Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Родился: 15 августа, 1925, Монреаль, Канада
Жанр: джаз
Стиль: свинг, боп
Инструменты: фортепиано
Фирмы звукозаписи: Verve (84), Pablo (37), Clef (16), Telarc (15), Original Jazz Classics (14), Polygram (10), MPS (8)
Если Арт Тейтум был "богом" джазового фортепиано, то его протеже Оскар Питерсон стал первородным сыном. С момента своего появления на джазовой сцене в 40-х годах классически вышколенный и многокрасочный блюзовый блеск техники Питерсона стал стандартом для джазового фортепьянного мастерства. Полнота звучания рояля, сочность туше, легкость и естественность бега, разнообразие красок от блюзовых всплесков до оркестрового рокота - то, что определяет исполнительскую манеру Оскара Питерсона. Очень эффективный в малых составах, джэм сэйшенах и аккомпанементе вокалистам, Питерсон являет свое абсолютное великолепие в сольных выступлениях. Его оригинальный стиль не тяготеет к какой либо особой форме выражения. Как у Эррола Гарнера и Джорджа Ширинга, его творческий почерк основан на исполнительской манере середины и конца 40-х годов и представляет собой нечто среднее между свингом и бопом.
Питерсон родился 15 августа 1925 года в Монреале в семье вокзального носильщика. Его интерес к музыке обнаружился рано, и первые уроки пятилетнему Оскару давала его старшая сестра. Ему хотелось стать трубачом, но врачи запретили ему играть на духовых, и он увлекся игрой на фортепиано. Уже в четырнадцать лет Оскар побеждает на конкурсе молодых талантов, устроенном местной радиостанцией. После этого он стал регулярно появляться на монреальском радио в составе оркестра Джонни Холмса.
Первые записи Питерсона вышли в Канаде в середине 40-х годов. И хотя они свидетельствовали о приходе в джаз технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. С 1945 по 1949 год Питерсон записал 32 выступления на студии Victor в Монреале. Его исполнительская техника уже тогда была превосходной и, хотя на то время он еще не был проникнут бопом, но уже был вполне выразительным джазовым пианистом.
Предприимчивые американцы сразу заметили Оскара. Норман Гранц открыл его в 1949 году. Когда Гранц услышал Питерсона в 1949 году, молодой пианист в своей игре зеркально отражал стили Тейтума, Эррола Гарнера и Нэта "Кинга" Кола. Находясь под впечатлением юного таланта, Гранц пригласил Питесона на выступление своего оркестра Jazz At The Philharmonic в Карнеги Холл.
В 1950 году Питерсон записывается в серии дуэтов с басистами Рэйем Брауном и Мэйджором Холли; его версия "Tenderly" стала настоящим хитом. Талант Питерсона стал очень заметным, и в 1952 году он приобрел национальное признание, когда с басистом Рэйем Брауном и гитаристом Хербом Эллисом организовал популярное джазовое трио. В 50-е годы Питерсон по опросам читателей и критиков ведущих джазовых журналов занимает ведущее положение среди джазовых пианистов, а Рэй Браун лидирует среди контрабасистов.
И вот в 1958 году Питерсон делает смелый поворот: меняя гитариста на барабанщика, лишая себя преимуществ оригинального ансамбля. Он как бы начинает второй тур борьбы за корону лучшего пианиста. Новым партнером стал барабанщик Эд Тигпен. Оставалось каких-нибудь полгода до того, как Тигпена назовут самым тонким и мыслящим барабанщиком в джазе, а новый состав - лучшей оправой для Питерсона. За 17 дней Питерсон, Браун и Тигпен записали девять дисков для Нормана Гранца. Трио успешно работало в продолжение 2-х последующих десятилетий. Коллектив стал одним из величайших джазовых комбо с 1953 по 1958 год.
Помимо исполнительства Оскар Питерсон занимался педагогической деятельностью, в 1960 году он организовал школу современной музыки Advanced School of Contemporary Music в Торонто, где проводил уроки по джазовой импровизации (многие соло Питерсона включены в учебники по джазовой стилистике). В 1967 году композиторский трибьют Питерсона "The Canadian Suite" в честь его родины был номинирован на соискание главного приза Grammy, а альбом, посвященный Нэту Колу "With Respect To Nat" стал одним из его любимейших.
Среди его многочисленных совместных записей можно особенно выделить сотрудничество с Эллой Фитцджеральд, Джо Пассом, Диззи Гиллеспи и Каунтом Бейси. Кроме выступлений в составе трио, Питерсон выступал и записывался в огромном числе конфигураций от сольного пианиста до участника оркестров. Будучи мастерским акустическим пианистом, Питерсон также записывался на электропиано (в основном исполнял свои собственные композиции), в редких случаях - на электро-органе и даже на клавикордах (в дуэте с Джо Пассом).
Двухдневное воссоединение с Хербом Эллисом и Рэйем Брауном в 1990 году стало результатом выхода 4-х компакт дисков. В 1993 году Питерсон перенес серьезный инсульт и на два года находился вне музыки. С тех пор он временами возвращается на сцену, хотя его левая рука существенно повреждена. Но даже когда он не может выкладываться на 100%, Оскар Питерсон остается классическим импровизатором, одним из превосходнейших музыкантов когда-либо вышедших из джаза.
Оскар Эммануэл Питерсон
Полное имя: Оскар Эммануэл Питерсон (Oscar Emmanuel Peterson)Родился: 15 августа, 1925, Монреаль, Канада
Жанр: джаз
Стиль: свинг, боп
Инструменты: фортепиано
Фирмы звукозаписи: Verve (84), Pablo (37), Clef (16), Telarc (15), Original Jazz Classics (14), Polygram (10), MPS (8)
Если Арт Тейтум был "богом" джазового фортепиано, то его протеже Оскар Питерсон стал первородным сыном. С момента своего появления на джазовой сцене в 40-х годах классически вышколенный и многокрасочный блюзовый блеск техники Питерсона стал стандартом для джазового фортепьянного мастерства. Полнота звучания рояля, сочность туше, легкость и естественность бега, разнообразие красок от блюзовых всплесков до оркестрового рокота - то, что определяет исполнительскую манеру Оскара Питерсона. Очень эффективный в малых составах, джэм сэйшенах и аккомпанементе вокалистам, Питерсон являет свое абсолютное великолепие в сольных выступлениях. Его оригинальный стиль не тяготеет к какой либо особой форме выражения. Как у Эррола Гарнера и Джорджа Ширинга, его творческий почерк основан на исполнительской манере середины и конца 40-х годов и представляет собой нечто среднее между свингом и бопом.
Питерсон родился 15 августа 1925 года в Монреале в семье вокзального носильщика. Его интерес к музыке обнаружился рано, и первые уроки пятилетнему Оскару давала его старшая сестра. Ему хотелось стать трубачом, но врачи запретили ему играть на духовых, и он увлекся игрой на фортепиано. Уже в четырнадцать лет Оскар побеждает на конкурсе молодых талантов, устроенном местной радиостанцией. После этого он стал регулярно появляться на монреальском радио в составе оркестра Джонни Холмса.
Первые записи Питерсона вышли в Канаде в середине 40-х годов. И хотя они свидетельствовали о приходе в джаз технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. С 1945 по 1949 год Питерсон записал 32 выступления на студии Victor в Монреале. Его исполнительская техника уже тогда была превосходной и, хотя на то время он еще не был проникнут бопом, но уже был вполне выразительным джазовым пианистом.
Предприимчивые американцы сразу заметили Оскара. Норман Гранц открыл его в 1949 году. Когда Гранц услышал Питерсона в 1949 году, молодой пианист в своей игре зеркально отражал стили Тейтума, Эррола Гарнера и Нэта "Кинга" Кола. Находясь под впечатлением юного таланта, Гранц пригласил Питесона на выступление своего оркестра Jazz At The Philharmonic в Карнеги Холл.
В 1950 году Питерсон записывается в серии дуэтов с басистами Рэйем Брауном и Мэйджором Холли; его версия "Tenderly" стала настоящим хитом. Талант Питерсона стал очень заметным, и в 1952 году он приобрел национальное признание, когда с басистом Рэйем Брауном и гитаристом Хербом Эллисом организовал популярное джазовое трио. В 50-е годы Питерсон по опросам читателей и критиков ведущих джазовых журналов занимает ведущее положение среди джазовых пианистов, а Рэй Браун лидирует среди контрабасистов.
И вот в 1958 году Питерсон делает смелый поворот: меняя гитариста на барабанщика, лишая себя преимуществ оригинального ансамбля. Он как бы начинает второй тур борьбы за корону лучшего пианиста. Новым партнером стал барабанщик Эд Тигпен. Оставалось каких-нибудь полгода до того, как Тигпена назовут самым тонким и мыслящим барабанщиком в джазе, а новый состав - лучшей оправой для Питерсона. За 17 дней Питерсон, Браун и Тигпен записали девять дисков для Нормана Гранца. Трио успешно работало в продолжение 2-х последующих десятилетий. Коллектив стал одним из величайших джазовых комбо с 1953 по 1958 год.
Помимо исполнительства Оскар Питерсон занимался педагогической деятельностью, в 1960 году он организовал школу современной музыки Advanced School of Contemporary Music в Торонто, где проводил уроки по джазовой импровизации (многие соло Питерсона включены в учебники по джазовой стилистике). В 1967 году композиторский трибьют Питерсона "The Canadian Suite" в честь его родины был номинирован на соискание главного приза Grammy, а альбом, посвященный Нэту Колу "With Respect To Nat" стал одним из его любимейших.
Среди его многочисленных совместных записей можно особенно выделить сотрудничество с Эллой Фитцджеральд, Джо Пассом, Диззи Гиллеспи и Каунтом Бейси. Кроме выступлений в составе трио, Питерсон выступал и записывался в огромном числе конфигураций от сольного пианиста до участника оркестров. Будучи мастерским акустическим пианистом, Питерсон также записывался на электропиано (в основном исполнял свои собственные композиции), в редких случаях - на электро-органе и даже на клавикордах (в дуэте с Джо Пассом).
Двухдневное воссоединение с Хербом Эллисом и Рэйем Брауном в 1990 году стало результатом выхода 4-х компакт дисков. В 1993 году Питерсон перенес серьезный инсульт и на два года находился вне музыки. С тех пор он временами возвращается на сцену, хотя его левая рука существенно повреждена. Но даже когда он не может выкладываться на 100%, Оскар Питерсон остается классическим импровизатором, одним из превосходнейших музыкантов когда-либо вышедших из джаза.