руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
22:28
Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine

Энциклопедия / Люди

Изменить категорию | Все статьи категории

Чеменземинли

15.5.2005

В истории многовековой азербайджанской литературы особое место занимает имя и творчество знаменитого азербайджанского писателя и публициста Юсифа Везира Чеменземинли.
Будучи человеком, обладающим огромным запасом знаний, наделённым редким талантом в области литературы, он щедро отдавал себя развитию и приумножению духовного богатства родного народа, самоотверженно служа ему своим оружием - пером: пером писателя, публициста, фольклориста, учёного. В своих произведениях выдающийся мастер слова неоднократно изображал историю родного края, обращался к судьбам отдельных представителей азербайджанского народа. Он пронёс любовь к Родине через всю свою жизнь и творчество.
Ю.В.Чеменземинли родился в дворянской семье 12 сентября 1887-го года в одном из красивейших уголков Азербайджана - в городе Шуше. Получив первоначальное образование в школе Моллы Мехти, прославившегося под псевдонимом 'Кар Халифа', он продолжил учёбу в русской школе города Агдама. Отучившись год в этой школе, в 1896-м году он возвратился в Шушу и поступил в Реальное училище, которое среди средних учебных заведений Кавказа того времени считалось одним из лучших. Будучи учащимся этого училища вместе со своим двоюродным братом Мир-Гасаном Везировым (кстати, одним из 26-ти бакинских комиссаров) издавал ежемесячный юмористический журнал на русском языке 'Фокусник'.
Своё первое произведение (небольшой рассказ, изданный в газете 'Сада' ('Эхо') написал в 1907-м году.
В 1910-м году Ю.В.Чеменземинли поступил на юридический факультет Императорского Университета им. Святого Владимира города Киева. За всё время учёбы в Университете он ни на миг не прерывал связи с Азербайджаном. За эти годы Юсиф Везир не раз печатался в газетах и журналах, издаваемых на Родине. Именно в этот период увидели свет такие его труды, как 'Фактическое положение азербайджанской мусульманки', 'Кровавые слёзы', 'Мать и материнство'. Позже были написаны статьи 'Азербайджанская автономия', 'Кто мы и чего хотим?', 'История литовских татар', 'Наша внешняя политика', 'Проблемы нашей нации и культуры' и т.д. Следует отметить, что в 1917-м году из числа азербайджанских студентов, обучающихся в Киеве, Юсиф Везир создал азербайджанское общество, председателем которого был избран.
После установления независимой Украинской Республики Ю.В.Чеменземинли был назначен дипломатическим представителем Азербайджанской Демократической Республики в этой стране. Одновременно он являлся диппредставителем АДР в Крыму, Польше и Константинополе. В 1919-м году по предложению правительства Азербайджана Ю.В.Чеменземинли был направлен в Стамбул в качестве первого посла Азербайджанской Демократической Республики в Турции.
Ю.В.Чеменземинли, как многих передовых людей того времени, не миновала волна репрессий. В 1940-м году он был осуждён и отправлен в лагерь для заключённых в Нижний Новгород на станцию Сухобезводная, где и скончался в 1943-м году. Ю.В.Чеменземинли - автор известных романов 'В крови', 'Девичий родник', 'Студенты'.


Из архива
Данная ниже статья взята из архива Ю.В.Чеменземинли в виде рукописи. Дата написания не указана. В конце статьи дана библиография, а в конце - автор подписался - Юсуф Везиров.



Насреддин Ходжа или Молла Насреддин

Насреддин Ходжа или Молла Насреддин, как его называют в Азербайджане - турецкий баснописец, живший в конце XIV и в начале XV веков. Родился он в Анатолийском местечке Сиврихисар, был кадием (народный судья), одно время преподавал, на что указывает его титул Ходжа (учитель) и умер в городе Агшихаре.
Насреддин вошел в мировую литературу своими остроумными и популярнейшими анекдотами, известными на всем Ближнем Востоке. Помимо анекдотов, Насреддину принадлежит ряд басен, которые впервые изданы в Париже (1923 г.), но анекдоты Насреддина сделались достоянием европейцев гораздо раньше. В Турции лятаиф (анекдоты) были собраны и изданы в 1837-1838 гг. Французский востоковед Малауф перевел их на французский язык и издал в Париже. Второе издание этого труда относится к 1859 г. Татарский текст анекдотов Насреддина был напечатан в 1845 году.
Азербайджанцы же стали печатать их гораздо позже, хотя Насреддин не менее популярен у них, чем в других Восточных странах. Начиная с 1906 г. в память Насреддина издавался на азербайджанском языке юмористический журнал “Молла Насреддин”, который просуществовал 25 лет. Это показывает насколько он любим в Азербайджане.
Насреддин принадлежал к тому среднему духовенству, которое угнеталось феодальным строем; отсюда и протест Насреддина против угнетателей. Но этот протест не глубок и отражает все же мораль господствующего класса.



* * *

Сидя в кругу друзей, Молла Насреддин как-то заметил:
- Моя сила та же, что и в юности.
Друзья рассмеялись, а один спросил:
- Уважаемый! Как твоя сила может быть той же, что и в юности, когда тебе уже много лет?
- Очень просто, - не смутился Молла Насреддин. В нашем дворе уже много лет лежит огромный камень. Как-то в юности я попытался его поднять, но не смог. Вчера я опять попытался его осилить, но опять ничего не получилось. Вот почему я думаю, что моя сила та же, что и в юности.



* * *


Рано утром соседи застали Моллу Насреддина горько рыдающим возле своего дома.
- Что случилось, что тебя так опечалило? - спросили соседи.
- Ишак, - ответил Молла Насреддин. - Он околел.
- Подумаешь, беда, - успокоились соседи. - Купишь себе нового.
- Такого не будет, - молвил Молла. - Мой ишак был единственный в мире не кушающий ишак.
- Так не бывает, - возмутились соседи.
- Нет, бывает, - воспротивился Молла. - Десять дней назад я забыл покормить ишака. Он промолчал. На следующий день я опять забыл его покормить. Он опять промолчал. Увидев такое, я перестал его кормить вообще. Ишак молчал. И только он научился ничего не кушать, как взял и околел. Где я теперь найду такого?



* * *


Как-то раз Молла Насреддин пришёл на базарную площадь и громко спросил у присутствующих:
- Знаете что?
- Нет, не знаем, - ответили присутствующие.
- Раз не знаете, тогда вам нечего говорить, - произнёс он и удалился.
На следующий день Молла Насреддин опять пришёл на базарную площадь и спросил:
- Знаете что?
- Знаем, - ответили удручённые опытом присутствующие.
- Раз знаете, тогда вам нечего говорить, - снова произнёс он и ушёл.
Через день Молла Насреддин вновь явился на базарную площадь:
- Знаете что?
- Знаем, - отвечали одни. - Не знаем, - отвечали другие.
- Раз так, тогда пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает, - молвил Молла и исчез с базарной площади.



* * *


К обедневшему вконец Молле Насреддину ночью забрались воры. На шорохи проснулся сам хозяин и прислушавшись, спросил:
- Кто тут?
- Спи, а то убью, - ответил грубый голос в темноте.
- Сплю, сплю, - прошептал Молла. - Только одна просьба к тебе: если в моём доме найдёшь что-нибудь стоящее, пожалуйста, разбуди меня.



* * *


Молла Насреддин женился. В ночь после свадьбы жена впервые открыла перед мужем своё лицо и спрашивает:
- Молла, ты теперь мой повелитель. Скажи мне, перед кем из твоих родственников я могу показываться с открытым лицом, перед кем с закрытым, а перед кем вообще не показываться?
Молла посмотрел на неё внимательно и говорит:
- Открывай лицо перед кем хочешь, только передо мною этого не делай.


Подготовила:
Лейла ВЕЗИРОВА,
кандидат филологических наук

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine