руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
24 нояб.
06:19
Спорт
Евро 2024
© Jarreau

Энциклопедия / Люди

Изменить категорию | Все статьи категории

Джордж Бенсон


Джордж Бенсон является, пожалуй, одним из самых популярных гитаристов последних десятилетий. Это универсальный музыкант, одинаково хорошо владеющий разными стилями от свинга и бопа, до джаз-рока и smooth джаза. Его особая популярность объясняется еще и тем, что он является прекрасным вокалистом, создавшим ряд хитов, которые значительно расширили круг почитателей этого многостороннего музыканта. Бенсон одним из первых стал применять способ исполнения инструментальных соло в унисон с голосом.

В творчестве Бенсона можно выделить несколько периодов. Первый начался с его дебюта в составе комбо хаммонд-органиста Джека МакДафа (“Brother” Jack McDaff) и относился к сфере соул- и фанк-джаза. В 1965-66 годах он записывает первые сольные альбомы на фирме Columbia. В 1967 году на фирме “Verve”, Бенсон записывает два альбома с ярко выраженными признаками музыки «фанк» (на одной из них прозвучала его версия стандарта Sunny, известного у нас по поздней диско- интерпретации «Boney M”). В 1968 году на фирме «Polydor” выходит альбом «Blue Benson”, с пианистом Хэрби Хенкоком (Herbie Hancock), где можно слышать не только музыку в стиле актуального на тот период «хард бопа», но и нечто, говорящее о приближении революции «фьюжн». Кроме того, Бенсон записывается в одной из пьес на альбоме Майлза Дэйвиса (Miles Davis) “Miles in the Sky”, так же являющейся ступенькой на пути создания нового стиля. После смерти в 1968 году Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), одного из ведущих в тот момент джазовых гитаристов – , продюсер последнего Грид Тейлор (Greed Taylor) приглашает Бенсона на фирму «A&M”, где Тейлор ставится задача - сделать из Бенсона новую звезду. Проект, по которому были выпущены три пластинки на этой фирме строился на аранжировках Дона Себески, во многом перенесенных с последних работ Монтгомери, и на нескольких проверенных поп-хитах. В записях были задействованы такие высококлассные сайдмены, как Джо Фаррелл (Joe Farrell) Боб Джеймс (Bob James).

Говоря о раннем периоде поисков Бенсона, нельзя не вспомнить альбом “The Other Side of Abbey Road”, вышедший в 1969 году (через несколько месяцев после пластинки “Beatles” - “Abbey Road”). Он является яркой иллюстрацией того, как многие джазовые музыканты искали синтеза с захватившей внимание широкой аудитории рок-музыкой. Альбом, построенный на аранжировках Дона Себески, записан большим ансамблем с секцией духовых и струнных, с соло таких музыкантов как Джордж Бенсон, Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Хэрби Хенкок (Herbie Hancock) и Хьюберд Лоуз (Hubert Laws. В 1970-м Грид Тейлор организует свой лейбл, на котором в период 1971-76 годов Бенсон записывает ряд великолепных альбомов:

1971, Beyond the Blue Horizon

1971, White Rabbit

1973, Body Talk

1974, Bad Benson

1975, In Concert-Carnegie Hall [live]

1975, Good King Bad

1976, Benson & Farrell

В записи этих альбомов принимали участие такие музыканты, как Дон Себески, Джо Фаррел, Эрик Гейл, Эрл Клюг (Earl Klugh), Рон Картер, Джек ДеДжанетт, Билли Кобэм, Херби Хенкок, Хьюберт Лаус, Стив Гэдд, Дэвид Сэнборн и братья Брекеры – то есть те, кто впоследствии станут заметными фигурами в музыке стиля «фьюжн». На этих пластинках практически отсутствует вокал Джорджа Бенсона. Работы под продюсирование Грида Тейлора на “A&M” и “CTI” можно отнести ко второму периоду творчества Джорджа Бенсона, когда он был ближе к музыке «фьюжн», чем к так называемому тогда «поп-джазу».

В 1976 году Бенсон покидает Тейлора и переходит на фирму “Warner Bros.” Там при использовании аранжировок Клауса Огермана (Claus Ogerman) и продюсировании Томи ЛиПамы (Tommy LiPuma) выходит альбом «Breezin’», ставший одним из самых продаваемых за всю историю джаза. Хит “This Masquarade” признается записью года (Grammy Award), а сама пластинка лучшей в разделе “pop-instrumental”. Это то, что называют “smooth-jazz”, хотя сама песня “This Masquarade” длится более 8 минут за счет импровизации Бенсона на гитаре, что уже само по себе не свойственно формату поп-бизнеса. На этой пластинке Бенсон предстает перед слушателем уже как типичный поп-певец. В 1977 году выходит “In Flight” записанный практически тем же составом, что и «Breezin’» с новой версией стандарта “Nature Boy” и с песней “The World Is a Ghetto”.

1976, Breezin'

1976, In Flight

1977, Livin' Inside Your Love

1977, Weekend in L A (live)

1978, In Your Eyes

1980, Give Me the Night

1984, 20/20

1986, While the City Sleeps

1987, Collaboration

1988, Twice the Love

1989, Tenderly

1990, Big Boss Band

1993, Love Remembers

Из вышеприведенной дискографии Бенсона на Warner Bros. необходимо отметить хит “Give Me the Night”, записанный под продюсированием Куинси Джонса (Quinsy Jones) и ставший так же победителем Грэмми в номинации лучшая ритм-н-блюз работа. Характерно, что в 1989 году Бенсон записывает альбом “Tenderly”, содержащий так называемые «стандарты».

С 1996 года Бенсон сотрудничает со студией издающей современный smooth-джаз – GRP, основателем которой был пианист Дэйв Грузин (Dave Grusin). На GRP у Бенсона вышло три альбома.

1996, That's Right

1998, Standing Together

2000, Absolute Benson

В целом эти работы выполнены в стилистике “smooth-jazz“, что можно считать характерным для четвертого периода в творчестве Джорджа Бенсона. Особый интерес представляет последний альбом “Absolute Benson”, который говорит о желании Бенсона вернуться к прошлым временам, когда он исполнял более независимую от коммерческих целей музыку. Джордж Бенсон относится к тому типу музыкантов, деятельность которых нельзя охарактеризовать одним музыковедческим термином, поскольку он менял свое творческое лицо по ходу развития современной музыки.

loading загрузка

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine