руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
10:51
Журналы
Приснилась мне сегодня одноклассница (песня хул...
© Leshinski

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Бакиханов Аббас Гулу Ага (Гудси) - ученый-просветитель

1794 - 1846

По словам самого Аббас Гулу Ага род Бакихановых происходил из древнего тюркско-огузского племени Каджаров.
Прадедом Аббас Гулу Ака был правитель Баку при последних Сефевидах Даргах Гулу Хан.
Сын Даргах Гулу Хана после смерти Надир Шаха в 1747 году объявляет себя первым независимым правителем Бакинского Ханства под именем Мирза Махаммед Хан I.
Внук его, отец Абба Гулу Ага Бакиханова, правил ханством под именем Мирза Махаммед Хан II вместе с его племянником Гусейн Гулу Ханом. Ему принадлежали Амираджаны, Балаханы и Маштага.

В 1802г. Гусейн Гулу Хан начинает править ханством единолично, и отец Аббас Гулу Аги вынужден переселиться в Кубу, к своему родственнику, кубинскому хану Шейху Али Гулу Хану.
Надежды на возвращение в Баку он теперь связывает с русскими. Однако несмотря на его искреннюю преданность русским, после захвата Ширвана в Баку его не пустили, отдав ему в распоряжение Кубу.

Родился Аббас Гулу Ага Бакиханов в поселке Амираджан Бакинского ханства в 1794году.
Детство его прошло в Баку, Маштага, Амирджане, Балаханы и Раманы.
Во время непрерывных междуусообных войн семья находила убежище в Кубе.

В беседах и документах Бакиханов называет себя «бакинцем». Он любил Баку и изучал его историю.
В Ичери Шэхэр у него был свой дом. Как писал русский востоковед И. Березин, там находилась часть его богатейшей библиотеки рукописных книг на азербайджанском, фарсидском и арабских языках.
Список 253 книг, входящих в бакинскую библиотеку Бакиханова, И. Березин привез в Казанский университет и опубликовал в своих «Путешествиях». Остальные книги хранились в Кубе.

Позднее, уже в зрелом возрасте, Аббас Гулу предлагает открыть светскую школу в Баку.
Здесь же он организует экспедицию по поискам затонувших городов. В своих сочинениях он пишет об исчезнувших городах, следах повозок, уходящих в море, и о том, что «в древности от Баку до туркменских берегов был перешеек, через который туркменцы конными толпами ездили сюда...».

В 1801г. мальчик поступает в духовную школу в Маштага. Затем продолжает учебу в Губе у известных тогда богословов и заканчивает учебу в селе Амсар, куда переезжает семья.

Все эти годы, имея дома хорошую библиотеку, Бакиханов активно занимается самообразованием.
Он прекрасно освоил фарсидский и арабский языки, изучил богословие, логику, космографию, историю и литературу мусульманского Востока.
Этот опыт поможет ему в дальнейшем самомтоятельно изучить русский язык и через него культуру Европы.

В 1819 году генерал Ермолов приглашает высокообразованного юношу в Тифлис «для определения на службу» в главное Управление Закавказским краем.
Бакиханова включают в состав штабов командующих и военоначальников в кампаниях на кавказской линии и войнах русско-персидской (1826 – 1828) и русско-турецкой (1828 – 1829) в качестве переводчика с восточных языков.

За 16 лет Бакиханов дослужился до чина полковника. Он был награжден тремя орденами Св. Анны второй и третьей степеней.

В качестве контрибуции русские войска вывезли из Ардебиля богатейшую библиотеку рукописных книг, из Турции ценную библиотеку мечети Ахмеда Паши, рукописи с кавказской линии, из Карса и Баязета. Описание всех этих рукописей сделано А.Г.А.Бакихановым.

В Тифлисе Бакиханов встречается с философом м первым драматургом Востока Мирза Фатали Ахундовым, с основателем и руководителем поэтического меджлиса «Диван мудрости» Мирза Шафи Вазехом, дружит с А.С.Грибоедовым, А.А.Бестужевым-Марлинским и др. В Эрзуруме знакомится с А.С.Пушкиным.

В 1834г. Аббас Гулу Ага по личным делам едет в Санкт-Петербург через Варшаву. Дело в том, что его стала тяготить военная службы и он хочет ходатайствовать о переводе на гражданскую службу. Помочь ему может в этом генерал Паскевич, симпатизирующий Бакиханову и находящийся в Варшаве.

В Варшаве Бакиханов остается почти полгода.
Здесь он знакомится с сестрой Пушкина и ее мужем – Ольгой и Николаем Павлищевыми. Они передают через Бакиханова письмо Пушкину. По прибытию в Санкт-Петербург Бакиханов отправляется к поэту, с которым он уже знаком.
В письме Ольге мать Пушкина пишет: «Аббас кули Ага представился нам через несколько часов после твоего письма. Какой интересный человек, как он хорошо объясняется, я люблю его манеру поведения, он мне бесконечно нравится, благодарю тебя за то, что ты прислала его к нам»,

В Петербурге Бакиханов остается полтора месяца. Добившись желаемого и получив бесконечный отпуск, он отправляется обратно в Кубу на жительство и полностью посвящает себя научной работе.

В Кубе Бакиханов создает литературный меджлис «Гюлистан», в котором активно участвуют местные поэты и ученые.
Здесь Бакихановым под псевдонимом «Гудси» создано большое количество трудов по самым разным отраслям знаний.

Его труд «Канун-Гудси», посвященный грамматике фарсидского языка, был переведен на русский язык и принес ему славу в ученом мире. За этот труд император Николай I наградил его бриллиантовым перстнем.
Вопросам философии, этики, психологии посвящены книги «Тахсиби ахлаг» ("Улучшение нравов"), «Насихетнамэ» («Книга наставлений») и «Эйн-уль-Мизан» («Мера очей»).
Кроме того имеются сборники стихов, поэм и рассказов, книги по основам географии, астрономии и открытию Америки.

В 1841 году его снова , фактически против его воли, призывают на действительную воинскую службу.
Это и то, что он, наследственный правитель Бакинского Ханства, по социальному положению приравнивается Бекской комиссией к мелким дворянам, сильно его угнетает.
Недовольный своим положением Бакиханов решает обратиться к Всевышнему и отправиться на паломничество в Мекку.
На обратном пути в местечке Вади – Фатима, между Меккой и Мединой, он заболевает холерой и умирает на 52-ом году жизни в 1846году.
Хоронят его там же в общей могиле.

Последние и очень торжественные почести Бакиханову были оказаны на пути в Мекку персидским шахом Махаммед Шахом Каджаром в Тегеране и турецким султаном Абд ал-Меджидом в Стамбуле.
Аббас Гулу Ага так и не смог увидеть на себе «всемилостливейше пожалованных» ему в Тегеране орденов Льва и Солнца 2-ой степени со звездой, украшенной алмазными знаками, и ордена «Ифтифар» , пожалованного в Стамбуле.


Аббас Гулу Ага был женат с 1826г. на своей двоюродной сестре Сакине Ханум, дочери его дяди по отцу.
Для увековечевания памяти мужа Сакина Ханум построила в Кубе в честь Аббас Гулу Ага памятную мечеть (1854), которая сохранилась до наших дней под именем «Сакина Ханум».

А.Бакиханов оставил после себя ценное литературное наследие, свидетельствующее о его разносторонних интересах, как научных, так и литературных. Все его творчество можно условно разделить на два периода.

I-ый период творчества приходится на время его проживания в Кубе. Получив воспитание в дворянской семье, а также религиозное образование, А.Бакиханов создает газели и элегии (мерсийе), ряд произведений на религиозную тему.
Стихотворения этого периода носят религиозно-мистическую окраску, отличаются морализирующим, нравоучительным характером. На этом этапе творчества его поэзия носит подражательный характер.

II-ой период начинается после переезда в Тифлис (с 1820 года). Здесь он пишет рассказ "Книга Аскера", сатиру "Обращение к Тавризцам" и научные трактаты.
В этот период в его творчестве больше ощущается связь с современностью, близость к жизни, интерес к передовым идеям века, реалистическое начало.
А. Бакиханов знакомится с творчеством Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Крылова. Известен, в частности, перевод басни Крылова "Осел и Соловей", сделанный А.Бакихановым. Это - первый профессиональный перевод с русского в азербайджанской литературе.

А.Бакиханов создал также ряд научных трактатов и исследований, в которых пропагандировал знания и достижения современной науки. Написанные в духе просветительства, эти работы содержат большой фактический и познавательный материал, свидетельствуют об эрудиции автора, о его постоянном самоусовершенствовании в знаниях.
Он внес ценный вклад в развитие педагогики, психологии, географии, астрономии, языкознания, риторики в Азербайджане. Среди его трудов выделяются в этом смысле "Общая география", "Тайны небес", "Книга наставлений", трактат "Улучшение нравов", в которых Бакиханов - ученый критиковал отсталость, косность и суеверие, пропагандировал науку и просвещение.

Наиболее значительным трудом А.Бакиханова остается его "Райский цветник" ("Гюлистани-Ирем"), в котором воссоздана история Азербайджана с древних времен до XIX века. Для его написания он использовал обширную литературу и различные источники.

А.Бакиханов, который отличался разносторонними интересами и познаниями, явился основоположником азербайджанской научной историографии.


© Jonka


Source: Ч. Каджар "Старый Баку". Баку, 2007 http://www.bakunews.info/news/1316.html
loading загрузка

Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks