Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Отличительной чертой джаза второй половины двадцатого столетия стало, по моему глубокому убеждению, возникновение музыки, которую стали называть «прохладной», в отличие от «горячей», исполнявшейся до нее. Вторым весьма знаменательным явлением в джазовой истории этого периода можно считать появление целой группы молодых амбициозных музыкантов, пришедших в джаз и находящихся под влиянием Чарли Паркера (Сharlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Телониуса Монка (Telonius Monk) и Бада Пауэлла (Bud Powell), Лестера Янга (Lester Young) и Хершела Эванса (Hershel Evans). И, наконец, одним из немаловажных факторов, оказавших безусловное (хотя и не решающее) влияние на дальнейшее развитие мейнстрима, был рок-н-ролл.
Приход нового джаза был предопределен общей эволюцией этого вида музыки. Он как нельзя лучше отвечал настроениям нового поколения музыкантов и любителей джаза, являясь естественной реакцией на нервную, пронзительную музыку «бопа».
У истоков этой новой «прохладной» музыки стояли люди, вошедшие затем в историю: Гил Эванс (Gil Evans) и Майлс Дэвис (Miles Davis), Джон Колтрейн (John Coltrane) и Арчи Шепп (Archie Shepp), Сесил Тейлор (Cecil Taylor) и Эрик Долфи (Eric Dolphy), Джон Льюис (John Lewis) и Гюнтер Шуллер (Gunter Schuller) и другие. Именно их музыка воспитала и оказала решающее влияние на становление музыкантов, в полный голос заявивших о себе с начала 60-х годов. Одним из самых ярких представителей этого поколения и является композитор, пианист, лидер многих джазовых ансамблей, музыкант, ставший одним из основателей нового направления в джазе, которое получило название «фьюжн», Армандо Энтони Кориа (Armando Antony Corea) или попросту Чик Кориа (Chick Corea). В этом году прославленному музыканту исполнилось шестьдесят лет, и цель настоящей статьи как раз и состоит в том, чтобы рассказать нашим читателям о его жизненном и творческом пути, подвести некоторые предварительные итоги его работы на мировой джазовой сцене, попытаться оценить сделанное им в трудном, но таком прекрасном виде искусства, как искусство джаза.
--------------------------------------------------------------------------------
Чик Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс в семье профессиональных музыкантов. Мать преподавала музыку, а отец работал в местном симфоническом оркестре. Родители стали учить его музыке с самого раннего детства, и Чик совершенно свободно играл на рояле уже в возрасте четырех (!) лет. Помимо регулярных самостоятельных занятий, Чик часами, как завороженный, слушал записи из богатой домашней коллекции родителей. Предпочтение отдавалось классике и джазу. Шуман и Мендельсон, Барток и Стравинский, Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Билли Экстайн (Billy Eckstine) — вот кто формировали вкус и композиторское мышление будущего новатора. Уже в пять-шесть лет, послушав импровизации великих джазменов, Чик тут же садился за рояль и пытался воспроизвести их, добавляя к ним кое-что от себя, используя при этом гармонические приемы своих любимых композиторов-классиков. Совершенно неизгладимое впечатление на мальчика производили новые альбомы пианистов Бада Пауэлла и Хорэса Силвера (Horace Silver), влияние которых на становление стиля будущего музыканта трудно переоценить. Уже много лет спустя в интервью корреспонденту журнала «Down Beat» Чик Кориа признавался в том, что именно эти два джазовых «монстра» оказали решающее воздействие при выборе им дела всей жизни.
В середине пятидесятых годов Чик начинает выступать в составе небольших ансамблей в различных ночных клубах Челси и его окрестностей. Постепенно он становится известным среди местных музыкантов-профессионалов и любителей джаза. Свой первый серьезный профессиональный музыкальный ангажемент Чик получил в 1962 году от Монго Сантамария (Mongo Santamaria), руководителя оркестра, исполнявшего в основном латиноамериканскую музыку. Монго, услышав игру молодого пианиста, сразу понял, что перед ним талант высокой пробы и, недолго думая, предложил ему место пианиста в своем оркестре. Надо сказать, что Чик с энтузиазмом согласился на это предложение не только потому, что для него было очень лестно занять место пианиста в известном оркестре. Решающее значение здесь сыграло то, что Чик вообще очень любил латиноамериканскую и испанскую музыку, восхищаясь необычными ритмами, своеобразной мелодикой и чувственными гармониями. Поэтому не стоит удивляться, что, поработав некоторое время у Монго Сантамария, он переходит в более престижный латиноамериканский оркестр под управлением Вилли Бобо (Willie Bobo). Эта любовь к испано-латиноамериканской музыке яркой нитью проходит через все творчество Чика Кориа-композитора, об этом мы еще будем говорить.
В 1964 году Кориа окончательно перебирается в Нью-Йорк, где судьба сводит его с весьма известным и влиятельным джазовым и ритм-энд-блюзовым трубачом Блю Митчеллом (Blue Mitchell), с которым Чик работает более трех лет. Трудно переоценить значение этого периода, говоря о совместном творчестве Чика Кориа и Блю Митчелла. Именно в это время молодой музыкант впервые записывает свои собственные сочинения на одной из самых престижных фирм звукозаписи джазовой музыки Blue Note.
Получив в высшей степени благожелательные отклики со стороны ведущих джазовых изданий, и в первую очередь журнала «Down Beat», Чик Кориа решает организовать свой собственный ансамбльЕ Его мечта осуществляется в 1966 году, и он под своим именем выпускает наконец первые альбомы: «Tones for Joan?s Bones» на фирме Vortex и «Now he sings, now he sobs» на фирме Solid State Records. Эти альбомы еще нельзя назвать вполне самостоятельными., так как в то время Чик Кориа очень увлекался творчеством таких музыкантов, как, увы, недавно скончавшийся саксофонист и композитор Джо Хендерсон (Joe Henderson), Маккой Тайнер (McCoy Tyner), Билл Эванс (Bill Evans), Херби Хэнкок (Herbie Hanсock), и их влияние явно ощущается в композициях, записанных на этих альбомах.
В 1968 году происходит событие, оказавшее самое сильное воздействие на все последующее творчество Чика Кориа. Он встречается с великим Майлсом Дэвисом (Miles Davis), который, как оказалось, давно и внимательно следил за творческим ростом молодого пианиста и композитора. Дэвис приглашает его работать в свой ансамбль, исповедовавший тогда электронный джаз-рок, который дал в начале семидесятых годов мощный импульс развитию направления «фьюжн», одним из крестных отцов которого и считается ныне Чик Кориа. Группа Майлса, где Чик играет на электрическом и акустическом фортепиано, записывает такие известные альбомы, как «In a silent way», «Bitches of Brew» и «Live/Evil, Black Beauty» и «Live at the Fillmore East». Альбомы эти имели весьма разные оценки прессы: от самых разгромных, до восторженно-панегирических. Споры о значении этих альбомов для творчества Дэвиса и Кориа идут и по сей день, но здесь мы не будем разбирать их музыкальные достоинства и недостатки. Скажем только, что любители рок-музыки считают их вершинами этого направления, поклонники же джазового мейнстрима их вообще за музыку не считают.
Совместная работа с Майлсом Дэвисом, послужившая для Чика началом глубоких исследований в области свободной импровизации, которой так увлекались джазовые авангардисты, вскоре подошла к концу. Ведь Чик хотел найти свой индивидуальный, не электронный подход в этой области, куда Майлс Дэвис идти не решился. Дороги этих замечательных музыкантов-новаторов решительно разошлись, и Чик, а также контрабасист ансамбля Дэйв Холланд (Dave Holland) покидают Дэвиса. Это происходит в 1970 году. Именно этот год знаменует собой начало нового этапа в музыкальной эволюции Чика Кориа. Поскольку, как было сказано, его все больше и больше занимали проблемы свободной импровизации, он вместе с Дейвом Холландом и барабанщиком Барри Альтшулем (Barry Altschul) организует трио под названием СIRCLE, куда позднее приходит саксофонист и композитор Энтони Брекстон (Anthony Braxton). Вдохновленные идеями известных музыкантов, исполняющих музыку, близкую по структуре и гармоническому звучанию к западно-европейской классической традиции, а также использующую элементы додекафонической концепции Арнольда Шёнберга в сочетании с полиритмией афро-кубинской музыки, трио Чика Кориа дает начало новому витку в развитии джазового авангарда. Именно эта команда Чика выпускает весьма интересные и, я бы даже сказал, интригующие альбомы: «The song of singing», «Сircling in», «Circulus» на фирме Blue Note, а также «Live in German Concert» на СВS/Sony и Рaris Concer (ECM).
Несмотря на то что СIRCLE быстро завоевывает авторитет и соответствующее место на джазовой сцене, Чик Кориа явно не удовлетворен достигнутым. Он все больше и больше разочаровывается в музыке, которая не сочиняется, а «рассчитывается» чуть ли не в соответствии с математическими формулами и которой явно не хватает эмоциональности и лирического контекста, не говоря уже о романтическом флере, столь близком Кориа. Поэтому в 1971 году он едет в Париж, где записывает два сольных альбома «Piano improvisations», а незадолго до этого распускает свой ансамбль СIRCLE, что явно отражает новые творческие устремления Мастера.
Возвратившись из Парижа, Кориа начинает серьезно задумываться о выборе направления своего творчества, не заглядывая далеко вперед, но хотя бы на ближайшие годы. Работая в конце 60-х с Майлсом Дэвисом, Чик уже тогда вынашивал мысль о возможном синтезе разных направлений и стилей в одно принципиально новое течение, где бы могли органично переплетаться и джаз, и рок-музыка, и музыка классическая и, может быть, даже элементы народной музыки. И вот в начале семидесятых годов Кориа вновь возвращается к своим раздумьям. Дав условное название будущему направлению «фьюжн» (которое, кстати, впоследствии за ним и закрепилось), Чик организует для первых своих опытов группу, которую он назвал RETURN TO FOREVER. И этот ансамбль сразу получает признание публики и привлекает на свои концерты обширную аудиторию любителей джаза, рока и музыки кантриЕ Репертуар группы состоял не только из джазовых стандартов и рок-музыки, но и, что вполне естественно, из сочинений самих участников ансамбля и, в первую очередь, конечно же, самого Чика Кориа. В музыкальном плане этот материал представлял, как и хотел Чик, конгломерат напевных, романтических мелодий, с элементами, присущими рок-музыке и ритмическими прогрессиями, основанными на использовании латиноамериканских ритмов.Однако неправильно было бы думать, что стиль фьюжн (английское слово «fusion», означающее сплав, слияние) придумал один только Чик Кориа, хотя он и считается одним из его основателей. Сейчас, по мнению Джеймса Коллиера (James Collier), вообще трудно установить, кто впервые создал сплав джаза и рок-музыки. Вибрафонист Гэри Бёртон (Gary Burton), который тесно сотрудничал в 70-ые годы с Чиком Кориа, гитарист Ларри Корриелл (Larry Corryell), флейтист Джереми Стейг (Jeremy Staig), английская группа SOFT MACHINE и многие другие пытались воплотить эту идею в жизнь, начиная с 1967 года. Барабанщик Билли Кобем (Billy Cobham) утверждает, например, что группа DREAMS, в которой он играл еще с братьями Рэнди и Майклом Брекерами (RandyMichael Brecker), исполнила свои первые опыты в манере фьюжн еще в 1968 году, то есть раньше, чем группы WEATHER REPORT И RETURN TO FOREVERЕ «В общем, — продолжает Коллиер, — идея «фьюжн» висела в воздухе и напрашивалась сама собойЕ Молодые исполнители, пробовавшие свои силы в рок-музыке и найдя ее возможности крайне ограниченными, обратились к джазу. Многие музыканты, да и поклонники мейнстрима, надо сказать честно, даже не считают эту музыку джазом, но джазмены, как бы желая привлечь более широкую аудиторию, вынуждены включать в свой арсенал элементы рокаЕ Говоря профессиональным языком, музыка «фьюжн» создается путем объединения метрической пульсации рок-музыки и сложных джазовых гармоний, джазовой импровизации с элементами свободного джаза и современной симфонической музыки. Самыми известными представителями этого направления являются пианисты Херби Хэнкок и Чик Кориа, гитаристы Ларри Корриел и Джон Маклафлин (John McLaughlin), а также оркестр MAHAVISHNU и ансамбль BLOOD, SWEAT AND TEARSЕ
Вернемся, однако, к нашему юбиляру.
Увлечение в середине 70-х годов электронными музыкальными инструментами, привело Чика Кориа к созданию второго ансамбля RETURN TO FOREVER.
Подводя краткий итог этому периоду деятельности Чика, можно сказать, что к середине 70-х годов он приобрел колоссальную известность и популярность не только среди рок-аудитории в Соединенных Штатах, но благодаря многочисленным и в высшей степени успешным гастролям — в Англии, Франции, Германии и ряде других стран Западной Европы. Конец 70-х и начало 80-х годов проходят для маэстро в усиленных занятиях композиторским творчеством, и именно в это время им созданы такие замечательные мелодии, как «Windows», «Spain» и «Crystal Silence», которые мгновенно становятся джазовыми стандартамиЕ Об этих произведениях Чика можно говорить часами, восхищаясь их необычными мелодиями, гармоническими и ритмическими прогрессиями, возможностями для свободной импровизации. Но рамки нашей сегодняшней темы, увы, не позволяют нам более подробно рассмотреть эти работы Кориа. Мне остается надеяться, что наш дотошный и любознательный читатель непременно отыщет эти пьесы на альбомах Чика Кориа, послушает их и убедится в правоте оценок, которые здесь им даются.
На смену второму составу RETURN TO FOREVER приходит новый, третий по счету ансамбль с тем же названиемЕ Это происходило в самом конце 70-х — начале 80-х годов и было обусловлено, главным образом, тем, что Кориа решает вновь вернуться к акустическим инструментам, оставив «электронные игрушки» молодым музыкантам. В третий состав RETURN TO FOREVER Кориа вводит небольшую группу струнных инструментов и ансамбль духовых инструментов. Этот новый состав исполняет совершенно другую по своему характеру музыку, нежели ту, которую исполняли предшествующие ансамбли. Сохраняя общую стилистику исполняемых произведений, то есть включая в них элементы (очень немногочисленные!) рок-музыки, музыки латиноамериканской и джазового мейнстрима, основной упор здесь Кориа делает на западноевропейскую классическую традицию, симфоническую музыку. В итоге то, что стал исполнять новый ансамбль Кориа, очень напоминало камерную музыку ХХ века, для развития которой так много сделали три великих венца: Шенберг (Schoenberg), Берг (Berg) и Веберн (Webern).
В отличие от многих джазовых музыкантов, оставивших джазовую сцену и ставших играть коммерческую рок-музыку, Чик Кориа в 80-ые и 90-ые годах успешно продолжает свою деятельность — выступает с концертами на лучших концертных площадках многих стран мира, выпускает имеющие хороший коммерческий успех альбомы на весьма престижных фирмах звукозаписи и принимает участие в самых крупных и главных международных фестивалях джаза.
К главным творчеcким достижениям Чика Кориа этого периода можно отнести его выступление в дуэтах с Гэри Бёртоном, Херби Хэнкоком, в так называемом TRIO MUSIC с Мирославом Витоушем (Miroslav Vitous) и Роем Хайнсом (Roy Haynes), а также в квартете с Майклом Брекером, Эдди Гомесом (Eddie Gomez) и Стивом Гаддом (Steve Gadd).
Эти последние выступления Чика все больше и больше наводят на мысль, что он вновь и, может быть, на этот раз уже окончательно возвращается в лоно классического джазового мейнстрима, испробовав в своем творчестве все мыслимые и немыслимые комбинации музыкальных стилей, течений и направлений, применяя при этом множество электронных и акустических инструментов. Подтверждением этих ожиданий может служить буквально только что вышедший альбом Кориа, который называется «Past, Present & Future», где вместе с ним выступают молодые, но чрезвычайно одаренные музыканты — контрабасист-виртуоз Авишаи Коэн (Avishai Cohen) и барабанщик Джефф Баллард (Jeff Ballard), по манере игры немного напоминающий великого Шелли Мэнна (Shelly Manne).
Я настоятельно рекомендую приобрести этот альбом, уже получивший высочайшие оценки мировой музыкальной критики, всем любителям подлинного джаза, а не только поклонникам Чика Кориа. Мне также хотелось бы подчеркнуть, что содержание альбома, в основном, составляют новые произведения композитора, специально написанные для него. Необыкновенно свежие, остроумные и оригинальные мелодии-баллады, быстрые пьесы, в самых разнообразных формах, сделанные на добротной блюзовой основе, они со всей ясностью и убедительностью показывают, что в творчестве Кориа-композитора открывается новая страница, и в самом ближайшем будущем нас с вами ждут новые сюрпризы и откровения замечательного музыканта.
--------------------------------------------------------------------------------
Завершая краткие заметки о жизни и работе замечательного современного пианиста, композитора и лидера Армандо Антонио «Чика» Кориа, посвященные его недавно прошедшему 60-летнему юбилею, мне хотелось бы отметить следующее. Несмотря на чрезвычайно извилистый, достаточно тернистый и непростой пройденный путь, Чик Кориа сегодня — безусловно один из тех, кто своими делами и трудами, так или иначе, определяет пути развития современной музыки. И совсем неважно, что направления эти зачастую ведут в тупик или оказываются малоинтересными и в конечном итоге бесперспективными. Его колоссальная трудоспособность, неутомимость в поисках, строжайшая самодисциплина и невероятная требовательность, прежде всего к самому себе, являют замечательный пример служения делу своей жизни, конечная цель которого рассказать людям о себе, пользуясь языком создаваемой им музыки. Чик сказал как-то: «Все, что я хочу рассказать о себе людям, я делаю с помощью звуков, в них вся моя автобиография. А в остальном я такой же , как и все: живу, работаю грущу, радуюсь.» Недавно Чик Кориа побывал в Москве с концертами. Москвичи, собравшиеся в Большом зале консерватории, с огромным энтузиазмом и теплотой приняли новое произведение Кориа — «Концерт для фортепиано и симфонического оркестра.» Эта встреча еще раз подтвердила, что выдающийся мастер современной музыки Чик Кориа находится в самом расцвете своего творчества, и все его почитатели и поклонники с нетерпением будут ждать встреч с ним, а его новые произведения дадут всем нам возможность еще раз приобщиться к прекрасному, а значит стать немного лучше.
--------------------------------------------------------------------------------
Чик Кориа
12.6.1941Отличительной чертой джаза второй половины двадцатого столетия стало, по моему глубокому убеждению, возникновение музыки, которую стали называть «прохладной», в отличие от «горячей», исполнявшейся до нее. Вторым весьма знаменательным явлением в джазовой истории этого периода можно считать появление целой группы молодых амбициозных музыкантов, пришедших в джаз и находящихся под влиянием Чарли Паркера (Сharlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Телониуса Монка (Telonius Monk) и Бада Пауэлла (Bud Powell), Лестера Янга (Lester Young) и Хершела Эванса (Hershel Evans). И, наконец, одним из немаловажных факторов, оказавших безусловное (хотя и не решающее) влияние на дальнейшее развитие мейнстрима, был рок-н-ролл.
Приход нового джаза был предопределен общей эволюцией этого вида музыки. Он как нельзя лучше отвечал настроениям нового поколения музыкантов и любителей джаза, являясь естественной реакцией на нервную, пронзительную музыку «бопа».
У истоков этой новой «прохладной» музыки стояли люди, вошедшие затем в историю: Гил Эванс (Gil Evans) и Майлс Дэвис (Miles Davis), Джон Колтрейн (John Coltrane) и Арчи Шепп (Archie Shepp), Сесил Тейлор (Cecil Taylor) и Эрик Долфи (Eric Dolphy), Джон Льюис (John Lewis) и Гюнтер Шуллер (Gunter Schuller) и другие. Именно их музыка воспитала и оказала решающее влияние на становление музыкантов, в полный голос заявивших о себе с начала 60-х годов. Одним из самых ярких представителей этого поколения и является композитор, пианист, лидер многих джазовых ансамблей, музыкант, ставший одним из основателей нового направления в джазе, которое получило название «фьюжн», Армандо Энтони Кориа (Armando Antony Corea) или попросту Чик Кориа (Chick Corea). В этом году прославленному музыканту исполнилось шестьдесят лет, и цель настоящей статьи как раз и состоит в том, чтобы рассказать нашим читателям о его жизненном и творческом пути, подвести некоторые предварительные итоги его работы на мировой джазовой сцене, попытаться оценить сделанное им в трудном, но таком прекрасном виде искусства, как искусство джаза.
--------------------------------------------------------------------------------
Чик Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс в семье профессиональных музыкантов. Мать преподавала музыку, а отец работал в местном симфоническом оркестре. Родители стали учить его музыке с самого раннего детства, и Чик совершенно свободно играл на рояле уже в возрасте четырех (!) лет. Помимо регулярных самостоятельных занятий, Чик часами, как завороженный, слушал записи из богатой домашней коллекции родителей. Предпочтение отдавалось классике и джазу. Шуман и Мендельсон, Барток и Стравинский, Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Билли Экстайн (Billy Eckstine) — вот кто формировали вкус и композиторское мышление будущего новатора. Уже в пять-шесть лет, послушав импровизации великих джазменов, Чик тут же садился за рояль и пытался воспроизвести их, добавляя к ним кое-что от себя, используя при этом гармонические приемы своих любимых композиторов-классиков. Совершенно неизгладимое впечатление на мальчика производили новые альбомы пианистов Бада Пауэлла и Хорэса Силвера (Horace Silver), влияние которых на становление стиля будущего музыканта трудно переоценить. Уже много лет спустя в интервью корреспонденту журнала «Down Beat» Чик Кориа признавался в том, что именно эти два джазовых «монстра» оказали решающее воздействие при выборе им дела всей жизни.
В середине пятидесятых годов Чик начинает выступать в составе небольших ансамблей в различных ночных клубах Челси и его окрестностей. Постепенно он становится известным среди местных музыкантов-профессионалов и любителей джаза. Свой первый серьезный профессиональный музыкальный ангажемент Чик получил в 1962 году от Монго Сантамария (Mongo Santamaria), руководителя оркестра, исполнявшего в основном латиноамериканскую музыку. Монго, услышав игру молодого пианиста, сразу понял, что перед ним талант высокой пробы и, недолго думая, предложил ему место пианиста в своем оркестре. Надо сказать, что Чик с энтузиазмом согласился на это предложение не только потому, что для него было очень лестно занять место пианиста в известном оркестре. Решающее значение здесь сыграло то, что Чик вообще очень любил латиноамериканскую и испанскую музыку, восхищаясь необычными ритмами, своеобразной мелодикой и чувственными гармониями. Поэтому не стоит удивляться, что, поработав некоторое время у Монго Сантамария, он переходит в более престижный латиноамериканский оркестр под управлением Вилли Бобо (Willie Bobo). Эта любовь к испано-латиноамериканской музыке яркой нитью проходит через все творчество Чика Кориа-композитора, об этом мы еще будем говорить.
В 1964 году Кориа окончательно перебирается в Нью-Йорк, где судьба сводит его с весьма известным и влиятельным джазовым и ритм-энд-блюзовым трубачом Блю Митчеллом (Blue Mitchell), с которым Чик работает более трех лет. Трудно переоценить значение этого периода, говоря о совместном творчестве Чика Кориа и Блю Митчелла. Именно в это время молодой музыкант впервые записывает свои собственные сочинения на одной из самых престижных фирм звукозаписи джазовой музыки Blue Note.
Получив в высшей степени благожелательные отклики со стороны ведущих джазовых изданий, и в первую очередь журнала «Down Beat», Чик Кориа решает организовать свой собственный ансамбльЕ Его мечта осуществляется в 1966 году, и он под своим именем выпускает наконец первые альбомы: «Tones for Joan?s Bones» на фирме Vortex и «Now he sings, now he sobs» на фирме Solid State Records. Эти альбомы еще нельзя назвать вполне самостоятельными., так как в то время Чик Кориа очень увлекался творчеством таких музыкантов, как, увы, недавно скончавшийся саксофонист и композитор Джо Хендерсон (Joe Henderson), Маккой Тайнер (McCoy Tyner), Билл Эванс (Bill Evans), Херби Хэнкок (Herbie Hanсock), и их влияние явно ощущается в композициях, записанных на этих альбомах.
В 1968 году происходит событие, оказавшее самое сильное воздействие на все последующее творчество Чика Кориа. Он встречается с великим Майлсом Дэвисом (Miles Davis), который, как оказалось, давно и внимательно следил за творческим ростом молодого пианиста и композитора. Дэвис приглашает его работать в свой ансамбль, исповедовавший тогда электронный джаз-рок, который дал в начале семидесятых годов мощный импульс развитию направления «фьюжн», одним из крестных отцов которого и считается ныне Чик Кориа. Группа Майлса, где Чик играет на электрическом и акустическом фортепиано, записывает такие известные альбомы, как «In a silent way», «Bitches of Brew» и «Live/Evil, Black Beauty» и «Live at the Fillmore East». Альбомы эти имели весьма разные оценки прессы: от самых разгромных, до восторженно-панегирических. Споры о значении этих альбомов для творчества Дэвиса и Кориа идут и по сей день, но здесь мы не будем разбирать их музыкальные достоинства и недостатки. Скажем только, что любители рок-музыки считают их вершинами этого направления, поклонники же джазового мейнстрима их вообще за музыку не считают.
Совместная работа с Майлсом Дэвисом, послужившая для Чика началом глубоких исследований в области свободной импровизации, которой так увлекались джазовые авангардисты, вскоре подошла к концу. Ведь Чик хотел найти свой индивидуальный, не электронный подход в этой области, куда Майлс Дэвис идти не решился. Дороги этих замечательных музыкантов-новаторов решительно разошлись, и Чик, а также контрабасист ансамбля Дэйв Холланд (Dave Holland) покидают Дэвиса. Это происходит в 1970 году. Именно этот год знаменует собой начало нового этапа в музыкальной эволюции Чика Кориа. Поскольку, как было сказано, его все больше и больше занимали проблемы свободной импровизации, он вместе с Дейвом Холландом и барабанщиком Барри Альтшулем (Barry Altschul) организует трио под названием СIRCLE, куда позднее приходит саксофонист и композитор Энтони Брекстон (Anthony Braxton). Вдохновленные идеями известных музыкантов, исполняющих музыку, близкую по структуре и гармоническому звучанию к западно-европейской классической традиции, а также использующую элементы додекафонической концепции Арнольда Шёнберга в сочетании с полиритмией афро-кубинской музыки, трио Чика Кориа дает начало новому витку в развитии джазового авангарда. Именно эта команда Чика выпускает весьма интересные и, я бы даже сказал, интригующие альбомы: «The song of singing», «Сircling in», «Circulus» на фирме Blue Note, а также «Live in German Concert» на СВS/Sony и Рaris Concer (ECM).
Несмотря на то что СIRCLE быстро завоевывает авторитет и соответствующее место на джазовой сцене, Чик Кориа явно не удовлетворен достигнутым. Он все больше и больше разочаровывается в музыке, которая не сочиняется, а «рассчитывается» чуть ли не в соответствии с математическими формулами и которой явно не хватает эмоциональности и лирического контекста, не говоря уже о романтическом флере, столь близком Кориа. Поэтому в 1971 году он едет в Париж, где записывает два сольных альбома «Piano improvisations», а незадолго до этого распускает свой ансамбль СIRCLE, что явно отражает новые творческие устремления Мастера.
Возвратившись из Парижа, Кориа начинает серьезно задумываться о выборе направления своего творчества, не заглядывая далеко вперед, но хотя бы на ближайшие годы. Работая в конце 60-х с Майлсом Дэвисом, Чик уже тогда вынашивал мысль о возможном синтезе разных направлений и стилей в одно принципиально новое течение, где бы могли органично переплетаться и джаз, и рок-музыка, и музыка классическая и, может быть, даже элементы народной музыки. И вот в начале семидесятых годов Кориа вновь возвращается к своим раздумьям. Дав условное название будущему направлению «фьюжн» (которое, кстати, впоследствии за ним и закрепилось), Чик организует для первых своих опытов группу, которую он назвал RETURN TO FOREVER. И этот ансамбль сразу получает признание публики и привлекает на свои концерты обширную аудиторию любителей джаза, рока и музыки кантриЕ Репертуар группы состоял не только из джазовых стандартов и рок-музыки, но и, что вполне естественно, из сочинений самих участников ансамбля и, в первую очередь, конечно же, самого Чика Кориа. В музыкальном плане этот материал представлял, как и хотел Чик, конгломерат напевных, романтических мелодий, с элементами, присущими рок-музыке и ритмическими прогрессиями, основанными на использовании латиноамериканских ритмов.Однако неправильно было бы думать, что стиль фьюжн (английское слово «fusion», означающее сплав, слияние) придумал один только Чик Кориа, хотя он и считается одним из его основателей. Сейчас, по мнению Джеймса Коллиера (James Collier), вообще трудно установить, кто впервые создал сплав джаза и рок-музыки. Вибрафонист Гэри Бёртон (Gary Burton), который тесно сотрудничал в 70-ые годы с Чиком Кориа, гитарист Ларри Корриелл (Larry Corryell), флейтист Джереми Стейг (Jeremy Staig), английская группа SOFT MACHINE и многие другие пытались воплотить эту идею в жизнь, начиная с 1967 года. Барабанщик Билли Кобем (Billy Cobham) утверждает, например, что группа DREAMS, в которой он играл еще с братьями Рэнди и Майклом Брекерами (RandyMichael Brecker), исполнила свои первые опыты в манере фьюжн еще в 1968 году, то есть раньше, чем группы WEATHER REPORT И RETURN TO FOREVERЕ «В общем, — продолжает Коллиер, — идея «фьюжн» висела в воздухе и напрашивалась сама собойЕ Молодые исполнители, пробовавшие свои силы в рок-музыке и найдя ее возможности крайне ограниченными, обратились к джазу. Многие музыканты, да и поклонники мейнстрима, надо сказать честно, даже не считают эту музыку джазом, но джазмены, как бы желая привлечь более широкую аудиторию, вынуждены включать в свой арсенал элементы рокаЕ Говоря профессиональным языком, музыка «фьюжн» создается путем объединения метрической пульсации рок-музыки и сложных джазовых гармоний, джазовой импровизации с элементами свободного джаза и современной симфонической музыки. Самыми известными представителями этого направления являются пианисты Херби Хэнкок и Чик Кориа, гитаристы Ларри Корриел и Джон Маклафлин (John McLaughlin), а также оркестр MAHAVISHNU и ансамбль BLOOD, SWEAT AND TEARSЕ
Вернемся, однако, к нашему юбиляру.
Увлечение в середине 70-х годов электронными музыкальными инструментами, привело Чика Кориа к созданию второго ансамбля RETURN TO FOREVER.
Подводя краткий итог этому периоду деятельности Чика, можно сказать, что к середине 70-х годов он приобрел колоссальную известность и популярность не только среди рок-аудитории в Соединенных Штатах, но благодаря многочисленным и в высшей степени успешным гастролям — в Англии, Франции, Германии и ряде других стран Западной Европы. Конец 70-х и начало 80-х годов проходят для маэстро в усиленных занятиях композиторским творчеством, и именно в это время им созданы такие замечательные мелодии, как «Windows», «Spain» и «Crystal Silence», которые мгновенно становятся джазовыми стандартамиЕ Об этих произведениях Чика можно говорить часами, восхищаясь их необычными мелодиями, гармоническими и ритмическими прогрессиями, возможностями для свободной импровизации. Но рамки нашей сегодняшней темы, увы, не позволяют нам более подробно рассмотреть эти работы Кориа. Мне остается надеяться, что наш дотошный и любознательный читатель непременно отыщет эти пьесы на альбомах Чика Кориа, послушает их и убедится в правоте оценок, которые здесь им даются.
На смену второму составу RETURN TO FOREVER приходит новый, третий по счету ансамбль с тем же названиемЕ Это происходило в самом конце 70-х — начале 80-х годов и было обусловлено, главным образом, тем, что Кориа решает вновь вернуться к акустическим инструментам, оставив «электронные игрушки» молодым музыкантам. В третий состав RETURN TO FOREVER Кориа вводит небольшую группу струнных инструментов и ансамбль духовых инструментов. Этот новый состав исполняет совершенно другую по своему характеру музыку, нежели ту, которую исполняли предшествующие ансамбли. Сохраняя общую стилистику исполняемых произведений, то есть включая в них элементы (очень немногочисленные!) рок-музыки, музыки латиноамериканской и джазового мейнстрима, основной упор здесь Кориа делает на западноевропейскую классическую традицию, симфоническую музыку. В итоге то, что стал исполнять новый ансамбль Кориа, очень напоминало камерную музыку ХХ века, для развития которой так много сделали три великих венца: Шенберг (Schoenberg), Берг (Berg) и Веберн (Webern).
В отличие от многих джазовых музыкантов, оставивших джазовую сцену и ставших играть коммерческую рок-музыку, Чик Кориа в 80-ые и 90-ые годах успешно продолжает свою деятельность — выступает с концертами на лучших концертных площадках многих стран мира, выпускает имеющие хороший коммерческий успех альбомы на весьма престижных фирмах звукозаписи и принимает участие в самых крупных и главных международных фестивалях джаза.
К главным творчеcким достижениям Чика Кориа этого периода можно отнести его выступление в дуэтах с Гэри Бёртоном, Херби Хэнкоком, в так называемом TRIO MUSIC с Мирославом Витоушем (Miroslav Vitous) и Роем Хайнсом (Roy Haynes), а также в квартете с Майклом Брекером, Эдди Гомесом (Eddie Gomez) и Стивом Гаддом (Steve Gadd).
Эти последние выступления Чика все больше и больше наводят на мысль, что он вновь и, может быть, на этот раз уже окончательно возвращается в лоно классического джазового мейнстрима, испробовав в своем творчестве все мыслимые и немыслимые комбинации музыкальных стилей, течений и направлений, применяя при этом множество электронных и акустических инструментов. Подтверждением этих ожиданий может служить буквально только что вышедший альбом Кориа, который называется «Past, Present & Future», где вместе с ним выступают молодые, но чрезвычайно одаренные музыканты — контрабасист-виртуоз Авишаи Коэн (Avishai Cohen) и барабанщик Джефф Баллард (Jeff Ballard), по манере игры немного напоминающий великого Шелли Мэнна (Shelly Manne).
Я настоятельно рекомендую приобрести этот альбом, уже получивший высочайшие оценки мировой музыкальной критики, всем любителям подлинного джаза, а не только поклонникам Чика Кориа. Мне также хотелось бы подчеркнуть, что содержание альбома, в основном, составляют новые произведения композитора, специально написанные для него. Необыкновенно свежие, остроумные и оригинальные мелодии-баллады, быстрые пьесы, в самых разнообразных формах, сделанные на добротной блюзовой основе, они со всей ясностью и убедительностью показывают, что в творчестве Кориа-композитора открывается новая страница, и в самом ближайшем будущем нас с вами ждут новые сюрпризы и откровения замечательного музыканта.
--------------------------------------------------------------------------------
Завершая краткие заметки о жизни и работе замечательного современного пианиста, композитора и лидера Армандо Антонио «Чика» Кориа, посвященные его недавно прошедшему 60-летнему юбилею, мне хотелось бы отметить следующее. Несмотря на чрезвычайно извилистый, достаточно тернистый и непростой пройденный путь, Чик Кориа сегодня — безусловно один из тех, кто своими делами и трудами, так или иначе, определяет пути развития современной музыки. И совсем неважно, что направления эти зачастую ведут в тупик или оказываются малоинтересными и в конечном итоге бесперспективными. Его колоссальная трудоспособность, неутомимость в поисках, строжайшая самодисциплина и невероятная требовательность, прежде всего к самому себе, являют замечательный пример служения делу своей жизни, конечная цель которого рассказать людям о себе, пользуясь языком создаваемой им музыки. Чик сказал как-то: «Все, что я хочу рассказать о себе людям, я делаю с помощью звуков, в них вся моя автобиография. А в остальном я такой же , как и все: живу, работаю грущу, радуюсь.» Недавно Чик Кориа побывал в Москве с концертами. Москвичи, собравшиеся в Большом зале консерватории, с огромным энтузиазмом и теплотой приняли новое произведение Кориа — «Концерт для фортепиано и симфонического оркестра.» Эта встреча еще раз подтвердила, что выдающийся мастер современной музыки Чик Кориа находится в самом расцвете своего творчества, и все его почитатели и поклонники с нетерпением будут ждать встреч с ним, а его новые произведения дадут всем нам возможность еще раз приобщиться к прекрасному, а значит стать немного лучше.
--------------------------------------------------------------------------------
загрузка