Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик , сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли \"Полиника\" (\"Эдип в Афинах\" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского (\"Аристофан\", \"Пустодомы\", \"Урок женатым\" и др.), исполнял Альмавиву в \"Севильском Цирюльнике\", Чацкого в \"Горе от ума\", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани (\"Тридцать лет, или Жизнь игрока\"), граф д\'Обервиль (\"Графиня д\'Обервиль\") и в особенности Мейнау (\"Ненависть к людям и раскаяние\", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , \"вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии\". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского , Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца (\"Разбойники\"), Фердинанда и Миллера (\"Коварство и Любовь\"), Мортимера (\"Мария Стюарт\"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. \"М. играл свою собственную душу\" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского , давшего яркое описание игры артиста в статье \"Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета\". Современники в один голос характеризуют М. как артиста \"Божьей милостью\". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин , были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было \"положиться\"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова , содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил \"гулякой праздным\", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: \"безумный друг Шекспира\". Перу М. принадлежит драма \"Черкешенка\" и несколько стихотворений, напечатанных в \"Еж. Имп. Театр.\" (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3).
Мочалов Павел Степанович
15.11.1800 - 28.3.1848Мочалов, Павел Степанович - знаменитый трагик , сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства сцена неудержимо привлекала М. 17 лет от роду он с исключительным успехом дебютировал в Москве в роли \"Полиника\" (\"Эдип в Афинах\" Озерова ). Поездка его за границу почему-то не состоялась. За тридцать лет (с небольшими перерывами) своего служения на московской сцене М. пришлось выступать в самых разнообразных ролях, не исключая и ролей в водевилях с пением. М. часто играл в комедиях князя Шаховского (\"Аристофан\", \"Пустодомы\", \"Урок женатым\" и др.), исполнял Альмавиву в \"Севильском Цирюльнике\", Чацкого в \"Горе от ума\", но большого впечатления не производил и своей игрой в комедиях всегда был недоволен. В мещанской драме М. пользовался огромным успехом. Его лучшие роли были Альфред Жермани (\"Тридцать лет, или Жизнь игрока\"), граф д\'Обервиль (\"Графиня д\'Обервиль\") и в особенности Мейнау (\"Ненависть к людям и раскаяние\", Коцебу ), который, по словам Ап. Григорьева , \"вырастал у него в лицо почти байроновской меланхолии\". Из пьес русского репертуара М. выступал в драмах Ободовского , Полевого и Кукольника . В трагедиях Шиллера и Шекспира гений М. проявился во всю свою мощь. В пьесах Шиллера М. играл Дон-Карлоса, Карла и Франца (\"Разбойники\"), Фердинанда и Миллера (\"Коварство и Любовь\"), Мортимера (\"Мария Стюарт\"), в пьесах Шекспира - Отелло, Ричарда III, Лира, Ромео, Кориолана и Гамлета. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этой роли. Как и всегда, М. не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы. Его игра была чересчур субъективна, но она подкупала художественным совершенством исполнения. \"М. играл свою собственную душу\" - писал Ап. Григорьев несколько лет спустя после Белинского , давшего яркое описание игры артиста в статье \"Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета\". Современники в один голос характеризуют М. как артиста \"Божьей милостью\". Он рос и работал без всякой школы. Упорный, систематический труд, постоянное изучение ролей, которыми так много занимался соперник М. по сцене В.А. Каратыгин , были ему чужды. Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика; его игра была неровна, на него нельзя было \"положиться\"; часто во всей пьесе он хорош был только в одной сцене, в одном монологе, даже в одной фразе. Гений М. не опирался, как у Каратыгина, на образование. Все попытки друзей артиста, например, С.Т. Аксакова , содействовать развитию М., ввести его в литературные кружки ни к чему не привели. Замкнутый, застенчивый, неудачник в семейной жизни, М. убегал от своих аристократических, образованных поклонников в студенческую компанию или запивал свое горе в трактире, с случайными собутыльниками. Всю жизнь он прожил \"гулякой праздным\", не создал школы и был положен в могилу с эпитафией: \"безумный друг Шекспира\". Перу М. принадлежит драма \"Черкешенка\" и несколько стихотворений, напечатанных в \"Еж. Имп. Театр.\" (сезон 1900 / 1901 г., прил. 3).
Сайт: | http://www.rulex.ru/01130525.htm |