Энциклопедия / Литература
Изменить категорию | Все статьи категории
Поэт с детства вращался в кругу ремесленников, являвшихся и наиболее активным и просвещенным слоем общества. Мать Хагани была христианкой, принявшей ислам. Его воспитанием занимался дядя по отцу Кафиэддин Омар.Кафиэддин был крупным ученым-астрономом, и он помог Хагани изучить астрономию, естествознание, логику, грамматику, литературу, юридические науки. С детских лет Хагани полюбил стихи азербайджанских поэтов, а также увлекался арабской и персидской поэзией. Особенно его привлекал персидский поэт Санаи (1048-1141)-автор популярного произведения "Хадигатул-Ха-гаиг" ("Сад истин").
Некоторые исследователи считают, что Хагани, взявший себе в качестве псевдонима (тахаллус) первоначально имя "Правдоискатель"-"Хагани", сделал это в знак симпатии к этому поэту.Еще совсем молодым поэтом Хагани привлекал к себе внимание других поэтов и ученых. Глава придворных поэтов-панегириков Абул-Ула оказал ему свое покровительство и устроил его в качестве придворного поэта во дворце Ширваншахов. С этого времени за поэтом и закрепился псевдоним "Хагани", означающий, что он принадлежит хагану, т.е. правителю. Абул-Ула выдал за Хагани свою дочь и всячески поощрял его стихотворные занятия, носящие панегирический характер. Благодаря своему таланту и способностям Хагани Ширвани стал во дворе одним из ведущих поэтов.Поэт честно служил своим творчеством ширваншаху Манучехру II, а после его смерти сыну его Ахситану I. Он создавал хвалебные касыды, в которых восхвалял правителей, наделяя их лучшими чертами. Но придворная жизнь с ее интригами, завистью, сплетнями и лицемерием вызывала отвращение поэта.
В 1151 году, на 31 году жизни, Хагани, желая покинуть дворец, попросил разрешения поехать в Хорасан. Но в пути тяжело заболев, поэт вернулся назад. В 1156 году Хагани получает разрешение на поездку в Мекку-на могилу пророка Мухаммеда. Во время этой поездки поэт посетил города Ирана, Ирака, Сирии и в их числе Хамадан, Мосул, Багдад и др.После возвращения в Ширван он написал философскую поэму-элегию о развалинах бывшей столицы сасанидских шахов-города Медаин ("Развалины города Медаин"). С большим мастерством Хагани также отобразил свои впечатления от путешествия в поэме "Подарок двух Ираков" ("Тохфатуль- Ирагейн" 1157 год).Из этой поэмы, как и из ряда стихотворений поэта, мы узнаем некоторые интересные биографические сведения о Хагани. В поэме "Подарок двух Ираков" сообщается, что во время пребывания Хагани в Багдаде поэт был принят халифом Багдада, который предложил ему остаться у него на службе секретарем (дебиром). Но Хагани отказался, считая это для себя унизительным. Этот факт свидетельствует о том, что Хагани испытал разочарование от службы всякому правителю. Мотивируя свой отказ от службы у багдадского халифа, Хагани говорит, что он "сам солнце, зачем ему становиться звездой в созвездии другого солнца".Временный уход Хагани из шахского дворца способствовал тому, что в поэзии его зазвучали мотивы недовольства, протеста, свободолюбия и правдоискательства. В поэме "Подарок двух Ираков" он глубоко осознал бесперспективность жизни и деятельности во дворце, где поэту было трудно сохранить свою духовную самостоятельность и закрывать глаза на деспотичные поступки Ахситана. Хагани пытался вырваться навсегда из дворцовой "золотой клетки" и просил Ахситана позволить ему паломничество к святым местам. Получив отказ, Хагани тайно покинул дворец, но был схвачен в пути, около города Бейлакана, и брошен в тюрьму Шабран, где он написал свои знаменитые касыды под названием "Хабсийе" ("Тюремные"). После выхода из тюрьмы Хагани вторично отправляется в путешествие (1171 год), затем возвращается на родину, в Ширван, но не остается там надолго и вместе с семьей переезжает в Тебриз, где и живет до конца своих дней.
Последние годы жизни поэта несут отпечаток страданий и горя, выпавших на его долю. В 20-летнем возрасте умер его сын, затем умирают дочь и жена. Это находит отражение в грустных и печальных стихотворных элегиях, написанных им в конце жизни.Хагани около 60 лет посвятил творчеству и оставил большое количество стихов, из которых не все дошли до нас. Его произведения привлекали внимание многих исследователей, тезкиристов-составителей сборников, историков и литературоведов.Еще в XII веке Мухаммед Овфи в своем труде дал ценные сведения о биографии поэта. Позднее о нем говорили многие (Довлетшах Самарканди, Абдурахман Джами и др.), называя его учителем многих поэтов Востока.Хагани был выдающимся лириком первой половины XII века. Основные темы лирических его стихотворений: пламенная, благородная любовь, страдания в разлуке с любимой.
Тема любви у Хагани носит светлое, жизнеутверждающее начало. Поэт, сравнивая блага, которые сулят служители религии, с земной жизнью и радостями любви, предпочитает второе. Обращение к образу женщины несет в себе гуманистический смысл и связано в определенной степени с неприятием догм ислама.В лирике Хагани находят отображение его социальные, этические и философские взгляды. По социальным взглядам Хагани (и это видно из его произведений) поэт, порывающий с панегирической традицией. Он осуждает и двор, и поэтов, потерявших свою независимость. Он выступает против правителей (хаканов), осуждает феодализм и деспотизм. Хагани привнес в литературу ярко выраженный демократический дух, свободолюбивый гуманизм. Его этические взгляды также носят гуманистический характер.В жанровом отношении произведения Хагани разнообразны.
Лирические произведения Хагани написаны в форме газели, рубаи (четверостишья) и гите ("части"). Имеются также лирические стихотворения (элегии), написанные, например, на смерть дочери. "Подарок двух Ираков" считается первой в азербайджанской литературе поэмой; к тому же это первое произведение, посвященное путешествию. Предисловие, написанное Хагани прозой, представляет собой первый образец азербайджанской прозы. Кроме того, в творчестве поэта есть специфические для Востока жанры: фахрия (стихотворение, в котором поэт восхваляет свой талант и мастерство), мадхия (панегирическое стихотворение, марсийе (стихотворение-плач по умершему-элегия "На смерть дочери")."Развалины города Медаин"-своего рода философская поэма-элегия о бренности земной жизни; об этом поэт говорит в назидание правителям и тем, кто забывает о своем долге-жить праведно и честно, нести добро и правду.
Стихия и время не пощадили даже резиденцию могущественных сасанидских царей, и стоя над развалинами Медаина, поэт предается горестным размышлениям о судьбах народов и государств, о смысле и быстротечности жизни...Выразительны описания разрушений и передача настроений, которые они вызывают у поэта, потрясенного увиденным. Реалистическая деталь влечет за собой глубокое обобщение-сентенцию, своего рода "урок царям" и поколениям завоевателей. Характерны в этом отношении стихи, своего рода автобиографические отступления, дающие представление не только о жизненном пути, родителях и воспитателях, но и об умонастроениях и взглядах Хагани, его философско-этических принципах и поэтическом кредо. Они носят и соответствующие названия: "О своем деде ткаче", "Об отце - плотнике Али", "О матери - дочери повара", "О дяде - враче", "Жалоба о заключении в цепи", "Встреча и беседа с Джамаладдином Мосульским". Но есть здесь и такие отступления, как "Жалоба на свое положение" или "О врагах", представляющие реальное положение поэта в феодальном мире, полном жестокости, вероломства и произвола всесильных. Деспотическая власть и сила богатства становятся мишенью Хагани и в этом произведении, которое открывается "Обращением к солнцу и порицанием золота".
За золотом не должен гнаться тот,
Кто в сердце знанье истинаы несёт.
Другое произведение Хагани "Подарок двух Ираков", хотя и написано в повествовательном ключе, также содержит в себе ряд философских обобщений, связанных с жизненным опытом поэта, который ведет рассказ о своем путешествии в Аравию, где он знакомится с такими культурными центрами, как Багдад, Мекка, Медина, Хамадан, говорит о себе, своих близких, родственниках, своих злоключениях и переживаниях. Кроме того, он дал волю совим чувствам, гневно обличал продажность и лицемерие придворных велльмож, их жестокость и сумасбродство. Эта смелость ему обощлась дорого. Правитель Ширвана Ахистан бросает его в тюрьму. После осовобждения поэт переселился в Тебриз, где и умер в 1199 году. Сомнительным и преходящим ценностям, губящим людей и здоровье, созидательное начало в жизни, поэт-гуманист противопоставляет мудрость и опыт жизни, ум и знания, науки и ремесла, мудрое слово и правду поэзии. Своим поэтическим искусством Хагани снискал авторитет и уважение у многих поэтов последующих поколений, заняв видное место в истории азербайджанской литературы.
Произведения Хагани изданы в Баку в 1956 году, а также дважды издавались в Иране. Именем Хагани в Баку названа одна из центральных улиц.
Сердце больше не мучит забота о хлебе насущном.
Я свободен от мира, где властвуют зло и обман...
Ни из чьей я руки не беру ни даров, ни подачек.
Я, как птица, кормлюсь от рассыпанных богом семян.
(Перевод В. Державина)
Я засыпаю — ты в моих глазах.
Я просыпаюсь без тебя в слезах.
Мне легче будет, если, вырвав сердце,
Отдам тебе, ни слова не сказав!
* * *
Я — лилия, ты — солнце. И, скорбя,
Давно в слезах я утопил себя.
Я ночью умираю от печали,
Я утром оживаю для тебя.
* * *
Не наливай вина мне. Всё равно
Разбито сердце и в глазах темно.
И сколько б ты ни налил — всё без пользы:
Не может грусти вылечить вино.
* * *
Не подражай ничтожным, Хагани,
За почестями гонятся они.
Не ферзью, что идет кривой дорогой,
Но пешкой стань, — и путь прямой храни.
http://www.axtar.az/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=245&Itemid=171
Хагани Ширвани(1120-1199)
Хагани Ширвани следует отнести к представителям демократической поэзии. Наряду с мотивами, раскрывающими умонастроения городских демократических слоев населения, к которому принадлежал Хагани, в его поэзии сильно выражена критика феодальных отношений, деспотизма правителей, сурово осуждаются времена и нравы.Родился поэт в Шемахе, бывшей тогда столицей Ширванского государства. Отец его Али был плотником, а дед-ткачом.Поэт с детства вращался в кругу ремесленников, являвшихся и наиболее активным и просвещенным слоем общества. Мать Хагани была христианкой, принявшей ислам. Его воспитанием занимался дядя по отцу Кафиэддин Омар.Кафиэддин был крупным ученым-астрономом, и он помог Хагани изучить астрономию, естествознание, логику, грамматику, литературу, юридические науки. С детских лет Хагани полюбил стихи азербайджанских поэтов, а также увлекался арабской и персидской поэзией. Особенно его привлекал персидский поэт Санаи (1048-1141)-автор популярного произведения "Хадигатул-Ха-гаиг" ("Сад истин").
Некоторые исследователи считают, что Хагани, взявший себе в качестве псевдонима (тахаллус) первоначально имя "Правдоискатель"-"Хагани", сделал это в знак симпатии к этому поэту.Еще совсем молодым поэтом Хагани привлекал к себе внимание других поэтов и ученых. Глава придворных поэтов-панегириков Абул-Ула оказал ему свое покровительство и устроил его в качестве придворного поэта во дворце Ширваншахов. С этого времени за поэтом и закрепился псевдоним "Хагани", означающий, что он принадлежит хагану, т.е. правителю. Абул-Ула выдал за Хагани свою дочь и всячески поощрял его стихотворные занятия, носящие панегирический характер. Благодаря своему таланту и способностям Хагани Ширвани стал во дворе одним из ведущих поэтов.Поэт честно служил своим творчеством ширваншаху Манучехру II, а после его смерти сыну его Ахситану I. Он создавал хвалебные касыды, в которых восхвалял правителей, наделяя их лучшими чертами. Но придворная жизнь с ее интригами, завистью, сплетнями и лицемерием вызывала отвращение поэта.
В 1151 году, на 31 году жизни, Хагани, желая покинуть дворец, попросил разрешения поехать в Хорасан. Но в пути тяжело заболев, поэт вернулся назад. В 1156 году Хагани получает разрешение на поездку в Мекку-на могилу пророка Мухаммеда. Во время этой поездки поэт посетил города Ирана, Ирака, Сирии и в их числе Хамадан, Мосул, Багдад и др.После возвращения в Ширван он написал философскую поэму-элегию о развалинах бывшей столицы сасанидских шахов-города Медаин ("Развалины города Медаин"). С большим мастерством Хагани также отобразил свои впечатления от путешествия в поэме "Подарок двух Ираков" ("Тохфатуль- Ирагейн" 1157 год).Из этой поэмы, как и из ряда стихотворений поэта, мы узнаем некоторые интересные биографические сведения о Хагани. В поэме "Подарок двух Ираков" сообщается, что во время пребывания Хагани в Багдаде поэт был принят халифом Багдада, который предложил ему остаться у него на службе секретарем (дебиром). Но Хагани отказался, считая это для себя унизительным. Этот факт свидетельствует о том, что Хагани испытал разочарование от службы всякому правителю. Мотивируя свой отказ от службы у багдадского халифа, Хагани говорит, что он "сам солнце, зачем ему становиться звездой в созвездии другого солнца".Временный уход Хагани из шахского дворца способствовал тому, что в поэзии его зазвучали мотивы недовольства, протеста, свободолюбия и правдоискательства. В поэме "Подарок двух Ираков" он глубоко осознал бесперспективность жизни и деятельности во дворце, где поэту было трудно сохранить свою духовную самостоятельность и закрывать глаза на деспотичные поступки Ахситана. Хагани пытался вырваться навсегда из дворцовой "золотой клетки" и просил Ахситана позволить ему паломничество к святым местам. Получив отказ, Хагани тайно покинул дворец, но был схвачен в пути, около города Бейлакана, и брошен в тюрьму Шабран, где он написал свои знаменитые касыды под названием "Хабсийе" ("Тюремные"). После выхода из тюрьмы Хагани вторично отправляется в путешествие (1171 год), затем возвращается на родину, в Ширван, но не остается там надолго и вместе с семьей переезжает в Тебриз, где и живет до конца своих дней.
Последние годы жизни поэта несут отпечаток страданий и горя, выпавших на его долю. В 20-летнем возрасте умер его сын, затем умирают дочь и жена. Это находит отражение в грустных и печальных стихотворных элегиях, написанных им в конце жизни.Хагани около 60 лет посвятил творчеству и оставил большое количество стихов, из которых не все дошли до нас. Его произведения привлекали внимание многих исследователей, тезкиристов-составителей сборников, историков и литературоведов.Еще в XII веке Мухаммед Овфи в своем труде дал ценные сведения о биографии поэта. Позднее о нем говорили многие (Довлетшах Самарканди, Абдурахман Джами и др.), называя его учителем многих поэтов Востока.Хагани был выдающимся лириком первой половины XII века. Основные темы лирических его стихотворений: пламенная, благородная любовь, страдания в разлуке с любимой.
Тема любви у Хагани носит светлое, жизнеутверждающее начало. Поэт, сравнивая блага, которые сулят служители религии, с земной жизнью и радостями любви, предпочитает второе. Обращение к образу женщины несет в себе гуманистический смысл и связано в определенной степени с неприятием догм ислама.В лирике Хагани находят отображение его социальные, этические и философские взгляды. По социальным взглядам Хагани (и это видно из его произведений) поэт, порывающий с панегирической традицией. Он осуждает и двор, и поэтов, потерявших свою независимость. Он выступает против правителей (хаканов), осуждает феодализм и деспотизм. Хагани привнес в литературу ярко выраженный демократический дух, свободолюбивый гуманизм. Его этические взгляды также носят гуманистический характер.В жанровом отношении произведения Хагани разнообразны.
Лирические произведения Хагани написаны в форме газели, рубаи (четверостишья) и гите ("части"). Имеются также лирические стихотворения (элегии), написанные, например, на смерть дочери. "Подарок двух Ираков" считается первой в азербайджанской литературе поэмой; к тому же это первое произведение, посвященное путешествию. Предисловие, написанное Хагани прозой, представляет собой первый образец азербайджанской прозы. Кроме того, в творчестве поэта есть специфические для Востока жанры: фахрия (стихотворение, в котором поэт восхваляет свой талант и мастерство), мадхия (панегирическое стихотворение, марсийе (стихотворение-плач по умершему-элегия "На смерть дочери")."Развалины города Медаин"-своего рода философская поэма-элегия о бренности земной жизни; об этом поэт говорит в назидание правителям и тем, кто забывает о своем долге-жить праведно и честно, нести добро и правду.
Стихия и время не пощадили даже резиденцию могущественных сасанидских царей, и стоя над развалинами Медаина, поэт предается горестным размышлениям о судьбах народов и государств, о смысле и быстротечности жизни...Выразительны описания разрушений и передача настроений, которые они вызывают у поэта, потрясенного увиденным. Реалистическая деталь влечет за собой глубокое обобщение-сентенцию, своего рода "урок царям" и поколениям завоевателей. Характерны в этом отношении стихи, своего рода автобиографические отступления, дающие представление не только о жизненном пути, родителях и воспитателях, но и об умонастроениях и взглядах Хагани, его философско-этических принципах и поэтическом кредо. Они носят и соответствующие названия: "О своем деде ткаче", "Об отце - плотнике Али", "О матери - дочери повара", "О дяде - враче", "Жалоба о заключении в цепи", "Встреча и беседа с Джамаладдином Мосульским". Но есть здесь и такие отступления, как "Жалоба на свое положение" или "О врагах", представляющие реальное положение поэта в феодальном мире, полном жестокости, вероломства и произвола всесильных. Деспотическая власть и сила богатства становятся мишенью Хагани и в этом произведении, которое открывается "Обращением к солнцу и порицанием золота".
За золотом не должен гнаться тот,
Кто в сердце знанье истинаы несёт.
Другое произведение Хагани "Подарок двух Ираков", хотя и написано в повествовательном ключе, также содержит в себе ряд философских обобщений, связанных с жизненным опытом поэта, который ведет рассказ о своем путешествии в Аравию, где он знакомится с такими культурными центрами, как Багдад, Мекка, Медина, Хамадан, говорит о себе, своих близких, родственниках, своих злоключениях и переживаниях. Кроме того, он дал волю совим чувствам, гневно обличал продажность и лицемерие придворных велльмож, их жестокость и сумасбродство. Эта смелость ему обощлась дорого. Правитель Ширвана Ахистан бросает его в тюрьму. После осовобждения поэт переселился в Тебриз, где и умер в 1199 году. Сомнительным и преходящим ценностям, губящим людей и здоровье, созидательное начало в жизни, поэт-гуманист противопоставляет мудрость и опыт жизни, ум и знания, науки и ремесла, мудрое слово и правду поэзии. Своим поэтическим искусством Хагани снискал авторитет и уважение у многих поэтов последующих поколений, заняв видное место в истории азербайджанской литературы.
Произведения Хагани изданы в Баку в 1956 году, а также дважды издавались в Иране. Именем Хагани в Баку названа одна из центральных улиц.
Сердце больше не мучит забота о хлебе насущном.
Я свободен от мира, где властвуют зло и обман...
Ни из чьей я руки не беру ни даров, ни подачек.
Я, как птица, кормлюсь от рассыпанных богом семян.
(Перевод В. Державина)
Я засыпаю — ты в моих глазах.
Я просыпаюсь без тебя в слезах.
Мне легче будет, если, вырвав сердце,
Отдам тебе, ни слова не сказав!
* * *
Я — лилия, ты — солнце. И, скорбя,
Давно в слезах я утопил себя.
Я ночью умираю от печали,
Я утром оживаю для тебя.
* * *
Не наливай вина мне. Всё равно
Разбито сердце и в глазах темно.
И сколько б ты ни налил — всё без пользы:
Не может грусти вылечить вино.
* * *
Не подражай ничтожным, Хагани,
За почестями гонятся они.
Не ферзью, что идет кривой дорогой,
Но пешкой стань, — и путь прямой храни.
http://www.axtar.az/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=245&Itemid=171