руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
22 нояб.
01:45
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Гаджибеков Зульфугар - композитор

1884 - 1950

Творческий путь одного из замечательных поборников национального музыкального театра Зульфугара Гаджибекова охватывает более полвека. Исторические события в жизни азербайджанского народа во многом обусловили своеобразие особенностей жизни и творчества 3.Гаджибекова. Зульфугару Гаджибекову принадлежит важная роль в становлении азербайджанского музыкального театра. Наряду с основоположником азербайджанского оперного искусства - Узеиром Гаджибековым, его соратником композитором-дирижером Муслимом Магомаевым, а также с энтузиастами азербайджанской музыкальной сцены - Г.К.Сарабским, М.X.Терегуловым, М.М.Мамедовым, М.А.Алиевым, А.Агдамским и другими, 3.Гаджибеков относится к той плеяде театральных деятелей, которые боролись за интенсивное развитие азербайджанской национальной музыкальной культуры, за ее прочную связь с народным творчеством.


Еще в дореволюционные годы 3.Гаджибеков выступает в одном ряду с наиболее прогрессивной частью азербайджанской демократической интеллигенции, являясь организатором и непосредственным участником многих музыкально-просветительских начинаний. Композитор выступает в качестве общественного деятеля: он возглавляет те или иные участки музыкальной жизни, поддерживая Узеира Гаджибекова во всех его смелых, новаторских начинаниях.3.Гаджибеков сыграл важную роль в зарождении первых профессионально-музыкальных форм на почве национального фольклора. Перу Зульфугара Гаджибекова принадлежит опера "Ашуг Гариб" и две музыкальные комедии "Элли яшында джаван" ("50-летний юноша") и "Эвликен субай" ("Женатый холостяк"). Как и первые музыкально-сценические произведения У.Гаджибекова и М.Магомаева, это были ранние образцы композиторского творчества в Азербайджане. В них осуществлялись первые попытки синтеза фольклорных форм с образцами европейского музыкального жанра. Значение их заключается в том, что они подкрепили появление новых форм композиторского творчества в музыкальном искусстве Азербайджана.


Зульфугар Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 17 апреля 1834 года в городе Шуше. Живописно расположенный на склонах гор Карабаха, этот город издавна славился замечательными музыкально-художественными традициями. Шуша была родиной выдающихся азербайджанских поэтов, писателей - Вагифа, Хуршид Бану Натаван, Н.Везирова, А.Ахвердова, С.Ахундова, художника и ученого-музыканта Мир Мохсуна Навваба (Шушинского) и многих других.С детства 3.Гаджибеков впитывает в себя богатство народной музыки, слушает ее в исполнении высокоодаренных мастеров. Этому способствовало и то обстоятельство, что отец композитора - Абдул Гусейн служил писарем у знатной азербайджанской поэтессы Хуршид Бану Натаван. Благотворным на детей было и влияние их матери - Ширин ханум Аливердибековой, которая была одной из приближенных к доме Натаван. Энергичная от природы, склонная к поэзии, музыке, она в детях своих пробуждала большую любовь к искусству.


Незаурядным художественным дарованием отличался и младший брат Ширин ханум - Агалар Аливердибеков, получивший образование в Петербурге. На протяжении всей своей жизни Агалар Аливердибеков страстно увлекался музыкой, собирал и усваивал лучшие образцы народного творчества. Знал он большое число народных песен, мугамов, постоянно общался с выдающимися шушинскими музыкантами. Абдул Гусейн Гаджибеков, несмотря на тяжелые материальные условия, старался дать образование детям, а их у него было пятеро: три сына (Зульфугар, Узеир, Джейхун) и две дочери (Саят и Абхаят).Его старшие сыновья - Зульфугар и Узеир учились в Шушинском русско-татарском училище. Еще в период учебы 3.Гаджибеков участвовал в некоторых спектаклях любительской труппы. В эти годы юношей Зульфугар выступает в женских ролях в пьесах: "Дагылан тифаг" - А.Ахвердова (Сона ханум), "Пери джаду" - А.Ахвердова (жена Курбана) и "Визирь Ленкоранского ханства" - М.Ф.Ахундова (Шейле ханум).


В 1899-1904 годы У.Гаджибеков продолжил свое образование в Горийской учительской семинарии, а Зульфугар окончив Шушинское двухклассное русско-татарское училище, стал помогать отцу в его работе. Однако мысль об учении не оставляла молодого Зульфугара. Внезапная смерть Абдул Гусейна Гаджибекова в 1901 году резко изменила планы всей семьи. На старшего, Зульфугара, ложатся все заботы о материальном благоустройстве семьи. В течение 1900-1902 гг. композитор работает письмоводителем городской думы и Уездного управления, а с 1902-1906 гг. - переводчиком при уполномоченном Управлении земледелия и оброчных статей города Шуши.


Привитая с детства любовь к музыке, все более укрепляет в Зульфугаре желание посвятить себя музыкальному искусству. Потребовались поистине большие усилия, кропотливая самостоятельная работа, чтобы овладеть известными знаниями в области музыки. Игра на таре - была его любимым занятием. Народная азербайджанская музыка - основной источник, откуда черпает музыкальные знания будущий композитор. Именно она - народная музыка послужила основой формирования его творчества. В 1907 году 3.Гаджибеков вместе со своими сестрами и младшим братом переезжает в Баку, где в этот год Узеир Гаджибеков, разрешив задачу поистине исторического значения для азербайджанской музыкальной культуры, создает первую национальную оперу "Лейли и Меджнун".


Блестящий успех "Лейли и Меджнун" свидетельствовал о созревших условиях для возникновения в Азербайджане жанров современной профессиональной музыки. Именно эта опера открыла широкую дорогу в Азербайджане для развития других музыкальных жанров. В борьбу за становление азербайджанского музыкального театра включается и Зульфугар Гаджибеков. Он становится надежным помощником Узеира Гаджибекова во всех его начинаниях, проявляя себя неутомимым организатором азербайджанской музыкальной труппы. К этому времени относятся и его первые опыты самостоятельного композиторского творчества.

Находясь в Тифлисе, Зульфугар Гаджибеков пишет свою вторую оперетту "Одиннадцатилетняя жена" или "Варлы". На основании документов можно утверждать, что оперетта была завершена в апреле 1911 года: заявление композитора в Тифлисский комитет по делам печати датировано от 17 мая 1911 г. Письмо же канцелярии наместника на имя председателя Тифлисского комитета по делам печати от 24 мая 1911 года за № 11050 уведомляет, что "наместник Его Императорского Величества
на Кавказе разрешает представление ее на сценах Кавказского края".


30 мая в Тифлисском театре "Гюрджу задэкян театры" состоялась премьера музыкальной комедии "Одиннадцатилетняя жена" в постановке автора. В заглавной роли Чичэк - выступала молодая актриса Гегерчин ханум. Спектакль был дан в бенефис актрисы. Театр был полон до отказа. Автор зло высмеивал патриархальный быт азербайджанского купечества. Ясно, что все это пришлось не по вкусу правящим кругам. При всем том, что премьера прошла с большим успехом, она после первой же постановки была запрещена местными полицейскими властями.


3.Гаджибеков проявляет незаурядный организаторский талант, активно способствуя развитию музыкально-театрального дела в Азербайджане. Ряд новых произведений Узеира и Зульфугара Гаджибековых обогащают репертуар азербайджанского музыкального театра. Появляется потребность в усилении артистических и постановочных сил. Имея весомый репертуар, 3.Гаджибеков организовывает музыкальную труппу, активно включаясь в ее руководство.


