Энциклопедия / Литература
Изменить категорию | Все статьи категории
Бельгийский драматург и эссеист Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 1862 году в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать - дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 год Метерлинк посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 году диплом, Метерлинк едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провел в Париже, целиком были отданы литературе. В Париже Метерлинк знакомится с поэтами-символистами Стефаном Мал и Вилье де Лиль-Аданом. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса Метерлинк читает книгу фламандского мистика XIV века Яна ван Раусбрука "Украшение духовного брака", которую в 1891 году переводит на французский язык.
По возвращении в Гент Метерлинк работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике "Плеяда" печатается новелла Метерлинка "Убийство невинных" (1866), а в 1889 году он выпускает поэтический сборник "Теплицы" и пьесу-сказку "Принцесса Мален", хвалебную рецензию на которую помещает в "Фигаро" влиятельный французский критик Октав Мирбо, который назвал "Принцессу Мален" шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Ободренный похвалой знаменитого критика, Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.
В последующие годы Метерлинк пишет символические пьесы: "Непрошеная" (1890) - драма, практически лишенная действия, в которой семья ждет, пока умрет роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); "Слепые" (1890) - здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу; "Семь принцесс" (1891) - сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, принц приходит вовремя и спасает всех, кроме своей возлюбленной; "Пелеас и Мелисанда" (1892) - история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноименная опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте. В 1894 году Метерлинк пишет три пьесы для марионеток: "Алладина и Паломид", "Там, внутри" и "Смерть Тентажиля". К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев. В 1895 году Метерлинк встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как "Аглавена и Селизетта" (1896), "Ариана и Синяя Борода" (1901), "Монна Ванна" (1902) и "Жуазель" (1903). Эти пьесы являются более традиционными и, по мнению биографа М. Беттины Кнапп, более слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.
В 1896 году Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж. В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники "Сокровище смиренных" (1896), "Мудрость и судьба" (1898), и "Жизнь пчел" (1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.
"Синяя птица", возможно самая популярная пьеса Метерлинка, была впервые поставлена в 1908 году Станиславским в Московском Художественном театре; играли "Синюю птицу" и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе Метерлинк возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х годов. "Синяя птица" завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжает в пьесе-феерии "Обручение" (1918).
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия "за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией". В своей речи член Шведской академии С. Д. Вирсен особо выделил пьесу "Аглавена и Селизетта", что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.
Во время Первой мировой войны Метерлинк попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединенных Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 году Метерлинк женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в "Синей птице". В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является "Жизнь термитов" (1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов - хорошо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники "Жизнь пространства" (1928), "Большая феерия" (1929) и "Великий закон" (1933).
B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара. Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк "Пчельник" в 1947 году. Метерлинк умер 6 мая 1949 года от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.
Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.
Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси "Пелеас и Мелисанда" входит в репертуар многих оперных театров мира. "Метерлинг ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, - писала в 1967 году Жоанна Патаки Козофф. - Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии". В монографии "Морис Метерлинк" (1975) критик Веттина Кнапп предполагает, что Мерлинг часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является "глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам".
Источники:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1992.
The H.W. Wilson Company, 1987.
Морис Метерлинк
20.4.2007Бельгийский драматург и эссеист Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 1862 году в Генте, в зажиточной фламандской семье. Его отец был нотариусом, а мать - дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 год Метерлинк посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 году диплом, Метерлинк едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провел в Париже, целиком были отданы литературе. В Париже Метерлинк знакомится с поэтами-символистами Стефаном Мал и Вилье де Лиль-Аданом. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса Метерлинк читает книгу фламандского мистика XIV века Яна ван Раусбрука "Украшение духовного брака", которую в 1891 году переводит на французский язык.
По возвращении в Гент Метерлинк работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике "Плеяда" печатается новелла Метерлинка "Убийство невинных" (1866), а в 1889 году он выпускает поэтический сборник "Теплицы" и пьесу-сказку "Принцесса Мален", хвалебную рецензию на которую помещает в "Фигаро" влиятельный французский критик Октав Мирбо, который назвал "Принцессу Мален" шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Ободренный похвалой знаменитого критика, Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.
В последующие годы Метерлинк пишет символические пьесы: "Непрошеная" (1890) - драма, практически лишенная действия, в которой семья ждет, пока умрет роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); "Слепые" (1890) - здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу; "Семь принцесс" (1891) - сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, принц приходит вовремя и спасает всех, кроме своей возлюбленной; "Пелеас и Мелисанда" (1892) - история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноименная опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте. В 1894 году Метерлинк пишет три пьесы для марионеток: "Алладина и Паломид", "Там, внутри" и "Смерть Тентажиля". К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев. В 1895 году Метерлинк встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как "Аглавена и Селизетта" (1896), "Ариана и Синяя Борода" (1901), "Монна Ванна" (1902) и "Жуазель" (1903). Эти пьесы являются более традиционными и, по мнению биографа М. Беттины Кнапп, более слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.
В 1896 году Метерлинк и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж. В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники "Сокровище смиренных" (1896), "Мудрость и судьба" (1898), и "Жизнь пчел" (1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.
"Синяя птица", возможно самая популярная пьеса Метерлинка, была впервые поставлена в 1908 году Станиславским в Московском Художественном театре; играли "Синюю птицу" и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе Метерлинк возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х годов. "Синяя птица" завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, Метерлинк продолжает в пьесе-феерии "Обручение" (1918).
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия "за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией". В своей речи член Шведской академии С. Д. Вирсен особо выделил пьесу "Аглавена и Селизетта", что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни Метерлинк не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре Метерлинку предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.
Во время Первой мировой войны Метерлинк попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединенных Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 году Метерлинк женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в "Синей птице". В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 год вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является "Жизнь термитов" (1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов - хорошо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники "Жизнь пространства" (1928), "Большая феерия" (1929) и "Великий закон" (1933).
B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара. Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк "Пчельник" в 1947 году. Метерлинк умер 6 мая 1949 года от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.
Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.
Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси "Пелеас и Мелисанда" входит в репертуар многих оперных театров мира. "Метерлинг ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, - писала в 1967 году Жоанна Патаки Козофф. - Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии". В монографии "Морис Метерлинк" (1975) критик Веттина Кнапп предполагает, что Мерлинг часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является "глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам".
Источники:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1992.
The H.W. Wilson Company, 1987.
Сайт: | www.c-cafe.ru/days/bio/7/062.php |
загрузка