Энциклопедия / Люди
Изменить категорию | Все статьи категории
В этот период в Баку проживало всего 2154 жителя, 26 из них были евреями. В 1832 году здесь появляются первые евреи-ашкенази. В 1864 году в районе Баку была найдена нефть, которая в дальнейшем сыграла решающую роль в бурном развитии этого города. В 1870 году здесь проживало всего 50 евреев, как горских, так и ашкенази. В 1891 году еврейское население составляло уже 390 человек. В 1872 году была начата промышленная добыча нефти, появились новые рабочие места, и поэтому сюда приезжали представители различных национальностей. В 1897 году в Баку проживало 2340 евреев, в основном ашкенази. В 1913 году их уже было 9689 человек. В 1910 году была построена центральная хоральная синагога. В 1919 году открывается синагога ширванских евреев, начинает действовать синагога евреев-лахлуха. В начале XX века появляются синагоги горских евреев в поселке Сабунчи и в Торговом переулке г. Баку. Развивалась интеллектуальная жизнь. Из 238 юристов и адвокатов, зарегистрированных в Баку в 1912 году, 75 были евреями, а из 185 практикующих врачей – 69. В городе была открыта еврейская сефардская гимназия, где обучались юноши и девушки – горские и грузинские евреи. Существовала школа – иешива для изучения Торы, Талмуда и Мишны. В еврейской школе преподавал знаменитый Феликс Шапиро – автор и составитель первого иврит – русского словаря. Кроме того, очагами культуры были клубы евреев им. Леккерта и им. Ильяева. Существовал приют для бедных, построенный меценатом Элашикошвили. Для девочек открываются частные еврейские женские гимназии и училища. Появляются частные музыкальные школы и благотворительные общества. До 1920 года в Баку действовало “Общество для распространения просвещения между грузинскими евреями города Баку”. Руководителем этого общества был талантливый журналист И.Я. Глахенгауз. В 1910–1913 гг. в Баку было 5 еврейских благотворительных обществ. Бакинское еврейское общество содержало на свои средства синагогу, мужское 4-летнее и профессиональное женское училища, субботние вечерние классы и общественную библиотеку. Все учебные заведения общества помещались в синагоге, при этом дети из малоимущих семей бесплатно получали одежду, обувь и учебные пособия.
Бакинское отделение Еврейского литературного общества ставило целью содействовать изучению и развитию научной и изящной еврейской литературы на древнееврейском языке. В 1910 году в Баку функционировало еврейское культурное общество “Палестина”.
В Баку активно действовали различные политические партии, образованные евреями. Поскольку евреи-ашкенази были выходцами из западных губерний Российской империи, где существовала “черта оседлости” и периодически происходили погромы, то неудивительно, что они несли с собой идеологию тех партий, которые сложились под влиянием указанных обстоятельств. В 1905–1906 гг. в Баку действовала партия “Поалей Цион” (“Рабочие Сиона”). Она объединяла вокруг себя ремесленников, кустарей, рабочих, часть интеллигенции и мелкой буржуазии. Основу ее составляли те, кто бежал в Азербайджан после Кишиневского (1903), Одесского (1905), Белостокского (1906) и других погромов, волной прокатившихся по югу Российской империи. Партия отрицательно относилась к идее национально-культурной автономии и ставила целью переселение в Палестину. Сионисты- социалисты также проповедовали идею восстановления еврейского государства в Эрец-Исраэль.
“В Баку группа сионистов-социалистов образовалась в конце 1905 года. Одним из руководителей ее был Арон Лимон. Помимо распространения своих изданий и листовок, сионисты-социалисты участвовали в совместных дискуссиях с социал-демократами, где последние стремились убедить их, что решение еврейского вопроса так же, как и избавление от всякого социального неравенства, возможно лишь в рамках социал-демократической программы. После 1907 года вследствие отсутствия популярности в рабочих массах, больше охваченных социал-демократической и эсеровской пропагандой, сионистские организации сворачивают свою работу”7).
Тот факт, что сионистские партии не имели достаточно прочной базы в Азербайджане, является, на наш взгляд, следствием довольно успешной интеграции евреев на новой родине.
Евреи вносили достойный вклад в развитие нефтяной промышленности Баку. Достаточно сказать, что первый магистральный нефтепровод Баку–Батуми был проложен Ротшильдами. В “Каспийско-черноморском нефтепромышленном и торговом обществе” ведущие позиции занимали евреи. “Управляющими общества были: инженер-механик Бардский Казимир Людвигович и инженер-механик Гухман Адольф Аркадьевич, …инженер-технолог Ландау Давид Львович, …инженер-механик Фин М.О., …инженер-технолог Пилькевич И. Нефтяные участки в Балаханах, Сабунчах, Раманах, Забрате, на Биби-Эйбате, в Сураханах возглавляли Шейнин Б.М., инженер-механик Френкель И.В., инженер-технолог Георгенбергер С.Е.
…В состав правления ротшильдовского общества “Мазут” входили Ефруси М.И., Поляк М.Г., а также Дейтч Э.А, Арон Ю.А., Поляк С.Г.
Личность управляющего промыслами Давида Ландау привлекает к себе особое внимание.
Молодой инженер Давид Ландау благодаря своим талантам быстро достиг поста главного инженера всего нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов. Ландау избирался в высший орган бакинских нефтепромышленников – Совет съезда и заседал там вместе с Гаджи Зейналабдин Тагиевым, Эммануилом Нобелем, Мусой Нагиевым. На его творческом счету числилось немало эффективных технических нововведений.
Жена Давида Ландау – Любовь Вениаминовна (урожденная Гаркави) также была незаурядной личностью. Выпускница Петербургского повивального института, она окончила еще и Петербургский женский медицинский институт, была помощником проректора, врачом в больнице, имела широкую врачебную практику.
Сын Давида и Любови Ландау – Лев рано был принят в гимназию, попечителем которой, наряду с… Гаджи Зейналабдином Тагиевым, был Давид Львович Ландау. Судьбой было предопределено, что сын ротшильдовского инженера Лев Давидович Ландау станет величайшим физиком XX века, лауреатом Международной Нобелевской премии”8.
“В ротшильдовской орбите в Баку пребывало и два-три десятка малых фирм, принадлежавших евреям. Это – малые фирмы “И.Г. Гальперин и компания”, “Дуэль Н.Г.”, “Дембот бр.”, “Поляк Г.А. и семья”, “Шумахер М.М.”, нефтепромысловое и торговое общество “Л. Ицкович”…
В контакте с ротшильдовскими фирмами вели свое дело и такие предприниматели, как К.В. Кальман, С.Л. Шифрин, Ю.М. Гиттис, Е.О. Канцель, специалисты-нефтяники Ю.Л. Лев, О.Е. Лейтес, Ерухим Липмен”9.
Вспыхнувшая в 1914 году Первая мировая война привела к перемещению больших масс населения. Царское правительство выселило из прифронтовой полосы десятки тысяч евреев, которые пополнили еврейское население Кавказа и Закавказья. Война оказалась неудачной для царского правительства. Власть потеряла опору в массах и 27 февраля 1917 произошла Февральская революция.
Весть об этом событии была с энтузиазмом воспринята во всех еврейских общинах. Были отменены многие законы, ущемляющие права евреев. Все граждане страны получили равные права. На Кавказе был отменен институт наместника. В Закавказье образовался Совет комиссаров, в который входили представители Азербайджана, Грузии и Армении. Параллельно с этими органами власти создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Как и во всей стране, складывалось двоевластие, отягощенное еще и тем, что само Временное правительство не пользовалось достаточной поддержкой населения. Началось размежевание по политическим, религиозным и классовым мотивам.
Прошедший в конце апреля 1917 года в Баку съезд мусульман Кавказа ставил целью создание мусульманского государства. Евреи намеревались представить Учредительному собранию свои требования. Евреи-социалисты пытались объединить вокруг своей программы всех евреев региона, не затрагивая религиозные проблемы.
Одновременно с этим сионистские группы в Баку также пытались создать единые организации с привлечением как ашкеназских, так и горских и грузинских евреев. Помимо политических организаций, стали возникать и новые культурные объединения. В них евреи стремились выработать общую платформу для отстаивания своих прав. На фоне этих событий продолжалось ослабление власти центра. Провалившееся июньское 1917 года наступление русской армии, активизация большевистской и других партий левого толка, нерешительность Временного правительства в проведении аграрной реформы и т.д. привели к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года.
В результате к власти в Петрограде пришли большевики во главе с В.И. Лениным. На окраинах бывшей Российской империи образовался вакуум власти. 31 октября 1917 года Бакинский совет провозгласил в Баку Советскую власть, которая повела активную борьбу с Комитетом общественной безопасности и Советом общественных организаций. В конце 1917 – начале 1918 года Бакинский совет принял ряд мер по укреплению своей власти. Одновременно с установлением Советской власти в Баку в феврале 1918 года была создана Закавказская федерация в составе Азербайджана, Грузии и Армении. Однако противоречия между армянами и азербайджанцами привели к распаду этого аморфного образования. Завязалась кровопролитная война между армянами и азербайджанцами. Сильные бои шли в Кубе, где проживало около 7 тысяч евреев. Для защиты своей слободы евреи были вынуждены организовать отряды самообороны, которые стойко сражались вплоть до установления Советской власти. В это время в Баку нарастало противостояние различных политических сил. В апреле 1918 года отряды мусаватистов и меньшевиков двинулись из Тифлиса и Гянджи на Баку. Однако это наступление было остановлено. Советская власть стала устанавливаться и в провинциальных уездах. 25 апреля 1918 года на заседании Бакинского совета рабочих солдатских и матросских депутатов был избран Совет народных комиссаров, в числе которых было шесть евреев: Я. Зевин, М. Басин, И. Мишне, Р. Каганов и братья Богдановы. Одновременно с этим 28 мая 1918 года в Тифлисе провозглашается Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре правительство вновь провозглашенного государства переезжает в Гянджу. Весь июнь и июль 1918 года идут ожесточенные бои. 31 июля Советская власть в Баку была свергнута.
Новое правительство включило в свой состав представителей еврейской общины. Так, министром здравоохранения стал известный детский врач Есей Гиндес. В парламент были включены представители различных партий, в числе которых сионистский активист А. Бушман. “Другой сионистский деятель был назначен помощником министра финансов. Были проведены выборы в городской совет, в которых принял участие Еврейский национальный блок, возглавляемый сионистами. Агитаторы блока выступили в синагоге горских евреев в Баку. Возобновилось издание еврейской газеты “Кавказский еврейский вестник” на русском языке. Позже стала выходить газета “Палестина” и дважды в месяц журнал “Молодежь Сиона”.
Правительство Азербайджана, в сущности, признало объединявший все еврейские партии и фракции Еврейский национальный совет официальным представителем еврейского национального меньшинства. На запрос министра юстиции Азербайджана Еврейскому национальному совету о том, на какой язык следует перевести для евреев клятву, которую они должны будут произносить в суде, совет, в котором доминировали сионисты, ответил, что язык евреев – иврит, и поэтому официальная клятва должна произноситься на этом языке.
У Еврейского национального совета были широкомасштабные планы по развитию культуры… Однако с установлением Советской власти деятельность совета была сокращена до минимума, а позже и вовсе прекращена”10.
28 апреля 1920 года части XI Красной Армии вступили в Баку. На первых порах большевики опирались на все коммунистические и левые партии. В тот период сильные позиции занимала Еврейская коммунистическая партия “Поалей Цион”, которая вела работу как среди ашкеназских, так и горских евреев. Кроме того, в Баку действовал коммунистический Бунд, а также знаменитая Евсекция РКП(б). К указанному периоду численность еврейского населения заметно возросла и составила 13 700 человек. Это было связано с тем, что на Украине, в Белоруссии и России банды и белогвардейцы устраивали массовые погромы в местах поселения евреев. К тому же Гражданская война вызвала массовую безработицу и голод, что способствовало перемещению огромных масс населения. Так что работать всем вышеперечисленным партиям и организациям было с кем. Они проводили культурные мероприятия, вели борьбу за ликвидацию неграмотности, особенно среди горских евреев. Благодаря деятельности ЕКП в 1921 году в Баку были созданы клубы “Бецалель” и им. Борохова. При клубах работали библиотеки, драматические кружки, курсы политпросвета. Кроме того, в 20–30-х гг. на ул. Гоголя находился клуб горских евреев им. Ильяева и туземно-еврейский театр. “Вся работа велась на еврейско-татском языке. Руководители ашкеназов свою основную задачу видели в воспитании лидеров из числа горско-еврейской молодежи.
К этому времени относится и проблема противостояния еврейских языков, поскольку Евсекция, которая хотела быть единственной коммунистической организацией евреев Советской России, признавала официальным языком всех евреев только идиш”11.
До конца 30-х годов в Азербайджане еще существовали школы, где обучение велось на еврейских языках. В Красной Слободе таких школ было две, в Баку одна. Со временем сталинская национальная политика, направленная на создание новой общности – советского народа, привела к закрытию еврейских религиозных школ, синагог и общеобразовательных структур. В центральной хоральной синагоге ашкеназских евреев в 1932 году разместился Государственный еврейский театр. В 1939 году закрыли синагогу евреев-лахлуха. В 1934 году перестала функционировать синагога ширванских евреев.
Следует сказать, что до революции 1917 года число смешанных браков у евреев было крайне незначительно.
Со временем евреи стали учиться в совместных школах, поступать в высшие учебные заведения не только Баку, но и Москвы и других городов Советского Союза. Многие пошли служить в Советскую Армию и стали офицерами. Под влиянием внешних обстоятельств начали ослабевать национальные перегородки. Массированная пропаганда пролетарского интернационализма приносила плоды. И хотя процесс ассимиляции в 20–40-е годы шел достаточно медленно, в 50–70-е годы он стал идти по нарастающей.
По нашему мнению, помимо перечисленных причин, значительную роль сыграл геноцид, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны, а также процессы 1948–1949 гг. и так называемое “дело врачей”. Многие устали от постоянного страха, разуверились в будущем. Кроме того, железный занавес наглухо закрывал всякую связь с внешним миром. Многие забыли язык, традиции. Горским евреям в этом смысле повезло больше, поскольку они продолжали компактно проживать в сельской местности, где, как известно, все процессы идут значительно медленнее.
Однако жизнь брала свое, и евреи активно включились в строительство новой жизни. Многие искренне верили в коммунистические идеалы. Они пережили НЭП, коллективизацию и индустриализацию, страшную и кровавую Великую Отечественную войну, принимали участие в восстановлении разрушенного хозяйства.
Евреи вносили свой вклад в развитие науки, культуры и искусства Азербайджана. Бакинцы до сих пор помнят музыкантов Ю. Шефферлинга, И. Розина, У. Гольдштейна, С. Кронгольда, А. Лившица, Д. Беркович, скрипачей: С. Британицкого, Д. Ситковецкого, создателей фортепьянной школы М. Пресмана, И. Айсберга, Э. Финкельштейна, Е. Терноградского, основателя кафедры вокала Е. Маршад. Большой популярностью пользовался певец С. Халфен, композиторы Э. Гендлер, З. Стельник.
Большой вклад в развитие театрального искусства в Азербайджане внес директор Азербайджанского Государственного театра русской драмы Я. Фридман. Широкой популярностью пользовались актеры этого театра Ю. Чарский, М. Кауфман, К. Ирмич, Г. Беленькая, В. Нордштейн, И. Иоселевич, Л. Грубер, Л. Вигдоров, В. Фалькович и многие другие. Государственный еврейский театр, который просуществовал до 1941 года, также пользовался широкой известностью.
Евреи внесли существенный вклад в развитие геофизической и геологической науки. В Азербайджане хорошо помнят Н. Шапировского, Л. Эппельбаума, А. Гагельганца, С. Аксельрода, В. Листенгартена и многих других.
Евреи Азербайджана активно участвовали в борьбе с фашизмом. Многие героически сражались в рядах 416-й гвардейской Таганрогской дивизии. Были случаи, когда они попадали в плен вместе с азербайджанцами. Держались вместе, и не было случаев, чтобы азербайджанцы выдали своих земляков. Из Баку был родом трижды Герой Социалистического Труда, нарком оборонной промышленности СССР Б.Л. Ванников. Здесь жили Герои Советского Союза М. Шахнович, С. Левин.
По окончании Великой Отечественной войны количество еврейского населения Азербайджана значительно возросло. Это было связано с переселением сюда большого числа беженцев с Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики и России.
В 1945 году в Баку открывается горская синагога, а в 1946 году – ашкеназско-грузинская.
В 1959 году, по данным Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало 29 716 ашкеназских евреев и около 13 000 горских и грузинских евреев.
60-е годы характеризовались отходом от традиций, что было следствием разрыва устоявшихся семейных и родовых связей. Город рос, и многие переселялись в отдаленные районы Баку. Если раньше все евреи жили в центре вокруг синагог, то теперь они были разбросаны по новым микрорайонам. Число смешанных браков увеличилось и, по некоторым данным, достигло 10–15%. Но в середине 60-х годов появляется интерес к собственной истории и культуре, возникают нелегальные кружки по изучению еврейской истории и традиций, а также подпольные курсы иврита.
В еврействе усиленно боролись две противоположные тенденции: к ассимиляции и к возрождению национального самосознания. Процесс шел с переменным успехом. В 1969 году, согласно Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало около 42 тысяч ашкеназских евреев. В 1972 году СССР разрешил репатриацию евреев в Израиль. Тонкой струйкой евреи двинулись в Землю обетованную. До 1979 года из Азербайджана выехало примерно три тысячи евреев.
Начавшаяся горбачевская перестройка привела к непредсказуемым результатам. Попытка реформировать Советский Союз привела к его распаду. Возникли новые государства, в числе которых оказался и Азербайджан.
Затем последовал конфликт в Нагорном Карабахе. Возникла проблема беженцев. В результате разрыва экономических связей с бывшими союзными республиками встали десятки заводов и фабрик. Десятки тысяч людей оказались без работы. К тому же власть теряла контроль над ситуацией в стране. В этой обстановке естественным процессом стала репатриация евреев в Израиль. В 1989 году, по результатам переписи населения, евреев-ашкенази в Азербайджане оставалось 31 тысяча.
Всплеск еврейской активности начался в 1987 году. Люди, казалось бы, забывшие свое историческое прошлое, вновь ощутили связь времен. В 1987 году в Советском Союзе открываются курсы по изучению иврита. Начинают действовать сионистские организации. Во всех организациях тесно сотрудничают представители ашкеназских, горских и грузинских евреев. Это были годы возрождения еврейского духа.
В 1990 году создается общество дружбы “Азербайджан–Израиль”, а также общество “Сохнут”. В вузах Азербайджана вводится спецкурс “язык Танаха”. Отделение иврита открывается на факультете востоковедения Бакинского государственного университета им. Расулзаде. В 1989 году по инициативе группы еврейской молодежи открывается клуб “Алеф”. Там начинают действовать постоянные курсы иврита, создается ассоциация иудаики и еврейской культуры, центр репатриации. Клуб “Алеф” поддерживал еврейскую воскресную школу “Алеф”. К сожалению, из-за нехватки финансирования в начале 1999 года школа была закрыта. Созданный в 1992 году Комитет ветеранов Великой Отечественной войны сплотил вокруг себя еврейских партизан, узников гетто и участников войны.
С 1990 года в Азербайджане существовала Корчаковская ассоциация, которая объединяла в своих рядах людей, разделявших идеи Януша Корчака. Многие представители азербайджанской интеллигенции были ее членами. К сожалению, после смерти в 1995 году ее основателя П. Калики эта организация прекратила свое существование. Ассоциация издавала ежеквартальный журнал “Корчаковец” и журнал “Шалом-шолем-шолуми”. Несколько номеров этого журнала имеется в национальной библиотеке в Иерусалиме. Таким образом, в Азербайджане евреи получали в результате демократизации практически неограниченные возможности для самореализации. Однако нестабильная политическая обстановка и экономический спад, возникший в результате перестройки и распада СССР, привели к оттоку еврейского населения в более благополучные страны.
В Азербайджане на сегодняшний день проживает около 26 тысяч евреев. Большинство из них являются жителями города Баку – политического и культурного центра нового государства. Евреи живут также в знаменитой Красной Слободе в районе города Кубы.
http://www.juhuro.com/pages/history/history003.htm
Моше Беккер, председатель правления общины евреев-ашкенази (Азербайджан)
Евреи Баку
В начале XIX в. Баку был небольшим городком, который располагался в пределах крепостной стены. В 1806 году русские войска заняли город, ликвидировали одноименное ханство и присоединили его территорию к России. 12 октября 1813 года был заключен Гюлистанский мир, по которому Северный Азербайджан оказался в составе России. Русско-иранская война 1826–1828 гг. завершилась Туркменчайским мирным договором, который закрепил господство русского государства в указанном регионе.В этот период в Баку проживало всего 2154 жителя, 26 из них были евреями. В 1832 году здесь появляются первые евреи-ашкенази. В 1864 году в районе Баку была найдена нефть, которая в дальнейшем сыграла решающую роль в бурном развитии этого города. В 1870 году здесь проживало всего 50 евреев, как горских, так и ашкенази. В 1891 году еврейское население составляло уже 390 человек. В 1872 году была начата промышленная добыча нефти, появились новые рабочие места, и поэтому сюда приезжали представители различных национальностей. В 1897 году в Баку проживало 2340 евреев, в основном ашкенази. В 1913 году их уже было 9689 человек. В 1910 году была построена центральная хоральная синагога. В 1919 году открывается синагога ширванских евреев, начинает действовать синагога евреев-лахлуха. В начале XX века появляются синагоги горских евреев в поселке Сабунчи и в Торговом переулке г. Баку. Развивалась интеллектуальная жизнь. Из 238 юристов и адвокатов, зарегистрированных в Баку в 1912 году, 75 были евреями, а из 185 практикующих врачей – 69. В городе была открыта еврейская сефардская гимназия, где обучались юноши и девушки – горские и грузинские евреи. Существовала школа – иешива для изучения Торы, Талмуда и Мишны. В еврейской школе преподавал знаменитый Феликс Шапиро – автор и составитель первого иврит – русского словаря. Кроме того, очагами культуры были клубы евреев им. Леккерта и им. Ильяева. Существовал приют для бедных, построенный меценатом Элашикошвили. Для девочек открываются частные еврейские женские гимназии и училища. Появляются частные музыкальные школы и благотворительные общества. До 1920 года в Баку действовало “Общество для распространения просвещения между грузинскими евреями города Баку”. Руководителем этого общества был талантливый журналист И.Я. Глахенгауз. В 1910–1913 гг. в Баку было 5 еврейских благотворительных обществ. Бакинское еврейское общество содержало на свои средства синагогу, мужское 4-летнее и профессиональное женское училища, субботние вечерние классы и общественную библиотеку. Все учебные заведения общества помещались в синагоге, при этом дети из малоимущих семей бесплатно получали одежду, обувь и учебные пособия.
Бакинское отделение Еврейского литературного общества ставило целью содействовать изучению и развитию научной и изящной еврейской литературы на древнееврейском языке. В 1910 году в Баку функционировало еврейское культурное общество “Палестина”.
В Баку активно действовали различные политические партии, образованные евреями. Поскольку евреи-ашкенази были выходцами из западных губерний Российской империи, где существовала “черта оседлости” и периодически происходили погромы, то неудивительно, что они несли с собой идеологию тех партий, которые сложились под влиянием указанных обстоятельств. В 1905–1906 гг. в Баку действовала партия “Поалей Цион” (“Рабочие Сиона”). Она объединяла вокруг себя ремесленников, кустарей, рабочих, часть интеллигенции и мелкой буржуазии. Основу ее составляли те, кто бежал в Азербайджан после Кишиневского (1903), Одесского (1905), Белостокского (1906) и других погромов, волной прокатившихся по югу Российской империи. Партия отрицательно относилась к идее национально-культурной автономии и ставила целью переселение в Палестину. Сионисты- социалисты также проповедовали идею восстановления еврейского государства в Эрец-Исраэль.
“В Баку группа сионистов-социалистов образовалась в конце 1905 года. Одним из руководителей ее был Арон Лимон. Помимо распространения своих изданий и листовок, сионисты-социалисты участвовали в совместных дискуссиях с социал-демократами, где последние стремились убедить их, что решение еврейского вопроса так же, как и избавление от всякого социального неравенства, возможно лишь в рамках социал-демократической программы. После 1907 года вследствие отсутствия популярности в рабочих массах, больше охваченных социал-демократической и эсеровской пропагандой, сионистские организации сворачивают свою работу”7).
Тот факт, что сионистские партии не имели достаточно прочной базы в Азербайджане, является, на наш взгляд, следствием довольно успешной интеграции евреев на новой родине.
Евреи вносили достойный вклад в развитие нефтяной промышленности Баку. Достаточно сказать, что первый магистральный нефтепровод Баку–Батуми был проложен Ротшильдами. В “Каспийско-черноморском нефтепромышленном и торговом обществе” ведущие позиции занимали евреи. “Управляющими общества были: инженер-механик Бардский Казимир Людвигович и инженер-механик Гухман Адольф Аркадьевич, …инженер-технолог Ландау Давид Львович, …инженер-механик Фин М.О., …инженер-технолог Пилькевич И. Нефтяные участки в Балаханах, Сабунчах, Раманах, Забрате, на Биби-Эйбате, в Сураханах возглавляли Шейнин Б.М., инженер-механик Френкель И.В., инженер-технолог Георгенбергер С.Е.
…В состав правления ротшильдовского общества “Мазут” входили Ефруси М.И., Поляк М.Г., а также Дейтч Э.А, Арон Ю.А., Поляк С.Г.
Личность управляющего промыслами Давида Ландау привлекает к себе особое внимание.
Молодой инженер Давид Ландау благодаря своим талантам быстро достиг поста главного инженера всего нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов. Ландау избирался в высший орган бакинских нефтепромышленников – Совет съезда и заседал там вместе с Гаджи Зейналабдин Тагиевым, Эммануилом Нобелем, Мусой Нагиевым. На его творческом счету числилось немало эффективных технических нововведений.
Жена Давида Ландау – Любовь Вениаминовна (урожденная Гаркави) также была незаурядной личностью. Выпускница Петербургского повивального института, она окончила еще и Петербургский женский медицинский институт, была помощником проректора, врачом в больнице, имела широкую врачебную практику.
Сын Давида и Любови Ландау – Лев рано был принят в гимназию, попечителем которой, наряду с… Гаджи Зейналабдином Тагиевым, был Давид Львович Ландау. Судьбой было предопределено, что сын ротшильдовского инженера Лев Давидович Ландау станет величайшим физиком XX века, лауреатом Международной Нобелевской премии”8.
“В ротшильдовской орбите в Баку пребывало и два-три десятка малых фирм, принадлежавших евреям. Это – малые фирмы “И.Г. Гальперин и компания”, “Дуэль Н.Г.”, “Дембот бр.”, “Поляк Г.А. и семья”, “Шумахер М.М.”, нефтепромысловое и торговое общество “Л. Ицкович”…
В контакте с ротшильдовскими фирмами вели свое дело и такие предприниматели, как К.В. Кальман, С.Л. Шифрин, Ю.М. Гиттис, Е.О. Канцель, специалисты-нефтяники Ю.Л. Лев, О.Е. Лейтес, Ерухим Липмен”9.
Вспыхнувшая в 1914 году Первая мировая война привела к перемещению больших масс населения. Царское правительство выселило из прифронтовой полосы десятки тысяч евреев, которые пополнили еврейское население Кавказа и Закавказья. Война оказалась неудачной для царского правительства. Власть потеряла опору в массах и 27 февраля 1917 произошла Февральская революция.
Весть об этом событии была с энтузиазмом воспринята во всех еврейских общинах. Были отменены многие законы, ущемляющие права евреев. Все граждане страны получили равные права. На Кавказе был отменен институт наместника. В Закавказье образовался Совет комиссаров, в который входили представители Азербайджана, Грузии и Армении. Параллельно с этими органами власти создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Как и во всей стране, складывалось двоевластие, отягощенное еще и тем, что само Временное правительство не пользовалось достаточной поддержкой населения. Началось размежевание по политическим, религиозным и классовым мотивам.
Прошедший в конце апреля 1917 года в Баку съезд мусульман Кавказа ставил целью создание мусульманского государства. Евреи намеревались представить Учредительному собранию свои требования. Евреи-социалисты пытались объединить вокруг своей программы всех евреев региона, не затрагивая религиозные проблемы.
Одновременно с этим сионистские группы в Баку также пытались создать единые организации с привлечением как ашкеназских, так и горских и грузинских евреев. Помимо политических организаций, стали возникать и новые культурные объединения. В них евреи стремились выработать общую платформу для отстаивания своих прав. На фоне этих событий продолжалось ослабление власти центра. Провалившееся июньское 1917 года наступление русской армии, активизация большевистской и других партий левого толка, нерешительность Временного правительства в проведении аграрной реформы и т.д. привели к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года.
В результате к власти в Петрограде пришли большевики во главе с В.И. Лениным. На окраинах бывшей Российской империи образовался вакуум власти. 31 октября 1917 года Бакинский совет провозгласил в Баку Советскую власть, которая повела активную борьбу с Комитетом общественной безопасности и Советом общественных организаций. В конце 1917 – начале 1918 года Бакинский совет принял ряд мер по укреплению своей власти. Одновременно с установлением Советской власти в Баку в феврале 1918 года была создана Закавказская федерация в составе Азербайджана, Грузии и Армении. Однако противоречия между армянами и азербайджанцами привели к распаду этого аморфного образования. Завязалась кровопролитная война между армянами и азербайджанцами. Сильные бои шли в Кубе, где проживало около 7 тысяч евреев. Для защиты своей слободы евреи были вынуждены организовать отряды самообороны, которые стойко сражались вплоть до установления Советской власти. В это время в Баку нарастало противостояние различных политических сил. В апреле 1918 года отряды мусаватистов и меньшевиков двинулись из Тифлиса и Гянджи на Баку. Однако это наступление было остановлено. Советская власть стала устанавливаться и в провинциальных уездах. 25 апреля 1918 года на заседании Бакинского совета рабочих солдатских и матросских депутатов был избран Совет народных комиссаров, в числе которых было шесть евреев: Я. Зевин, М. Басин, И. Мишне, Р. Каганов и братья Богдановы. Одновременно с этим 28 мая 1918 года в Тифлисе провозглашается Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре правительство вновь провозглашенного государства переезжает в Гянджу. Весь июнь и июль 1918 года идут ожесточенные бои. 31 июля Советская власть в Баку была свергнута.
Новое правительство включило в свой состав представителей еврейской общины. Так, министром здравоохранения стал известный детский врач Есей Гиндес. В парламент были включены представители различных партий, в числе которых сионистский активист А. Бушман. “Другой сионистский деятель был назначен помощником министра финансов. Были проведены выборы в городской совет, в которых принял участие Еврейский национальный блок, возглавляемый сионистами. Агитаторы блока выступили в синагоге горских евреев в Баку. Возобновилось издание еврейской газеты “Кавказский еврейский вестник” на русском языке. Позже стала выходить газета “Палестина” и дважды в месяц журнал “Молодежь Сиона”.
Правительство Азербайджана, в сущности, признало объединявший все еврейские партии и фракции Еврейский национальный совет официальным представителем еврейского национального меньшинства. На запрос министра юстиции Азербайджана Еврейскому национальному совету о том, на какой язык следует перевести для евреев клятву, которую они должны будут произносить в суде, совет, в котором доминировали сионисты, ответил, что язык евреев – иврит, и поэтому официальная клятва должна произноситься на этом языке.
У Еврейского национального совета были широкомасштабные планы по развитию культуры… Однако с установлением Советской власти деятельность совета была сокращена до минимума, а позже и вовсе прекращена”10.
28 апреля 1920 года части XI Красной Армии вступили в Баку. На первых порах большевики опирались на все коммунистические и левые партии. В тот период сильные позиции занимала Еврейская коммунистическая партия “Поалей Цион”, которая вела работу как среди ашкеназских, так и горских евреев. Кроме того, в Баку действовал коммунистический Бунд, а также знаменитая Евсекция РКП(б). К указанному периоду численность еврейского населения заметно возросла и составила 13 700 человек. Это было связано с тем, что на Украине, в Белоруссии и России банды и белогвардейцы устраивали массовые погромы в местах поселения евреев. К тому же Гражданская война вызвала массовую безработицу и голод, что способствовало перемещению огромных масс населения. Так что работать всем вышеперечисленным партиям и организациям было с кем. Они проводили культурные мероприятия, вели борьбу за ликвидацию неграмотности, особенно среди горских евреев. Благодаря деятельности ЕКП в 1921 году в Баку были созданы клубы “Бецалель” и им. Борохова. При клубах работали библиотеки, драматические кружки, курсы политпросвета. Кроме того, в 20–30-х гг. на ул. Гоголя находился клуб горских евреев им. Ильяева и туземно-еврейский театр. “Вся работа велась на еврейско-татском языке. Руководители ашкеназов свою основную задачу видели в воспитании лидеров из числа горско-еврейской молодежи.
К этому времени относится и проблема противостояния еврейских языков, поскольку Евсекция, которая хотела быть единственной коммунистической организацией евреев Советской России, признавала официальным языком всех евреев только идиш”11.
До конца 30-х годов в Азербайджане еще существовали школы, где обучение велось на еврейских языках. В Красной Слободе таких школ было две, в Баку одна. Со временем сталинская национальная политика, направленная на создание новой общности – советского народа, привела к закрытию еврейских религиозных школ, синагог и общеобразовательных структур. В центральной хоральной синагоге ашкеназских евреев в 1932 году разместился Государственный еврейский театр. В 1939 году закрыли синагогу евреев-лахлуха. В 1934 году перестала функционировать синагога ширванских евреев.
Следует сказать, что до революции 1917 года число смешанных браков у евреев было крайне незначительно.
Со временем евреи стали учиться в совместных школах, поступать в высшие учебные заведения не только Баку, но и Москвы и других городов Советского Союза. Многие пошли служить в Советскую Армию и стали офицерами. Под влиянием внешних обстоятельств начали ослабевать национальные перегородки. Массированная пропаганда пролетарского интернационализма приносила плоды. И хотя процесс ассимиляции в 20–40-е годы шел достаточно медленно, в 50–70-е годы он стал идти по нарастающей.
По нашему мнению, помимо перечисленных причин, значительную роль сыграл геноцид, устроенный нацистами в годы Второй мировой войны, а также процессы 1948–1949 гг. и так называемое “дело врачей”. Многие устали от постоянного страха, разуверились в будущем. Кроме того, железный занавес наглухо закрывал всякую связь с внешним миром. Многие забыли язык, традиции. Горским евреям в этом смысле повезло больше, поскольку они продолжали компактно проживать в сельской местности, где, как известно, все процессы идут значительно медленнее.
Однако жизнь брала свое, и евреи активно включились в строительство новой жизни. Многие искренне верили в коммунистические идеалы. Они пережили НЭП, коллективизацию и индустриализацию, страшную и кровавую Великую Отечественную войну, принимали участие в восстановлении разрушенного хозяйства.
Евреи вносили свой вклад в развитие науки, культуры и искусства Азербайджана. Бакинцы до сих пор помнят музыкантов Ю. Шефферлинга, И. Розина, У. Гольдштейна, С. Кронгольда, А. Лившица, Д. Беркович, скрипачей: С. Британицкого, Д. Ситковецкого, создателей фортепьянной школы М. Пресмана, И. Айсберга, Э. Финкельштейна, Е. Терноградского, основателя кафедры вокала Е. Маршад. Большой популярностью пользовался певец С. Халфен, композиторы Э. Гендлер, З. Стельник.
Большой вклад в развитие театрального искусства в Азербайджане внес директор Азербайджанского Государственного театра русской драмы Я. Фридман. Широкой популярностью пользовались актеры этого театра Ю. Чарский, М. Кауфман, К. Ирмич, Г. Беленькая, В. Нордштейн, И. Иоселевич, Л. Грубер, Л. Вигдоров, В. Фалькович и многие другие. Государственный еврейский театр, который просуществовал до 1941 года, также пользовался широкой известностью.
Евреи внесли существенный вклад в развитие геофизической и геологической науки. В Азербайджане хорошо помнят Н. Шапировского, Л. Эппельбаума, А. Гагельганца, С. Аксельрода, В. Листенгартена и многих других.
Евреи Азербайджана активно участвовали в борьбе с фашизмом. Многие героически сражались в рядах 416-й гвардейской Таганрогской дивизии. Были случаи, когда они попадали в плен вместе с азербайджанцами. Держались вместе, и не было случаев, чтобы азербайджанцы выдали своих земляков. Из Баку был родом трижды Герой Социалистического Труда, нарком оборонной промышленности СССР Б.Л. Ванников. Здесь жили Герои Советского Союза М. Шахнович, С. Левин.
По окончании Великой Отечественной войны количество еврейского населения Азербайджана значительно возросло. Это было связано с переселением сюда большого числа беженцев с Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики и России.
В 1945 году в Баку открывается горская синагога, а в 1946 году – ашкеназско-грузинская.
В 1959 году, по данным Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало 29 716 ашкеназских евреев и около 13 000 горских и грузинских евреев.
60-е годы характеризовались отходом от традиций, что было следствием разрыва устоявшихся семейных и родовых связей. Город рос, и многие переселялись в отдаленные районы Баку. Если раньше все евреи жили в центре вокруг синагог, то теперь они были разбросаны по новым микрорайонам. Число смешанных браков увеличилось и, по некоторым данным, достигло 10–15%. Но в середине 60-х годов появляется интерес к собственной истории и культуре, возникают нелегальные кружки по изучению еврейской истории и традиций, а также подпольные курсы иврита.
В еврействе усиленно боролись две противоположные тенденции: к ассимиляции и к возрождению национального самосознания. Процесс шел с переменным успехом. В 1969 году, согласно Всесоюзной переписи населения, в Азербайджане проживало около 42 тысяч ашкеназских евреев. В 1972 году СССР разрешил репатриацию евреев в Израиль. Тонкой струйкой евреи двинулись в Землю обетованную. До 1979 года из Азербайджана выехало примерно три тысячи евреев.
Начавшаяся горбачевская перестройка привела к непредсказуемым результатам. Попытка реформировать Советский Союз привела к его распаду. Возникли новые государства, в числе которых оказался и Азербайджан.
Затем последовал конфликт в Нагорном Карабахе. Возникла проблема беженцев. В результате разрыва экономических связей с бывшими союзными республиками встали десятки заводов и фабрик. Десятки тысяч людей оказались без работы. К тому же власть теряла контроль над ситуацией в стране. В этой обстановке естественным процессом стала репатриация евреев в Израиль. В 1989 году, по результатам переписи населения, евреев-ашкенази в Азербайджане оставалось 31 тысяча.
Всплеск еврейской активности начался в 1987 году. Люди, казалось бы, забывшие свое историческое прошлое, вновь ощутили связь времен. В 1987 году в Советском Союзе открываются курсы по изучению иврита. Начинают действовать сионистские организации. Во всех организациях тесно сотрудничают представители ашкеназских, горских и грузинских евреев. Это были годы возрождения еврейского духа.
В 1990 году создается общество дружбы “Азербайджан–Израиль”, а также общество “Сохнут”. В вузах Азербайджана вводится спецкурс “язык Танаха”. Отделение иврита открывается на факультете востоковедения Бакинского государственного университета им. Расулзаде. В 1989 году по инициативе группы еврейской молодежи открывается клуб “Алеф”. Там начинают действовать постоянные курсы иврита, создается ассоциация иудаики и еврейской культуры, центр репатриации. Клуб “Алеф” поддерживал еврейскую воскресную школу “Алеф”. К сожалению, из-за нехватки финансирования в начале 1999 года школа была закрыта. Созданный в 1992 году Комитет ветеранов Великой Отечественной войны сплотил вокруг себя еврейских партизан, узников гетто и участников войны.
С 1990 года в Азербайджане существовала Корчаковская ассоциация, которая объединяла в своих рядах людей, разделявших идеи Януша Корчака. Многие представители азербайджанской интеллигенции были ее членами. К сожалению, после смерти в 1995 году ее основателя П. Калики эта организация прекратила свое существование. Ассоциация издавала ежеквартальный журнал “Корчаковец” и журнал “Шалом-шолем-шолуми”. Несколько номеров этого журнала имеется в национальной библиотеке в Иерусалиме. Таким образом, в Азербайджане евреи получали в результате демократизации практически неограниченные возможности для самореализации. Однако нестабильная политическая обстановка и экономический спад, возникший в результате перестройки и распада СССР, привели к оттоку еврейского населения в более благополучные страны.
В Азербайджане на сегодняшний день проживает около 26 тысяч евреев. Большинство из них являются жителями города Баку – политического и культурного центра нового государства. Евреи живут также в знаменитой Красной Слободе в районе города Кубы.
http://www.juhuro.com/pages/history/history003.htm
Моше Беккер, председатель правления общины евреев-ашкенази (Азербайджан)
загрузка