Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Дата рождения: 21 декабря 1982 года
Место рождения: Рио-де-Жанейро
Рост: 189 см
Вес: 87 кг
Амплуа: Нападающий
Клубы:
"Фламенго" (Бразилия, 1999-2001)
"Интернационале" (Италия, 2001-2002)
"Фиорентина" (Италия, 2002)
"Парма" (Италия, 2002-2004)
"Интернационале" (Италия, с 21.01.2004)
ДОСТИЖЕНИЯ
СБОРНАЯ БРАЗИЛИИ
Выступал за сборную: 2000-2006
Дебют: 15.11.2000 в матче со сборной Колумбии
Сыграно матчей: 40
Забито мячей: 27
Участник чемпионата мира: 2006
Обладатель Кубка Америки: 2004
Чемпион Южной Америки (до 20-ти лет): 2001
Обладатель Кубка Конфедераций ФИФА: 2005
Чемпион мира среди юношей (до 19 лет): 1999
КЛУБНЫЕ
Чемпион штата Рио-де-Жанейро: 2001
Финалист Кубка Меркосур: 2001
Чемпион Италии: 2006
Обладатель Кубка Италии: 2005, 2006
Обладатель Супекубка Италии: 2005, 2006
ЛИЧНЫЕ
Лучший футболист Чемпионата Южной Америки: 2004
Лучший бомбардир Чемпионата Южной Америки: 2004
Лучший футболист Кубка Конфедераций ФИФА: 2005
Лучший бомбардир Кубка Конфедераций ФИФА: 2005
Сцена №1: Малыш Адриану Лейти Рибейру, сын симпатичной Розилды, начинает бегать по грунтовому полю стадиона «Порядок и Прогресс» в поселке Вила Крузейру в комплексе «Алемау», в одной из самых больших и бурных фавел Рио. Он стоит в воротах и начинает исполнять мечту своего отца Алмира, что и увековечено на фотографии.
Сцена №2: В 1989 году в возрасте 7 лет Адриано бежит с мячом, любимой своей игрушкой, в направлении тех же самых ворот. Лачуга за полем, бабушка Ванда с кастрюлей в руке кричит мальчугану прекратить игру и поесть «пипоки» (жареной кукурузы), «совсем горяченькой». Матч останавливается со страшным гамом.
Сцена №3: Жоржинью, нападающий «Анга», команды, претендующей на чемпионство в районе, отчаянно кричит «Пипоке» нанести удар с дальнего расстояния и ударить с силой. Мощно пущенный мяч залетает в угол ворот. «Анг» становится чемпионом, а «Пипока» - героем.
Вот так рождались звезды. «Пипока» начал в Вила Крузейро, стал Адриано, «Танком» из «Фламенго», еще больше набрался мощи, мускулов и стал известен в миланском «Интере» как «Император», его увидели и в атакующей линии сборной Бразилии. Артиллерист Адриано, который считается Паррейрой необходимым звеном в плавании курсом к шестому чемпионскому званию, знает, что неважный период, переживаемый им, ничто по сравнению с тем, что ему пришлось преодолеть.
Достаточно одного визита в район Вилы Крузейру. Достаточно остановиться в центре грунтового поля стадиона «Порядок и Прогресс», переполненного мальчишками, которые там тренируются, посмотреть вверх, посмотреть вниз и понять, как талант и упорство в футболе могут изменить жизнь и придать надежду стольким других таким же ребятам. Бегство Адриано из темных закоулков улочек стало знаменем для других детей из фавелы, гоняющих мяч в поисках достойной жизни, уважения, славы и денег.
На пути от «Пипоки» до «Императора» у Адриано были трудности и неудачи. Шальная пуля, попавшая в голову отца после одного из праздников и остававшаяся там многие годы от нежелания Алмира оперироваться вплоть до его внезапной кончины в 2004 году, является одной из них в жестокой битве за то, чтобы уйти от нищеты, насилия и деклассирования.
