Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Знаменитый суфийский мыслитель. Родился в городе Термезе (совр. Узбекистан). Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др. Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.
Ат-Тирмизи был современником знаменитого багдадского суфия Аль-Джунайда (ум. в 910, родоначальник рационалистического направления, названного «учением о трезвости», одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме), но не полностью разделял его взгляды. К этому времени он уже был известен как автор трактата Печать святых ('Илал аш-шари'а и Хатм аль-аулийа'), в котором рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных категориях мистиков, о роли мусульманских святых, отмеченных особой благодатью Бога и критериях святости (т.е. о «печати святых», существовавшей, по его мнению, наряду с «печатью пророков»), о «любви к Богу». В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр. Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.
Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистический мысли. Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.
Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма'рифа», или «хикма»), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание ('илм), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма'рифа – это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения 'илм ограничены, а ма'рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа'», т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.
После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате Печать святых он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути – неукоснительного соблюдения требований шари'а и тарика, или же через Божественную благодать.
Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа').
Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» – «мудрец из Термеза».
Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.
Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.
Source: Энциклопедия "Кругосвет"
Тирмизи, аль-Хаким, ат-
932Знаменитый суфийский мыслитель. Родился в городе Термезе (совр. Узбекистан). Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др. Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.
Ат-Тирмизи был современником знаменитого багдадского суфия Аль-Джунайда (ум. в 910, родоначальник рационалистического направления, названного «учением о трезвости», одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме), но не полностью разделял его взгляды. К этому времени он уже был известен как автор трактата Печать святых ('Илал аш-шари'а и Хатм аль-аулийа'), в котором рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных категориях мистиков, о роли мусульманских святых, отмеченных особой благодатью Бога и критериях святости (т.е. о «печати святых», существовавшей, по его мнению, наряду с «печатью пророков»), о «любви к Богу». В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр. Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.
Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистический мысли. Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.
Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма'рифа», или «хикма»), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание ('илм), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма'рифа – это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения 'илм ограничены, а ма'рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа'», т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.
После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате Печать святых он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути – неукоснительного соблюдения требований шари'а и тарика, или же через Божественную благодать.
Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа').
Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» – «мудрец из Термеза».
Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.
Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.
Source: Энциклопедия "Кругосвет"
Сайт: | http://www.krugosvet.ru/articles/121/1012191/1012191a1.htm |