руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
00:32
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Магомаев Муслим Магометович - певец, народный артист СССР

17.8.1942 - 25.10.2008

Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года.
Родители Муслима – Магомет Магомаев, театральный художник, и Айшет Магомаева, актриса. Имя ребенку дали в честь деда, великого азербайджанского композитора, который одним из первых в своей музыке начал сочетать классические и народные традиции.
Отец погибает на фронте незадолго до Победы, и Муслима воспитывает его дядя Джамал.

С раннего детства мальчик занимается музыкой – играет на скрипке и фортепиано. Учился Муслим по классу фортепиано в элитной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории . Пением увлекся только в 14 лет, брал уроки у Сусанны Аркадиевны Микаэлян, преподавателя консерватории и профессора Владимира Цезаровича Аншилевича.

Уже в детстве Муслим увлекся легкой музыкой услышал американский джаз и неаполитанские песни. Сильное впечатление на начинающего певца оказали пластинки Энрико Карузо и Титта Руффо. Пение увлекло его настолько, что он оставил школу и после седьмого класса перешел на вокальное отделение музыкального училища. В училише поощрялась концертная практика и у Муслима начались первые публичные выступления. Первое выступление – в 14 лет, на сцене бакинского клуба моряков.

Звездный час Муслима Магомаева наступил в 1962 г., когда в Кремлевском Дворце Съездов на фестивале азербайджанской культуры он исполнил песню "Бухенвальдский набат" и каватину Фигаро.Игра в страстность была не по нему, он может исполнять только по настоящему. Каждое произведение он берет не столько вокальной школой, голосовой механикой, сколоко своим существом - от сердца к голосу. Иван Семенович Козловский был недоволен:
- "Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис".
Зато Екатерина Фурцева отметила:
- "Наконец-то у нас появился настоящий баритон. Баритон".

Первый сольный концерт Магомаева состоялся 10 ноября 1963 в Концертном зале имени Чайковского. Бах Гендель Моцарт, Россини, Шуберт,Чайковский, Рахманинов Гаджибеков... Вместо объявленных в программе шестнадцати вещей в тот вечер он спел двадцать три: в незапланированном третьем отделении Магомаев пел итальянские и современные песни...
"Разошлась чиновная часть публики, уже выключили свет, увезли рояль, а к авансцене зала, с балконов, с галерки все стекались толпы поклонников - человек триста. Они стояли и хлопали. Вот тогда и началось третье отделение. Вернули рояль, и наступило время эстрады. "Come prima", "Guarda che Luna" и стремительный твист Адриано Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев"...

Потом Муслим Магомаев, учитывая разные вкусы, стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. Симфонический оркестр превращался в эстрадно симфонический. Это стало традицией.

В 1963 г. Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова. В спектаклях был занят нечасто, т.к. довольно быстро стал популярным исполнителем эстрадных песен, чьи сольные выступления приносили театру большую прибыль.

В 1964 и 1965 молодого певца дважды направляли на стажировку в миланский театр "Ла Скала". Там, с маэстро Дженарро Барра и Энрико Пьяцца, Муслим Магомаев готовит партии Фигаро (“Севильский Цирюльник”) и Скарпиа (“Тоска”). Но по окончании стажировки Магомаев отказался от предложений петь в "Севильском цирюльнике" на сцене Кремлевского дворца съездов и отказался от работы в труппе Большого театра.

- "Большой" - это пучина, я не смогу быть там первым".

А главное, отказался потому, что ему в главном театре страны пришлось бы исполнять советский репертуар, который он, певец, воспитанный на оперной классике, терпеть не мог.

Летом 1966 и состоялись первые выступления Муслима Магомаева в знаменитом театре "Олимпия" в Париже. вторые в 1969 , вместе с Ленинградским мьюзик-холлом и Эдитой Пьехой. Каждый раз Магомаев уходил со сцены под овации зала. После такого успеха у публики французы хотели заполучить Магомаева еще на один год и певец всерьез рассматривал такую возможность. Но отказало Министерство культуры СССР : "Его постоянно просят выступать на правительственных концертах. Он наш государственный певец".

Перед певцом стоял вопрос: уезжать в СССР или оставаться.

"Оставаться было можно, но нельзя. И это был один из немногих случаев в жизни, когда ненавистное для меня слово "нельзя" победило мое любимое слово "можно".

Вспоминая ту непростую ситуацию Магомаев пишет:

"Теперь налицо обратная ситуация на ту непродуманную политику в области культуры, на прежние запреты, ограничения: из страны уехали почти все самые лучшие наши певцы, пианисты, дирижеры... Вот мы и имеем то, что имеем."

