Энциклопедия / Музыка
Изменить категорию | Все статьи категории
Когда же в доме появился суровый отчим, фанатически следовавший законам шариата, Хагигат узнала всю горечь унизительного положения азербайджанской женщины. Но ни нужда, ни невежество матери и отчима, ни веками хранимые в азербайджанских семьях и узаконенные исламом традиции, лишавшие девушку права на образование, не заглушили настойчивого стремления Хагигат к ученью. "Только в 1917 году,- вспоминает артистка,- я окончательно добилась разрешения матери поступить в школу и учиться, к чему я стремилась давно. Увы, из-за темноты и фанатичности семьи мои старания долго оставались без последствий. И вот она согласилась, с условием, что я буду тайно посещать школу и только с соседскими девушками, дабы не вызвать подозрений родственников".
После Октябрьской революции Хагигат обучается в Ленкоранском городском училище, готовившем учителей. Вместе с другими девушками азербайджанками она принимает участие в ученических спектаклях. И если А.Агдамский, Г.А.Гаджибабабеков и другие артисты на заре азербайджанского оперного исполнительства выступали в женских ролях, юной Хагигат неоднократно приходилось выступать в мужских: к этой мистификации приходилось прибегать, потому, что в силу религиозных традиций женщинам запрещалось играть на сцене вместе с мужчинами.
Деятельное участие принимала Хагигат в драматическом кружке при педагогическом институте, а также в кружке профсоюзной женской самодеятельности. Таким образом, в 1925 году, когда девушка тайком от родителей становится участницей молодежной театрально-любительской труппы "Дамга" (живая газета "Клеймо"), она уже обладает некоторыми сценическими навыками.В 1926 году Хагигат-ханум вошла в состав агитбригады, боровшейся с пережитками религиозных обычаев среди азербайджанского крестьянства. Члены агитбригады нередко встречали враждебное отношение со стороны духовенства, кулачества и других контрреволюционно настроенных элементов, часто их избивали камнями, но подлинные энтузиасты нового искусства не прекращали своей деятельности, выступали на импровизированных сценических площадках без декораций, при свете керосиновых ламп, в самых незатейливых костюмах.
На протяжении последующих лет молодая артистка в составе подобных же бригад посетила города и села многих районов республики. Во время этих поездок горячо любящая народное искусство Хагигат часто пела прекрасные песни своей родины, привлекая внимание красотой голоса, своеобразием исполнительской манеры.
Так началась деятельность одной из первых азербайджанских актрис, деятельность, в которой настойчивая борьба за родное профессиональное искусство неотделима от борьбы за полное раскрепощение азербайджанской женщины. Артистка с горечью вспоминает сейчас, что каждый раз, выходя из дому под чадрой, скрывавшей ее лицо и фигуру, она снимала ее лишь в центре города.
Окончательно сбросить чадру Хагигат удалось только в 1927 году ценой открытого разрыва с родными, долго не прощавшими своевольной дочери нарушения "священных" устоев шариата. Артистическая судьба Х.Рзаевой является, таким образом, воплощением в жизнь меткого предсказания одного из азербайджанских журналистов, писавшего, что вековая традиция исполнения женских ролей актерами-мужчинами исчезнет только тогда, когда мусульманка скинет чадру.Оперная сцена сильно влекла молодую артистку. Она окончательно решила стать оперной певицей и в 1927 году была зачислена в труппу Азербайджанского государственного оперного театра, но продолжала еще работать и в драматическом театре. Из первых выступлений Хагигат Рзаевой на азербайджанской оперной сцене наиболее яркой была роль служанки Сэнэм (музыкальная комедия У.Гаджибекова "Не та, так эта").
Хагигат поступает в консерваторию. Вопреки реакционному мнению буржуазных националистов о пагубном якобы влиянии классической вокальной школы на гортанную манеру пения мугаматиста, Хагигат учится в консерватории не только по классу народного пения у Дж Карягды и К.Примова, но и по классу постановки голоса у проф. М.А.Колотовой, а затем продолжает занятия в студии Госоперы. За время творческой деятельности в театре имени М.Ф.Ахундова Хагигат Рзаева создала ряд ярких сценических образов: Эрэбзэнги ("Шах Исмаил"), Лейли ("Лейли и Меджнун"), Асли ("Асли и Керем"), Шахсэнэм ("Ашиг Гариб"), Телли ("Аршин мал алан"), певицы-ханэндэ гыз ("Кёр-оглы"), Свахи ("Наргиз").В трактовке этих разных по своему характеру образов сказалась многогранность дарования артистки. Ее тонкий дар перевоплощения не раз отмечали трудящиеся республики в многочисленных письмах к Хагигат-ханум, а также музыкальные деятели Азербайджана.
