Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Джо Завинул родился в Вене 7 июля 1932 года, его детство прошло в деревушке Кирхбах, среди лесов, окружавших австрийскую столицу. В жилах Йозефа Эриха Завинуля течет смешанная чешско-венгерско-цыганская кровь, а его родной культурой была культура блестящей Вены, хотя и придавленная годами нацистского аншлюса, второй мировой войной и последовавшей оккупацией Австрии. Он до сих пор очень гордится своей родиной и в разговоре защищает Австрию даже тогда, когда на нее никто не нападает. Если его кто-нибудь в шутку называет словечком "краут" (капуста, так англоговорящие дразнят немцев) - он сначала обижается, потом смеется и говорит; "Нет, я не краут, я из Австрии, я - шницель". Первым инструментом юного Завинула - тогда его называли Пепе, так австрийцы сокращают имя Йозеф - был аккордеон. И, как он сейчас вспоминает, над этим инструментом он умудрился проделать свой первый звуковой эксперимент. "Я взял кусок зеленого сукна, вроде того, каким покрывают бильярдные столы, и наклеил его на язычки аккордеона. Получился гнусавый звук, и именно этот звук я использовал 25 лет спустя в пьесе "Black Market". Аккордеон ему подарили на шестой день рождения, и он год подбирал народные мелодии на слух. Потом мальчик стал учиться музыке при Венской консерватории. Правда, у него дома не было фортепиано. Впервые он получил возможность ежедневно играть на нем, когда в 1944 вместе с другими учениками его вывезли из Вены (город сильно бомбили) в Чехию. В старинном сельском доме, где разместили эвакуированных, был рояль.
Вернувшись в Вену после войны, он заинтересовался джазом. В двадцать лет он уже играл с лучшим австрийским саксофонистом Хансом Кольнером, а позже переиграл едва ли не со всеми австрийскими джазменами.
В 27-летнем возрасте Завинул выиграл конкурс на стипендию в легендарной бостонской Школе музыки Беркли и эмигрировал в США. Ему сразу повезло: через неделю занятий он уже играл в оркестре трубача Мэйнарда Фергюсона, потом полтора года аккомпанировал певице Дайне Вашингтон. В 1961 году он начинает работать в ансамбле альт-саксофониста Джулиана Эддерли (Julian "Cannonball" Adderly), важной фигуры в джазе тех лет. За плечами Кэннонболла была работа в лучших послевоенных биг-бэндах и несколько лет сотрудничества с Майлсом Дэйвисом, в том числе и плечом к плечу с Джоном Колтрейном. Принципы игры Колтрейна и Эддерли были диаметрально противоположны - Майлс сам говорил, что использует "экспрессиониста" Эддерли как противовес звуку Трейна.
Джо Завинул проработал с Эддерли девять с половиной лет. Он был не только участником ансамбля - множество его пьес Эддерли постоянно исполнял. Именно Завинул написал тему "Mercy Mercy Mercy", добравшуюся в 1967 году до 11 места - причем не в джазовых, а в поп-хит-парадах!
Эта тема дала название альбому Эддерли, в том же году награжденному "Грэмми". "Дня не проходит, чтобы я не вспоминал о работе с Кэннонболлом, - говорит Завинул. - У нас был дружный и мощный ансамбль, мы играли прекрасную музыку, а сам Кэннон играл так, что душу вынимал. Это была почти семья, вот как мы дружили, и на сцене это очень чувствовалось". Покинув Эддерли, Джо Завинул сыграл на записи "Bitches Brew" - легендарного альбома Майлса Дэйвиса, вошедшего в историю как, возможно, первый альбом подлинного джаз-рока - причем созданного не со стороны рока, а со стороны джаза. Принял он участие и в записи других альбомов Майлса - "In A Silent Way" (названного по пьесе Завинула), "Live-Evil" и "Big Fun". Майлс, говорят, был доволен работой с Завинулом. Тем не менее, Джо сам не остался работать с ним: "Мне надоело быть сайдменом (sideman - музыкант на вторых ролях). Я хотел играть свою музыку и играть ее так, как хочу". Джо Завинул был не одинок в этом желании. Тенор-саксофонист Уэйн Шортер, многолетний партнер Майлза Дэвиса, чувствовал то же самое. "Я знал, что Уэйн испытывает те же чувства относительно своей музыки. Так что мы, плюс еще чешский басист Мирослав Витуш, создали Weather Report".
Помимо Завинула и Шортера, в разные годы в его состав входили самые необычные, самые передовые инструменталисты своего времени. Журнал "Down Beat" на протяжении всех 15 лет существования Weather Report неизменно объявлял ее "Группой года", а Джо Завинул возглавлял список лучших клавишников, по опросам и критиков "Down Beat", и его читателей на протяжении 21 года из последних 22. Лучшие пластинки группы продавались значительными для инструментальной музыки тиражами. Критики называли его единственным мастером синтезатора, обладавшим своим собственным, легко узнаваемым звуком на инструменте, трудно поддающемся индивидуализации.
Кстати, духовой синтезатор собственной конструкции он назвал "Пепе", по своему детскому прозвищу. Однако ничто не вечно, пришел конец и Weather Report - постепенно разность устремлений обоих лидеров, Шортера и Завинула, перевесила то, что удерживало их вместе. В 1985 группа распалась, и два года спустя Джо Завинул собрал первый Zawinul Syndicate. Здесь он предстал в новом качестве. "Синдикат" вряд ли можно назвать стопроцентно джазовой группой, хотя импровизационный ее элемент весьма значителен. Этот ансамбль отражает интерес своего лидера к музыкальным культурам всего мира. То, чем Джо занят в "Синдикате", критики определяют по-разному, например, "multicultural world jazz groove". Группа в последние годы дает примерно 90 концертов в год по всему миру. Кроме того, Завинул часто появляется и на джазовых фестивалях, в основном, в случайных составах с участием бывших коллег по Weather Report. To и дело циркулируют слухи о возможном воссоединении Джо с Уэйном Шортером, "Down Beat" даже посвятил специальную статью обзору этих слухов.
Есть у Джо и еще одна ипостась: памятуя о своем консерваторском опыте, он много работает в мире академической музыки. В последние десять лет он часто выступает в Европе вместе со своим земляком, пианистом Фридрихом Гульда, исполняя главным образом музыку Гайдна. Больше того, он попробовал себя и в качестве академического композитора - его семичастная симфоническая работа "Stories Of The Danube" ("Рассказы о Дунае") неоднократно исполнялась в Европе, Америке и Японии.
Что же касается "Синдиката", то здесь есть изменения: группа сменила фирму грамзаписи. Если альбомы "The Immigrants", "Black Water" и "Lost Tribes" выпускала "CBS", с которой Джо Завинул был связан контрактом еще в Weather Report, то "My People" выпущен независимым лэйблом Escapade Music. В его записи участвовали музыканты со всего мира: как тогдашние члены "Синдиката" - перкуссионист Арто Тунчбояджян (Анатолия), ударник Пако Сери (Кот-Д'Ивуар), Гэри Пулсон и Мэтью Гаррисон (США), так и приглашенные музыканты: Салиф Кейта (Мали), Таня Санчес (Венесуэла), Алекс Акунья (Перу), Амит Чаттерджи (Индия). Стилистика пьес варьируется от того, на культуру какой страны опирается "Синдикат" - здесь есть элементы и латиноамериканской, и западноафриканской традиций, карибские, турецкие и центральноафриканские влияния (кстати, именно на этом альбоме впервые в грамзаписи появился ныне прославленный мастер горлового пения из Горного Алтая Болот Байрышев - ред.).
"Мне просто нравится играть - говорит Завинул. Это благословение Божье - быть одаренным, иметь возможность выйти на сцену и принести в мир нечто хорошее. Мне кажется, я расту как музыкант, мне не нравится думать о том, как много я сделал вчера, мне нравится расти и создавать новое".
Джо Завинул
7.7.1932Джо Завинул родился в Вене 7 июля 1932 года, его детство прошло в деревушке Кирхбах, среди лесов, окружавших австрийскую столицу. В жилах Йозефа Эриха Завинуля течет смешанная чешско-венгерско-цыганская кровь, а его родной культурой была культура блестящей Вены, хотя и придавленная годами нацистского аншлюса, второй мировой войной и последовавшей оккупацией Австрии. Он до сих пор очень гордится своей родиной и в разговоре защищает Австрию даже тогда, когда на нее никто не нападает. Если его кто-нибудь в шутку называет словечком "краут" (капуста, так англоговорящие дразнят немцев) - он сначала обижается, потом смеется и говорит; "Нет, я не краут, я из Австрии, я - шницель". Первым инструментом юного Завинула - тогда его называли Пепе, так австрийцы сокращают имя Йозеф - был аккордеон. И, как он сейчас вспоминает, над этим инструментом он умудрился проделать свой первый звуковой эксперимент. "Я взял кусок зеленого сукна, вроде того, каким покрывают бильярдные столы, и наклеил его на язычки аккордеона. Получился гнусавый звук, и именно этот звук я использовал 25 лет спустя в пьесе "Black Market". Аккордеон ему подарили на шестой день рождения, и он год подбирал народные мелодии на слух. Потом мальчик стал учиться музыке при Венской консерватории. Правда, у него дома не было фортепиано. Впервые он получил возможность ежедневно играть на нем, когда в 1944 вместе с другими учениками его вывезли из Вены (город сильно бомбили) в Чехию. В старинном сельском доме, где разместили эвакуированных, был рояль.
Вернувшись в Вену после войны, он заинтересовался джазом. В двадцать лет он уже играл с лучшим австрийским саксофонистом Хансом Кольнером, а позже переиграл едва ли не со всеми австрийскими джазменами.
В 27-летнем возрасте Завинул выиграл конкурс на стипендию в легендарной бостонской Школе музыки Беркли и эмигрировал в США. Ему сразу повезло: через неделю занятий он уже играл в оркестре трубача Мэйнарда Фергюсона, потом полтора года аккомпанировал певице Дайне Вашингтон. В 1961 году он начинает работать в ансамбле альт-саксофониста Джулиана Эддерли (Julian "Cannonball" Adderly), важной фигуры в джазе тех лет. За плечами Кэннонболла была работа в лучших послевоенных биг-бэндах и несколько лет сотрудничества с Майлсом Дэйвисом, в том числе и плечом к плечу с Джоном Колтрейном. Принципы игры Колтрейна и Эддерли были диаметрально противоположны - Майлс сам говорил, что использует "экспрессиониста" Эддерли как противовес звуку Трейна.
Джо Завинул проработал с Эддерли девять с половиной лет. Он был не только участником ансамбля - множество его пьес Эддерли постоянно исполнял. Именно Завинул написал тему "Mercy Mercy Mercy", добравшуюся в 1967 году до 11 места - причем не в джазовых, а в поп-хит-парадах!
Эта тема дала название альбому Эддерли, в том же году награжденному "Грэмми". "Дня не проходит, чтобы я не вспоминал о работе с Кэннонболлом, - говорит Завинул. - У нас был дружный и мощный ансамбль, мы играли прекрасную музыку, а сам Кэннон играл так, что душу вынимал. Это была почти семья, вот как мы дружили, и на сцене это очень чувствовалось". Покинув Эддерли, Джо Завинул сыграл на записи "Bitches Brew" - легендарного альбома Майлса Дэйвиса, вошедшего в историю как, возможно, первый альбом подлинного джаз-рока - причем созданного не со стороны рока, а со стороны джаза. Принял он участие и в записи других альбомов Майлса - "In A Silent Way" (названного по пьесе Завинула), "Live-Evil" и "Big Fun". Майлс, говорят, был доволен работой с Завинулом. Тем не менее, Джо сам не остался работать с ним: "Мне надоело быть сайдменом (sideman - музыкант на вторых ролях). Я хотел играть свою музыку и играть ее так, как хочу". Джо Завинул был не одинок в этом желании. Тенор-саксофонист Уэйн Шортер, многолетний партнер Майлза Дэвиса, чувствовал то же самое. "Я знал, что Уэйн испытывает те же чувства относительно своей музыки. Так что мы, плюс еще чешский басист Мирослав Витуш, создали Weather Report".
Помимо Завинула и Шортера, в разные годы в его состав входили самые необычные, самые передовые инструменталисты своего времени. Журнал "Down Beat" на протяжении всех 15 лет существования Weather Report неизменно объявлял ее "Группой года", а Джо Завинул возглавлял список лучших клавишников, по опросам и критиков "Down Beat", и его читателей на протяжении 21 года из последних 22. Лучшие пластинки группы продавались значительными для инструментальной музыки тиражами. Критики называли его единственным мастером синтезатора, обладавшим своим собственным, легко узнаваемым звуком на инструменте, трудно поддающемся индивидуализации.
Кстати, духовой синтезатор собственной конструкции он назвал "Пепе", по своему детскому прозвищу. Однако ничто не вечно, пришел конец и Weather Report - постепенно разность устремлений обоих лидеров, Шортера и Завинула, перевесила то, что удерживало их вместе. В 1985 группа распалась, и два года спустя Джо Завинул собрал первый Zawinul Syndicate. Здесь он предстал в новом качестве. "Синдикат" вряд ли можно назвать стопроцентно джазовой группой, хотя импровизационный ее элемент весьма значителен. Этот ансамбль отражает интерес своего лидера к музыкальным культурам всего мира. То, чем Джо занят в "Синдикате", критики определяют по-разному, например, "multicultural world jazz groove". Группа в последние годы дает примерно 90 концертов в год по всему миру. Кроме того, Завинул часто появляется и на джазовых фестивалях, в основном, в случайных составах с участием бывших коллег по Weather Report. To и дело циркулируют слухи о возможном воссоединении Джо с Уэйном Шортером, "Down Beat" даже посвятил специальную статью обзору этих слухов.
Есть у Джо и еще одна ипостась: памятуя о своем консерваторском опыте, он много работает в мире академической музыки. В последние десять лет он часто выступает в Европе вместе со своим земляком, пианистом Фридрихом Гульда, исполняя главным образом музыку Гайдна. Больше того, он попробовал себя и в качестве академического композитора - его семичастная симфоническая работа "Stories Of The Danube" ("Рассказы о Дунае") неоднократно исполнялась в Европе, Америке и Японии.
Что же касается "Синдиката", то здесь есть изменения: группа сменила фирму грамзаписи. Если альбомы "The Immigrants", "Black Water" и "Lost Tribes" выпускала "CBS", с которой Джо Завинул был связан контрактом еще в Weather Report, то "My People" выпущен независимым лэйблом Escapade Music. В его записи участвовали музыканты со всего мира: как тогдашние члены "Синдиката" - перкуссионист Арто Тунчбояджян (Анатолия), ударник Пако Сери (Кот-Д'Ивуар), Гэри Пулсон и Мэтью Гаррисон (США), так и приглашенные музыканты: Салиф Кейта (Мали), Таня Санчес (Венесуэла), Алекс Акунья (Перу), Амит Чаттерджи (Индия). Стилистика пьес варьируется от того, на культуру какой страны опирается "Синдикат" - здесь есть элементы и латиноамериканской, и западноафриканской традиций, карибские, турецкие и центральноафриканские влияния (кстати, именно на этом альбоме впервые в грамзаписи появился ныне прославленный мастер горлового пения из Горного Алтая Болот Байрышев - ред.).
"Мне просто нравится играть - говорит Завинул. Это благословение Божье - быть одаренным, иметь возможность выйти на сцену и принести в мир нечто хорошее. Мне кажется, я расту как музыкант, мне не нравится думать о том, как много я сделал вчера, мне нравится расти и создавать новое".