Энциклопедия / Живопись
Изменить категорию | Все статьи категории
Реликты в миниатюре XVI века
Мубариз Халилов,
кандидат исторических наук
Средневековая азербайджанская миниатюра составляет одну из значительных страниц истории мирового изобразительного искусства. Наиболее древние, известные науке образцы этой отрасли азербайджанской художественной культуры пока относятся к XIII веку.
Азербайджанская миниатюра первоначально являясь украшением рукописных книг, создавалась соответственно литературному замыслу книг, их поэтическому содержанию, иными словами, она развивалась под влиянием поэзии. Но ее специфические закономерности развития позднее способствовали появлению нового вида миниатюры, не связанного с книгой - миниатюры на отдельных листах, собранных в специальные альбомы.
Миниатюра создавалась на всей территории Азербайджана от Шемахи и Баку на севере до Казвина на юге. Но пика своего развития азербайджанская миниатюра достигла в XVI веке, благодаря формированию тебризской школы миниатюры. Тебриз являлся столицей Империи азербайджанских огузов* до 1548 года. Художники-миниатюр, которым покровительствовали цари из династии Сефевидов, в том числе шах Тахмасиб I (1524-1576 гг.), работали в придворной библиотеке, где создавались и хранились рукописные книги. Шах Тахмасиб I был не только меценатом, он брал также уроки рисования у крупнейшего представителя тебризской школы миниатюры Султана Мухаммеда - отца и наставника другого известного тебризского художника Мирза Али.
Одной из произведений Мирза Али является миниатюра 'Придворная сцена' из рукописи 'Скрижали' Джами 40-х гг. XVI века, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург). По мнению исследователей, композиция этой миниатюры - плод реальных наблюдений Мирза Али при дворе шаха Тахмасиба I (Л.С. Бретаницкий, Б.В. Веймарн. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. Москва, 1976, с. 208). На правой стороне этого диптиха - двойной миниатюры, в частности, изображены интерьер и внутреннее убранство шахского дворца (рис.3). Одна из характерных особенностей произведений Мирза Али заключалась в том, что он уделял большое внимание архитектуре, тщательно передавая ее формы, а также росписи на стенах (Л.С. Бретаницкий, Б.В. Веймарн, с. 208). Обрамленный пейзаж, прислоненный или же прикрепленный к стене в данной миниатюре, указывает на то, что азербайджанские художники в те времена создавали произведения и в больших форматах, которые украшали дворец шахов из династии Сефевидов.
Композицию росписи на стене дворца данной миниатюры составляют изображения двух бегущих навстречу друг-другу оленей и волка над ними. Над головой волка отмечен своеобразный венок. Фон данной композиции заполнен изображениями различных цветов. По своему построению эта композиция очень напоминает известное рельефное изображение XV века над крепостными воротами старого Баку. Оно отображает фигуры двух львов, шагающих навстречу друг-другу, а также голову быка между ними. По старинной народной этимологии, Ширван означает 'страна львов'. Исходя из этого, исследователи считают данную композицию на Бакинской крепостной стене символом Ширванского шахства, тем более, что в этой крепости в XV веке был сооружен Дворец Ширваншахов. Схожая форма построения композиции, ее расположение на стене шахского дворца, венок над головой волка дают основание считать, что на миниатюре Мирза Али изображен символ Империи азербайджанских огузов (1410-1748 гг.), по крайней мере, Сефевидского (кызылбашского) периода.
Волк у огузов-тюрков - символ спасения (в корне азербайджанской лексемы 'гуртулуш' - спасение лежит слово 'гурт' - волк), указатель верного пути. По 'Огуз-наме', синий волк, спустившийся с небес, шел впереди армии огузов во время их военных походов. Древние тюрки считали, что волчица возродила их племя и спасла его от искоренения. Военно-этногенетическое значение волка в огузо-тюркском мировоззрении обусловило включение его изображения под венком в государственный символ азербайджанских огузов.
Для выявления причины изображения оленей на символической композиции данной миниатюры сначала обратим внимание на головные уборы шаха и его подданных. В научной литературе применительно к ним употреблены такие термины, как 'кызылбашский головной убор с высокой красной палкой' (А.Ю. Казиев, Р.К. Керимова. О портретных произведениях некоторых тебризских художников XVI в. - Известия АН Азербайджанской ССР, серия общественных наук, 1959, № 6, с. 96), 'тюрбаны с сефевидскими столбиками' (Л.С. Бретаницкий, Б.В. Веймарн, с. 192). Англичанин Энтони Дженкинсон, зафиксировавший этот вид головного убора в городе Шемаха в 1561 году, назвал его 'остроконечным тюрбаном' вышиною более 0,45 м (Путешественники об Азербайджане, т. I. Баку, 1961, с. 109).
Сравнительное изучение изображений этих головных уборов на других миниатюрах, в частности, на двойной миниатюре 'Охота' из рукописи 'Золотая цепь' Джами 1549 года указывает на то, что 'палка' или 'столбик', возвышающийся на тюрбане в действительности является верхним концом своеобразных шапок, на которые повязывался тюрбан (рис. 1). Разные цвета этих шапок говорят о том, что во всяком случае их покров был изготовлен из ткани. Не исключено, что преобладание при этом подобных шапок красного цвета способствовало появлению термина 'кызылбаши' (красноголовые) применительно к азербайджанским огузам-тюркам. (Rasмm Дfдndм. Azдrbaycan мncдsдnдtм. Bakн, Зaемoхlu, 2001, s.162)
По мнению некоторых авторов, 'типичный для сефевидского двора тюрбан со столбиком', появившись в конце XV - начале XVI веков, оставался 'общераспространенным видом головного убора в Иране' до 70-х годов XVI века (Н.А. Пирвердян. Иранские ткани сефевидского времени с сюжетными изображениями (вопросы атрибуции). - Доклады Всесоюзной конференции 'Искусство и археология Ирана' (1969 г.). Москва, 1971, с. 243). Разграничивая в довольно узких хронологических рамках период пользования этими тюрбанами, подобные авторы не дают ответа на вопрос: в каких условиях и откуда вдруг появилась 'мода' на данные головные уборы?
Остроконечная шапка с тюрбаном являлась характерной для всех слоев населения средневекового Азербайджана, что нашло свое отражение во многих азербайджанских миниатюрах. Ношение высоких остроконечных шапок представителями династии Сефевидов подтверждается их портретными изображениями (А.Ю. Казиев, Р.К. Керимова, с. 100-103). Этот головной убор не мог исчезнуть в 70-х годах XVI века, так как данные остроконечные шапки зафиксированы на миниатюре 'Прием послов' тебризского художника Зейнал-абдина из рукописи 'Баяз', датированной 1601-1602 годами (Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. Санкт-Петербург). Еще в XIX веке в Азербайджане зафиксировано племя шишпапахлар, т.е. 'острошапочные' (Г.А. Гейбуллаев. К этногенезу азербайджанцев. Баку, 1991, с. 95). Остроконечные высокие шапки в античную эпоху являлись этническим признаком для определенной группы сакских племен. Персы в VI веке до н.э., называя всех 'кочевников' Евразийских степей саками, разделяли их на 3 группы. Одну группу саков они именовали сака-тиграхауда, т.е. 'острошапочные саки'. Подобный сакский головной убор VI века до н.э. зафиксирован на знаменитой Бехистунской скале в Иране (рис. 2). Эта шапка очень похожа на средневековые азербайджанские остроконечные шапки (рис. 5). Если сюда добавить то, что по древневосточным и древнегреческим источникам, саки начиная с VII века до н.э. составляли часть населения древнего Азербайджана в области Баласакан (степи Миль и Мугань), то сходство сакских и средневековых азербайджанских шапок находит свое объяснение. Еще в V веке до н.э. Геродот имея в виду саков древнего Азербайджана, соседей каспиев (XV сатрапия Ахеменидской империи) писал: 'Саки же носили на головах высокие островерхие шапки, плотные, так что стояли прямо' (История, VII книга, § 64). В данном случае в довольно большом хронологическом отрыве нет ничего противоестественного, так как головной убор является наиболее консервативным элементом одежды.
Еще в XIX веке в западном регионе современной Азербайджанской Республики мужчины носили очень высокие конусовидные шапки из овечьей шкуры. Начиная с VI-V веков до н.э. эта зона была занята саками и в древнегреческих источниках (Страбон) называлась Сакасена. Некоторые виды остроконечных шапок могли быть завезены в Азербайджан в XI веке огузами Средней Азии, так как они входили в круг родственных им 'кочевых' племен степной Евразии, в среде которых впервые появились остроконечные высокие шапки.
Теперь можно вернуться к изображению двух бегущих навстречу друг-другу оленей на миниатюре Мирза Али. Изображение бегущих оленей в так называемом 'зверином стиле' являлось характерным признаком, своеобразным определяющим элементом скифо-сакской культуры, в том числе культуры острошапочных саков. В скифо-сакскую эпоху известны различные изображения как одиноких оленей (рис. 4), так и двух оленей, бегущих навстречу друг-другу (Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Москва, 1989, табл. 87, рис. 60).
Таким образом, 'острошапочное' население средневекового Азербайджана из глубины веков перенесло в современную для него эпоху не только своеобразный вид головного убора, являвшийся в какой-то степени его этническим признаком, но также одно из определяющих элементов своей древней культуры - изображение оленей. Волк под венком и пара оленей в данном символическом изображении представляли собой соответственно гуннский и скифо-сакский периоды истории тюрков.
Реликты в миниатюре XVI века
15.5.2005Реликты в миниатюре XVI века
Мубариз Халилов,
кандидат исторических наук
Средневековая азербайджанская миниатюра составляет одну из значительных страниц истории мирового изобразительного искусства. Наиболее древние, известные науке образцы этой отрасли азербайджанской художественной культуры пока относятся к XIII веку.
Азербайджанская миниатюра первоначально являясь украшением рукописных книг, создавалась соответственно литературному замыслу книг, их поэтическому содержанию, иными словами, она развивалась под влиянием поэзии. Но ее специфические закономерности развития позднее способствовали появлению нового вида миниатюры, не связанного с книгой - миниатюры на отдельных листах, собранных в специальные альбомы.
Миниатюра создавалась на всей территории Азербайджана от Шемахи и Баку на севере до Казвина на юге. Но пика своего развития азербайджанская миниатюра достигла в XVI веке, благодаря формированию тебризской школы миниатюры. Тебриз являлся столицей Империи азербайджанских огузов* до 1548 года. Художники-миниатюр, которым покровительствовали цари из династии Сефевидов, в том числе шах Тахмасиб I (1524-1576 гг.), работали в придворной библиотеке, где создавались и хранились рукописные книги. Шах Тахмасиб I был не только меценатом, он брал также уроки рисования у крупнейшего представителя тебризской школы миниатюры Султана Мухаммеда - отца и наставника другого известного тебризского художника Мирза Али.
Одной из произведений Мирза Али является миниатюра 'Придворная сцена' из рукописи 'Скрижали' Джами 40-х гг. XVI века, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург). По мнению исследователей, композиция этой миниатюры - плод реальных наблюдений Мирза Али при дворе шаха Тахмасиба I (Л.С. Бретаницкий, Б.В. Веймарн. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. Москва, 1976, с. 208). На правой стороне этого диптиха - двойной миниатюры, в частности, изображены интерьер и внутреннее убранство шахского дворца (рис.3). Одна из характерных особенностей произведений Мирза Али заключалась в том, что он уделял большое внимание архитектуре, тщательно передавая ее формы, а также росписи на стенах (Л.С. Бретаницкий, Б.В. Веймарн, с. 208). Обрамленный пейзаж, прислоненный или же прикрепленный к стене в данной миниатюре, указывает на то, что азербайджанские художники в те времена создавали произведения и в больших форматах, которые украшали дворец шахов из династии Сефевидов.
Композицию росписи на стене дворца данной миниатюры составляют изображения двух бегущих навстречу друг-другу оленей и волка над ними. Над головой волка отмечен своеобразный венок. Фон данной композиции заполнен изображениями различных цветов. По своему построению эта композиция очень напоминает известное рельефное изображение XV века над крепостными воротами старого Баку. Оно отображает фигуры двух львов, шагающих навстречу друг-другу, а также голову быка между ними. По старинной народной этимологии, Ширван означает 'страна львов'. Исходя из этого, исследователи считают данную композицию на Бакинской крепостной стене символом Ширванского шахства, тем более, что в этой крепости в XV веке был сооружен Дворец Ширваншахов. Схожая форма построения композиции, ее расположение на стене шахского дворца, венок над головой волка дают основание считать, что на миниатюре Мирза Али изображен символ Империи азербайджанских огузов (1410-1748 гг.), по крайней мере, Сефевидского (кызылбашского) периода.
Волк у огузов-тюрков - символ спасения (в корне азербайджанской лексемы 'гуртулуш' - спасение лежит слово 'гурт' - волк), указатель верного пути. По 'Огуз-наме', синий волк, спустившийся с небес, шел впереди армии огузов во время их военных походов. Древние тюрки считали, что волчица возродила их племя и спасла его от искоренения. Военно-этногенетическое значение волка в огузо-тюркском мировоззрении обусловило включение его изображения под венком в государственный символ азербайджанских огузов.
Для выявления причины изображения оленей на символической композиции данной миниатюры сначала обратим внимание на головные уборы шаха и его подданных. В научной литературе применительно к ним употреблены такие термины, как 'кызылбашский головной убор с высокой красной палкой' (А.Ю. Казиев, Р.К. Керимова. О портретных произведениях некоторых тебризских художников XVI в. - Известия АН Азербайджанской ССР, серия общественных наук, 1959, № 6, с. 96), 'тюрбаны с сефевидскими столбиками' (Л.С. Бретаницкий, Б.В. Веймарн, с. 192). Англичанин Энтони Дженкинсон, зафиксировавший этот вид головного убора в городе Шемаха в 1561 году, назвал его 'остроконечным тюрбаном' вышиною более 0,45 м (Путешественники об Азербайджане, т. I. Баку, 1961, с. 109).
Сравнительное изучение изображений этих головных уборов на других миниатюрах, в частности, на двойной миниатюре 'Охота' из рукописи 'Золотая цепь' Джами 1549 года указывает на то, что 'палка' или 'столбик', возвышающийся на тюрбане в действительности является верхним концом своеобразных шапок, на которые повязывался тюрбан (рис. 1). Разные цвета этих шапок говорят о том, что во всяком случае их покров был изготовлен из ткани. Не исключено, что преобладание при этом подобных шапок красного цвета способствовало появлению термина 'кызылбаши' (красноголовые) применительно к азербайджанским огузам-тюркам. (Rasмm Дfдndм. Azдrbaycan мncдsдnдtм. Bakн, Зaемoхlu, 2001, s.162)
По мнению некоторых авторов, 'типичный для сефевидского двора тюрбан со столбиком', появившись в конце XV - начале XVI веков, оставался 'общераспространенным видом головного убора в Иране' до 70-х годов XVI века (Н.А. Пирвердян. Иранские ткани сефевидского времени с сюжетными изображениями (вопросы атрибуции). - Доклады Всесоюзной конференции 'Искусство и археология Ирана' (1969 г.). Москва, 1971, с. 243). Разграничивая в довольно узких хронологических рамках период пользования этими тюрбанами, подобные авторы не дают ответа на вопрос: в каких условиях и откуда вдруг появилась 'мода' на данные головные уборы?
Остроконечная шапка с тюрбаном являлась характерной для всех слоев населения средневекового Азербайджана, что нашло свое отражение во многих азербайджанских миниатюрах. Ношение высоких остроконечных шапок представителями династии Сефевидов подтверждается их портретными изображениями (А.Ю. Казиев, Р.К. Керимова, с. 100-103). Этот головной убор не мог исчезнуть в 70-х годах XVI века, так как данные остроконечные шапки зафиксированы на миниатюре 'Прием послов' тебризского художника Зейнал-абдина из рукописи 'Баяз', датированной 1601-1602 годами (Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. Санкт-Петербург). Еще в XIX веке в Азербайджане зафиксировано племя шишпапахлар, т.е. 'острошапочные' (Г.А. Гейбуллаев. К этногенезу азербайджанцев. Баку, 1991, с. 95). Остроконечные высокие шапки в античную эпоху являлись этническим признаком для определенной группы сакских племен. Персы в VI веке до н.э., называя всех 'кочевников' Евразийских степей саками, разделяли их на 3 группы. Одну группу саков они именовали сака-тиграхауда, т.е. 'острошапочные саки'. Подобный сакский головной убор VI века до н.э. зафиксирован на знаменитой Бехистунской скале в Иране (рис. 2). Эта шапка очень похожа на средневековые азербайджанские остроконечные шапки (рис. 5). Если сюда добавить то, что по древневосточным и древнегреческим источникам, саки начиная с VII века до н.э. составляли часть населения древнего Азербайджана в области Баласакан (степи Миль и Мугань), то сходство сакских и средневековых азербайджанских шапок находит свое объяснение. Еще в V веке до н.э. Геродот имея в виду саков древнего Азербайджана, соседей каспиев (XV сатрапия Ахеменидской империи) писал: 'Саки же носили на головах высокие островерхие шапки, плотные, так что стояли прямо' (История, VII книга, § 64). В данном случае в довольно большом хронологическом отрыве нет ничего противоестественного, так как головной убор является наиболее консервативным элементом одежды.
Еще в XIX веке в западном регионе современной Азербайджанской Республики мужчины носили очень высокие конусовидные шапки из овечьей шкуры. Начиная с VI-V веков до н.э. эта зона была занята саками и в древнегреческих источниках (Страбон) называлась Сакасена. Некоторые виды остроконечных шапок могли быть завезены в Азербайджан в XI веке огузами Средней Азии, так как они входили в круг родственных им 'кочевых' племен степной Евразии, в среде которых впервые появились остроконечные высокие шапки.
Теперь можно вернуться к изображению двух бегущих навстречу друг-другу оленей на миниатюре Мирза Али. Изображение бегущих оленей в так называемом 'зверином стиле' являлось характерным признаком, своеобразным определяющим элементом скифо-сакской культуры, в том числе культуры острошапочных саков. В скифо-сакскую эпоху известны различные изображения как одиноких оленей (рис. 4), так и двух оленей, бегущих навстречу друг-другу (Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Москва, 1989, табл. 87, рис. 60).
Таким образом, 'острошапочное' население средневекового Азербайджана из глубины веков перенесло в современную для него эпоху не только своеобразный вид головного убора, являвшийся в какой-то степени его этническим признаком, но также одно из определяющих элементов своей древней культуры - изображение оленей. Волк под венком и пара оленей в данном символическом изображении представляли собой соответственно гуннский и скифо-сакский периоды истории тюрков.