"Сестра моя Эрэбзэнги", - называет Рзаеву в одном из писем М.Магомаев. Это же подчеркивала столичная пресса в дни первой декады: "Многогранно одаренная Хагигат Рзаева создала прекрасные образы Лейли и Эрэбзэнги (девушки-воина из оперы "Шах Исмаил" Магомаева). Она же - неподражаемая Телли (служанка бека) в оперетте "Аршин мал алан". Эрэбзэнги - первая крупная роль Хагигат. Она дебютировала в ней в 1927 году. По собственному признанию Х.Рзаевой, она была первой женщиной, которая в этой роли "сняла с головы артистов Али Зулалова и Мамеда Таги Багирова женский парик" до той поры партия Эрэбзэнги по традиции, идущей от дореволюционного периода развития азербайджанской оперы, исполнялась мужчиной.
Народный артист Азербайджанской ССР режиссер С.Дадашев вспоминает первое выступление Х.Рзаевой в роли Эрэбзэнги: "Это было 30 лет назад... Слушатели, затаив дыхание, ждали появления дебютантки, молодой актрисы, которая осмелилась выступать в опере "Шах Исмаил". Этот интерес был понятен... Как волновались за эту застенчивую студентку учительской семинарии, недавно пришедшую в театр, опытный актер Гаджибабабеков и дирижер спектакля, композитор Муслим Магомаев! Но волнение было напрасным. Дебютантка легко и свободно преодолела все трудности партии Эрэбзэнги. Громкие аплодисменты были наградой молодой актрисе за ее чудесное пение".
Старейший деятель азербайджанского музыкального театра народный артист республики К.Примов рассказывает, что после выступления Хагигат Рзаевой в опере "Шах Исмаил" М.Магомаев создал новую редакцию оперы; от двух предыдущих она отличалась, между прочим, значительным расширением партии, исполненной молодой солисткой.
Эрэбзэнги принадлежит к числу немногочисленных в азербайджанской опере героико-романтических женских образов. Вокальная партия Эрэбзэнги, не заключающая в себе законченных мугамов, органически связана с искусством мугамата: в ней сохранены характерные для этого жанра принципы развития, ладовые интонации, импровизационная узорчатость мелодического рисунка.В "Шахе Исмаиле" впервые перед широкой аудиторией во всей красе прозвучал голос молодой актрисы, покорявший сочностью тембра, огромным диапазоном. "Есть разные певцы-мугаматисты, - писал К.Примов.- Одни поют лучше всего в нижнем регистре, другие в самом высоком, третьи- в среднем. Но голос Хагигат охватывает весь диапазон тара и прекрасно звучит во всех регистрах".
На протяжении последующих лет артистка добилась скульптурной завершенности и драматической выразительности образа. Эрэбзэнги - Рзаева завоевала горячую любовь слушателей. В личном архиве артистки имеется интересное письмо: молодая художница азербайджанка из города Кубы написала, что образ Эрэбзэнги вдохновил ее на создание портрета азербайджанской красавицы (из цикла портретов семи красавиц по мотивам Низами). Эрэбзэнги - Рзаеву заслуженно хвалили в многочисленных газетных рецензиях в различных городах Азербайджана. В опере "Лейли и Меджнун" Хагигат Рзаева создала совершенно иной образ. С большой выразительностью донесла она до слушателей воплощенную в образе Лейли благородную идею верности в любви, более сильной, чем смерть, яркими красками рисовала глубокие страдания своей героини. Свидетели "рождения" образа Лейли в трактовке молодой актрисы рассказывают, что к исполнению этой роли Хагигат Рзаева готовилась с особой тщательностью. Она совершенствовала свою мугамную технику у Дж.Карягды, К.Примова и С.Шушинского, чутко прислушивалась к советам постановщика спектакля, опытного режиссера А.М.Шариф-заде, и Г.К.Сарабского, исполнявшего роль Меджнуна.
В партии Лейли по-новому, в лирическом плане развернулось сценическое и вокальное мастерство Рзаевой. Она показала здесь вполне творчески зрелое, виртуозное владение народной манерой пения. Поразительная вокальная техника Рзаевой в партии Лейли сочеталась с подкупающей искренностью и теплотой звучания. Неудивительна поэтому высокая оценка Рзаевой в печати на протяжении многих лет ее выступления в этой роли. Глубокую поэтичность образа Лейли - Хагигат-ханум особенно ценил Г.К.Сарабский, всегда восхищавшийся искусством артистки.
Совершенно иное, комедийное дарование обнаруживала Хагигат Рзаева, исполняя искрящуюся народным юмором роль служанки Телли в музыкальной комедии "Аршин мал алан". Жизнерадостность и острый ум лукавой служанки Султан-бека, ее насмешливое отношение к господам - все это чрезвычайно живо раскрывалось в реалистическом образе, созданном актрисой. Автор комедии называл ее Телли "правдивым типом служанки прошлого".
Достижения А.Рзаевой в роли Телли отмечали и выдающиеся русские актеры, центральная пресса. "Нельзя забыть и артистку Хагигат Рзаеву в роли служанки Телли в комической опере "Аршин мал алан",- писала в дни декады 1938 года народная артистка СССР В.Пашенная. "Остроумный рисунок... служанки Телли" отмечался в "Правде". В рецензиях этого периода говорилось о большом артистическом темпераменте Рзаевой, пластичности ее жестов, ритмичной манере двигаться. "Посмотрите немую сцену, которую проводит артистка Хагигат Рзаева, когда она проносит по сцене кувшин с водой,- это же блестящий этюд!" - писала "Вечерняя Москва". Некоторых восхищало владение артисткой искусством мугамата. В основном роль Телли раскрывается в остро комедийных ансамблевых эпизодах. Много такта и вкуса требуется от актеров, чтобы гротесковые сцены Телли и Вели не превратились в шаржи.
Хагигат Рзаева и ее талантливый партнер Ахмед Анатоллу вызывали бурю восторгов. "Совершенно выдающимися комедийными актерами показали себя Анатоллу Ахмед (Вели) и Рзаева Хагигат (Телли), - отмечает одна из московских газет во время декады 1938 года. - Каждое появление их, каждая сцена встречаются аплодисментами зала. Их диалог без слов, совместный танец, эпизод, когда Телли тащит кувшин с водой, заставляют неудержимо смеяться".Высокую оценку в печати получили созданные Рзаевой образы Асли ("Асли и Керем"), Свахи ("Наргиз") и другие. Сценическое творчество Рзаевой неотделимо от ее неустанной концертной деятельности. Еще в 1934 году за талантливое пение артистка получила первый приз и грамоту на Закавказской олимпиаде народного искусства. Много гастрольных поездок, сопровождавшихся неизменным успехом, совершила Хагигат-ханум по родному Азербайджану,Грузии, республикам Средней Азии, городам Южного Азербайджана.
"Когда молодая артистка оперы Хагигат Рзаева, - писала "Комсомольская правда" в 1938 году, - поет народную песню "Яйлыгым", становится понятным происхождение колоратурного пения. Задолго до того как на итальянской оперной сцене раздались трели и фиоритуры колоратурных певиц, народные певцы в горах Кавказа и Тироля пели настоящие колоратурные арии, не уступая по части выразительной изобразительности будущим, прославленным вокалистам. Хагигат Рзаева поет "Яйлыгым" замечательно во всех отношениях. Она достигает исключительной чистоты в самых трудных вокальных пассажах. Но для народной певицы виртуозность не является самоцелью.
Хагигат Рзаева сохраняет в своем пении всю теплоту и задушевность народной песни, и это еще более увеличивает обаяние ее исполнения".
Хагигат Рзаева целиком посвятила себя концертной деятельности. Она много и с большим успехом выступала на эстраде Бакинской филармонии, в клубах, парках культуры, по радио. О большой концертно-шефской работе, которую вела Рзаева на протяжении многих лет (особенно активной была ее шефская деятельность в годы Великой Отечественной войны), свидетельствуют многочисленные отзывы, благодарности, грамоты и подарки самых различных предприятий и коллективов Азербайджана.
В дни первой декады азербайджанского искусства в Москве Хагигат Рзаева была награждена орденом "Знак почета".
Хагигат Рзаева
Хагигат Рзаева принадлежит к числу исполнителей, владеющих виртуозной манерой народного певца-мугаматиста и развивающих традиции, заложенные первыми деятелями национальной оперно-исполнительской культуры. Рзаева пришла на сцену еще совсем юной девушкой и за несколько лет выросла в ведущую артистку азербайджанской оперы. Имя ее стало популярно в самых широких кругах любителей музыки. Хагигат Рзаева родилась в 1907 году в городе Ленкорани. Отец ее, крестьянин-бедняк, владевший чудесным даром народного певца-ашуга, умер, когда девочке не было еще и полугода. Вся тяжесть нужды легла на плечи матери - забитой и молчаливой женщины, удрученной заботами о семье.Когда же в доме появился суровый отчим, фанатически следовавший законам шариата, Хагигат узнала всю горечь унизительного положения азербайджанской женщины. Но ни нужда, ни невежество матери и отчима, ни веками хранимые в азербайджанских семьях и узаконенные исламом традиции, лишавшие девушку права на образование, не заглушили настойчивого стремления Хагигат к ученью. "Только в 1917 году,- вспоминает артистка,- я окончательно добилась разрешения матери поступить в школу и учиться, к чему я стремилась давно. Увы, из-за темноты и фанатичности семьи мои старания долго оставались без последствий. И вот она согласилась, с условием, что я буду тайно посещать школу и только с соседскими девушками, дабы не вызвать подозрений родственников".
После Октябрьской революции Хагигат обучается в Ленкоранском городском училище, готовившем учителей. Вместе с другими девушками азербайджанками она принимает участие в ученических спектаклях. И если А.Агдамский, Г.А.Гаджибабабеков и другие артисты на заре азербайджанского оперного исполнительства выступали в женских ролях, юной Хагигат неоднократно приходилось выступать в мужских: к этой мистификации приходилось прибегать, потому, что в силу религиозных традиций женщинам запрещалось играть на сцене вместе с мужчинами.
Деятельное участие принимала Хагигат в драматическом кружке при педагогическом институте, а также в кружке профсоюзной женской самодеятельности. Таким образом, в 1925 году, когда девушка тайком от родителей становится участницей молодежной театрально-любительской труппы "Дамга" (живая газета "Клеймо"), она уже обладает некоторыми сценическими навыками.В 1926 году Хагигат-ханум вошла в состав агитбригады, боровшейся с пережитками религиозных обычаев среди азербайджанского крестьянства. Члены агитбригады нередко встречали враждебное отношение со стороны духовенства, кулачества и других контрреволюционно настроенных элементов, часто их избивали камнями, но подлинные энтузиасты нового искусства не прекращали своей деятельности, выступали на импровизированных сценических площадках без декораций, при свете керосиновых ламп, в самых незатейливых костюмах.
На протяжении последующих лет молодая артистка в составе подобных же бригад посетила города и села многих районов республики. Во время этих поездок горячо любящая народное искусство Хагигат часто пела прекрасные песни своей родины, привлекая внимание красотой голоса, своеобразием исполнительской манеры.
Так началась деятельность одной из первых азербайджанских актрис, деятельность, в которой настойчивая борьба за родное профессиональное искусство неотделима от борьбы за полное раскрепощение азербайджанской женщины. Артистка с горечью вспоминает сейчас, что каждый раз, выходя из дому под чадрой, скрывавшей ее лицо и фигуру, она снимала ее лишь в центре города.
Окончательно сбросить чадру Хагигат удалось только в 1927 году ценой открытого разрыва с родными, долго не прощавшими своевольной дочери нарушения "священных" устоев шариата. Артистическая судьба Х.Рзаевой является, таким образом, воплощением в жизнь меткого предсказания одного из азербайджанских журналистов, писавшего, что вековая традиция исполнения женских ролей актерами-мужчинами исчезнет только тогда, когда мусульманка скинет чадру.Оперная сцена сильно влекла молодую артистку. Она окончательно решила стать оперной певицей и в 1927 году была зачислена в труппу Азербайджанского государственного оперного театра, но продолжала еще работать и в драматическом театре. Из первых выступлений Хагигат Рзаевой на азербайджанской оперной сцене наиболее яркой была роль служанки Сэнэм (музыкальная комедия У.Гаджибекова "Не та, так эта").
Хагигат поступает в консерваторию. Вопреки реакционному мнению буржуазных националистов о пагубном якобы влиянии классической вокальной школы на гортанную манеру пения мугаматиста, Хагигат учится в консерватории не только по классу народного пения у Дж Карягды и К.Примова, но и по классу постановки голоса у проф. М.А.Колотовой, а затем продолжает занятия в студии Госоперы. За время творческой деятельности в театре имени М.Ф.Ахундова Хагигат Рзаева создала ряд ярких сценических образов: Эрэбзэнги ("Шах Исмаил"), Лейли ("Лейли и Меджнун"), Асли ("Асли и Керем"), Шахсэнэм ("Ашиг Гариб"), Телли ("Аршин мал алан"), певицы-ханэндэ гыз ("Кёр-оглы"), Свахи ("Наргиз").В трактовке этих разных по своему характеру образов сказалась многогранность дарования артистки. Ее тонкий дар перевоплощения не раз отмечали трудящиеся республики в многочисленных письмах к Хагигат-ханум, а также музыкальные деятели Азербайджана.
"Сестра моя Эрэбзэнги", - называет Рзаеву в одном из писем М.Магомаев. Это же подчеркивала столичная пресса в дни первой декады: "Многогранно одаренная Хагигат Рзаева создала прекрасные образы Лейли и Эрэбзэнги (девушки-воина из оперы "Шах Исмаил" Магомаева). Она же - неподражаемая Телли (служанка бека) в оперетте "Аршин мал алан". Эрэбзэнги - первая крупная роль Хагигат. Она дебютировала в ней в 1927 году. По собственному признанию Х.Рзаевой, она была первой женщиной, которая в этой роли "сняла с головы артистов Али Зулалова и Мамеда Таги Багирова женский парик" до той поры партия Эрэбзэнги по традиции, идущей от дореволюционного периода развития азербайджанской оперы, исполнялась мужчиной.
Народный артист Азербайджанской ССР режиссер С.Дадашев вспоминает первое выступление Х.Рзаевой в роли Эрэбзэнги: "Это было 30 лет назад... Слушатели, затаив дыхание, ждали появления дебютантки, молодой актрисы, которая осмелилась выступать в опере "Шах Исмаил". Этот интерес был понятен... Как волновались за эту застенчивую студентку учительской семинарии, недавно пришедшую в театр, опытный актер Гаджибабабеков и дирижер спектакля, композитор Муслим Магомаев! Но волнение было напрасным. Дебютантка легко и свободно преодолела все трудности партии Эрэбзэнги. Громкие аплодисменты были наградой молодой актрисе за ее чудесное пение".
Старейший деятель азербайджанского музыкального театра народный артист республики К.Примов рассказывает, что после выступления Хагигат Рзаевой в опере "Шах Исмаил" М.Магомаев создал новую редакцию оперы; от двух предыдущих она отличалась, между прочим, значительным расширением партии, исполненной молодой солисткой.
Эрэбзэнги принадлежит к числу немногочисленных в азербайджанской опере героико-романтических женских образов. Вокальная партия Эрэбзэнги, не заключающая в себе законченных мугамов, органически связана с искусством мугамата: в ней сохранены характерные для этого жанра принципы развития, ладовые интонации, импровизационная узорчатость мелодического рисунка.В "Шахе Исмаиле" впервые перед широкой аудиторией во всей красе прозвучал голос молодой актрисы, покорявший сочностью тембра, огромным диапазоном. "Есть разные певцы-мугаматисты, - писал К.Примов.- Одни поют лучше всего в нижнем регистре, другие в самом высоком, третьи- в среднем. Но голос Хагигат охватывает весь диапазон тара и прекрасно звучит во всех регистрах".
На протяжении последующих лет артистка добилась скульптурной завершенности и драматической выразительности образа. Эрэбзэнги - Рзаева завоевала горячую любовь слушателей. В личном архиве артистки имеется интересное письмо: молодая художница азербайджанка из города Кубы написала, что образ Эрэбзэнги вдохновил ее на создание портрета азербайджанской красавицы (из цикла портретов семи красавиц по мотивам Низами). Эрэбзэнги - Рзаеву заслуженно хвалили в многочисленных газетных рецензиях в различных городах Азербайджана. В опере "Лейли и Меджнун" Хагигат Рзаева создала совершенно иной образ. С большой выразительностью донесла она до слушателей воплощенную в образе Лейли благородную идею верности в любви, более сильной, чем смерть, яркими красками рисовала глубокие страдания своей героини. Свидетели "рождения" образа Лейли в трактовке молодой актрисы рассказывают, что к исполнению этой роли Хагигат Рзаева готовилась с особой тщательностью. Она совершенствовала свою мугамную технику у Дж.Карягды, К.Примова и С.Шушинского, чутко прислушивалась к советам постановщика спектакля, опытного режиссера А.М.Шариф-заде, и Г.К.Сарабского, исполнявшего роль Меджнуна.
В партии Лейли по-новому, в лирическом плане развернулось сценическое и вокальное мастерство Рзаевой. Она показала здесь вполне творчески зрелое, виртуозное владение народной манерой пения. Поразительная вокальная техника Рзаевой в партии Лейли сочеталась с подкупающей искренностью и теплотой звучания. Неудивительна поэтому высокая оценка Рзаевой в печати на протяжении многих лет ее выступления в этой роли. Глубокую поэтичность образа Лейли - Хагигат-ханум особенно ценил Г.К.Сарабский, всегда восхищавшийся искусством артистки.
Совершенно иное, комедийное дарование обнаруживала Хагигат Рзаева, исполняя искрящуюся народным юмором роль служанки Телли в музыкальной комедии "Аршин мал алан". Жизнерадостность и острый ум лукавой служанки Султан-бека, ее насмешливое отношение к господам - все это чрезвычайно живо раскрывалось в реалистическом образе, созданном актрисой. Автор комедии называл ее Телли "правдивым типом служанки прошлого".
Достижения А.Рзаевой в роли Телли отмечали и выдающиеся русские актеры, центральная пресса. "Нельзя забыть и артистку Хагигат Рзаеву в роли служанки Телли в комической опере "Аршин мал алан",- писала в дни декады 1938 года народная артистка СССР В.Пашенная. "Остроумный рисунок... служанки Телли" отмечался в "Правде". В рецензиях этого периода говорилось о большом артистическом темпераменте Рзаевой, пластичности ее жестов, ритмичной манере двигаться. "Посмотрите немую сцену, которую проводит артистка Хагигат Рзаева, когда она проносит по сцене кувшин с водой,- это же блестящий этюд!" - писала "Вечерняя Москва". Некоторых восхищало владение артисткой искусством мугамата. В основном роль Телли раскрывается в остро комедийных ансамблевых эпизодах. Много такта и вкуса требуется от актеров, чтобы гротесковые сцены Телли и Вели не превратились в шаржи.
Хагигат Рзаева и ее талантливый партнер Ахмед Анатоллу вызывали бурю восторгов. "Совершенно выдающимися комедийными актерами показали себя Анатоллу Ахмед (Вели) и Рзаева Хагигат (Телли), - отмечает одна из московских газет во время декады 1938 года. - Каждое появление их, каждая сцена встречаются аплодисментами зала. Их диалог без слов, совместный танец, эпизод, когда Телли тащит кувшин с водой, заставляют неудержимо смеяться".Высокую оценку в печати получили созданные Рзаевой образы Асли ("Асли и Керем"), Свахи ("Наргиз") и другие. Сценическое творчество Рзаевой неотделимо от ее неустанной концертной деятельности. Еще в 1934 году за талантливое пение артистка получила первый приз и грамоту на Закавказской олимпиаде народного искусства. Много гастрольных поездок, сопровождавшихся неизменным успехом, совершила Хагигат-ханум по родному Азербайджану,Грузии, республикам Средней Азии, городам Южного Азербайджана.
"Когда молодая артистка оперы Хагигат Рзаева, - писала "Комсомольская правда" в 1938 году, - поет народную песню "Яйлыгым", становится понятным происхождение колоратурного пения. Задолго до того как на итальянской оперной сцене раздались трели и фиоритуры колоратурных певиц, народные певцы в горах Кавказа и Тироля пели настоящие колоратурные арии, не уступая по части выразительной изобразительности будущим, прославленным вокалистам. Хагигат Рзаева поет "Яйлыгым" замечательно во всех отношениях. Она достигает исключительной чистоты в самых трудных вокальных пассажах. Но для народной певицы виртуозность не является самоцелью.
Хагигат Рзаева сохраняет в своем пении всю теплоту и задушевность народной песни, и это еще более увеличивает обаяние ее исполнения".
Хагигат Рзаева целиком посвятила себя концертной деятельности. Она много и с большим успехом выступала на эстраде Бакинской филармонии, в клубах, парках культуры, по радио. О большой концертно-шефской работе, которую вела Рзаева на протяжении многих лет (особенно активной была ее шефская деятельность в годы Великой Отечественной войны), свидетельствуют многочисленные отзывы, благодарности, грамоты и подарки самых различных предприятий и коллективов Азербайджана.
В дни первой декады азербайджанского искусства в Москве Хагигат Рзаева была награждена орденом "Знак почета".