руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
02:12
Журналы
Остров
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Джафаровы - история одной бакинской семьи

История одной семьи

С колоссальным опозданием, опаленные роковыми испытаниями времени, к нам постепенно возвращаются основополагающие понятия, события, когда-то недооцененные образы и имена - как отправные императивы общества, основы национальной культуры.
Отечественную интеллигенцию во все времена характеризовали великодушие и благородство, благотворительность и душевная щедрость, внутренняя и внешняя красота и, конечно, та особая, неповторимая аура, которую невозможно ни подделать, ни скрыть. И напрасно многие интерпретаторы истории впоследствии связывали эти качества лишь с материальным благополучием и социальными приоритетами “знатных граждан”.
Сколько сегодня существует примеров, когда новоявленные нувориши как-то не особенно торопятся осчастливить государство и соотечественников хотя бы малой толикой филантропических порывов.
В каждом подлинном интеллигенте всегда есть определенная доля аристократа - по духу и крови, освященного, а быть может, отягощенного понятиями долга, чести, патриотизма... Сегодня мы вновь открываем для себя национальный мир, его “белые пятна”, известные долгое время под самыми негативными характеристиками и стереотипами имена людей, в действительности составляющими силу и цвет азербайджанской нации.
Гаджи Зейналабдин Тагиев, Алимардан Топчибашев, Фатали Хан Хойский... Их славные имена и нелегкие судьбы общеизвестны. А сколько еще тех, кто, не будучи столь знамениты, своими яркими талантами, высоким духом и благородными поступками, не геройства и громких речей ради, а согласно своему высокому предназначению - интеллигентов, повсеместно и ежечасно стяжали славу и гордость нашей нации! О таких людях и семьях, которых в азербайджанском народе очень много, но которые в силу тех или иных обстоятельств, “остались в тени”, необходимо как можно больше рассказывать, о них должны знать - и друзья наши, и враги.

Об одной из таких “обычных интеллигентных” семей - Джафаровых, со слов представительницы “младшего поколения” - известной переводчицы и писательницы Таиры Джафаровой, нам хотелось бы рассказать.

В доме ее деда Аги Мехти Джафарова, открывшего текстильное дело и, “по совместительству”, являвшегося управляющим Гаджи Зейналабдина Тагиева, звучала классическая и народная музыка, персидская, арабская и русская речь, гостили известные и уважаемые люди, царила обстановка одухотворенности. (Забегая вперед, отметим, что в 1927 году, вместе с семьей Ашурбековых, спасаясь от большевиков, Ага Джафаров эмигрировал в Турцию, но, не выдержав разлуки с Родиной, родными и близкими, покончил с собой). Тагиев очень ценил и доверял своему управляющему, семья которого была прогрессивной и просвещенной, пользующейся заслуженным уважением в народе.

Сестра Аги Мехти Рубаба была в числе первых женщин Азербайджана, сбросивших чадру.
Будучи эмансипированной и образованной женщиной, изысканно одевалась и слыла законодательницей мод в Баку. Щедрая меценатка и интеллектуалка, “и наконец, просто красавица”, вышла замуж за одаренного зодчего Касумова, одного из создателей дворца Муртузы Мухтарова (впоследствии - Дворца бракосочетания). Другая сестра Аги Мехти - Ругия - была женой сеида, из рода Мир-Мовсума. Несмотря на исламскую ортодоксальность, муж Ругии ханум (которую тоже в народе почитали святой - за добрый и чистый нрав, праведные речи и поступки) был гуманным и справедливым человеком.
По рассказу Таиры ханум, главным богатством и достоянием в семье всегда были книги: океан книг, которые, естественно, становились основным предметом увлечения и свободного времяпрепровождения всех домочадцев - от мала до велика.
Впрочем, приобщение к искусству и культуре рассматривалось в этом доме не только как прерогатива состоятельных граждан. В театре для рабочих фабрики Тагиева, который в 1909 году основал Ага Мехти Джафаров, ставились пьесы самых разных авторов - от русских, западноевропейских и восточных классиков до современников (одним из таковых в те годы был молодой талантливый комедиограф Абдулрагим Ахвердов). Именно о спектакле по его искрометной пьесе “Кто виноват?” сохранилась заметка в газете “Баку” от 3 июня 1909 года, повествующая, в частности, о том, что 40% выручки от представлений театра направляется на нужды неимущих, 40% - в пользу театрального фонда, оставшиеся же 20% - на расходы, связанные с подготовкой каждого нового спектакля.
При театре действовали русский и мусульманский драматические кружки и оркестр из среды рабочих. Возвращаясь же к “самому симпатичному из культурно-просветительских начинаний”, как отмечала газета “Баку”, - нашумевшему спектаклю “Кто виноват?”, отмечалось, что заглавную роль в нем с блеском исполнил один из родных братьев Аги Мехти - Гасым. Тот самый Гасым, который впоследствии окончит юридический факультет университета Сорбонны, а затем - соответствующий курс в Петербургском университете (иначе на родине он не смог бы получить педагогического места). В Петербурге Гасым бей вместе учился и близко сдружился со знаменитым прокурором Вышинским, который впоследствии во многом помог ему избежать сталинских репрессий и произвола. Гасым Джафаров являлся первым доктором юридических наук и деканом юрфака Азербайджанского государственного университета. Его брат Рагим бек учился в Петербурге у знаменитого ученого Дмитрия Менделеева. По специальности химик, явился основателем Республиканского естественно-исторического музея им. Зардаби. Его энергичные археологические раскопки в Бинагады не остались безрезультатными: ученому удалось обнаружить скелет носорога и тем самым сделать важное открытие, связанное с обитанием на территории Азербайджана этих экзотических животных. Рагимбек был долгожителем, прожив до ста лет.
Третий брат Аги Мехти - Абдулхалык бек - также получил европейское образование и был венерологом, доктором медицинских наук, свободно говорил по-французски. Гасым, Рагим и Абдулхалык Джафаровы стали первыми профессорами-азербайджанцами в республике. Одна из дочерей Аги Мехти - Марьям ханум является первой женщиной-кандидатом технических наук в Азербайджане.
Долгие годы она руководила лабораторией, в которой работали только мужчины. Выпускница тагиевской гимназии была, если так можно выразиться, “универсально-набожной”: помимо глубокого знания Корана, постоянно цитировала Евангелие.
Много читала, вокруг себя созидая атмосферу творчества и вдохновения. Другая дочь - Тамара Джафарова, юрист по специальности, училась в Германии и блестяще говорила по-немецки. Долгие годы работала адвокатом в московской прокуратуре, вместе со знаменитым следователем и писателем Львом Шейниным, была вхожа в круг лиц, приближенных к самому Сталину. Во время войны переехав в Баку, занимала должность заместителя министра просвещения Азербайджана. По окончании Великой Отечественной ее долго разыскивал Шейнин, в том числе, со страниц газеты “Правда”, чтобы вернуть на работу в свое ведомство, но Тамара ханум навсегда осталась в Баку. Имела общительный, деловой характер, увлекалась оперной и классической музыкой, близко дружила с Кара Караевым, который часто бывал у Джафаровых в гостях.
