Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы
Изменить категорию | Все статьи категории
Родился 18 (30) июля 1877 года в городе Тамбове в семье земского врача.
Музыкальное образование получал у частных педагогов, а в 1895 году окончил Саратовское музыкальное училище.
В 1899 – закончил юридический факультет Московского университета и стал работать присяжным поверенным.
Одновременно брал уроки пения у К. Эверарди и М. Баттистини, фортепиано - у Сергея Васильевича Рахманинова, актерского искусства - у Гликерии Николаевны Федотовой.
В 1901 году дебютировал на сцене Московской частной руссской оперы. В 1904-05 годах был артистом Тифлисской оперы.
С 1905 года и по 1916 Николай Иванович ведущий солист Оперного театра С. Зимина в Москве.
Николай Иванович обладал голосом большого диапазона (пел партии драматического - баритона) и великолепным драматическим дарованием.
Музыкально - сценические образы, созданные им, отличались скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком, великолепно подоьранным гримом и костюмом.
Лучшие партии, исполненные Николаем Ивановичем:
Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"),
Светлейший, Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского),
Мельник; Галицкий ("Князь Игорь"),
Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо.
Николай Иванович Сперанский - первый исполнитель партий: Додон, ("Золотой петушок", 1909), Сулейман ("Измена" Ипполитова-Иванова, 1910).
"Золотой петушок ", "Небылица в лицах",- опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. Соч. 1906, пост. 24 сент. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва (дирижер Купер, реж. Оленин, худ. Билибин;
Шемаханская царица - Добровольская, Додон - Сперанский, Звездочет - Пикок, Амелфа - Ростовцева, Полкан - Запорожец, Гвидон - Эрнст, Афрон - Диков, Золотой петушок - Клопотовская). - была впервые поставлена в театре Зимина.
Всего за свою сценическую жизнь Николай Иванович спел более 100 партий.
Николай Иванович принимал активное участие в создании Саратовской консерватории - первого в российской провинции высшего музыкального учебного заведения, открытого в 1912 году (на базе музыкального училища, основанного в 1895 году) вслед за Cанкт-Петербургской и Московской консерваториями по решению III Государственной Думы.
Первоначальное название - Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (в честь выздоровления наследника престола).
Консерватория была создана по инициативе Городской думы, губернатора, а также благодаря деятельности Саратовского отделения ИРМО, которое возглавлял первый директор консерватории, воспитанник Лейпцигской и Петербургской консерваторий, талантливый пианист, почётный гражданин города Саратова С. К. Экснер.
Открытие консерватории поддерживали видные деятели музыкальной культуры России: А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов Р. М. Глиэр, Л. С. Ауэр, А. И. Зилоти, А. Н. Есипова, А. Б. Гольденвейзер, Э. Направник, Н. Фигнер, С. Зимин, В. Сук, руководство Петербургской и Московской консерваторий, Большого театра, музыкальных академий Вены, Берлина и Дрездена.
Движимые благородной задачей музыкального просвещения в Саратовскую консерваторию были приглашены и приехали видные музыканты-педагоги из российских столиц и ряда европейских стран.
Корифей русской виолончельной школы С. М. Козолупов, выпускник С. И. Танеева, известный композитор и ученый, создатель теории метротектонизма Г. Э. Конюс, а также ученик Т. Лешетицкого и А. Г. Рубинштейна, один из лучших польских пианистов И. Сливинский.
Педагогами консерватории были , М. Л. Пресман (фортепиано), Б. К. Радугин, Н. М. Цыганова (фортепиано), В. В. Зайц (скрипка), Л. В. Ростропович и Б. А. Струве (виолончель), А. М. Пасхалова (вокал), К. С. Сараджев, Н. А. Шкаровский (дирижёрское отделение), О. А. Моралев, Б. А. Сосновцев, И. А. Тютьманов (композиторское и музыковедческое отделения), прославленный тенор, первый исполнитель партий Ленского и Германа в Москве («лучший Герман», по оценке П. И. Чайковского) М. Е. Медведев, ученица Е. А. Лавровской - А. М. Пасхалова, с успехом гастролировавшая в Италии, исполнившая в Петербурге партию Снегурочки в спектакле, которым дирижировал Н. А. Римский-Корсаков, известный певец Н. И. Сперанский – ученик К. Эверарди и М. Баттистини, выступавший в ансамбле с С. В. Рахманиновым, Ц. А. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым.
А учились в ней ставшие впоследствие известными музыкантами Ю. В. Кочуров, К. Я. Листов, Д. М. Цыганов, С. Н. Кнушевицкий, М. Я. Александров, А. Н. Дмитриев.
В 1916 году, в самом расцвете таланта и голоса, по ряду обстоятельств Николай Иванович был вынужден оставить оперную сцену и заняться режиссурой и преподаванием.
Совместно с артистом Мариинского театра и профессором Саратовской консерватории Михаилом Медведевым и преподавателем Алевтиной Михайловной Пасхаловой он организовал в Саратове постоянный оперный театр,торжественное открытие которого состоялось 01.10.1918 г.
Театру присвоили имя Н. А. Римского-Корсакова.
Здесь Николай Иванович поставил "Травиату", "Евгения Онегина", "Майскую ночь" и другие оперы.
В 1920 году принял участие в создании оперной труппы в Ростове-на-Дону.
Преподавал в должности профессора в Саратовской (1916-1920), Ростовской (1920-1924), Бакинской (1924- 1932) консерваториях.
С 1939 года по 1952 год - профессор Московской консерватории, а с 1946 по 1951 года одновременно возглавлял кафедру в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
Среди учеников Николая Ивановича известные исполнители: В. А. Багадуров,
М. Багиров, Н. Л. Вельтер, П. В. Валовое, Г. Виноградов, Г. Гаджибабеков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, М. Мамедов (Бюль-Бюль), М. Рыба и др.
Во время войны в группе "Старых мастеров искусств" во главе с В. И. Немировичем Данченко был эвакуирован в Тбилиси, откуда был откомандирован для организации Северно-Осетинской оперной студии, а из Лсетии эвакуирован в Ереван, где работал профессором Ереванской консерватории и консультантом оперного театра.
Награжден медалью "За оборону Кавказа".
В 1946 году Николай Иванович получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Умер Николай Иванович 5 марта 1952 года и похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Жена Николая Ивановича – Лия Эдмундовна (Кунт) (6.03.1879 – 1943)
С 1925 года жила и работала в Баку, умерла во время войны от тифа.
У Николая Ивановича и его жены Лии Эдмундовны было трое сыновей, родившихся в Москве, но с конца 20-х годов живших в Баку и умерших там.
Старший сын – Игорь (1902 - 20.06. 1982) в 1937 году был репрессирован, но с помощью младшего брата отбывал наказание в Кишлинской тюрьме.
В 1947 году по освобождению не имел права проживать в столице и уехал на строительство Мингечаурской ГЭС, где работал экономистом и руководил театральной студией в Мингечаурском городском клубе.
По завершению строительства был приглашен начальником строительства Шафиевым на работу в Красноярск на строительство ГЭС. Потом вернулся в Баку. Работал экономистом.
Средний сын – Глеб ( 1904 года рожд.) перенес в детстве скарлатину, осложнившуюся глухотой, окончил ВХУТЕМАС и начал работу на Бакинской кинофабрике, где и проработал художником- бутафором до самой своей смерти в 1958 году.
Младший сын – Борис ( 1906 года рожд.) окончил в Баку Первую советскую школу (на Красноармейской улице), закончил курсы киномехаников, работал во всех кинотеатрах города Баку.
Затем отслужил срочную службу на Черноморском флоте, где закончил курсы связистов.
После армии строил и оборудовал Гянджинскую радиостанцию.
Был призван в армию в 1938 году и отслужил до 1957 года в батальоне связи. Закончил службу в звании майора.
После демобилизации поступил на работу в Контору связи Азнефти под начало необыкновенно хорошего человека - Кязимова, затем был приглашен на работу в ГИПРОМОРнефть, где в должности главного инженера проекта, занимаясь обеспечением связи с морскими буровыми установками и Нефтяными камнями.
Уйдя на пенсию в день своего 60-летия, посвятил все свое время любимым делам: фотографии, кино, чтению, игре в нарды и прогулкам с внуками.
Умер в 1979 году.
Сперанский Николай Иванович - русский артист оперы, вокальный педагог
30.7.1877 - 5.3.1952Родился 18 (30) июля 1877 года в городе Тамбове в семье земского врача.
Музыкальное образование получал у частных педагогов, а в 1895 году окончил Саратовское музыкальное училище.
В 1899 – закончил юридический факультет Московского университета и стал работать присяжным поверенным.
Одновременно брал уроки пения у К. Эверарди и М. Баттистини, фортепиано - у Сергея Васильевича Рахманинова, актерского искусства - у Гликерии Николаевны Федотовой.
В 1901 году дебютировал на сцене Московской частной руссской оперы. В 1904-05 годах был артистом Тифлисской оперы.
С 1905 года и по 1916 Николай Иванович ведущий солист Оперного театра С. Зимина в Москве.
Николай Иванович обладал голосом большого диапазона (пел партии драматического - баритона) и великолепным драматическим дарованием.
Музыкально - сценические образы, созданные им, отличались скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком, великолепно подоьранным гримом и костюмом.
Лучшие партии, исполненные Николаем Ивановичем:
Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"),
Светлейший, Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского),
Мельник; Галицкий ("Князь Игорь"),
Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо.
Николай Иванович Сперанский - первый исполнитель партий: Додон, ("Золотой петушок", 1909), Сулейман ("Измена" Ипполитова-Иванова, 1910).
"Золотой петушок ", "Небылица в лицах",- опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. Соч. 1906, пост. 24 сент. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва (дирижер Купер, реж. Оленин, худ. Билибин;
Шемаханская царица - Добровольская, Додон - Сперанский, Звездочет - Пикок, Амелфа - Ростовцева, Полкан - Запорожец, Гвидон - Эрнст, Афрон - Диков, Золотой петушок - Клопотовская). - была впервые поставлена в театре Зимина.
Всего за свою сценическую жизнь Николай Иванович спел более 100 партий.
Николай Иванович принимал активное участие в создании Саратовской консерватории - первого в российской провинции высшего музыкального учебного заведения, открытого в 1912 году (на базе музыкального училища, основанного в 1895 году) вслед за Cанкт-Петербургской и Московской консерваториями по решению III Государственной Думы.
Первоначальное название - Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (в честь выздоровления наследника престола).
Консерватория была создана по инициативе Городской думы, губернатора, а также благодаря деятельности Саратовского отделения ИРМО, которое возглавлял первый директор консерватории, воспитанник Лейпцигской и Петербургской консерваторий, талантливый пианист, почётный гражданин города Саратова С. К. Экснер.
Открытие консерватории поддерживали видные деятели музыкальной культуры России: А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов Р. М. Глиэр, Л. С. Ауэр, А. И. Зилоти, А. Н. Есипова, А. Б. Гольденвейзер, Э. Направник, Н. Фигнер, С. Зимин, В. Сук, руководство Петербургской и Московской консерваторий, Большого театра, музыкальных академий Вены, Берлина и Дрездена.
Движимые благородной задачей музыкального просвещения в Саратовскую консерваторию были приглашены и приехали видные музыканты-педагоги из российских столиц и ряда европейских стран.
Корифей русской виолончельной школы С. М. Козолупов, выпускник С. И. Танеева, известный композитор и ученый, создатель теории метротектонизма Г. Э. Конюс, а также ученик Т. Лешетицкого и А. Г. Рубинштейна, один из лучших польских пианистов И. Сливинский.
Педагогами консерватории были , М. Л. Пресман (фортепиано), Б. К. Радугин, Н. М. Цыганова (фортепиано), В. В. Зайц (скрипка), Л. В. Ростропович и Б. А. Струве (виолончель), А. М. Пасхалова (вокал), К. С. Сараджев, Н. А. Шкаровский (дирижёрское отделение), О. А. Моралев, Б. А. Сосновцев, И. А. Тютьманов (композиторское и музыковедческое отделения), прославленный тенор, первый исполнитель партий Ленского и Германа в Москве («лучший Герман», по оценке П. И. Чайковского) М. Е. Медведев, ученица Е. А. Лавровской - А. М. Пасхалова, с успехом гастролировавшая в Италии, исполнившая в Петербурге партию Снегурочки в спектакле, которым дирижировал Н. А. Римский-Корсаков, известный певец Н. И. Сперанский – ученик К. Эверарди и М. Баттистини, выступавший в ансамбле с С. В. Рахманиновым, Ц. А. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым.
А учились в ней ставшие впоследствие известными музыкантами Ю. В. Кочуров, К. Я. Листов, Д. М. Цыганов, С. Н. Кнушевицкий, М. Я. Александров, А. Н. Дмитриев.
В 1916 году, в самом расцвете таланта и голоса, по ряду обстоятельств Николай Иванович был вынужден оставить оперную сцену и заняться режиссурой и преподаванием.
Совместно с артистом Мариинского театра и профессором Саратовской консерватории Михаилом Медведевым и преподавателем Алевтиной Михайловной Пасхаловой он организовал в Саратове постоянный оперный театр,торжественное открытие которого состоялось 01.10.1918 г.
Театру присвоили имя Н. А. Римского-Корсакова.
Здесь Николай Иванович поставил "Травиату", "Евгения Онегина", "Майскую ночь" и другие оперы.
В 1920 году принял участие в создании оперной труппы в Ростове-на-Дону.
Преподавал в должности профессора в Саратовской (1916-1920), Ростовской (1920-1924), Бакинской (1924- 1932) консерваториях.
С 1939 года по 1952 год - профессор Московской консерватории, а с 1946 по 1951 года одновременно возглавлял кафедру в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
Среди учеников Николая Ивановича известные исполнители: В. А. Багадуров,
М. Багиров, Н. Л. Вельтер, П. В. Валовое, Г. Виноградов, Г. Гаджибабеков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, М. Мамедов (Бюль-Бюль), М. Рыба и др.
Во время войны в группе "Старых мастеров искусств" во главе с В. И. Немировичем Данченко был эвакуирован в Тбилиси, откуда был откомандирован для организации Северно-Осетинской оперной студии, а из Лсетии эвакуирован в Ереван, где работал профессором Ереванской консерватории и консультантом оперного театра.
Награжден медалью "За оборону Кавказа".
В 1946 году Николай Иванович получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Умер Николай Иванович 5 марта 1952 года и похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Жена Николая Ивановича – Лия Эдмундовна (Кунт) (6.03.1879 – 1943)
С 1925 года жила и работала в Баку, умерла во время войны от тифа.
У Николая Ивановича и его жены Лии Эдмундовны было трое сыновей, родившихся в Москве, но с конца 20-х годов живших в Баку и умерших там.
Старший сын – Игорь (1902 - 20.06. 1982) в 1937 году был репрессирован, но с помощью младшего брата отбывал наказание в Кишлинской тюрьме.
В 1947 году по освобождению не имел права проживать в столице и уехал на строительство Мингечаурской ГЭС, где работал экономистом и руководил театральной студией в Мингечаурском городском клубе.
По завершению строительства был приглашен начальником строительства Шафиевым на работу в Красноярск на строительство ГЭС. Потом вернулся в Баку. Работал экономистом.
Средний сын – Глеб ( 1904 года рожд.) перенес в детстве скарлатину, осложнившуюся глухотой, окончил ВХУТЕМАС и начал работу на Бакинской кинофабрике, где и проработал художником- бутафором до самой своей смерти в 1958 году.
Младший сын – Борис ( 1906 года рожд.) окончил в Баку Первую советскую школу (на Красноармейской улице), закончил курсы киномехаников, работал во всех кинотеатрах города Баку.
Затем отслужил срочную службу на Черноморском флоте, где закончил курсы связистов.
После армии строил и оборудовал Гянджинскую радиостанцию.
Был призван в армию в 1938 году и отслужил до 1957 года в батальоне связи. Закончил службу в звании майора.
После демобилизации поступил на работу в Контору связи Азнефти под начало необыкновенно хорошего человека - Кязимова, затем был приглашен на работу в ГИПРОМОРнефть, где в должности главного инженера проекта, занимаясь обеспечением связи с морскими буровыми установками и Нефтяными камнями.
Уйдя на пенсию в день своего 60-летия, посвятил все свое время любимым делам: фотографии, кино, чтению, игре в нарды и прогулкам с внуками.
Умер в 1979 году.
загрузка