Энциклопедия / Традиции
Изменить категорию | Все статьи категории
Чайные традиции Центральной Азии интересны для нас, прежде всего, тем, что, во-первых, часть этой самой Центральной Азии приходится на территорию России, а, во-вторых, именно при контактах с народами этого региона русские впервые столкнулись с чаем. И сибирский обычай пить чай с молоком, описанный в разделе «Русская чайная традиция», является заимствованием из чайных традиций коренных сибирских народов.
Как и в случае с описанным ранее туркменским способом заваривания чая, центральноазиатские чайные традиции стали следствием условий, в которых проживают народы этого обширного региона. Вернее, одного главного условия — животноводства, как основы жизнедеятельности. Эта самая основа жизнедеятельности означает, что основными продуктами питания народов Центральной Азии являются мясо и молоко. И было бы очень странно, если бы их не добавляли в чай (ну, молоко, по крайней мере). Мы ведь добавляем в чай то, что у нас растет? Добавляем. Яблоки, например. Ну а они добавляют то, что бегает.
В. Похлебкин выделял два центральноазиатских способа приготовления чая: монгольский и тибетский. Разберемся по порядку.
Монголы, возможно, первыми после китайцев познакомились с чаем — в силу элементарного географического соседства. Естественно, они переняли и один из ранних китайских способов приготовления чая — тот, при котором чайные листья варились. И, конечно, адаптировали его на свой вкус и под свои условия.
Монгольский способ заваривания чая часто называют также калмыцким (эти народы действительно готовят чай очень схожим способом) — в европейской части СНГ, киргизским — в Средней Азии и в Западной Сибири и карымским, или карымным — в Забайкалье и Восточной Сибири, поскольку его заваривают этим способом агинские буряты (прежде — карымские).
Монгольский способ заваривания чая получил очень широкое географическое распространение: от пустынь Гоби и Сахары до ногайских степей междуречья Волги и Дона. В России он был известен с конца XVII века под названием «чая богдойского». Основными его компонентами являются зелёный кирпичный чай, молоко, масло, мука и соль. В зависимости от национального района, где употребляют чай по-монгольски, все его элементы, кроме кирпичного чая, могут варьироваться. В настоящее время, кирпичный чай, конечно, может быть заменен обычным — раньше просто обычный байховый чай был гораздо менее доступным. Молоко может быть коровьим, козьим, овечьим, кобыльим, верблюжьим, а масло может иногда вовсе отсутствовать или заменено и дополнено топлёным салом (говяжьим, бараньим); мука может бить пшеничной, ячменной, ржаной и дополнена рисом, пшеном (гаоляном). Иногда наряду с солью кладут чёрный перец горошком (горький) из расчёта одно зёрнышко на стакан, а у калмыков — лавровый лист, реже — мускатный орех.
Что же касается самого рецепта, то он достаточно прост. Зеленый или, реже, черный кирпичный чай варят в котле с молоком (от любой четвероногой дойной живности) и маслом или жиром. Туда же добавляется мука или какая-либо крупа (рис, пшено), соль и перец — по вкусу.
Обратите внимание, что во всем этом супчике нет ни капли воды. Принято считать, что это потому, что воды было мало и ее экономили. А молоко еще и резкий вкус плиточного чая смягчало. Отчасти это, наверное, и так. Но нам кажется, что основная причина появления такого напитка — стремление кочевников довести все, что составляет их быт, до рафинированной функциональности. Сами понимаете, сто такой чайный супчик был, прежде всего, замечательной едой, но не напитком.
Как уже говорилось, каждый конкретный народ вносил в приготовление чая свои коррективы. Алтайцы, например, могли добавлять в чай кислое молоко. Те же монголы — овечье молоко, буряты вместо соли добавляли золу от гнилой березы (о!) — одним словом, чайная мысль на месте не стояла.
Чай в Монголии
8.2.2010Чайные традиции Центральной Азии интересны для нас, прежде всего, тем, что, во-первых, часть этой самой Центральной Азии приходится на территорию России, а, во-вторых, именно при контактах с народами этого региона русские впервые столкнулись с чаем. И сибирский обычай пить чай с молоком, описанный в разделе «Русская чайная традиция», является заимствованием из чайных традиций коренных сибирских народов.
Как и в случае с описанным ранее туркменским способом заваривания чая, центральноазиатские чайные традиции стали следствием условий, в которых проживают народы этого обширного региона. Вернее, одного главного условия — животноводства, как основы жизнедеятельности. Эта самая основа жизнедеятельности означает, что основными продуктами питания народов Центральной Азии являются мясо и молоко. И было бы очень странно, если бы их не добавляли в чай (ну, молоко, по крайней мере). Мы ведь добавляем в чай то, что у нас растет? Добавляем. Яблоки, например. Ну а они добавляют то, что бегает.
В. Похлебкин выделял два центральноазиатских способа приготовления чая: монгольский и тибетский. Разберемся по порядку.
Монголы, возможно, первыми после китайцев познакомились с чаем — в силу элементарного географического соседства. Естественно, они переняли и один из ранних китайских способов приготовления чая — тот, при котором чайные листья варились. И, конечно, адаптировали его на свой вкус и под свои условия.
Монгольский способ заваривания чая часто называют также калмыцким (эти народы действительно готовят чай очень схожим способом) — в европейской части СНГ, киргизским — в Средней Азии и в Западной Сибири и карымским, или карымным — в Забайкалье и Восточной Сибири, поскольку его заваривают этим способом агинские буряты (прежде — карымские).
Монгольский способ заваривания чая получил очень широкое географическое распространение: от пустынь Гоби и Сахары до ногайских степей междуречья Волги и Дона. В России он был известен с конца XVII века под названием «чая богдойского». Основными его компонентами являются зелёный кирпичный чай, молоко, масло, мука и соль. В зависимости от национального района, где употребляют чай по-монгольски, все его элементы, кроме кирпичного чая, могут варьироваться. В настоящее время, кирпичный чай, конечно, может быть заменен обычным — раньше просто обычный байховый чай был гораздо менее доступным. Молоко может быть коровьим, козьим, овечьим, кобыльим, верблюжьим, а масло может иногда вовсе отсутствовать или заменено и дополнено топлёным салом (говяжьим, бараньим); мука может бить пшеничной, ячменной, ржаной и дополнена рисом, пшеном (гаоляном). Иногда наряду с солью кладут чёрный перец горошком (горький) из расчёта одно зёрнышко на стакан, а у калмыков — лавровый лист, реже — мускатный орех.
Что же касается самого рецепта, то он достаточно прост. Зеленый или, реже, черный кирпичный чай варят в котле с молоком (от любой четвероногой дойной живности) и маслом или жиром. Туда же добавляется мука или какая-либо крупа (рис, пшено), соль и перец — по вкусу.
Обратите внимание, что во всем этом супчике нет ни капли воды. Принято считать, что это потому, что воды было мало и ее экономили. А молоко еще и резкий вкус плиточного чая смягчало. Отчасти это, наверное, и так. Но нам кажется, что основная причина появления такого напитка — стремление кочевников довести все, что составляет их быт, до рафинированной функциональности. Сами понимаете, сто такой чайный супчик был, прежде всего, замечательной едой, но не напитком.
Как уже говорилось, каждый конкретный народ вносил в приготовление чая свои коррективы. Алтайцы, например, могли добавлять в чай кислое молоко. Те же монголы — овечье молоко, буряты вместо соли добавляли золу от гнилой березы (о!) — одним словом, чайная мысль на месте не стояла.
Сайт: | http://teatips.ru/index.php?act=2&id=644&dep=44 |