Сурия ханум была самой красивой из сестер Джафаровых. Подтянута, артистична, умела вести светские беседы. Выпускница архитектурного института в Москве, всю жизнь проработала в одном из проектных институтов Баку, является соавтором многих самобытных архитектурных сооружений столицы. И наконец, Сара ханум - заслуженный архивист республики, всю жизнь проработала в архивном управлении, что называется, собственными руками собирала и сохраняла нашу сложную и такую неоднозначную историю для потомков. Но близким друзьям и родственникам она запомнилась также своими замечательными творческими данными: являлась автором множества занимательных рассказов, проникновенно исполняла на фортепиано “Лунную сонату” Бетховена, а еще - мелодично пела. И подобная творческая одаренность была не случайна. Вместе с сестрой Тамарой ханум Сара Джафарова оканчивала консерваторию, и не у кого-то, а под руководством одного из ее основателей - профессора Шароева.
...По воспоминаниям Т. Джафаровой, в их огромной гостеприимной квартире на улице Али Байрамова бывало много замечательных людей, и один из самых близких - Нариман Нариманов. Неизвестно, насколько сегодня нашим постсоветским соотечественникам, переосмысливающим и переоценивающим историю, импонирует революционно-идеологическая деятельность “товарища Нариманова”, но совершенно очевидно, что он был выдающимся ученым и просветителем, врачом и педагогом, талантливым переводчиком, литературным и театральным деятелем. А еще, конечно, интеллигентным и одухотворенным человеком, что, собственно, и послужило основой знакомства с семьей Джафаровых и их долгой, теплой дружбы. Этому не могли помешать ни “буржуазные” корни Джафаровых, ни даже стремительный, в связи с окончательной победой советской власти в Азербайджане, отъезд в Турцию Аги Мехти. В подобном бескорыстии взаимоотношений “врагов” и “друзей” народа тоже была исконная культура. Думается, по этому поводу сам Н. Нариманов писал: “Человеку необходимо по мере возможности прожить свою жизнь, опираясь на правду, ибо ложь и обман в конечном итоге выявляются и позорят человека”.
Сын Аги Мехти Джафар Джафаров, обучаясь в Берлинском коммерческом институте, был знаком и близко дружил с Александрой Михайловной Коллонтай и ее сестрами, и эта львица советской дипломатии, первая в мире женщина-посол, страстная революционерка, феминистка и покорительница мужских сердец называла его ласково и нежно - Джафарчик. По окончании учебы в Берлине, Джафар Джафаров начал преподавать, параллельно продолжив собственное образование на заочном отделении АПИ им. Ахундова.
Всеми яркими и волнующими жизненными впечатлениями, наблюдениями и воспоминаниями Джафар Джафаров впоследствии одарит своих многочисленных учеников - студентов кафедры иностранных языков Азербайджанского педагогического института им.
Ахундова (ныне Бакинский славянский университет) и кафедры немецкого языка Института иностранных языков (Азербайджанский университет языков). Часто приглашаемый на ответственные международные встречи, он мастерски выполнял также и работу переводчика.
После работы он имел обыкновение заходить к своим ученикам “в гости” - знакомился и общался с их родными и близкими; узнавая о заботах и нуждах, чем мог, всегда старался помочь. Бывшие студенты Джафара Джафарова, а ныне именитые профессора вспоминают, как он в воскресные и праздничные дни водил их на концерты - в оперный театр и филармонию. Просветительская программа особенно касалась ребят из районов республики, не знакомых с городской “экзотикой”.
Ученики Джафарова с благодарностью рассказывают о том, как на “немецком” факультете неизменно раз в неделю Джафар муаллимом устраивались музыкально-образовательные вечера - с прослушиванием грампластинок и чтением Учителем увлекательных лекций по музыке. Причем, подобные ликбезы в качестве слушателей с удовольствием посещали не только студенты Института иностранных языков, но и многие специалисты - музыканты, композиторы и даже певцы, которым он помогал “ставить голос”. У него были одни из лучших фонотека и библиотека в Баку. Часто музыкально-литературные вечера вместо студенческих аудиторий проводились на квартире Учителя.
Джафар Джафаров перевел на азербайджанский и русский языки массу научных трудов, учебников, словарей - первых научных пособий студентов немецкого факультета. В историю отечественного языкознания он вошел как основатель ЛУРа - лаборатории устной речи, которая явилась принципиально новым высокоэффективным методом освоения иностранных языков не только в Азербайджане, но и во многих других республиках бывшего Союза.

Джейла Ибрагимова




© Jonka

Source: http://nashvek.media-az.com/320/memory.html
loading загрузка

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine