руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
00:52
Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Агагусейнов Тофик Якуб оглы - советский и азербайджанский военачальник, государственный деятель, генерал-полковник

1.2.1923

СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОТ ЛЕЙТЕНАНТА
ДО ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА

Имя генерала Агагусейнова у всех на слуху, но мне довелось познакомиться с ним лишь весной 1975 года, на сессии Верховного Совета Азербайджана, куда мы оба были избраны депутатами. В то время Тофик Якубович был еще генерал-лейтенантом. Мы много лет соседствуем, и я в душе всегда гордился тем, что мой сосед - первый и единственный азербайджанский военачальник, имеющий высокое воинское звание генерал- полковника.
У него богатая и интересная военная биография длиною почти в полвека - от 18-летнего лейтенанта до 57-летнего генерал-полковника, от командира ствольной зенитной батареи до представителя Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского Договора.

Тофик Якубович - сын известного в республике врача, который еще до революции закончил Киевский медицинский институт и возглавлял в разное время медицинские учреждения республики. Учитывая наследственность, Тофик Якубович тоже мог бы стать врачом, но судьба его сложилась иначе...
В 1930 году семья Агагусейновых переехала из Шеки в Баку. Маленькому Тофику было 7 лет, и он уже в Баку пошел в школу 1. В одном классе с ним учился мальчик Фарид, с которым Тофик подружился. Фарид был сыном секретаря ЦК партии Азербайджана Рухуллы Ахундова. Когда отца, а потом и мать Фарида арестовали, ребята не бросили товарища в беде.
Но такого же рода угроза нависла и над семьей Агагусейновых: был арестован брат матери, инженер Амирджанов, работавший в Ленинграде, причиной ареста стала его учеба в Германии. Были арестованы несколько товарищей доктора Якуба, учившихся вместе с ним в Киеве. Семья Агагусейновых, чтобы не быть на виду, переезжает из Баку в Губу. Это было трудное время для семьи Агагусейновых. В 1939 году ушел в армию средний брат Тофика - Рагим, студент индустриального института, ныне нефтяной академии. Туда же, кстати, поступил после окончания школы с отличием и Тофик Агагусейнов, только на энергетический факультет.
Когда началась война, семья переживала за судьбу Рагима, который служил в Западной Украине. Его корпус был разгромлен, оставшиеся в живых, в том числе и Рагим, попали в плен. Рагим просидел в немецком концлагере вплоть до 1945 года, но весть о нем дошла до семьи лишь через год, когда Рагим прошел фильтрационный лагерь, и было установлено, что его вины нет.
Только после смерти Сталина Рагим был полностью реабилитирован и вернулся в Баку.
Вскоре и отца призвали в армию, поручив создать в Евлахе эвакогоспиталь, который вскоре отправился на фронт. В это время вышел приказ Сталина об освобождении студентов нефтяных вузов от призыва. Но Тофик Якубович не так был воспитан - в сентябре 1941 года он добровольно поступает в Бакинское зенитное училище.
Через год выпускник училища Тофик Агагусейнов в звании лейтенанта уже едет в военном эшелоне в Москву...

Первое военное назначение молодого лейтенанта было в Архангельск, командиром взвода зенитно-артиллерийского дивизиона. Его назначили командиром взвода управления, который был расположен неподалеку от станции Обозерская. Когда лейтенант Т.Агагусейнов туда добрался, внезапно начался налет, все бросились под огнем зениток и сыпавшихся бомб тушить
пожары. Когда все было закончено, Тофик Якубович зашел в солдатскую землянку, где его встретили тепло, угостили чаем... Наверное, уже тогда будущий генерал понял, как важно не отгораживаться от подчиненных, если хочешь сохранить авторитет командира. Это и стало его кредо на всю военную жизнь.
В составе батареи почти все были старше своего командира, 19-летнего лейтенанта. С этого и началась командирская жизнь нашего земляка. В задачи взвода входила воздушная разведка противника, зенитно- артиллерийский дивизион прикрывал портовые сооружения и военные
объекты Северодвинска и Архангельска от налетов авиации противника. Немцы при налетах первым делом стремились уничтожить объекты ПВО, чтобы безнаказанно бомбить город и порт. Эти дуэли зенитчиков и немецких самолетов были жестокими, обе стороны несли потери. Но уже с первых боев в 1942 году на Севере солдаты поверили в воинское умение своего командира. "С ним, - говорили солдаты, - сам черт не страшен!"
Вот передо мной одна из первых боевых характеристик, датированная 19 мая 1943 года: "Умеет обеспечить выполнение задачи. Может служить примером в бою. Пользуется авторитетом, умеет организовать успешную борьбу с танками и управлять боем. Имеет склонность командовать огневым взводом".
Когда советские войска вошли в Польшу, дивизиону было поручено прикрывать важную железнодорожную станцию Луков на стратегической магистрали Москва-Берлин. Т.Агагусейнов находился на командном пункте дивизиона, прикрывавшего коммуникации фронта, переправы через реку. Немецкие самолеты рвались на командный пункт, но батареи вели плотный заградительный огонь, не давая самолетам противника возможности прорваться.
Еще более ответственные задачи выполняли артиллеристы Т.Агагусейнова во время подготовки Берлинской операции. Дивизион был передислоцирован в район реки Одер. Здесь немцы впервые применили крылатые ракеты ФАУ- Одна такая ракета упала в 70-ти метрах от переправы и все разнесла - ведь это 1200 кг взрывчатки! Едва отбились, поступил приказ срочно
перебазироваться в район г.Франкфурта на Одере, к станции Репин... Так, двигаясь с боями вслед за войсками, дивизион 2 мая 1945 года оказался в Берлине. Рейхстаг уже был взят, и Тофик Якубович не смог отказать себе в удовольствии написать свою фамилию на одной из колонн.

Когда война закончилась, перед Т.Агагусейновым встала дилемма - что делать: вернуться в Баку и продолжить учебу, "сев на шею родителей" в 22года, или... И тут ему предложили должность помощника начальника штаба, в задачу которого входила организация охраны вооружения
расформированного 5-го корпуса ПВО. Реально - это была гора оружия, которое надо было отправить на родину. Работа эта была завершена только в октябре 1946 года, но за это время Тофик успел съездить домой в отпуск, где окончательно решил, что останется служить в армии.
Теперь ему предстояло служить в Вильнюсе, в должности командира батареи зенитного дивизиона.
Через год - служба в Баку, в зенитно- артиллерийском полку, штаб которого находился на территории нынешнего Дворца спорта.
Решив остаться в армии, Тофик Якубович твердо взял курс на продолжение военного образования. Летом 1949 года он поступил в Военно- артиллерийскую академию им.Дзержинского. За время обучения в академии, цдав 26 экзаменов только на "отлично" и "хорошо", он получил блестящие характеристики, а при выпуске ему присвоили квалификацию офицера с высшим военно-артиллерийским образованием.
В феврале 1949 года на базе Бакинской армии ПВО был образован Бакинский район противовоздушной обороны, а в 1954 году - Бакинский округ противовоздушной обороны, который включал в себя всю территорию Азербайджана, район Махачкалы и Красноводска. Армия стала получать новую технику, которую могли обслуживать и эксплуатировать только
грамотные специалисты. Т.Агагусейнов приобрел большой опыт оперативной работы в крупном штабе, через два года получил звание подполковника, а еще через год он был назначен заместителем командира зенитно- артиллерийского полка.
Тем временем на вооружение поступают новые зенитно-ракетные комплексы, идет переобучение старшего офицерского состава в Улан-Удэ. Поехал туда на переподготовку и Тофик Якубович. После этого он был назначен командиром полка, дислоцированного в Баку.

Люди старшего поколения хорошо помнят, как в мае 1960 года над Уралом был сбит американский самолет-разведчик У-2. Поэтому Н.Хрущев выступил инициатором сокращения вооруженных сил, за счет чего началось бурная работа над созданием баллистических ракет и зенитно-ракетных комплексов.
Полк Т.Агагусейнова охранял Баку, имея в составе четыре зенитно-ракетных дивизиона, это были современные комплексы С-75. Его назначению на командование этим полком предшествовало чрезвычайное происшествие, после которого были приняты решительные меры по укреплению
руководства и кадрового состава полка. Через несколько месяцев в полк с проверкой приехала комиссия, которую возглавлял маршал артиллерии К.Казаков. По результатам проверки Тофику Якубовичу Агагусейнову приказом министра обороны страны, за высокую боевую готовность полка было присвоено внеочередное звание полковника.

В 1961 году границы Бакинского округа ПВО были значительно расширены за счет введения в его состав корпусов, дислоцированных в Тбилиси и Ростове-на-Дону, а также дивизии в Волгограде и Красноводске. Когда командир дивизии был в отпуске, в Баку прилетел с инспекцией Главнокомандующий войсками противовоздушной обороны страны, Маршал
Советского Союза Батицкий. Его интересовало строительство новой позиции под комплекс дальнего действия. Он задавал Агагусейнову много вопросов, словно проверял уровень современной технической подготовки полковника. Через две недели стало известно, что командир дивизии назначен на другую должность, а Агагусейнову предложили срочно вылететь в Москву, на Военный совет войск противовоздушной обороны. В конце сентября приказом министра обороны Тофик Якубович Агагусейнов был назначен командиром дивизии. Это была особая дивизия, один из полков которой был дислоцирован под Астраханью. 3 февраля 1968 года, к Дню Советской армии Т.Агагусейнову было присвоено первое генеральское звание генерала- майора, а дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
Еще через год приказом министра Т.Агагусейнов был назначен на должность командира 12-го корпуса Бакинского округа ПВО.
Когда в 1971 году корпус инспектировало Министерство обороны СССР, Тофик Якубович был представлен Первому секретарю ЦК партии Азербайджана Г.Алиеву. С тех пор между ними установились взаимное уважение и симпатия. А под новый, 1972 год, Т.Агагусейнову было
присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенанта. Тогда Тофику Якубовичу не было и пятидесяти лет, и он, очевидно, был самым молодым генерал-лейтенантом в СА. Затем "хорошо подготовленный, требовательный, волевой командир с хорошо развитыми организаторскими способностями", как записано о нем в еще одной характеристике, 7 июня 1975 года приказом
МО СССР был назначен членом Военного совета и первым заместителем командующего войсками Бакинского округа ПВО.
Так Тофик Якубовичпереехал в Баку. С тех пор мы и стали соседями. Бакинский округ ПВО был пограничным и прикрывал воздушное пространство вдоль границ от Черного моря до восточного побережья Каспия. В период 1975-1980 гг. здесь произошли некоторые события, в которых Тофику Ягубовичу довелось участвовать. Новый министр обороны Устинов очень болезненно реагировал на безнаказанные нарушения воздушного пространства СССР. Летом 1976 года Устинов посетил зенитно- ракетный полк Бакинского округа ПВО. Министр дал высокую оценку боевой готовности полка. А через две недели, когда произошло нарушение воздушного пространства СССР двумя самолетами-истребителями, благодаря успешным действиям генерала Агагусейнова оба самолета были сбиты и упали на сопредельную территорию.
У кое-кого это вызвало боязнь международного скандала, но министр обороны однозначно поддержал действия Т.Агагусейнова.
В 1980 году, когда Бакинский округ был расформирован, а соединения и части на территории Закавказья были переданы Закавказскому военному округу, Тофик Якубович был назначен командующим противовоздушной обороной Закавказского военного округа. 6 мая 1980 года ему было присвоено звание генерал-полковника. Эту должность он занимал до конца 1981 года. И тут поступило новое предложение: стать представителем Главнокомандующего объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского Договора при командующем ПВО в Чехословакии.
Это было высокое назначение - знак большого доверия и признания Т.Агагусейнова как военного специалиста. Такой высокой должности в Советской армии не занимал ни один азербайджанский военнослужащий. Но об этом в печати того времени не сообщалось.
Когда срок пребывания генерала Т.Агагусейнова в Чехословакии истек, министр обороны Чехословакии от имени президента вручил в августе 1987 года советскому генерал-полковнику орден Красной звезды Чехословакии.
По возвращении на родину Т.Агагусейнов уволился в запас. Он был физически здоров, с огромным опытом и глубокими знаниями, но места в республике такому специалисту не нашлось. Лишь через год ему предложили возглавить добровольное общество ... автолюбителей. И только после
возвращения в Баку Г.Алиева, который высоко ценил военный опыт Т.Агагусейнова, он был приглашен на работу в качестве военного советника президента.

... Вряд ли, гуляя по городу, кто-нибудь из прохожих, встретив Агагусейнова, подумает, что мимо него прошел гражданин, единственный азербайджанец - генерал-полковник, награжденный многими боевыми орденами и медалями, настолько скромен и порядочен мой сосед. Он никогда
не кичился своими боевыми заслугами, а они у него действительно большие.

Азад Шариф

Генерал-полковник Т. Я. Агагусейнов награждён орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны И степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Красной Звезды Чехословацкой Республики, 25 медалями.


© fran


Source: http://azfreespeech.org/fce/001/0102/files/Azad_Sharif.pdf
loading загрузка

Журналы
И не спрашивай , я не знаю.
© Saks