Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Родился 02.09.1935, Москва
Народный артист РСФСР (1984)
Лауреат Царскосельской премии (1993)
Детство
До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.
Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.
Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова \"Особое задание\". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.
МХАТ
Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил \"прослушать\" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на \"отлично\". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.
Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма \"Убийство на улице Данте\", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме \"Поэт\".
Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: \"Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист\". Мать, увидев его в спектакле \"Женитьба Фигаро\", сказала: \"Валя, ну какой же ты худой!\".
Театр
По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.
Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в \"Безумном дне, или Женитьбе Фигаро\", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.
Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.
В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.
В \"Современник\" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.
Среди его лучших ролей: Глумов (\"Балалайкин и К\"), Лопатин (\"Из записок Лопатина\"), Горелов (\"Спешите делать добро\"), Джордж (\"Кто боится Вирджинии Вульф?\"), Рахлин (\"Кот домашний средней пушистости\").
Трудная дорога в кино
В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.
Сам Валентин Гафт объясняет это так: \"Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня\".
Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме \"Ночь на 14 параллели\" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля \"Из записок Лопахина\" (1975), Брассет в комедии \"Здравствуйте, я ваша тетя!\".
Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин (\"На всю оставшуюся жизнь\" - 1975), Знаменский (\"Повесть о неизвестном актёре\" - 1976), попутчик (\"Почти смешная история\" - 1977), Жорж (\"Циркачонок\" - 1979).
Сотрудничество с Рязановым
Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.
В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии \"Гараж\". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.
В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова \"О бедном гусаре замолвите слово…\". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.
Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова \"Забытая мелодия для флейты\" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.
Наконец в трагикомедии Рязянова \"Небеса обетованные\" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке \"Президент\", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.
Популярность
Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова \"Гонки по вертикали\" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.
Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале \"Визит к минотавру\" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.
Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии \"Чародеи\" (1982), трагикомедии \"По главной улице с оркестром\" (1986), боевике \"Воры в законе\" (1988), \"Визит дамы\" (1989), \"Ночные забавы\" (1991), \"Анкор, еще Анкор!\" (1992).
В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме \"Мастер и Маргарита\", который так и не вышел на экраны.
Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, \"для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам\".
Личная жизнь
Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина.
Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.
В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Остроумовой. С Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу давно, еще во время съемок фильма \"Гараж\". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать…
Однажды Гафт увидел ее по телевизору. \"Мне было так плохо, рассказывает актер. - Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица\".
Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней ухаживать.
Несмотря на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.
Гафт Валентин Иосифович
2.9.1935Родился 02.09.1935, Москва
Народный артист РСФСР (1984)
Лауреат Царскосельской премии (1993)
Детство
До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.
Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.
Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова \"Особое задание\". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.
МХАТ
Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил \"прослушать\" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на \"отлично\". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.
Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма \"Убийство на улице Данте\", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме \"Поэт\".
Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: \"Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист\". Мать, увидев его в спектакле \"Женитьба Фигаро\", сказала: \"Валя, ну какой же ты худой!\".
Театр
По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.
Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в \"Безумном дне, или Женитьбе Фигаро\", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.
Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.
В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.
В \"Современник\" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.
Среди его лучших ролей: Глумов (\"Балалайкин и К\"), Лопатин (\"Из записок Лопатина\"), Горелов (\"Спешите делать добро\"), Джордж (\"Кто боится Вирджинии Вульф?\"), Рахлин (\"Кот домашний средней пушистости\").
Трудная дорога в кино
В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.
Сам Валентин Гафт объясняет это так: \"Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня\".
Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме \"Ночь на 14 параллели\" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля \"Из записок Лопахина\" (1975), Брассет в комедии \"Здравствуйте, я ваша тетя!\".
Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин (\"На всю оставшуюся жизнь\" - 1975), Знаменский (\"Повесть о неизвестном актёре\" - 1976), попутчик (\"Почти смешная история\" - 1977), Жорж (\"Циркачонок\" - 1979).
Сотрудничество с Рязановым
Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.
В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии \"Гараж\". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.
В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова \"О бедном гусаре замолвите слово…\". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.
Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова \"Забытая мелодия для флейты\" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.
Наконец в трагикомедии Рязянова \"Небеса обетованные\" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке \"Президент\", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.
Популярность
Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова \"Гонки по вертикали\" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.
Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале \"Визит к минотавру\" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.
Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии \"Чародеи\" (1982), трагикомедии \"По главной улице с оркестром\" (1986), боевике \"Воры в законе\" (1988), \"Визит дамы\" (1989), \"Ночные забавы\" (1991), \"Анкор, еще Анкор!\" (1992).
В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме \"Мастер и Маргарита\", который так и не вышел на экраны.
Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, \"для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам\".
Личная жизнь
Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина.
Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.
В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Остроумовой. С Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу давно, еще во время съемок фильма \"Гараж\". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать…
Однажды Гафт увидел ее по телевизору. \"Мне было так плохо, рассказывает актер. - Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица\".
Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней ухаживать.
Несмотря на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.
Сайт: | http://www.rusactors.ru/g/gaft/index.shtml |
загрузка