Вернулся Магомаев в СССР будучи сверх популярным певцом и гастролером №1.

В 1970 воспользовавшись вынужденным перерывом в коцертной деятельности Магомаев сдал все экзамены и за один год закончил вокальное отделение Бакинской консерватории.

Потом артист продолжал выступать, много записывался. Для реализации своих музыкальных идей, собирает из лучших джазменов страны интернациональный Азербайджанский государственный эстрадно-симфонического оркестра. С 1975 по 1989 является его художественным руководителем.

Муслим Магомаев окончательно уходит с оперной сцены в 70-х, оставшись лучшим Фигаро своего времени.

Посвятив себя эстраде, он становится невообразимо популярным: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении.
Пластинки с надписью “Поет Муслим Магомаев” выходят огромными тиражами. Ещё в 1969 году Магомаеву присуждается его первый “Золотой Диск” на фестивале MIDEM.

Но никогда не изменяет он своей музыкальности и таланту. Его репертуар огромен и удивительно разнообразен – в концертах, кроме популярных песен на русском языке, звучат и итальянские шлягеры, и мировые хиты, музыка из кинофильмов, мюзиклов, и, конечно, классические произведения, зачастую все это – под собственный аккомпанемент. В памяти людей остались и потрясающе исполненные песни Бабаджаняна, Пахмутовой, Фельцмана, Бюль бюль-оглы и самого Муслима Магомаева - “Синяя вечность”, “Элегия”, “У того окна”. Многие помнят телефильм “Поет Муслим Магомаев” и мультипликационный фильм “Бременские Музыканты”, где он озвучил Сыщика, Трубадура и Атаманшу.

Муслим Магомаев пел гражданские песни, но в его творчестве никогда не было державных примет, он не спел ни одного слова, где славится Партия. Все его песни - это одна большая тема Любви. Любви к людям.
Певец никогда не состоял в ВЛКСМ, не был членом КПСС, так и не стал лауреатом Ленинской премии, не получил Государственной. И если бы не расположение к Магомаеву Леонида Ильича Брежнева и Гейдара Алиевича Алиева молодой певец в 1973 в свои 31 лет не получил бы звания Народного артиста СССР.

Но не связи и партийная поддержка сделали артиста истинно популярным и народным. Исключительный талант, красивый голос, музыкальностью, темперамент, великолепной сценической внешностью, способствовали той славе, которая много лет неизменно сопутствует певцу, где бы он ни выступал.

Муслим Магомаев. Суперзвезда. Суперзвезда для нескольких поколений. Певец, голос которого запоминается сразу своей мягкостью и теплотой. Очень разносторонний человек. Уникальный певец - и эстрадный, и оперный. Превосходный пианист, который всегда может сам себе проаккомпанировать. Любит рисовать и лепить. Написал книгу и сделал передачи о Марио Ланца, а также способствовал выпуску пластинок этого исполнителя в Союзе. Сыграл главную роль в 2-х серийном художественном фильме “Низами”.

*****
У Магомаева взрослая дочь от первого брака - Марина.

В 70-ых г.г. его свадьба с известной оперной певицей Тамарой Синявской превратилась в национальный праздник Азербайджана. Народные артисты СССР Муслим Магомаев и Тамара Синявская - не просто суперпопулярные исполнители, не просто муж и жена: для миллионов советских людей они стали олицетворением целой эпохи. Уникальнейший голос Тамары Синявской завораживал любителей оперной музыки многих стран мира, много лет ее звезда ярко сияла на сцене Большого театра. Ну, а славе Муслима Магомаева может позавидовать любая звезда: такой популярности ни до, ни после него не имел в Советском Союзе никто.


Что касается увлечений артиста, то компьютер сегодня для него игрушка на которой может забавляться сколько угодно. Используя его, пишет себе аранжировки, а сейчас увлекся компьютерной фотографией. Спустя тридцать лет вспомнил, что в детстве и юности немножко рисовал - что-то передалось с генами от отца-художника. Впервые начал писать маслом. Сделал портреты Верди, Рахманинова.

Но есть и слабости. Например, курит Malboro по 3 пачки в день Говорит "Не могу ни в чем себе отказать. Хочется выпить - выпью. Хочется гульнуть - приглашу Леву Лещенко, Володю Винокура, Кобзона... "

В 1997 г. его именем названа одна из малых планет Солнечной системы.

*****

Иногда говорят: «Всё идёт как по нотам». Нотный стан жизни М.М.Магомаева в его "исполнении":


Нота "до"

Дом наш в Баку был очень простой. Дядя, заменивший мне папу (отец Муслима Магометовича погиб на фронте. - Прим. ред.), жил скромно, хотя и занимал высокий пост - зампред Совета министров Азербайджана. Все дни он проводил на работе, а нами, детьми, занималась бабушка. Бабушки же все одинаковые - обожают своих внуков, прощая им любые шалости. А я был страшный хулиган! В школе на доске всегда писали: "Нарушители дисциплины: Мусик (меня в детстве Мусиком звали) и Рудик (Рудольф, мой одноклассник)". Дома же мы носились по двору как ненормальные, "тарзанили" - тогда только-только вышел фильм "Тарзан". И вот я, как Тарзан, полез на дерево, скакал с ветки на ветку, пока не упал и не сломал левую руку. Врачи меня пожалели - наложили лёгкий гипс и сказали: "Веди себя тихо!" Какое там тихо! В конце концов рука срослась неправильно. А меня готовили к карьере пианиста! Снова поехали в больницу, дали наркоз, снова сломали руку и на этот раз наложили уже такой гипс - словно на всю жизнь! Слава богу, на мои способности музицировать эта травма не повлияла. А лет в 14-15 как начал петь, так начал умнеть (смеётся).

Нота "ре"

Революцию я ждал. Всю жизнь был антисоветчиком, мечтал о том, чтобы наша жизнь изменилась. Чтобы мы перестали кланяться чиновникам, чтобы могли петь то, что нам хотелось, а не то, что утверждали нам партийные комиссии.

В какой-то момент стало понятно: дальше страна так жить не сможет. Об этом кричали витрины магазинов, где, кроме банок с соком, больше ничего не было. Да ещё очереди за этими почерневшими кусками мяса... Я всё думал: "Господи, ну когда же наконец начнётся свободная жизнь?!" Но, видимо, как-то очень резко всё произошло - наступление нашего своеобразного капитализма. Это как после музыки Моцарта взять и врезать Шнитке. Разница будет такой же шокирующей. Не хочу определять, какая жизнь - та или нынешняя - была Моцартом, а какая Шнитке. Я просто говорю о контрастах, о том, что менять всё надо было постепенно, - народ оказался к этому не готов. Но я человек неунывающий, верю, что всё это устоится. Но сколько времени на это потребуется... Только Господь Бог знает.

Нота "ми"

Мирный я человек или конфликтный? Если не согласен с кем-то, могу сразу же начать возражать. Но это не конфликт - это спор.

Я и на коллег по цеху не обижаюсь - с Кобзоном у нас прекрасные отношения. Хотя на запись песен к фильму "Семнадцать мгновений весны" пробовали меня, а голос в итоге звучит его. Считаю, что Татьяна Лиознова была права, выбрав Кобзона. Потому что голос Иосифа Давыдовича Тихонову подходил больше, чем мой. Хотя, видимо, Лиознова дала послушать Иосифу ту запись, которую сделал я, потому что оттеночки, акценты в своём исполнении он расставил так же, как было у меня. Иосиф, правда, сказал, что он ничего не слышал. "Значит, мы так с тобой совпали", - ответил я.

Нота "фа"

От фамильярности никогда не страдал. Я вообще очень трудно сближаюсь с людьми. Поэтому практически не посещаю тусовок, где собирается много народу. Считаю: сейчас не моё время. И очень удивляюсь своим ровесникам, которые тусуются с молодёжью. Я даже это слово не люблю - тусовка!

Нота "соль"

Сольных концертов больше не будет - я сам себе дал слово. Могу спеть только во время застолья, дома, для друзей. К сожалению, с возрастом уходит не только задор, но и голос. Это мне не нравится. Хочется петь так, как пел раньше. И тем более не хочется, чтобы эти изменения слышали другие. Пласидо Доминго в одном из интервью сказал: "Надо уходить, не дожидаясь того момента, когда услышишь: "Как? Он ещё поёт? Да он сам себя не уважает!" Эти слова я принял как руководство к действию. И на чужие концерты ходить не люблю - боюсь сказать неправду. Я человек честный. После концерта не могу кричать "Потрясающе!", если мне не понравится. Поэтому долгое время боялся ходить на концерты Филиппа Киркорова, хотя он меня приглашал. Меня уговорила моя дочка Марина: "Папа, пойдём!" Я согласился, сказав, что в случае чего буду прятаться за неё. К счастью, концерт я выслушал с удовольствием.

Нота "ля"

В "ЛА СКАЛА" я попал по обмену как талантливый исполнитель. Итальянские балерины стажировались в Большом театре, а мы, певцы, - в "Ла Скала". Позже, во время очередных гастролей, мне предлагали остаться в Париже. Но я не жилец за границей. На Западе совсем другие отношения между людьми. Только, может, Италия близка нам - они и внешне, и по темпераменту похожи на азербайджанцев. А французы, англичане, американцы: у них в жизни только бизнес, бизнес, бизнес - и больше ничего.

И отдыхать люблю не на заграничных курортах, а на даче под Москвой. Но ни я, ни Тамара (жена Магомаева Тамара Синявская. - Прим. ред.) - мы не можем долго слушать тишину. Скучно становится. И мы бежим в город. А потом снова едем на природу. Так всё время и перемещаемся туда-сюда.

Нота "си"

Сиюминутная слава - это, конечно, приятно. И когда артисты говорят: "Мне всё равно, любят меня или не любят!" - врут они! Причём нагло. Каждому артисту приятно, когда ему аплодируют, когда его ждут у входа, просят автографы. Правда, когда машину поднимают - это уж чересчур (смеётся).

Но все эти звёзды, которые сегодня модно вмуровывать в асфальт, - это же глупость! Ну, закатали их. И ходит народ, твоё имя ногами топчет. Зачем это нужно? Я очень верующий человек. Все мы на этой земле - временщики. За свои дела каждый из нас будет отвечать там, на небесах. А земная мишура - она уйдёт.

Нота "до"

Достаток для меня не самое главное. Никогда в жизни не копил денег - всё тратил мгновенно. Есть у меня деньги - я должен гульнуть. Пока не получил квартиру в Москве, всегда жил в лучших номерах - сначала в "Метрополе", в шикарном люксе, затем в "России", обязательно в 5-комнатном номере. У меня ставка за концерт была 102 рубля с копейками. Плюс проценты за мастерство и прочее. Набиралось 200 с чем-то рублей за концерт. По тем временам хорошие деньги. Но пел я мало - вот в чём проблема. Не могу петь, когда мне не хочется. В этом отношении я не Иосиф Давыдович. Он всегда хочет петь! Мы один раз вместе летели, так он даже в самолёте спеть умудрился!

Я же старался петь только летом, уезжал на гастроли месяца на два. Но заработанное быстро улетучивалось. Тамара - человек более прагматичный. Она переживает: "Как же мы живём! Ничего на будущее не откладываем". А я всё на Бога надеюсь. "Не останемся мы нищими", - говорю. И пока, слава богу, живём нормально. Так что я никогда не думаю о будущем в печальных тонах.

(Юлия Шигарева, АиФ)

***
Вот далеко не полный перечень наград Магомаева:

Народный артист СССР
Орден Почета (2002)
Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Орден Дружбы народов (1980)
Орден «Истиглал» (Азербайджан, 2002)
Орден «Шохрат» (Азербайджан, 1997)
Почетный знак «За заслуги перед польской культурой»
Нагрудный знак «Шахтерская слава» III степени
Орден Ломоносова (Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, 2004)
Национальная премия имени Петра Великого (2005)
Орден «Сердце Данко», присуждаемый за выдающиеся достижения в деле развития российской культуры.


Лауреат фестивалей и конкурсов:

VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов фестиваль, Хельсинки, 1962
Декада культуры и искуства Азербайджана, 1963
Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий МИДЕМ, Канны,1969
IX Международный фестиваль эстрадной песни, Сопот , 1969
Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий МИДЕМ, Канны,1970
Крымские зори, Ялта, 1973


Автор и ведущий цикла передач на радио:

Марио Ланца
Мария Каллас
Джузеппе Ди Стефано


Автор и ведущий цикла передач на ТВ "В гостях у Муслима Магомаева" (со Святославом Белза):

Марио Дель Монако
Хосе Каррерас
Пласидо Доминго
Элвис Престли
Френк Синатра
Барбара Стрейзант
Лайза Миннелли
Артуро Тосканини


Автор книг:

Великий Ланца, 1993
Любовь моя - мелодия, 1999


Автор музыки к спектаклям:

Рождает птица птицу, 1984
Ярославна, 1985
Я знаю твое лицо
Только нарисованные цветы боятся дождя


Работа в кино:

До новых встреч, Муслим т/ф 196?
Поет Муслим Магомаев, т/ф, 197?
Москва в нотах, ТВ ФРГ, т/ф 19??
Низами, Азербайджан, к/ф
По следам бременских музыкантов м/ф

*****
Персональный сайт М.М.Магомаева:

http://www.magomaev.info/main.html

Source: http://www.informacia.ru/facts/magomaev-facts.htm
 
Сайт: http://www.aif.ru/culture/article_prmid_dta69414.html

loading загрузка

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine