Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Аирто Морейра родился в 1941 г. в маленькой деревне Итайюполиш (Itaiopolis) на юге Бразилии, вырос в Куритибе (Curitiba). Еще не научившись ходить, Аирто начал греметь и стучать по полу различными предметами всякий раз, когда слышал по радио какую-нибудь зажигательную песню. Первой талант в нем разглядела бабушка и стала всячески поощрять его к самовыражению. Уже в возрасте шести лет Аирто отлично пел и играл на барабанах, а также вел свою еженедельную радиопередачу, которая выходила в субботу днем. В тринадцать он стал профессиональным музыкантом, играл на перкуссии, барабанах и пел в местных танцевальных ансамблях. А в возрасте шестнадцати лет он отправился в Сан-Паулу, где регулярно выступал в ночных клубах и телевизионных шоу.
В 1965 г. в Рио-де-Жанейро Аирто встретил певицу Флору Пурим (Flora Purim), которая вскоре стала его женой. В 1967-м Флора отправилась в США, и Аирто последовал за ней. В Нью-Йорке Аирто играл вместе с такими музыкантами, как Джей Джей Джонсон, Сидар Уолтон, Уолтер Букер. Именно благодаря знакомству с Букером Аирто начал играть с великими джазменами - Кэннонболлом Эддерли, Ли Морганом, Полом Дезмондом и Джо Завинулом, который рекомендовал Аирто Майлсу Дэйвису для записи альбома "Bitches Brew". После совместной работы Дэвис пригласил Морейру присоединиться к своей группе, в которую входили такие джазовые легенды, как Уэйн Шортер, Дэйв Холланд, Джек ДеДжоннетт, Чико Кориа, Джон Маклоклин и Кит Джарретт. За два года работы с Майлсом Дэйвисом Морейра записался на альбомах "Live/Evil", "Live at the Fillmore", "On the Corner", "The Isle of Wight", "Bitches Brew" , позднее в "Fillmore Sessions".
Впоследствии Аирто был приглашен в группу Weather Report: его игра звучит на дебютном альбоме величайшей джаз-рок-группы "The Weather Report".
В 1972 Аирто вошел в первый состав команды "Return to Forever" Чика Кориа (Chick Corea), в который входили также Флора Пурим, Джо Фаррелл (Joe Farrell), Стэнли Кларк (Stanley Clarke). Вместе они записали альбомы "Return to Forever" и "Light as a Feather".
В 1974 в США Аирто сформировал свою первую команду "Fingers" с Флорой Пурим. С тех пор они часто выступали вместе и сделали несколько совместных записей.
Коллекция используемых Аирто перкуссионных инструментов наряду с блестящей и изобретательной техникой игры и потрясающим звукоизвлечением сделали его одним из самых востребованных сессионных музыкантов. Совместная работа с такими музыкантами, как Куинси Джонс, Хэрби Хэнкок, Джордж Дюк, Пол Саймон, Карлос Сантана, Гил Эванс, Гато Барбиери, Майкл Бреккер, The Crusaders, Chicago и многими другими, а также участие в записи саундтреков к кинофильмам "Экзорцист", "Последнее танго в Париже" и "Апокалипсис сегодня" сделали Аирто Морейру поистине значительной фигурой в музыкальной истории трех последних десятилетий.
Его неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру подтверждается и тем, что журнал "Down Beat" 20 раз (начиная с 1973 г.) называл его лучшим перкуссионистом года по результатам читательского опроса. За прошедшие годы он был признан перкуссионистом номер один таким журналами, как "Jazz Times", "Modern Drummer", "Drum Magazine", "Jazzizz", интернет-порталом (ныне не существующим) Jazz Central Station, а также многими европейскими, латиноамериканскими и азиатскими изданиями.
Он привлек внимание широких масс к перкуссионным инструментам в проекте "Planet Drum" с барабанщиком группы Grateful Dead Микки Хартом, мастером игры на конгас Джованни Идальго, виртуозом игры на табла Закиром Хуссейном, а также с Флорой Пурим , Бабатунде Олатунджи и др.
Альбом "Planet Drum" получил премию "Грэмми" (Grammy) в 1991 г. Еще один проект с участием Аирто - "Dizzy Gillespie's United Nations Orchestra" - также завоевал премию "Грэмми" в категории "Best Live Jazz Album".
Каждый год Аирто посещает свою родину, Бразилию, чтобы встретиться с родственниками и старыми друзьями, а также засвидетельствовать почтение своим духовным наставникам. С ранних лет Аирто был глубоко религиозен и посещал мессы со своим отцом Жозе Роса Морейра, который был его духовным наставником на протяжении всей жизни. Своеобразным "погружением в музыку религии" стал альбом "The Other Side of This". Аирто также был автором представления "Brazilian Spiritual Mass", которое было записано с филармоническим оркестром Западногерманского радио (WDR) в Кельне и выпущено на лейбле "Harmonia Mundi".
Аирто был приглашен в качестве специального гостя в телешоу с оркестром Boston Pops Philharmonic Orchestra на канале PBS TV, принимал участие в живом концерте рок-группы Smashing Pumpkins "MTV Unplugged", а также участвовал в записи альбома группы Depeche Mode "Exciter". В 2001 Аирто записал несколько композиций с группой Kodo, одна из которых - "Maracatu" - звучала на официальной церемонии открытия Чемпионата Мира по футболу-2002 в Японии.
Альбом "Killer Bees" (Melt, 2000) с участием Хэрби Хэнкока, Стэнли Кларка, Чика Кориа, Марка Игэна и Хайрема Буллока получил множество положительных отзывов и стал одним из наиболее успешных альбомов на европейском рынке. Тогда же был выпущен сольный альбом Аирто "Homeless" (Melt, 2000). Этот альбом пропитан энергетикой этнических ритмов, охвативших лучшие танцевальные площадки во всем мире. В числе других релизов, выпущенных на этом лейбле - записи группы "Fourth World" с участием Жозе Нето и Флоры Пурим.
Ремикс песни Аирто Морейра "Celebration Suite", сделанный ди-джеями Bellini Brothers, получил название "Samba de Janeiro". Эта композиция заняла первые строчки танцевальных чартов более чем в 26 странах Европы, Азии и Латинской Америки.
В сентябре 2002 президент Бразилии Фернанду Энрике Кардозу представил Аирто Морейра и Флору Пурим к ордену "Rio Branco" - одной из самых высоких наград Бразилии.
После грандиозных шоу во многих странах мира в 2002 г. Аирто наконец осуществил свою давнюю мечту - обучать людей в Бразилии своей музыкальной методике, передав им частицу своей души и энергетики. Аирто играл на открытии восстановленной Александрийской Библиотеки в Египте, собравшем огромное количество паломников со всего мира. Кроме бесценного музыкального и личного опыта, это выступление принесло Аирто оглушительный успех.
В течение трех лет Аирто преподавал на отделении этномузыкознания в Университете Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA). Релиз нового альбома Аирто Морейра "Life After That" (Narada Records) состоялся 30 сентября 2003 г.
Аирто Морейра
1941Аирто Морейра родился в 1941 г. в маленькой деревне Итайюполиш (Itaiopolis) на юге Бразилии, вырос в Куритибе (Curitiba). Еще не научившись ходить, Аирто начал греметь и стучать по полу различными предметами всякий раз, когда слышал по радио какую-нибудь зажигательную песню. Первой талант в нем разглядела бабушка и стала всячески поощрять его к самовыражению. Уже в возрасте шести лет Аирто отлично пел и играл на барабанах, а также вел свою еженедельную радиопередачу, которая выходила в субботу днем. В тринадцать он стал профессиональным музыкантом, играл на перкуссии, барабанах и пел в местных танцевальных ансамблях. А в возрасте шестнадцати лет он отправился в Сан-Паулу, где регулярно выступал в ночных клубах и телевизионных шоу.
В 1965 г. в Рио-де-Жанейро Аирто встретил певицу Флору Пурим (Flora Purim), которая вскоре стала его женой. В 1967-м Флора отправилась в США, и Аирто последовал за ней. В Нью-Йорке Аирто играл вместе с такими музыкантами, как Джей Джей Джонсон, Сидар Уолтон, Уолтер Букер. Именно благодаря знакомству с Букером Аирто начал играть с великими джазменами - Кэннонболлом Эддерли, Ли Морганом, Полом Дезмондом и Джо Завинулом, который рекомендовал Аирто Майлсу Дэйвису для записи альбома "Bitches Brew". После совместной работы Дэвис пригласил Морейру присоединиться к своей группе, в которую входили такие джазовые легенды, как Уэйн Шортер, Дэйв Холланд, Джек ДеДжоннетт, Чико Кориа, Джон Маклоклин и Кит Джарретт. За два года работы с Майлсом Дэйвисом Морейра записался на альбомах "Live/Evil", "Live at the Fillmore", "On the Corner", "The Isle of Wight", "Bitches Brew" , позднее в "Fillmore Sessions".
Впоследствии Аирто был приглашен в группу Weather Report: его игра звучит на дебютном альбоме величайшей джаз-рок-группы "The Weather Report".
В 1972 Аирто вошел в первый состав команды "Return to Forever" Чика Кориа (Chick Corea), в который входили также Флора Пурим, Джо Фаррелл (Joe Farrell), Стэнли Кларк (Stanley Clarke). Вместе они записали альбомы "Return to Forever" и "Light as a Feather".
В 1974 в США Аирто сформировал свою первую команду "Fingers" с Флорой Пурим. С тех пор они часто выступали вместе и сделали несколько совместных записей.
Коллекция используемых Аирто перкуссионных инструментов наряду с блестящей и изобретательной техникой игры и потрясающим звукоизвлечением сделали его одним из самых востребованных сессионных музыкантов. Совместная работа с такими музыкантами, как Куинси Джонс, Хэрби Хэнкок, Джордж Дюк, Пол Саймон, Карлос Сантана, Гил Эванс, Гато Барбиери, Майкл Бреккер, The Crusaders, Chicago и многими другими, а также участие в записи саундтреков к кинофильмам "Экзорцист", "Последнее танго в Париже" и "Апокалипсис сегодня" сделали Аирто Морейру поистине значительной фигурой в музыкальной истории трех последних десятилетий.
Его неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру подтверждается и тем, что журнал "Down Beat" 20 раз (начиная с 1973 г.) называл его лучшим перкуссионистом года по результатам читательского опроса. За прошедшие годы он был признан перкуссионистом номер один таким журналами, как "Jazz Times", "Modern Drummer", "Drum Magazine", "Jazzizz", интернет-порталом (ныне не существующим) Jazz Central Station, а также многими европейскими, латиноамериканскими и азиатскими изданиями.
Он привлек внимание широких масс к перкуссионным инструментам в проекте "Planet Drum" с барабанщиком группы Grateful Dead Микки Хартом, мастером игры на конгас Джованни Идальго, виртуозом игры на табла Закиром Хуссейном, а также с Флорой Пурим , Бабатунде Олатунджи и др.
Альбом "Planet Drum" получил премию "Грэмми" (Grammy) в 1991 г. Еще один проект с участием Аирто - "Dizzy Gillespie's United Nations Orchestra" - также завоевал премию "Грэмми" в категории "Best Live Jazz Album".
Каждый год Аирто посещает свою родину, Бразилию, чтобы встретиться с родственниками и старыми друзьями, а также засвидетельствовать почтение своим духовным наставникам. С ранних лет Аирто был глубоко религиозен и посещал мессы со своим отцом Жозе Роса Морейра, который был его духовным наставником на протяжении всей жизни. Своеобразным "погружением в музыку религии" стал альбом "The Other Side of This". Аирто также был автором представления "Brazilian Spiritual Mass", которое было записано с филармоническим оркестром Западногерманского радио (WDR) в Кельне и выпущено на лейбле "Harmonia Mundi".
Аирто был приглашен в качестве специального гостя в телешоу с оркестром Boston Pops Philharmonic Orchestra на канале PBS TV, принимал участие в живом концерте рок-группы Smashing Pumpkins "MTV Unplugged", а также участвовал в записи альбома группы Depeche Mode "Exciter". В 2001 Аирто записал несколько композиций с группой Kodo, одна из которых - "Maracatu" - звучала на официальной церемонии открытия Чемпионата Мира по футболу-2002 в Японии.
Альбом "Killer Bees" (Melt, 2000) с участием Хэрби Хэнкока, Стэнли Кларка, Чика Кориа, Марка Игэна и Хайрема Буллока получил множество положительных отзывов и стал одним из наиболее успешных альбомов на европейском рынке. Тогда же был выпущен сольный альбом Аирто "Homeless" (Melt, 2000). Этот альбом пропитан энергетикой этнических ритмов, охвативших лучшие танцевальные площадки во всем мире. В числе других релизов, выпущенных на этом лейбле - записи группы "Fourth World" с участием Жозе Нето и Флоры Пурим.
Ремикс песни Аирто Морейра "Celebration Suite", сделанный ди-джеями Bellini Brothers, получил название "Samba de Janeiro". Эта композиция заняла первые строчки танцевальных чартов более чем в 26 странах Европы, Азии и Латинской Америки.
В сентябре 2002 президент Бразилии Фернанду Энрике Кардозу представил Аирто Морейра и Флору Пурим к ордену "Rio Branco" - одной из самых высоких наград Бразилии.
После грандиозных шоу во многих странах мира в 2002 г. Аирто наконец осуществил свою давнюю мечту - обучать людей в Бразилии своей музыкальной методике, передав им частицу своей души и энергетики. Аирто играл на открытии восстановленной Александрийской Библиотеки в Египте, собравшем огромное количество паломников со всего мира. Кроме бесценного музыкального и личного опыта, это выступление принесло Аирто оглушительный успех.
В течение трех лет Аирто преподавал на отделении этномузыкознания в Университете Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA). Релиз нового альбома Аирто Морейра "Life After That" (Narada Records) состоялся 30 сентября 2003 г.