Энциклопедия / История
Изменить категорию | Все статьи категории
История столицы Азербайджана неразрывно связана с немцами
Т.ГУМБАТОВА
В 1806 году после покорения Ширванского ханства русскими Баку стал одним из уездных городов Каспийской области Кавказской губернии и славился своими ветрами и пылью. По данным генерал-лейтенанта Н.В. Ртищева, в городе насчитывались 931 дом и 2235 лиц мужского пола. Уездным начальником служил Егор Трофимович Палашковский. В то время все население города помещалось в крепости и на главной Шамахинской почтовой дороге (Базарной улице, ныне ул. Гуси Гаджиева). Центром крепости был находящийся в развалинах Ханский дворец, окруженный крепостной стеной, построенной шах Аббасом (1587- 1629). В крепости было четыре ворот - шекинские, шамахинские и одни с подъемными воротами. Над шах Абасскими воротами имелась надпись: "Повелено строение этой укрепленной твердыни и крепостной стены в дни благополучного царствования величайшего султана, высокопочитаемого хакана, владельца народов, покровительствуемого благостью Господа благотворителя, Шаха Аббаса Гусейна Эль-Мусави Сафи-Багадурхана. Да продлит Господь его царствование. Рукою десницы победоносного благополучного правления Зульфугархана (1618 год нашей эры)".
Протоиерей Александр Васильевич Юницкий в своей книге "История церквей и приходов Бакинской губернии" вспоминает: "Тогда армян в Баку почти не жило, хозяйничали одни русские и мусульмане. Те и другие жили между собой ладно".
Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд, предаваясь воле Божьей, проживал смирно и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг. Каждый воскресный день и каждый праздник глава семьи вместе с домочадцами и челядью отправлялись в единственную на то время в Баку военную православную церковь Святого Николая Мирликийского, построенную за Девичьей башней по приказу Ртищева в 1815 году на пожертвования русских жителей. Эта церковь была деревянной и маловместимой. В ней служили три священника и три церковных служителя. В январе 1831 года было подано прошение о постройке нового каменного православного храма.
Бакинцы вели очень нравственную жизнь. На весь город была только одна гостиница (ее содержал русский) и один духан (кабак, продающий спиртное), который содержал армянин. Однако "войти в него каждый боялся и стыдился". В летнее время все безбоязненно спали с открытыми окнами. По воскресеньям и в праздники бакинские старожилы проводили время различно. Молодежь шла гулять на Крепостной вал. Там, между крепостными стенами и крайним бастионом, появился защищенный от сильных ветров миниатюрный садик уездного начальника, созданный на основе частных насаждений фруктовых деревьев и нескольких виноградных лоз. Постепенно он превратился в общественный сад с большими оливковыми деревьями, усыпанными цветами.
В 1844 году на должность наместника кавказского император Николай I неожиданно назначил 63-летнего князя Воронцова, оставив за ним и новороссийское генерал-губернаторство. Жизненной географией Михаила Семеновича были дороги: военные, горные, степные. Покоя не предвиделось. Но был какой-то особый смысл в том, что теперь, совершенно седой, с недавно присвоенным титулом светлейшего князя, он снова направлен в те края, куда ринулся под пули двадцатилетним поручиком. Князь хорошо знал Кавказ и в "замирение" края с помощью только лишь одной военной силы не верил. Путь к миру он видел в первую очередь в веротерпимости, о чем писал Николаю I: "То, как мусульмане мыслят и относятся к нам, зависит от нашего отношения к их вере...". Именно поэтому в первые годы своего пребывания на Кавказе он дает добро на учреждение в Тифлисе мусульманского училища.
Благодаря усилиям наместника с 1846 года в Тифлисе начала издаваться первая официальная газета края "Кавказ". В этом же году супруга князя, Елизавета Ксаверьевна учредила Женское благотворительное общество во имя Св. Равноапостольской Нины в Тифлисе. Это общество стало "серьезным рассадником просвещения среди местного населения и сущим благодеянием для людей малого достатка" в Закавказье. Графиня Элиза (как звали ее в свете), ур. Браницкая, полька по отцу, русская по матери, родня Потемкину, в молодости обладала невероятно чарующим обаянием, которое заставляло видеть в ней красавицу. Их брак с Михаилом Семеновичем был удачным в плане их взаимопонимания, но по жизни, тяжелым. Из шести детей они потеряли четверых. Возможно, поэтому были так отзывчивы на все, что касалось детей. Княгиню Воронцову очень любили в крае, который во многом был обязан ей своим благосостоянием.
Первое общество Св.Нины в Каспийской области было создано в губернском городе Шамахе. В апреле 1848 года шамахинский военный губернатор, генерал-майор, немец, барон А.Е.Врангель возбудил ходатайство об открытии такого заведения. Это ходатайство было сочувственно встречено со стороны наместника и его супруги, которые пожертвовали 1000 рублей. Исабек Аджи Рагимбек пожертвовал каменный дом с садиком. Поступили пожертвования от Ахмедхана Ибрагим Ханова (1000 р.), от вдовы генерал-майора Гадыр-Джеган Бегумы, от одного из почтейнейшего и уважаемого генерал-майора Джафаркули Ага Джеванширского (1500 р.) и др. Всего около 9000 рублей.
