствующие о незаурядном даре перевоплощения.

Властолюбивый и коварный гетман Мазепа в опере П.И.Чайковского и чистый сердцем, беззаветно смелый юноша Остап («Тарас Бульба» Лысенко), одержимый неукротимой страстью Грязной и полный величавого благородства Князь Игорь, обольстительный красавец Мизгирь и зловещий, но жалкий в своём уродстве, охваченный отчаянием Риголетто, мятущийся Демон и озорной жизнелюбец , умница Фигаро. Для каждого из своих героев Андрей Алексеевич находил необычайно точный, до мельчайших штрихов продуманный рисунок роли, достигая большой правдивости в раскрытии различных граней человеческой души. Но, отдавая должное сценическому мастерству талантливого артиста, основную причину его успеха следует искать в выразительном пении, в богатстве интонаций, тембровых и динамических оттенков, в пластичности и завершённости фразировки, в великолепной дикции. Это умение помогло Андрею Иванову стать выдающимся камерным певцом.

До 1941 года концертной деятельностью он не занимался, т.к. был очень занят работой в театре, в основном репертуаре. Новые творческие задачи встали перед певцом в начале Великой Отечественной войны. Эвакуировавшись с Киевским оперным театром в Уфу, а затем в иркутск, Андрей Алексеевич принимает активное участие в художественном обслуживании госпиталей и воинских частей. Вместе со своими товарищами по сцене М.Литвиненко-Вольгемут и И. Паторжинский, он выезжает на фронт, затем выступает в концертах в Москве и других городах. Вернувшись в 1944 году в освобождённый Киев, Андрей Алексеевич вскоре направляется оттуда с концертами в Германию, вслед за наступающими частями Советской Армии.

Творческий путь Андрея Иванова – путь самобытного, ярко одарённого артиста, для которого театр явился одновременно и школой. Если на первых порах он собственным трудом накапливал репертуар, то в дальнейшем работа со многими крупными деятелями музыкального театра, как, например, режиссёр В. Лосский (Свердловск), дирижёры А. Пазовский (Свердловск и Киев) и особенно В. Дранишников (Киев), сыграла немалую роль в развитии его вокального и сценического мастерства.

Этот путь естественно привёл Андрея Алексеевича на столичную сцену. В коллектив Большого театра он пришёл в 1950 году зрелым мастером, в расцвете творческих сил. Оперный репертуар его, включая записи на радио, насчитывал до восьмидесяти партий. И всё же певец не остановился в своих творческих исканиях. Выступая в таких давно знакомых ему партиях, как Игорь, Демон, Валентин, Жермон, он в каждой из них находил новые краски, совершенствовал вокальное и актёрское их исполнение. Масштабы сцены Большого театра, звучание его оперного оркестра, творческое содружество с прекрасными певцами, работа в театре и на радио под руководством дирижёров Н. Голованова, Б. Хайкина, С. Самосуда, М. Жукова – всё это явилось стимулом для дальнейшего роста артиста, для углубления создаваемых образов. Так, ещё значительнее, ещё крупнее становится образ Князя игоря, обогащённый в постановке ГАБТа сценой побега, с которой ранее Андрею Алексеевичу сталкиваться не приходилось.

Расширялась и концертная деятельность певца. Не говоря о многочисленных поездках по Советскому Союзу Андрей Алексеевич неоднократно бывал за рубежом – в австрии, Венгрии, Чехословакии, Германии, Англии, где выступал не только в крупных городах, но и в небольших посёлках.
Основная дискография певца:

1. сцены из оперы «Царская невеста», партия Грязного, запись 1946 года, хор и оркестр ГАБТа п/у К. Кондрашина, партнёры – Н. Обухова и В. Шевцов.

(В настоящее время CD выпущен за рубежом в серии об искусстве Н.А. Обуховой)

2. опера «Риголетто» Д. Верди, партия Риголетто, запись 1947 года, хор ГАБТа, оркестр ВР п/у С. А. Самосуда, партнёры – И. Козловский, И. Масленникова, В. Борисенко, В. Гаврюшов и др.

(В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)

3. опера «Черевички» П.И. Чайковского, партия Светлейшего, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева, партнёры – Е. Кругликова, Г. Нэлепп, Ал. Иванов, М. Михайлов, Е. Антонова и другие.

(В настоящее время CD с записью оперы выпущен за рубежом)

4. опера Евгений Онегин П.И. Чайковского, партия Онегина, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Орлова, партнёры – Е. Кругликова, М. Максакова, И. Козловский, М. Рейзен.

(В настоящее время CD c записью оперы выпущен за рубежом)

5. опера «Князь Игорь» А.П. Бородина, партия князя Игоря, запись 1949 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Мелик – Пашаева, партнёры – Е. Смоленская, В. Борисенко, А. Пирогов, С. Лемешев, М. Рейзен и другие (В настоящее время CD выпущен за рубежом).
6.сольный диск певца с записью арий из опер и романсов.
( Выпущен в Германии на CD)



© Jonka

Source: http://www.bolshoi.net/stars/ivanov_aa/ivanov_aa.htm

Журналы
Остров
© Leshinski