В 1911 году музыкальная труппа предпринимает ряд гастрольных поездок в различные города Закавказья. Город Тифлис, как административный и культурный центр Закавказья, привлекал к себе внимание и деятелей азербайджанского музыкального театра. 3.Гаджибеков после цензурного просмотра "Элли яшында джаван" ("50-летний юноша") решил ставить пьесу именно в Тифлисе. В газетах "Закавказье" и "Кавказ" появляются хроникальные заметки, характеризующие активные действия 3.Гаджибекова. Как видно из сообщений местной печати, спектакль вызвал большой интерес, появляются обширные рецензии как о самой пьесе, так и об игре артистов. Так, Г.-Б. К. Ширванский пишет-, что "день представления "50-летнего юноши", надолго останется памятным для: тифлисских мусульман". В театре грузинского дворянства, пишет он далее "они впервые видели оперетту на родном языке из современной жизни, принадлежавшей перу автора из их же среды". В заглавных ролях выступили: г. Сидги (Сидги Рухулла), Гегерчин ханум, Кулиев М.X., М.Кулизаде, Алескеров, Шабанов и др.


О быстром завоевании комедией симпатий зрителя, говорит тот факт, что "Элли яшында джаван", уже в те годы ставился в Баку, затем Эривани, Нахичевани, Джульфе, Шуше, а так же в городах Ирана во время гастролей азербайджанской музыкальной труппы, руководимой самим автором. Успешные выступления азербайджанского театра в Тифлисе, особенно оперетты "Элли яшында джаван", дали возможность 3.Гаджибекову и организованной им труппы из бакинских и тифлисских актеров продолжить свои гастрол. В труппу входили: видный азербайджанский комик Мирза Ага Алиев, М.Кули-заде, М.X.Кулиев, Сидги. Исполнителями женских ролей были: Гегерчин ханум, Шайнова, Минаввер ханум и 11-летняя Антонина Гильман.


Газета "Закавказье" от 1 сентября 1911 г. сообщала, что "молодой мусульманский композитор" Зульфугар-бек Гаджибеков выехал в артистическое турне по мусульманским городам Закавказья. Затем труппа выехала в Нахичевань, где намечалось дать несколько спектаклей. В связи с этим в газете "Каспий" от 25 октября 1911 года сообщалось, что в Нахичевань прибыла опереточная труппа во главе с 3.Гаджибековым, которая поставит несколько оперетт с участием артистки Гегерчин и бакинского артиста Мирза Ага Алиева, специально приглашенного для участия в спектакле "О олмасын, бу олсун". Спектакли в Нахичевани прошли с большим успехом. Газета "Баку" отмечала: "Нахичеванский корреспондент сообщает, что опереточной труппой с участием Мирзы Ага Алиева и Гегерчин ханум поставлены в Нахичевани несколько опереток с большим успехом".


Азербайджанский музыкальный театр завоевывал всеобщее признание массового зрителя не только в Баку, но и в других городах Закавказья. В этом следует признать определенный вклад 3.Гаджибекова как неутомимого борца за становление нового жанра в национальном искусстве.В 1912 году композитор живет в Нахичевани, где проводит большую культурно-просветительную работу среди местного населения.


Однако активная деятельность 3.Гаджибекова не ограничивается лишь Нахичеванью. Он всячески старается перенести спектакли музыкальной труппы и в соседние с Нахичеванью города. Как видно из печати, успех сопутствовал его стремлениям. Так газета "Каспий" сообщала из Эривани, что "в день Курбан-Байрама" любителями драматического искусства с участием Зульфугар бека дан был спектакль, который прошел очень удачно. Шла пьеса "50-летний юноша". Вообще эриванцы сочувственно относятся в последнее время к театру, и не один спектакль не проходит без полного сбора". Эти отзывы свидетельствуют о большом успехе музыкальной труппы во время гастрольных поездок по городам Закавказья.


Стремясь вывести музыкальный театр из тяжелого положения, в котором он оказался благодаря реакционному курсу "Ниджата" и укрепить в глазах общественности его прогрессивную роль, артистическая труппа, возглавляемая 3.Гаджибековым, летом 1913 года предпринимает гастрольную поездку в Шушу - родину Гаджибековых. Здесь с большим успехом ставится оперетта "Эвликен субай". Одновременно 3.Гаджибеков ставит в Шуше оперы "Лейли и Меджнун" и "Асли и Керем" - с участием прибывших из Баку артистов. Шушинская гастрольная поездка имела большой успех. Об этом свидетельствует газета "Баку", которая отмечала, что "Возвратился из гастрольной поездки в Шушу артист мусульманской оперы Г.Сарабский, выступавший при участии местных любителей в операх "Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" и в оперетте "Эр вэ арвад". При отъезде из Шуши ему были устроены шушинской интеллигенцией торжественные проводы".


Об успехах "Асли и Керем" мы узнаем и из телеграммы самого Г.Сарабского, отправленной им из Шуши в Санкт-Петербург Узеиру Гаджибекову. Текст этой телеграммы приведен Узеиром Гаджибековым в письме к М.Магомаеву. Судя по данным периодической печати в 1914 г., в Баку начинают разворачивать свою деятельность в основном две труппы музыкального театра. Об одной из них в местной печати сообщалось, что "организовалась новая мусульманская оперная труппа. Организаторами труппы являются артист Сарабский и дирижер труппы М.Магомаев".


Другая труппа была опереточная, ее возглавлял Зульфугар Гаджибеков. Первые сведения об этой труппе встречаются в газете "Баку". В ней говорится: "Мусульманской опереточной труппой при участии Г.А.Абасова представлена в 3-й раз в этом сезоне оперетта З.Гаджибекова "Эвликен субай"... Для исполнения музыкальной части приглашен восточный оркестр в составе 20 человек". Эта труппа в основном ставила оперетты Узеира и Зульфугара Гаджибековых. Режиссером выступал сам композитор. На летний период труппа эта выезжала на гастроли в Шушу.


Последующие сведения об этой труппе в прессе появляются лишь в 1915 году, когда наряду с опереттой "Эвликен субай" с участием Г.А.Абасова, теми же артистами готовилась к постановке 22 октября оперетта артиста Кязимовского "Вур-ха-вур". Нельзя не указать на одну деталь, которая характеризует общественную полезность деятельности опереточной труппы, возглавляемой 3.Гаджибековым. Постановки труппы часто преследовали благотворную цель; т.е. сборы передавались в распоряжение общественных организаций бакинских учебных заведений, для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.


В 1917 году 3.Гаджибеков работает над сказочной оперой "Уч Ашыг" или ("Мелик Мамед") с сюжетом на народную легенду. Газета "Каспий" от 20 октября 1917 года пишет, что "мусульманским композитором З.Гаджибековым закончена новая фантастического сюжета опера "Уч ашыг" в 8-ми картинах. В настоящее время идет усиленная подготовка к постановке этой оперы в скором будущем. Ввиду картинности, имеются для этой постановки специальные костюмы. Участвует около 100 человек".


В 1920 году в музыкальную жизнь республики активно включается и Зульфугар Гаджибеков. Начиная с 1920 года, он, не жалея сил, трудится на самых различных участках музыкально-организаторской работы. В 1920 году он является заведующим канцелярией отдела искусств. В 1921 г. назначается начальником клубно-театрального п/о (подотдела), начальником политическо-просветительной части ПУРа. В том же году по совместительству заведует "Дворцом Красного Аскера" (ныне Азербайджанская государственная филармония им. Магомаева). В личном архиве композитора хранятся интересные документы, свидетельствующие о большой общественной и политической деятельности 3.Гаджибекова. В 1924 году композитор работает в Управлении по делам Бюро Военной пропаганды Азербайджанской дивизии. Не случайно 3.Гаджибеков назначается начальником специального агитпоезда. В возглавляемом композитором агитпоезде были собраны лучшие актеры драмы, оперы, музыкальной комедии и другие деятели культуры. Эти поезда разъезжали по железнодорожным магистралям Закавказья, привнося культуру в гущу народных масс.


В эти годы композитор работает и в области музыкального творчества. В архиве композитора обнаружена до сих пор неизвестная музыкальная комедия, либретто и музыкальные номера которых были напечатаны на страницах журнала "Дири газет" ("Живая газета"), титульный лист которого был утерян. В процессе поисков удалось обнаружить год и месяц его издания, т.е. 5 сентября 1923 года. Комедия эта имеет несколько названий, а именно: "Чайка", "Клуб", "Духовный врач", "Темнота или просвещение", что свидетельствует о том, что автор не определил окончательного названия пьесы. Это произведение агитационного содержания, состоящее из трех действий, написано специально для рабочих клубов, в соответствии с новыми задачами борьбы с вековой отсталостью. Одним из главных художественных средств бичевания пороков этого периода был жанр сатиры.


3.Гаджибеков ясно представлял себе бич того периода - малограмотность широких масс. Поэтому композитор - драматург со всей силой своего художественного дарования обрушивается на эти пороки и стремится указать путь к их преодолению.Большую роль в деле приобщения народных масс к музыкальной культуре играли многочисленные клубы - "Рабочий клуб", "Армейский клуб", "Азербайджанский женский клуб" и другие.


При рабочих клубах были организованы музыкальные студии. Клубы явились основными очагами развития музыкальной самодеятельности. Позднее кружки художественной самодеятельности стали возникать и на предприятиях.Создавая свое новое произведение, 3.Гаджибеков рассчитывал на его показ в рабочих клубах, о чем явно говорит "посвящение" автора, а именно: специально для рабочих клубов, написанное для самодеятельного исполнения.В 1923 году 3.Гаджибеков назначается начальником курсов политотдела НВМК Азерб. ССР и командируется в районы республики для улучшения деятельности музыкально-просветительской работы в воинских частях Азербайджана.


В конце 20-х и начале 30-х годов в Азербайджане активно развивается массовая песня. Первые массовые песни создаются Узеиром Гаджибековым и Муслимом Магомаевым. В музыку 3.Гаджибекова также вошло новое содержание. В своих песнях композитор стремится раскрыть современные темы. Он пишет песни, раскрывающие новые образы - "Кенд кызы" ("Сельская девушка"), "Чобан гыз" ("Девушка-пастух"), "Аскер нэгмэси" ("Песня воина") и др. Эти песни отличаются бодрым, энергичным характером. Некоторые из них были написаны в ритме марша (например "Песня воина") и часто звучали в качестве походных песен.Отметим, что композитора особенно привлекает воплощение в песнях образа современной азербайджанской девушки - это "Сельская девушка", "Девушка-пастух", "Сельская женщина". Пишет 3.Гаджибеков и в стиле народных лирических песен, например, "Осиротевший ягненок".


3.Гаджибеков обращается и к другим музыкальным жанрам. Творчество композитора наполняется новым содержанием. В своих произведениях композитор стремится воплотить актуальные темы, темы, имеющие общественное значение. Следует отметить, например марш "Кызыл Аскер", "Инглаб", написания для духового оркестра по заказу азербайджанской сводной военной школы (1926-27 гг.). В 1928 году 3.Гаджибеков приглашается на должность музыкального руководителя Азербайджанского и Армянского концертным управлениями.


В течение нескольких лет, т.е. с 1933-37 гг. он работает художественным руководителем восточной музыкальной части азербайджанского радиовещания, большое внимание уделяет пропагандистской направленности восточных концертов. По его же инициативе при "Дворце Красного Аскера" организовывается азербайджанский сектор, в задачу которого входит выявление и привлечение народных певцов и инструменталистов из районов республики.


В 1937 году 3.Гаджибеков приглашается художественным руководителем Азербайджанской Государственной эстрады и здесь проявляет свои организаторские способности.


Продолжается формирование творческого облика композитора. В 1924 году 3.Гаджибеков пишет музыку к пьесе "Новый коммунхоз" ("Тэзэ коммунхоз"), поставленную Агитсатир театром Азербайджана. В двадцатые годы композитор работает главным консультантом оркестра народных инструментов. В те же годы многие считали невозможной запись азербайджанских народных мелодий с помощью современной нотации. Узеир Гаджибеков и Муслим Магомаев блестяще опровергли эту точку зрения, записав огромное число народных напевов.


3.Гаджибеков также уделяет много времени собиранию и записи азербайджанского песенного фольклора. В 1924 году Узеир и Зульфугар Гаджибековы совместно записали ряд народных песен. В 1927 году выходит в свет сборник "Азербайджанские тюркские народные песни", записанные Узеиром Гаджибековым и М.Магомаевым. В Азербайджане выпускается первый сборник тюркской народной песни. Причем напевы, помещенные в этом сборнике, сообщены 3.Гаджибековым и известным певцом Джаббаром Карягды, впервые записаны и частично даже гармонизованы.


3.Гаджибеков прекрасно знал родную азербайджанскую музыку, поэтому к советам его часто прибегали многие музыканты и исполнители. Не случайно, что в 1920 году НКП приглашает композитора принять участие в качестве эксперта назаседании комитета по проверке основ восточной музыки по докладу Узеира Гаджибекова.


3.Гаджибеков был известен не только как автор одной оперы и трех музыкальных комедий, но и как организатор многих музыкальных начинаний.Затем наступает новый этап в творчестве композитора. 3.Гаджибеков создает произведения во многих жанрах музыкального искусства, занимается музыкально-пропагандистской деятельностью. 3.Гаджибеков выступает в области симфонической музыки. Им написана небольшая жанрово-программная пьеса "Пляска невольниц", созданная в 1932 году. В своем творчестве композитор обращается и к другим жанрам музыки. Вместе с сыном-композитором и дирижером, народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда - Ниязи, 3.Гаджибеков в 1936 году пишет музыку к кинофильму "Алмаз", по пьесе выдающегося азербайджанского писателя-драматурга Джафара Джабарлы.


При изучении личного архива композитора было обнаружено либретто и музыкальные наброски к следующим опереттам: "Онда элэ, инди бэлэ" ("Тогда так, теперь эдак"), "Ярыш" ("Состязание"), "Кишидэ севги бир олар" ("Любовь у мужчин бывает только раз"), "Эвлэнирэм" ("Женюсь"), "Мэн агларам, о гюляр" ("Я заплачу, он же будет смеяться"), "Мешади Худунун мэишэт хайяты" ("Быт Мешеди Худу"). Одним из последних произведений композитора был "Танец азербайджанки" для фортепиано с симфоническим оркестром. В архиве композитора сохранился большой музыкальный материал, свидетельствующий о том, что композитор работал над оперой "Нушабэ" на либретто Абдуллы Шаига по мотивам "Искендер-намэ" Низами. Большой музыкальный материал незавершенной оперы "Нушабэ" свидетельствует о больших творческих планах композитора.


З. Гаджибеков был награжден в 1944 году медалью "За оборону Кавказа", в 1945 году - "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", в 1946 году орденом "Знак Почета" за плодотворную деятельность в области искусства. Почетное звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР присуждено было композитору за выдающуюся деятельность в области искусства в 1943 году. Многочисленные музыкальные материалы, незавершенные работы свидетельствуют о том, что композитор в последние годы своей жизни был полон интересных творческих планов.Умер Зульфугар Гаджибеков 30 сентября 1950 года.Имя 3.Гаджибекова внесено в историю музыкальной культуры Азербайджана.





© Jonka

Source: Ф.Амиров"Композиторы Азербайджана"
 
Сайт: http://www.axtar.az/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=323&Itemid=182


Журналы
Когда заканчивается зима..
© Portu