«Я очень горжусь своим внуком, он представляет нашу страну и наш район Вила Крузейру на чемпионате мира. Работал он тяжко, ему приходилось ездить на двух автобусах, чтобы тренироваться во «Фламинго». Когда он возвращался домой, я готовила для него блюдо из фасоли с мукой и яйцом», - рассказывает бабушка Ванда, продававшая в качестве бродячего торговца сладости, мясо, поджаренное на углях, и иногда работавшая сторожем, чтобы помочь внуку оплачивать проезд. «В 2 года он уже бил по мячу левой ногой. Пинал все, что ему попадалось под ноги на улице. От пивной банки до камней. Он разбил кучу стекол, зеркал, да немало чего», - подхватывает его мама. Розилда, которая уже больше не живет в Вила Крузейру.
Многие уехали отсюда по разным причинам, но тут остался Жоржинью. В футболке с желтыми и лиловыми полосами цветов клуба «Анг» он вспоминает: «Адриану всегда играл в нападении, на майке у него был номер 9. Он был большим, но тощим, однако никто не мог с ним сравниться. Еще мальчишкой у него был сильный удар левой ногой. Уголок Адриано с его портретом на стене был восстановлен жителями района.
Жорже Франсиску да Силва Фильу, или Жоржинью, подыгрывал Адриано, чтобы он забивал голы за «Анг». Он попробовал сделать карьеру в футболе, но этого ему не удалось. Он смеется, когда вспоминает, что Адриано пользовался успехом у девчонок: «Все над ним подшучивали, но мне сейчас не вспомнить ни одного из имен. Он всегда был влюбчив, это я могу утверждать». Жоржинью умеет хранить секреты друга детства.
А вот маме Розилде удалось вспомнить одно из имен. Лилиана была одной из его пассий, но уже давно уехала из Вила Крузейру. Семья потеряла с ней контакт, она сейчас уже замужем и с детьми. Жоржинтю в свои нынешние 28 лет помнит те времена, как они вдвоем бегали за девчонками. «У Адриано всегда это получалось. Он много кружил вокруг и обычно добивался своего».
В юности Адриано бредил «Фламенго» и обязательно покупал фигурки Зико. У него даже был альбом, куда он собирал фотографии футболистов.
С семи лет Адриано приходилось совмещать занятия в школе с тренировками. «Но он был хорошим учеником с примерным поведением. И красиво писал», снова ударяется в воспоминания Роберто. Мама это признает, но настаивает, что главным для него оставался футбол: «Однажды он пропустил занятия, чтобы пойти поиграть в футбол. Я ему тогда хорошенько наподдавала веником», говорит дона Розилда немного стесняясь, но гордая сейчас за своего сына.
Несмотря на то, что он уже в неполные 20 лет выдвинулся на заметные роли в итальянской серии А, в детстве Адриано не проявлял большой приверженности к футболу.
Мало того, в отличие от своих сверстников, гоняющих мяч на пустырях Вила-да-Пенья (бедный пригород Рио), Адриано предпочитал проводить время в доме своей тетки, а точнее, по соседству, в небольшом баре «Звездочка». Его привлекала атмосфера питейного заведения, в котором посетители, разогретые кашасой, резались в «порринью» (карточная игра) и рассуждали о прелестях жизни.
Картежники снисходительно относились к пареньку и не прогоняли его. Адриано не гнушался сбегать за новой бутылкой или заказать для кого-нибудь очередное «акараже» (блюдо из фасоли) и со временем для завсегдатаев бара он стал почти своим. Почему? В этом пытаются разобраться обозреватели журнала «Плакар».
"МАЛЬЧИК ИЗ БАРА"
- Скажите, прозвище «мальчик из бара», которое за вами закрепилось во «Фламенго», несет в себе отголоски раннего детства?
- «Звездочка» стала для меня вторым домом, там я постигал жизненные азы, научился различать добро и зло, в конечном итоге, именно там я решил окончательно связать свою судьбу с футболом.
- ?...
- Я родился и вырос в очень бедной семье. В силу обстоятельств большую часть юности я провел в доме своей тети Клотилды, которая практически заменяла мне мать. Денег, как вы понимаете, катастрофически не хватало, и с детства я вынужден был искать какой-нибудь приработок. Я разносил газеты, торговал фруктами на рынке, словом, выполнял любую низкооплачиваемую работу, но иного пути не было. Клотилда не одобряла моих походов в бар, по ее словам, большинство посетителей «Звездочки» были не в ладах с законом и общение с ними не только не могло принести мне пользу, а скорее, наоборот, сулило большие неприятности. Тем не менее, такой образ жизни позволял мне не беспокоиться о пропитании.
Одним из самых желанных посетителей «Звездочки» был Мигел Амброзиу. Этот громадного роста метис пользовался особым уважением в среде картежников. Мигел отличался от всех остальных: он добротно и модно одевался, у него всегда были деньги, и он никогда не был пьян. В карты Мигел также проигрывал редко. Он настолько виртуозно передергивал колоду, что порой даже опытные игроки не замечали подлога, и таким образом, часто помогал незадачливым посетителям спускать свои деньги. Мигел был также большим любителем футбола и одним из членов «барры» (узаконенная группа болельщиков клуба) «Фламенго». Карточные баталии в «Звездочке» чередовались с бурными обсуждениями итогов матчей с участием «Менго». Как-то раз Мигел подошел ко мне и спросил: «Хочешь пойти со мной на тренировку клуба»? Припоминаю, что в тот день мы собирались с друзьями в кино и предложение пойти на стадион меня абсолютно не прельщало. Однако внимание такого уважаемого человека, как Мигел, и обыкновенное мальчишеское любопытство взяли верх, и я в конечном счете согласился. Так я впервые очутился на «Гавеа» (тренировочная арена «Фламенго»). Я как завороженный смотрел на игру этих парней. Особо впечатляло, с какой легкостью Зико и Ренато работают с мячом, непринужденно разбрасывая финтами защитников, а затем завершают атаки умопомрачительными по красоте и силе ударами.
Возвратившись в «Звездочку», я уже сделал свой выбор. Физически Господь не обделил меня: я был строен, ловок, быстр и неплохо жонглировал мячом. На следующий день вместе с Мигелем мы отправились в администрацию «Фламенго». Лидеры «барры», как правило, тесно контактируют с руководством клуба, и с их мнением считаются. Смотрины удались, и после короткого разговора с Мигелем тренер Карлос Сезар пригласил меня в детскую команду «Менго».
- И не прогадал...
- Вы знаете, мне жутко повезло. Сезар оказался не просто квалифицированным тренером, но и прекрасным человеком. Каждого мальчишку он окружил неусыпным вниманием и заботой. Четыре раза с «Фламенго» я выигрывал чемпионат Рио, забив за тот период свыше ста голов, а кульминацией нашей совместной работы стала победа в составе сборной Бразилии на чемпионате мира в Новой Зеландии в 1999 году.
- Первый профессиональный контракт вы подписали в семнадцатилетнем возрасте. Что изменилось в твоей жизни с тех пор?
- Я мгновенно повзрослел, и на то были свои причины. За день до моей первой официальной игры мы с друзьями собрались в «Звездочке», так сказать, отметить это знаменательное событие. Вообще я редко употребляю спиртные напитки, но тогда расслабился и немного выпил. Позже, на дискотеке, мой приятель Зезе познакомился с двумя очаровательными девушками. Все начиналось просто замечательно: мы танцевали, шутили, Зезе принимал участие в импровизированном мужском стриптизе, но вскоре выяснилось, что одна из девчонок – подруга администратора дискотеки. В результате возник конфликт, и завязалась драка. Только через пару часов, в камере, я осознал весь ужас происходящего. Инцидент мог стоить мне карьеры, и внутренне я готовил себя к самому худшему. С такими мыслями я встретил рассвет. Утром нас с Зезе вызвал к себе полицейский комиссар и, проведя нравоучительную беседу, заявил, что мы можем отправляться восвояси. Уже дома от тетки я узнал, что избежал беды только благодаря вмешательству моего старого друга Мигела.
- Тем не менее, ваш дебют пресса оценила восторженно. Расскажите подробнее, как это происходило?
- «Фламенго» на выезде встречался с «Сан-Паулу». После всех перипетий, произошедших со мной накануне матча, у меня в прямом смысле тряслись поджилки. Начинаю игру на скамейке запасных. Первый тайм – по нулям. В перерыве тренер Карпеджани подходит ко мне и говорит: «Выйдешь во втором тайме. Играй так, словно это последний матч в твоей жизни». На 60-й минуте, при счете 2:2, выхожу на поле вместо Леандро Машадо и через пять минут не использую выгоднейший момент для взятия ворот. Еще через минут семь после моего удара мяч сотрясает перекладину. Позже, после передачи Бето, попадаю в штангу. Постепенно душа уходит в пятки, и создается впечатление, что я не смогу разорвать замкнутый круг и распечатать ворота противника. «Сан-Паулу» ведет массированное наступление, а мы планомерно отбиваемся, и вот тут происходит чудо. Жоржиньо перехватывает мяч и отправляет его в центр поля, где в окружении игроков соперника им овладеваю я. Помощи мне ждать неоткуда, и я решаюсь на сольный проход. Только после того, как мяч влетел в ворота, я сообразил, что предварительно оставил не у дел четырех защитников «Сан-Паулу». Позже этот эпизод использовали в заставках всех популярных футбольных телепередач, а забитый мяч признали лучшим голом месяца.
- Во «Фламенго» вам посчастливилось работать с тремя великими тренерами: Карпеджани, Карлосом Альберто и Загало. Кто из этой тройки оказал на вас наибольшее влияние?
- Карпеджани всегда был склонен к авторитаризму и требовал от игроков неукоснительного соблюдения игровой дисциплины. В его работе было рациональное зерно, но в целом футболисты относились к нему с прохладцей. Карлос Альберто отличался философским складом ума и уделял большое внимание теоретическим занятиям, он подолгу разговаривал с игроками, стараясь объяснить нам суть своих новаторских разработок. Однако в клубе его считали идеалистом, а нынче такие тренеры не в моде. Загало пришел в команду практически перед моим отъездом в Италию, и мы работали вместе недолго, поэтому мне сложно охарактеризовать его как специалиста. Но все предыдущие достижения Марио, как со сборной, так и с клубами, впечатляют.
- Есть ли существенная разница в методике работы бразильских и итальянских тренеров?
- Принципиального отличия не существует. Но если у нас на родине тренерская чехарда – дело привычное и любая незначительная осечка клуба ведет к немедленной отставке тренера, то, скажем, в Италии руководство команды тридцать раз подумает перед тем, как проводить тренерскую рокировку. В Бразилии достаточно квалифицированных специалистов, но «правила игры» не позволяют многим из них по-настоящему заявить о себе. Яркий пример – Карлиньос. Сразу после победы «Фламенго» в чемпионате Рио в 2001 году он стал жертвой разногласий между президентом клуба и футболистами и, в конечном итоге, вынужден был уйти.
- Несмотря на то, что «Фиорентина» покинула серию «А», прошлый сезон в Италии сложился для вас вполне удачно. Шесть голов в пятнадцати матчах – неплохой результат для новобранца…
- Хорошо то, что хорошо кончается. Я всегда мечтал играть только в великих клубах. Поэтому после подписания контракта с «Интером» старался закрепиться в основе команды. Однако позже я уяснил, что Моратти собирается делать ставку на других игроков, а место резервиста даже в таком клубе, как «Интер», меня не устраивало. Удачная игра за «Фиорентину» принесла мне определенные дивиденды, и по окончании сезона я подписал договор с «Пармой».
- В сборной Бразилии вы дебютировали два года назад в отборочном матче чемпионата мира против сборной Колумбии. Тогда команду возглавлял Леао. Позже Сколари демонстративно открещивался от ваших услуг. Как вы расцениваете свои шансы на возвращение под знамена национальной команды?
- Многое будет зависеть от моей игры в нынешнем сезоне. Пока «Парма» выступает неровно, но надеюсь, что в середине сезона ситуация изменится. Команда неплохо укомплектована, а такие игроки, как Муту, Наката и, конечно, ваш покорный слуга, способны противостоять любому самому грозному противнику.
- Сильные и слабые качества Адриано…
- Ну что же, попробую реально оценить свои силы. Начнем с достоинств: в первую очередь это физическая сила, техника, отличный удар с обеих ног и хорошая игра головой. Главным же своим недостатком считаю недостаточную устойчивость в силовой борьбе.
Адриано
Имя: Leite Ribeiro Adriano (ADRIANO)Дата рождения: 21 декабря 1982 года
Место рождения: Рио-де-Жанейро
Рост: 189 см
Вес: 87 кг
Амплуа: Нападающий
Клубы:
"Фламенго" (Бразилия, 1999-2001)
"Интернационале" (Италия, 2001-2002)
"Фиорентина" (Италия, 2002)
"Парма" (Италия, 2002-2004)
"Интернационале" (Италия, с 21.01.2004)
ДОСТИЖЕНИЯ
СБОРНАЯ БРАЗИЛИИ
Выступал за сборную: 2000-2006
Дебют: 15.11.2000 в матче со сборной Колумбии
Сыграно матчей: 40
Забито мячей: 27
Участник чемпионата мира: 2006
Обладатель Кубка Америки: 2004
Чемпион Южной Америки (до 20-ти лет): 2001
Обладатель Кубка Конфедераций ФИФА: 2005
Чемпион мира среди юношей (до 19 лет): 1999
КЛУБНЫЕ
Чемпион штата Рио-де-Жанейро: 2001
Финалист Кубка Меркосур: 2001
Чемпион Италии: 2006
Обладатель Кубка Италии: 2005, 2006
Обладатель Супекубка Италии: 2005, 2006
ЛИЧНЫЕ
Лучший футболист Чемпионата Южной Америки: 2004
Лучший бомбардир Чемпионата Южной Америки: 2004
Лучший футболист Кубка Конфедераций ФИФА: 2005
Лучший бомбардир Кубка Конфедераций ФИФА: 2005
Сцена №1: Малыш Адриану Лейти Рибейру, сын симпатичной Розилды, начинает бегать по грунтовому полю стадиона «Порядок и Прогресс» в поселке Вила Крузейру в комплексе «Алемау», в одной из самых больших и бурных фавел Рио. Он стоит в воротах и начинает исполнять мечту своего отца Алмира, что и увековечено на фотографии.
Сцена №2: В 1989 году в возрасте 7 лет Адриано бежит с мячом, любимой своей игрушкой, в направлении тех же самых ворот. Лачуга за полем, бабушка Ванда с кастрюлей в руке кричит мальчугану прекратить игру и поесть «пипоки» (жареной кукурузы), «совсем горяченькой». Матч останавливается со страшным гамом.
Сцена №3: Жоржинью, нападающий «Анга», команды, претендующей на чемпионство в районе, отчаянно кричит «Пипоке» нанести удар с дальнего расстояния и ударить с силой. Мощно пущенный мяч залетает в угол ворот. «Анг» становится чемпионом, а «Пипока» - героем.
Вот так рождались звезды. «Пипока» начал в Вила Крузейро, стал Адриано, «Танком» из «Фламенго», еще больше набрался мощи, мускулов и стал известен в миланском «Интере» как «Император», его увидели и в атакующей линии сборной Бразилии. Артиллерист Адриано, который считается Паррейрой необходимым звеном в плавании курсом к шестому чемпионскому званию, знает, что неважный период, переживаемый им, ничто по сравнению с тем, что ему пришлось преодолеть.
Достаточно одного визита в район Вилы Крузейру. Достаточно остановиться в центре грунтового поля стадиона «Порядок и Прогресс», переполненного мальчишками, которые там тренируются, посмотреть вверх, посмотреть вниз и понять, как талант и упорство в футболе могут изменить жизнь и придать надежду стольким других таким же ребятам. Бегство Адриано из темных закоулков улочек стало знаменем для других детей из фавелы, гоняющих мяч в поисках достойной жизни, уважения, славы и денег.
На пути от «Пипоки» до «Императора» у Адриано были трудности и неудачи. Шальная пуля, попавшая в голову отца после одного из праздников и остававшаяся там многие годы от нежелания Алмира оперироваться вплоть до его внезапной кончины в 2004 году, является одной из них в жестокой битве за то, чтобы уйти от нищеты, насилия и деклассирования.
«Я очень горжусь своим внуком, он представляет нашу страну и наш район Вила Крузейру на чемпионате мира. Работал он тяжко, ему приходилось ездить на двух автобусах, чтобы тренироваться во «Фламинго». Когда он возвращался домой, я готовила для него блюдо из фасоли с мукой и яйцом», - рассказывает бабушка Ванда, продававшая в качестве бродячего торговца сладости, мясо, поджаренное на углях, и иногда работавшая сторожем, чтобы помочь внуку оплачивать проезд. «В 2 года он уже бил по мячу левой ногой. Пинал все, что ему попадалось под ноги на улице. От пивной банки до камней. Он разбил кучу стекол, зеркал, да немало чего», - подхватывает его мама. Розилда, которая уже больше не живет в Вила Крузейру.
Многие уехали отсюда по разным причинам, но тут остался Жоржинью. В футболке с желтыми и лиловыми полосами цветов клуба «Анг» он вспоминает: «Адриану всегда играл в нападении, на майке у него был номер 9. Он был большим, но тощим, однако никто не мог с ним сравниться. Еще мальчишкой у него был сильный удар левой ногой. Уголок Адриано с его портретом на стене был восстановлен жителями района.
Жорже Франсиску да Силва Фильу, или Жоржинью, подыгрывал Адриано, чтобы он забивал голы за «Анг». Он попробовал сделать карьеру в футболе, но этого ему не удалось. Он смеется, когда вспоминает, что Адриано пользовался успехом у девчонок: «Все над ним подшучивали, но мне сейчас не вспомнить ни одного из имен. Он всегда был влюбчив, это я могу утверждать». Жоржинью умеет хранить секреты друга детства.
А вот маме Розилде удалось вспомнить одно из имен. Лилиана была одной из его пассий, но уже давно уехала из Вила Крузейру. Семья потеряла с ней контакт, она сейчас уже замужем и с детьми. Жоржинтю в свои нынешние 28 лет помнит те времена, как они вдвоем бегали за девчонками. «У Адриано всегда это получалось. Он много кружил вокруг и обычно добивался своего».
В юности Адриано бредил «Фламенго» и обязательно покупал фигурки Зико. У него даже был альбом, куда он собирал фотографии футболистов.
С семи лет Адриано приходилось совмещать занятия в школе с тренировками. «Но он был хорошим учеником с примерным поведением. И красиво писал», снова ударяется в воспоминания Роберто. Мама это признает, но настаивает, что главным для него оставался футбол: «Однажды он пропустил занятия, чтобы пойти поиграть в футбол. Я ему тогда хорошенько наподдавала веником», говорит дона Розилда немного стесняясь, но гордая сейчас за своего сына.
Несмотря на то, что он уже в неполные 20 лет выдвинулся на заметные роли в итальянской серии А, в детстве Адриано не проявлял большой приверженности к футболу.
Мало того, в отличие от своих сверстников, гоняющих мяч на пустырях Вила-да-Пенья (бедный пригород Рио), Адриано предпочитал проводить время в доме своей тетки, а точнее, по соседству, в небольшом баре «Звездочка». Его привлекала атмосфера питейного заведения, в котором посетители, разогретые кашасой, резались в «порринью» (карточная игра) и рассуждали о прелестях жизни.
Картежники снисходительно относились к пареньку и не прогоняли его. Адриано не гнушался сбегать за новой бутылкой или заказать для кого-нибудь очередное «акараже» (блюдо из фасоли) и со временем для завсегдатаев бара он стал почти своим. Почему? В этом пытаются разобраться обозреватели журнала «Плакар».
"МАЛЬЧИК ИЗ БАРА"
- Скажите, прозвище «мальчик из бара», которое за вами закрепилось во «Фламенго», несет в себе отголоски раннего детства?
- «Звездочка» стала для меня вторым домом, там я постигал жизненные азы, научился различать добро и зло, в конечном итоге, именно там я решил окончательно связать свою судьбу с футболом.
- ?...
- Я родился и вырос в очень бедной семье. В силу обстоятельств большую часть юности я провел в доме своей тети Клотилды, которая практически заменяла мне мать. Денег, как вы понимаете, катастрофически не хватало, и с детства я вынужден был искать какой-нибудь приработок. Я разносил газеты, торговал фруктами на рынке, словом, выполнял любую низкооплачиваемую работу, но иного пути не было. Клотилда не одобряла моих походов в бар, по ее словам, большинство посетителей «Звездочки» были не в ладах с законом и общение с ними не только не могло принести мне пользу, а скорее, наоборот, сулило большие неприятности. Тем не менее, такой образ жизни позволял мне не беспокоиться о пропитании.
Одним из самых желанных посетителей «Звездочки» был Мигел Амброзиу. Этот громадного роста метис пользовался особым уважением в среде картежников. Мигел отличался от всех остальных: он добротно и модно одевался, у него всегда были деньги, и он никогда не был пьян. В карты Мигел также проигрывал редко. Он настолько виртуозно передергивал колоду, что порой даже опытные игроки не замечали подлога, и таким образом, часто помогал незадачливым посетителям спускать свои деньги. Мигел был также большим любителем футбола и одним из членов «барры» (узаконенная группа болельщиков клуба) «Фламенго». Карточные баталии в «Звездочке» чередовались с бурными обсуждениями итогов матчей с участием «Менго». Как-то раз Мигел подошел ко мне и спросил: «Хочешь пойти со мной на тренировку клуба»? Припоминаю, что в тот день мы собирались с друзьями в кино и предложение пойти на стадион меня абсолютно не прельщало. Однако внимание такого уважаемого человека, как Мигел, и обыкновенное мальчишеское любопытство взяли верх, и я в конечном счете согласился. Так я впервые очутился на «Гавеа» (тренировочная арена «Фламенго»). Я как завороженный смотрел на игру этих парней. Особо впечатляло, с какой легкостью Зико и Ренато работают с мячом, непринужденно разбрасывая финтами защитников, а затем завершают атаки умопомрачительными по красоте и силе ударами.
Возвратившись в «Звездочку», я уже сделал свой выбор. Физически Господь не обделил меня: я был строен, ловок, быстр и неплохо жонглировал мячом. На следующий день вместе с Мигелем мы отправились в администрацию «Фламенго». Лидеры «барры», как правило, тесно контактируют с руководством клуба, и с их мнением считаются. Смотрины удались, и после короткого разговора с Мигелем тренер Карлос Сезар пригласил меня в детскую команду «Менго».
- И не прогадал...
- Вы знаете, мне жутко повезло. Сезар оказался не просто квалифицированным тренером, но и прекрасным человеком. Каждого мальчишку он окружил неусыпным вниманием и заботой. Четыре раза с «Фламенго» я выигрывал чемпионат Рио, забив за тот период свыше ста голов, а кульминацией нашей совместной работы стала победа в составе сборной Бразилии на чемпионате мира в Новой Зеландии в 1999 году.
- Первый профессиональный контракт вы подписали в семнадцатилетнем возрасте. Что изменилось в твоей жизни с тех пор?
- Я мгновенно повзрослел, и на то были свои причины. За день до моей первой официальной игры мы с друзьями собрались в «Звездочке», так сказать, отметить это знаменательное событие. Вообще я редко употребляю спиртные напитки, но тогда расслабился и немного выпил. Позже, на дискотеке, мой приятель Зезе познакомился с двумя очаровательными девушками. Все начиналось просто замечательно: мы танцевали, шутили, Зезе принимал участие в импровизированном мужском стриптизе, но вскоре выяснилось, что одна из девчонок – подруга администратора дискотеки. В результате возник конфликт, и завязалась драка. Только через пару часов, в камере, я осознал весь ужас происходящего. Инцидент мог стоить мне карьеры, и внутренне я готовил себя к самому худшему. С такими мыслями я встретил рассвет. Утром нас с Зезе вызвал к себе полицейский комиссар и, проведя нравоучительную беседу, заявил, что мы можем отправляться восвояси. Уже дома от тетки я узнал, что избежал беды только благодаря вмешательству моего старого друга Мигела.
- Тем не менее, ваш дебют пресса оценила восторженно. Расскажите подробнее, как это происходило?
- «Фламенго» на выезде встречался с «Сан-Паулу». После всех перипетий, произошедших со мной накануне матча, у меня в прямом смысле тряслись поджилки. Начинаю игру на скамейке запасных. Первый тайм – по нулям. В перерыве тренер Карпеджани подходит ко мне и говорит: «Выйдешь во втором тайме. Играй так, словно это последний матч в твоей жизни». На 60-й минуте, при счете 2:2, выхожу на поле вместо Леандро Машадо и через пять минут не использую выгоднейший момент для взятия ворот. Еще через минут семь после моего удара мяч сотрясает перекладину. Позже, после передачи Бето, попадаю в штангу. Постепенно душа уходит в пятки, и создается впечатление, что я не смогу разорвать замкнутый круг и распечатать ворота противника. «Сан-Паулу» ведет массированное наступление, а мы планомерно отбиваемся, и вот тут происходит чудо. Жоржиньо перехватывает мяч и отправляет его в центр поля, где в окружении игроков соперника им овладеваю я. Помощи мне ждать неоткуда, и я решаюсь на сольный проход. Только после того, как мяч влетел в ворота, я сообразил, что предварительно оставил не у дел четырех защитников «Сан-Паулу». Позже этот эпизод использовали в заставках всех популярных футбольных телепередач, а забитый мяч признали лучшим голом месяца.
- Во «Фламенго» вам посчастливилось работать с тремя великими тренерами: Карпеджани, Карлосом Альберто и Загало. Кто из этой тройки оказал на вас наибольшее влияние?
- Карпеджани всегда был склонен к авторитаризму и требовал от игроков неукоснительного соблюдения игровой дисциплины. В его работе было рациональное зерно, но в целом футболисты относились к нему с прохладцей. Карлос Альберто отличался философским складом ума и уделял большое внимание теоретическим занятиям, он подолгу разговаривал с игроками, стараясь объяснить нам суть своих новаторских разработок. Однако в клубе его считали идеалистом, а нынче такие тренеры не в моде. Загало пришел в команду практически перед моим отъездом в Италию, и мы работали вместе недолго, поэтому мне сложно охарактеризовать его как специалиста. Но все предыдущие достижения Марио, как со сборной, так и с клубами, впечатляют.
- Есть ли существенная разница в методике работы бразильских и итальянских тренеров?
- Принципиального отличия не существует. Но если у нас на родине тренерская чехарда – дело привычное и любая незначительная осечка клуба ведет к немедленной отставке тренера, то, скажем, в Италии руководство команды тридцать раз подумает перед тем, как проводить тренерскую рокировку. В Бразилии достаточно квалифицированных специалистов, но «правила игры» не позволяют многим из них по-настоящему заявить о себе. Яркий пример – Карлиньос. Сразу после победы «Фламенго» в чемпионате Рио в 2001 году он стал жертвой разногласий между президентом клуба и футболистами и, в конечном итоге, вынужден был уйти.
- Несмотря на то, что «Фиорентина» покинула серию «А», прошлый сезон в Италии сложился для вас вполне удачно. Шесть голов в пятнадцати матчах – неплохой результат для новобранца…
- Хорошо то, что хорошо кончается. Я всегда мечтал играть только в великих клубах. Поэтому после подписания контракта с «Интером» старался закрепиться в основе команды. Однако позже я уяснил, что Моратти собирается делать ставку на других игроков, а место резервиста даже в таком клубе, как «Интер», меня не устраивало. Удачная игра за «Фиорентину» принесла мне определенные дивиденды, и по окончании сезона я подписал договор с «Пармой».
- В сборной Бразилии вы дебютировали два года назад в отборочном матче чемпионата мира против сборной Колумбии. Тогда команду возглавлял Леао. Позже Сколари демонстративно открещивался от ваших услуг. Как вы расцениваете свои шансы на возвращение под знамена национальной команды?
- Многое будет зависеть от моей игры в нынешнем сезоне. Пока «Парма» выступает неровно, но надеюсь, что в середине сезона ситуация изменится. Команда неплохо укомплектована, а такие игроки, как Муту, Наката и, конечно, ваш покорный слуга, способны противостоять любому самому грозному противнику.
- Сильные и слабые качества Адриано…
- Ну что же, попробую реально оценить свои силы. Начнем с достоинств: в первую очередь это физическая сила, техника, отличный удар с обеих ног и хорошая игра головой. Главным же своим недостатком считаю недостаточную устойчивость в силовой борьбе.