Известно, что именно Шамаха явилась первым пунктом распространения ислама. Этот город был основан аравитянами в I столетии хиджры и населен жителями Дамаска ("Шам" по-арабски - Дамаск, "ах"- братия). Несколько веков Шамаха была столицей ширваншахов. Русское население в городе появилось только в 1840 году вместе с военным комендантом и было представлено в основном молоканами и скопцами, которые очень тосковали по родине.
Православные Шамахи проводили свои богослужения в старом ветхом здании мечети. В 1841 году было получено разрешение на постройку православной церкви. Но только к 1849 году по ходатайству военного губернатора барона Врангеля наместник кавказский и экзарх Грузии митрополит Исидор дали письменное разрешение на строительство Соборного православного храма. Из казны было выделено 24.715 рублей серебром и 21 тыс. рублей на покрытие собора. Архитектором назначили статского советника (что соответствовало военному званию генерала), члена Кавказского строительно-дорожного комитета Людвига Валентиновича Камбиаджио. В октябре 1850 года, во время путешествия по Закавказью императора Николая I вместе с наследником Александром Николаевичем, они лично одобрили место закладки собора, которое произошло 8 августа 1851 года. В октябре 1855 года был учрежден церковный строительный комитет, в состав которого вошли шамахинский вице-губернатор, д.с.с. Смиттен, коллежский советник (полковник) Яков Константинович Скибинский и другие.
Позже к ним присоединился местный священник Дмитрий Зотиков-Писадзе, а вместо выбывшего архитектора Камбиаджио был назначен его помощник, коллежский регистратор (поручик) Касымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Собор был небольшой, рассчитанный на 400 человек, которые к тому времени там проживали. 31 мая 1858 года русский православный собор в губернском городе Шамахе был освящен. Построенный из чисто вытесанного камня, с массивной византийской главой и с простым изящным крестом, собор был одним из лучших в Прикаспийском крае. Благодаря экзарху Исидору в крае было воздвигнуто много православных храмов, но в 1857 году он получил назначение в Киев.
Удины Нухинского уезда Шамахинской губернии проводили богомоления на могиле пророка Елисея, убитого там, по преданиям, с тремя учениками. Римские католики также получили разрешение начальника Каспийской области и б.наместника на Кавказе Каськадского открыть подписку в области для сбора добровольных пожертвований на сооружение молитвенного дома, а 13 октября 1860 года даже утвердили его план. Но собранная сумма 584 рубля была недостаточной, и ее передали на хранение в Закавказский приказ общественного призрения. Первая армяно-григорианская церковь в Шамахе была заложена в 1844 году, а в 1851 году ее освятили.
В 1852 году в Шамахе функционировали Благородное собрание, вольная аптека Карла Эдуардовича (Евстафьевич) Эйхлера, кондитерская, баядерка, гостиница Лалаева и не было ни одного трактира. К октябрю 1855 года там насчитывалось 300 русских и 1327 армян.
В Баку для нового каменного православного храма во имя святого Николая Чудотворца было выделено место в крепости, при шамахинских воротах, около гауптвахты, напротив комендантского дома и казарм. 18 марта 1850 года провели его торжественную закладку. В основание фундамента была положена серебряная табличка с указанием года, месяца и числа.
В связи с предстоящим в октябре 1850 года визитом в Баку императора Николая I всеми флотскими чинами Морского ведомства на Каспии была в так называемом морском дворе отремонтирована православная церковь. Под нее использовалось помещение в б. караван-сарае, построенным на форштадте (Vorstadt-за городом) еще в период ханского правления. Там расположились казармы для береговых морских чинов и флотского экипажа, над которыми и возвышался купол церкви. Жители называли эту местность "флотским двором". Церковь также получила название "Флотской" и была устроена в честь покровителя Российского добровольного флота и шефа полка, наследника цесаревича Александра Николаевича.
Ввиду небольших размеров здания караван-сарая молитвенный зал был размещен на построенном втором этаже и имел оригинальную форму корабельной палубы. 13 октября 1850 г. императорское величество наследник цесаревич князь Александр Николаевич служил молебен в этой церкви.
Юницкий в своей книге указывает на отсутствие в церковном архиве сведений об истории постройки флотской церкви. Мы нашли представленные выше данные в газете "Кавказ" за 1855 год, на страницах которой о бакинской жизни рассказывал Спасский-Автономов. Козьма Федорович (1807-1890), как и его брат, Михаил Федорович (1809-1859), уроженцы села Захаровка, бывшего Ливенского уезда, стал одним из основателей науки о климате и метеорологии.
27 июля 1847 года действительный статский советник (д.с.с., что соответствовало военному званию генерал-майора) Спасский-Автономов, похоронив жену в Тифлисе, вместе с сиротствующими детьми прибыл, по воле начальства, на службу в Баку. Он возглавил Бакинскую карантинно-таможенную службу, которой поручили одновременно осуществлять надзор за учрежденной в 1846 году Метеорологической станцией и описывать статистическое состояние Баку. Под его руководством были продолжены начавшиеся в 1830 году академиком Эмилем Ленцем работы по систематическому инструментальному наблюдению за изменением уровня Каспийского моря. Много сил и времени он отдавал исследованиям по метеорологии. Но главным его увлечением были путешествия и краеведение. В тридцатых годах он даже предпринял попытку восхождения на Арарат только для того, чтобы убедиться, что оттуда среди белого дня можно видеть звезды.
"Невеселая тогда была жизнь в Баку!", - позже вспоминал об этом времени Козьма Федорович. Многие приезжающие вначале испытывали неприятные впечатления от жизни среди бурь, на обнаженной почве при береге пустынном, глубоко вдавившемся в низменность моря и называли город "печальной пустыней ссылки".
В 1847 году по случаю жары и холеры город был пуст. Местное население разбрелось по садам. Уездный начальник выпроводил свою семью от ужасов холеры в Москву. Начальник морской станции и смотритель уездного училища уже схоронили своих жен. Комендант, инженер и начальник артиллерии были холостыми. При таких обстоятельствах, после служебных занятий и визитных посещений сослуживцев, Козьма Федорович и решил заняться своим любимым делом - знакомством с городом и местностью. Благодаря его кропотливой работе сохранилось так много увлекательных исторических записей о жизни Баку и его жителях.
В 1851 году он писал: "Город состоит из чрезвычайно кривых и тесных переулков, по которым только проходить или верхом с трудом проезжать можно. Площади малы и неправильны. Базарная улица также узка, лавки дурно устроены. Всех домов в крепости и на форштадте 1992, лавок 505, улиц 23, площадей 3 и мостов 2. Заводов нет никаких, коммерческих учреждений не существует. Всех местных торговцев - 294, из них: судохозяев - 75, торгующих заводскими, фабричными и мануфактурными произведениями - 67, прочими товарами - 231, иногородних торговцев - 28, персидскоподданных - 2. Доходы города составляли всего 6 тыс. руб. серебром, а население - 7431 человек. Из них 405 были армяне (283 - мужского пола). Жители Баку отличаются миролюбием и благочестием".
Ханский дворец находился в совершенно запущенном состоянии. Берег Бакинского залива был загроможден всяким хламом. Рядом располагалась верфь для построек тогдашних судов, носивших название бакинок и малых лодок.
Зимой в Баку не было ни "итальянской" оперы, ни Ленкоранского постоянного театра. Но были недельные и субботние праздники, где танцевали, играли в преферанс и рассуждали о делах. В день тезоименитства государя императора Николая I устраивались фейерверки. На святки появлялись костюмированные комедианты из ротных артистов. Жители города любили свадьбы и очень веселились на них, услаждаясь игрой на гармониках и скрипке. Одним из самых знаменитых был свободный скрипач, поляк Гавриил Яковлевич Полянский, который прожил 100 лет и умер в 1906 году. Раннею весною бакинцы развлекались маевками. Любимым местом были Волчьи ворота - горное ущелье близ поля, расположенное на довольно высокой горе. Поля весной были одеты свежей зеленью и цветами. Это был оазис, где горожане могли подышать свежим, чистым воздухом и полюбоваться прекрасным видом на море. На берегу моря тянулись болота и заливы. В тростниках было много разной дичи, на которую организовывалась охота.
Весной в Баку приходили суда со свежими фруктами и начинался праздник Новруз байрам. В мечетях не было молитв. Лавки на три дня были закрыты. Все местное население готовилось к этому событию. Белили помещения, запасались фруктами и торжественно встречали праздник. В жилищах полы устилались цветным войлоком, дорогими паласами и коврами. На полу - белые или цветные скатерти, на которых расставлены конфеты, лепешки, обсыпанные сахаром и крашеные яйца. По вечерам торговцы периодически звенели в колокольчики, а жители зажигали желтые и зеленые свечи. Весь правоверный народ спешил поздравить друг друга. Гостей сперва обрызгивали розовой водой, затем рассаживали по-восточному на ковры и подушки или (что редко) на европейские стулья. Потчевали чаем, кофе, шербетом из корицы, кальяном или трубкой.
В конце лета 1852 года прибыл новый военный комендант Бакинской крепости полковник Роман Романович Ховен, сын бывшего тифлисского гражданского губернатора (1818-1829), генерал-майора Романа Ивановича фон дер Ховена. По его инициативе начались работы по благоустройству и озеленению города. Он очень хотел, чтобы город прикрыл "свою наготу зеленью". Кавказский наместник князь Воронцов поддержал его инициативу и распорядился "выдать семена и молодые деревья для озеленения города". С целью улучшения почвы комендант обязал купцов, приезжающих морем из Ирана, в качестве особой пошлины доставлять несколько кубометров плодородной земли. Комендант Ховен использовал все возможности для озеленения. Он сажал деревья не только местных пород (шелковица, маслины, виноградные), но и привозные - тополь, смоковница, акация, ракита, клещевина, кунджут, овощи и цветы. Вокруг были поставлены деревянные скамейки, существовала тенистая из винограда аллея, росли грушевые, фисташковые, масленичные и др. растения. Там можно было поиграть в кольцо, кегли, ералаш и увидеть городских барышень.
Публику забавляли игрой на "волынке", иногда играл роговой оркестр. Часто сюда приходили гарнизонные солдатики с "турецким барабаном".
Общественный сад по праву начал называться комендантским. Перед шамахинскими воротами посадили разные деревья, а комендантский дом, лазарет и казармы, расположенные в крепости, уже тогда были увиты виноградом.
19 апреля 1853 года великая ночь Пасхи. "Гремят пушки. Все собрались в трех храмах: православные, католики и лютеране вместе в двух православных, армяне-григориане особо, в своей церкви. Вокруг слышатся приветствия: "Христос Воскрес"! Мусульмане тоже поздравляют нас", пишет Спасский-Автономов.
Армянская церковь Св. Богородицы расположилась слева от Девичьей башни и была построена в 1797 году после первого взятия Баку русскими и принесения присяги бакинского хана Гусейнкули хана графу Зубову на подданство России.
В то время ни католики, ни лютеране не имели своих молитвенных домов в Баку. Главное их церковное руководство находилось в Тифлисе, которое иногда посещало Баку. Лютеранские церкви были в Тифлисе и в немецких колониях: Еленендорфе (Ханлар), Елисаветтале (Ассурети) и др. В Шамахе образовалась армянская лютеранская община. В Тифлисской губернии было много католических церквей, которые тогда были представлены римскими католиками и армяно-католиками. Последних особенно много было в Ахалцызской провинции и др. местностях, которые были приобретены империей от Персии в 1828 году. Среди активных католиков было семейство Азнавурян, которые построили там много армяно-католических церквей и даже официально получили право быть похороненными в оградах этих церквей. Признавая церковное главенство Папы римского и догматы католической церкви, по своей сути, они остались армяно-григорианами. Поэтому их часто называли униатами.
1 мая 1853 года в Комендантском саду гуляние. Сад небольшой. Бастионная терраса (на которой позже будет построен летний театр) превращена в огромную галерею или залу с открытой стороной в сад. Музыканты, певчие и песенники расставлены в соответствующие места. Хозяйкой является супруга коменданта М.И.Ховен. Молодежь танцует. Мечтатели степенно прохаживаются.
5 мая 1853 года прошел церковный парад возле памятника б. бакинскому коменданту, б. главнокомандующему Грузией кн. Павлу Дмитриевичу Цицианову, убитого 8 февраля (1754-1806). Как известно, Гусейнкули хан отрубленную голову князя отослал персидскому шаху, а тело было захоронено в ограде единственной на то время в Баку церкви христианской - армянской Св. Богородицы. Этот поступок хана резко отличался от поведения смелого и гордого воина, гянджинского Джавад-хана. Присягнув персидскому шаху, он оставался верен ему и мужественно защищал крепость. Первым распоряжением полковника Филиппа Осиповича Паулуччи, вступившего в должность главнокомандующего в Грузии в сентябре 1811 года, было перенесение тела доблестного князя Цицианова из отдаленной Бакинской провинции в Тифлис в кафедральный Сионский собор, где "прах героя должен был служить священным залогом дальнейшего благоденствия Грузии".
Памятник" на вечную память" был установлен в 1846 году и расположился в ста метрах от места убийства, в конце Цициановской улицы (Али Байрамова в 1923-1993 годах, с 1993 г. Тебриза Халилбейли), на границе форштадта у шамахинской дороги. Он представлял собой пирамидальную колону на пьедестале, с изображением на нем кинжала и пистолета. Инициатором установки памятника был Наместник на Кавказе и главнокомандующий кавказскими войсками, великий князь Михаил Семенович Воронцов. Сооружен же памятник был на средства армянина Томаса Айвазова, в искренность поступка которого уже тогда никто не верил. Это было связано с тем, что кн. Цицианов, после заключения 14 мая 1805 года трактата о вступлении Карабаха в русское подданство, именем государя поручился за сохранение целости владений Ибрагим хана Шушинского и Карабахского. Не скрывая своего скептического отношения к армянской мифологии, он не разрешил Джумшуд Мелик-Шахназарову (из рода варандинских меликов - Джамшид Шах-Назарову) переехать из Тифлиса в Карабах. При этом он установил наследование ханской власти в его нисходящем потомстве. В этом состоял его стратегический план по умиротворению Карабаха. Это вызвало недовольство армян. 18 июля 1806 года при странных обстоятельствах был убит Ибрагим хан, а среди его наследников постоянно провоцировались конфликты и раздоры. После смерти кн. Цицианова Джумшуд Мелик-Шахназаров забросал доносами Петербург: "Мы, мелики, более их отличались в сражениях и были достойны высших наград и милостей, но закоренелая в сердце покойного князя Цицианова ненависть к народу армянскому не дозволили ему донести до всемилостивейшего государя про утомительную службу и старание наше".
20 января 1854 года проходил праздник в ознаменование победы русских под командованием кн.Андронникова. Вначале собрались в крепостной церкви Николая Мирликийского. Затем все войска 9-го линейного батальона, отделения моряков и артиллерийская рота казачьего отделения устремились на эспланаду крепости, через шамахинские ворота к памятнику кн. Цицианову, где они были построены треугольником вокруг стола священнослужителей. Трое священников в присутствии коменданта Ховена и начальника морской станции, генерал-лейтенанта, немца из лифляндских (финляндских) дворян Роберта Карловича Фрейтага совершили молитву.
29 ноября 1854 года в связи с болезнью ушел в отставку М.С. Воронцов. Он скончался 6 ноября 1856 года. За заслуги перед отечеством и в ознаменование 25-летней деятельности его на Кавказе светлейшему князю был установлен в 1867 году в Тифлисе памятник. В Баку еще в 1852 году Фонарная улица была переименована в Воронцовскую (с 1922 года - Азизбекова), которая плавно переходила в Воронцовскую площадь.
В 1855 году после кончины Николая I на российский престол взошел его старший сын Александр II (1855-1881). Его женой стала немка Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Гессен-Дармштадская, нареченная императрицей Марией Александровной. По этому случаю во всей Российской империи все жители были приведены к присяге на верность новому государю. Наместником на Кавказе был назначен генерал-адъютант Николай Николаевич Муравьев, которого в июне 1856 года сменил генерал-лейтенант князь Александр Иванович Барятинский. Директором канцелярии при главнокомандующем на Кавказе стал Василий Антонович Инсарский. В 1868 году в Москве он напечатал свои интересные воспоминания о Кавказе и Баку.
После утверждения наместником кавказским в 1854 году плана Бакинской крепости с форштадтом началось строительство казенных домов и "уже было построено несколько прекрасных частных домов чиновников и богатых жителей". Форштадт разбили на правильные улицы и кварталы, хотя многие места еще не были застроены, в том числе и Чемберекенд, в котором селились моряки. Новое здание Николаевского Собора из тесаного камня в восточном стиле было окончено 28 октября 1856 года. Тифлисский архитектор Белов построил его в стиле восточной архитектуры. Основание было заложено в виде креста, алтарь повернут на север. Собор имел высоту около 45 м и пять колоколов. Строили его греки Семен Гитер и Харлампий Палистов из Трабзона. Столярные работы выполнила мастерская немца Мейера. Главный четырехъярусный Иконостас, сделанный из мрамора, был увенчан изображением Голгофы и имел два престола: главный, во имя Св. Николая Чудотворца и правый, деревянный, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он был выполнен М.Г.Паниевым в 1853 году. Собор был окрашен в красный цвет. 4 мая 1857 года экзарх Грузии высокопреосвященство митрополит Исидор совершил его освящение. С тех пор на долгие годы этот собор стал для всех христиан без различия вероисповеданий и национальности местом, где отражалась их жизнь, начиная от рождения, крещения, бракосочетания, отпевания и похорон.
Тогда же был возбужден вопрос о том, чтобы старую православную церковь в крепости обратить в военную католическую церковь или мечеть. 11 мая 1857 года церковный староста Городенский направил рапорт по этому поводу, но митрополит Исидор 4 июня 1858 года не дал на это согласия. Он позволил разобрать ее и на этом месте устроить в пользу православной церкви лавки. Церковь в Ичери шэхэр по ветхости простояла до 1865 года, затем была заперта, пришла в полную негодность и только в 1870 году ее окончательно закрыли. В 1892 году на ее месте была построена часовня Св. Варфоломея.
Надо отметить, что наличие лавок при духовенстве разных вероисповеданий было нормальным явлением. Так, легенда гласит, что в 1620 году Шах Аббас в Гяндже построил Джума-мечеть и соорудил армянскую церковь, а в Тифлисе-мечеть и церковь. Они были построены друг против друга, а для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок. Над мечетью шах сделал надпись: "Прошу тех царей-магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви". Над церковью же он сделал надпись: "Прошу царей-христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети".
После освобождения Тифлиса от власти Персии церковь богатела, а мечеть беднела, т.к. армяне отняли у нее принадлежавшие ей лавки. Когда Петр Великий был в Тифлисе и узнал историю этой мечети, он немедленно возвратил данные ей лавки. С тех пор мечеть ни в чем не нуждалась.
22 сентября 1858 года в Баку прибыли, путешествующие по Кавказу великие князья Николай Николаевич (шеф 1-го Кавказского саперного батальона) и Михаил Николаевич (шеф Кавказской гренадерской артиллерийской бригады). У шамахинских ворот крепости их встречали уездный начальник, коллежский асессор (к.а.-капитан) К.А.Пигулевский, комендант Ховен, командующий Каспийской флотилией, контр-адмирал Машин и командир войск в Прикаспийском крае, генерал-адъютант, б. шамахинский губернатор барон Врангель. Это в его честь одна из улиц в центре города Баку была названа Врангельской (с 1923 года- Зиновьева, с 1934 г. - Кагановича, с 1957 г. - Алигейдара Гараева, с 1992 г. - Ахмеда Джавада).
Почетный гражданин Гаджибаба со своими гражданами поднесли хлеб-соль. Пигулевский разместил почетных гостей в казенном доме уездного управления, возле крепостной стены, отделявшей город от взморья (там же, в 1850 году был принят в бозе почивший государь император Николай I и здравствовавший император Александр II). После обеда гости вышли на террасу дома. Оттуда открывался вид на весь Бакинский залив, где стояли 8 военных судов, из них три парохода. Все они празднично были освещены фальшфейерами и бенгальскими белыми огнями.
23 сентября, в 8 утра, толпа армян во главе с откупщиком Погосом Овсеповичем Тер-Гукасяном начала представляться почетным гостям "братьями русского царя" и изъявили желание угостить все нижние чины за свой счет. В этот день великие князья посетили новый Николаевский собор, Шахский дворец и мусульманскую мечеть, где почетный бакинский житель Назарбеков выразил от имени мусульманского населения свое почтение. Затем они приняли участие в военном параде на Баиловом мысе. После встречи с агентами Закавказского торгового общества именитые гости посетили главные достопримечательности того времени- неугасимые сураханские огни и Храм огнепоклонников Атешгях. На то время там проживало 5 индусов - огнепоклонников, которые уже успели разбаловаться деньгами русских посетителей.
В этот год произошло еще одно памятное событие. 14 ноября 1858 года в 8 вечера в Нуху прибыл Александр Дюма-отец вместе с живописцем Сойне и студентом Императорского Московского университета Александром Калино. Они осмотрели город, Ханский дворец и в 16 часов выехали в Тифлис.
Во второй половине 1858 года на Каспии открыло свои действия знаменитое Общество Волжско-Каспийского пароходства и торговли "Кавказ и Меркурий". Оно было учреждено по предложению наместника кавказского великого князя Михаила "для развития на Каспийском море правильного сообщения Кавказа и Закавказского края с приволжскими губерниями" и образовалось путем слияния двух самостоятельных обществ: Волжского речного общества "Меркурий" и основанного на Каспийском море пароходного общества "Кавказ". Устав акционерного общества "Кавказ и Меркурий" был утвержден Указом Сената России 21 мая 1858 года и именно этот день принято считать датой основания Каспийского пароходства. По 2-му параграфу устава это общество было принято под высочайшее его императорского величества покровительство. Свои действия оно открыло во второй половине 1859 года. Если деятельность общества "Кавказ и Меркурий" на Волге носила исключительно коммерческий характер, то на Каспии оно имело и правительственные цели...
Баку в первой половине XIX века
История столицы Азербайджана неразрывно связана с немцами
Т.ГУМБАТОВА
В 1806 году после покорения Ширванского ханства русскими Баку стал одним из уездных городов Каспийской области Кавказской губернии и славился своими ветрами и пылью. По данным генерал-лейтенанта Н.В. Ртищева, в городе насчитывались 931 дом и 2235 лиц мужского пола. Уездным начальником служил Егор Трофимович Палашковский. В то время все население города помещалось в крепости и на главной Шамахинской почтовой дороге (Базарной улице, ныне ул. Гуси Гаджиева). Центром крепости был находящийся в развалинах Ханский дворец, окруженный крепостной стеной, построенной шах Аббасом (1587- 1629). В крепости было четыре ворот - шекинские, шамахинские и одни с подъемными воротами. Над шах Абасскими воротами имелась надпись: "Повелено строение этой укрепленной твердыни и крепостной стены в дни благополучного царствования величайшего султана, высокопочитаемого хакана, владельца народов, покровительствуемого благостью Господа благотворителя, Шаха Аббаса Гусейна Эль-Мусави Сафи-Багадурхана. Да продлит Господь его царствование. Рукою десницы победоносного благополучного правления Зульфугархана (1618 год нашей эры)".
Протоиерей Александр Васильевич Юницкий в своей книге "История церквей и приходов Бакинской губернии" вспоминает: "Тогда армян в Баку почти не жило, хозяйничали одни русские и мусульмане. Те и другие жили между собой ладно".
Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд, предаваясь воле Божьей, проживал смирно и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг. Каждый воскресный день и каждый праздник глава семьи вместе с домочадцами и челядью отправлялись в единственную на то время в Баку военную православную церковь Святого Николая Мирликийского, построенную за Девичьей башней по приказу Ртищева в 1815 году на пожертвования русских жителей. Эта церковь была деревянной и маловместимой. В ней служили три священника и три церковных служителя. В январе 1831 года было подано прошение о постройке нового каменного православного храма.
Бакинцы вели очень нравственную жизнь. На весь город была только одна гостиница (ее содержал русский) и один духан (кабак, продающий спиртное), который содержал армянин. Однако "войти в него каждый боялся и стыдился". В летнее время все безбоязненно спали с открытыми окнами. По воскресеньям и в праздники бакинские старожилы проводили время различно. Молодежь шла гулять на Крепостной вал. Там, между крепостными стенами и крайним бастионом, появился защищенный от сильных ветров миниатюрный садик уездного начальника, созданный на основе частных насаждений фруктовых деревьев и нескольких виноградных лоз. Постепенно он превратился в общественный сад с большими оливковыми деревьями, усыпанными цветами.
В 1844 году на должность наместника кавказского император Николай I неожиданно назначил 63-летнего князя Воронцова, оставив за ним и новороссийское генерал-губернаторство. Жизненной географией Михаила Семеновича были дороги: военные, горные, степные. Покоя не предвиделось. Но был какой-то особый смысл в том, что теперь, совершенно седой, с недавно присвоенным титулом светлейшего князя, он снова направлен в те края, куда ринулся под пули двадцатилетним поручиком. Князь хорошо знал Кавказ и в "замирение" края с помощью только лишь одной военной силы не верил. Путь к миру он видел в первую очередь в веротерпимости, о чем писал Николаю I: "То, как мусульмане мыслят и относятся к нам, зависит от нашего отношения к их вере...". Именно поэтому в первые годы своего пребывания на Кавказе он дает добро на учреждение в Тифлисе мусульманского училища.
Благодаря усилиям наместника с 1846 года в Тифлисе начала издаваться первая официальная газета края "Кавказ". В этом же году супруга князя, Елизавета Ксаверьевна учредила Женское благотворительное общество во имя Св. Равноапостольской Нины в Тифлисе. Это общество стало "серьезным рассадником просвещения среди местного населения и сущим благодеянием для людей малого достатка" в Закавказье. Графиня Элиза (как звали ее в свете), ур. Браницкая, полька по отцу, русская по матери, родня Потемкину, в молодости обладала невероятно чарующим обаянием, которое заставляло видеть в ней красавицу. Их брак с Михаилом Семеновичем был удачным в плане их взаимопонимания, но по жизни, тяжелым. Из шести детей они потеряли четверых. Возможно, поэтому были так отзывчивы на все, что касалось детей. Княгиню Воронцову очень любили в крае, который во многом был обязан ей своим благосостоянием.
Первое общество Св.Нины в Каспийской области было создано в губернском городе Шамахе. В апреле 1848 года шамахинский военный губернатор, генерал-майор, немец, барон А.Е.Врангель возбудил ходатайство об открытии такого заведения. Это ходатайство было сочувственно встречено со стороны наместника и его супруги, которые пожертвовали 1000 рублей. Исабек Аджи Рагимбек пожертвовал каменный дом с садиком. Поступили пожертвования от Ахмедхана Ибрагим Ханова (1000 р.), от вдовы генерал-майора Гадыр-Джеган Бегумы, от одного из почтейнейшего и уважаемого генерал-майора Джафаркули Ага Джеванширского (1500 р.) и др. Всего около 9000 рублей.
Известно, что именно Шамаха явилась первым пунктом распространения ислама. Этот город был основан аравитянами в I столетии хиджры и населен жителями Дамаска ("Шам" по-арабски - Дамаск, "ах"- братия). Несколько веков Шамаха была столицей ширваншахов. Русское население в городе появилось только в 1840 году вместе с военным комендантом и было представлено в основном молоканами и скопцами, которые очень тосковали по родине.
Православные Шамахи проводили свои богослужения в старом ветхом здании мечети. В 1841 году было получено разрешение на постройку православной церкви. Но только к 1849 году по ходатайству военного губернатора барона Врангеля наместник кавказский и экзарх Грузии митрополит Исидор дали письменное разрешение на строительство Соборного православного храма. Из казны было выделено 24.715 рублей серебром и 21 тыс. рублей на покрытие собора. Архитектором назначили статского советника (что соответствовало военному званию генерала), члена Кавказского строительно-дорожного комитета Людвига Валентиновича Камбиаджио. В октябре 1850 года, во время путешествия по Закавказью императора Николая I вместе с наследником Александром Николаевичем, они лично одобрили место закладки собора, которое произошло 8 августа 1851 года. В октябре 1855 года был учрежден церковный строительный комитет, в состав которого вошли шамахинский вице-губернатор, д.с.с. Смиттен, коллежский советник (полковник) Яков Константинович Скибинский и другие.
Позже к ним присоединился местный священник Дмитрий Зотиков-Писадзе, а вместо выбывшего архитектора Камбиаджио был назначен его помощник, коллежский регистратор (поручик) Касымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Собор был небольшой, рассчитанный на 400 человек, которые к тому времени там проживали. 31 мая 1858 года русский православный собор в губернском городе Шамахе был освящен. Построенный из чисто вытесанного камня, с массивной византийской главой и с простым изящным крестом, собор был одним из лучших в Прикаспийском крае. Благодаря экзарху Исидору в крае было воздвигнуто много православных храмов, но в 1857 году он получил назначение в Киев.
Удины Нухинского уезда Шамахинской губернии проводили богомоления на могиле пророка Елисея, убитого там, по преданиям, с тремя учениками. Римские католики также получили разрешение начальника Каспийской области и б.наместника на Кавказе Каськадского открыть подписку в области для сбора добровольных пожертвований на сооружение молитвенного дома, а 13 октября 1860 года даже утвердили его план. Но собранная сумма 584 рубля была недостаточной, и ее передали на хранение в Закавказский приказ общественного призрения. Первая армяно-григорианская церковь в Шамахе была заложена в 1844 году, а в 1851 году ее освятили.
В 1852 году в Шамахе функционировали Благородное собрание, вольная аптека Карла Эдуардовича (Евстафьевич) Эйхлера, кондитерская, баядерка, гостиница Лалаева и не было ни одного трактира. К октябрю 1855 года там насчитывалось 300 русских и 1327 армян.
В Баку для нового каменного православного храма во имя святого Николая Чудотворца было выделено место в крепости, при шамахинских воротах, около гауптвахты, напротив комендантского дома и казарм. 18 марта 1850 года провели его торжественную закладку. В основание фундамента была положена серебряная табличка с указанием года, месяца и числа.
В связи с предстоящим в октябре 1850 года визитом в Баку императора Николая I всеми флотскими чинами Морского ведомства на Каспии была в так называемом морском дворе отремонтирована православная церковь. Под нее использовалось помещение в б. караван-сарае, построенным на форштадте (Vorstadt-за городом) еще в период ханского правления. Там расположились казармы для береговых морских чинов и флотского экипажа, над которыми и возвышался купол церкви. Жители называли эту местность "флотским двором". Церковь также получила название "Флотской" и была устроена в честь покровителя Российского добровольного флота и шефа полка, наследника цесаревича Александра Николаевича.
Ввиду небольших размеров здания караван-сарая молитвенный зал был размещен на построенном втором этаже и имел оригинальную форму корабельной палубы. 13 октября 1850 г. императорское величество наследник цесаревич князь Александр Николаевич служил молебен в этой церкви.
Юницкий в своей книге указывает на отсутствие в церковном архиве сведений об истории постройки флотской церкви. Мы нашли представленные выше данные в газете "Кавказ" за 1855 год, на страницах которой о бакинской жизни рассказывал Спасский-Автономов. Козьма Федорович (1807-1890), как и его брат, Михаил Федорович (1809-1859), уроженцы села Захаровка, бывшего Ливенского уезда, стал одним из основателей науки о климате и метеорологии.
27 июля 1847 года действительный статский советник (д.с.с., что соответствовало военному званию генерал-майора) Спасский-Автономов, похоронив жену в Тифлисе, вместе с сиротствующими детьми прибыл, по воле начальства, на службу в Баку. Он возглавил Бакинскую карантинно-таможенную службу, которой поручили одновременно осуществлять надзор за учрежденной в 1846 году Метеорологической станцией и описывать статистическое состояние Баку. Под его руководством были продолжены начавшиеся в 1830 году академиком Эмилем Ленцем работы по систематическому инструментальному наблюдению за изменением уровня Каспийского моря. Много сил и времени он отдавал исследованиям по метеорологии. Но главным его увлечением были путешествия и краеведение. В тридцатых годах он даже предпринял попытку восхождения на Арарат только для того, чтобы убедиться, что оттуда среди белого дня можно видеть звезды.
"Невеселая тогда была жизнь в Баку!", - позже вспоминал об этом времени Козьма Федорович. Многие приезжающие вначале испытывали неприятные впечатления от жизни среди бурь, на обнаженной почве при береге пустынном, глубоко вдавившемся в низменность моря и называли город "печальной пустыней ссылки".
В 1847 году по случаю жары и холеры город был пуст. Местное население разбрелось по садам. Уездный начальник выпроводил свою семью от ужасов холеры в Москву. Начальник морской станции и смотритель уездного училища уже схоронили своих жен. Комендант, инженер и начальник артиллерии были холостыми. При таких обстоятельствах, после служебных занятий и визитных посещений сослуживцев, Козьма Федорович и решил заняться своим любимым делом - знакомством с городом и местностью. Благодаря его кропотливой работе сохранилось так много увлекательных исторических записей о жизни Баку и его жителях.
В 1851 году он писал: "Город состоит из чрезвычайно кривых и тесных переулков, по которым только проходить или верхом с трудом проезжать можно. Площади малы и неправильны. Базарная улица также узка, лавки дурно устроены. Всех домов в крепости и на форштадте 1992, лавок 505, улиц 23, площадей 3 и мостов 2. Заводов нет никаких, коммерческих учреждений не существует. Всех местных торговцев - 294, из них: судохозяев - 75, торгующих заводскими, фабричными и мануфактурными произведениями - 67, прочими товарами - 231, иногородних торговцев - 28, персидскоподданных - 2. Доходы города составляли всего 6 тыс. руб. серебром, а население - 7431 человек. Из них 405 были армяне (283 - мужского пола). Жители Баку отличаются миролюбием и благочестием".
Ханский дворец находился в совершенно запущенном состоянии. Берег Бакинского залива был загроможден всяким хламом. Рядом располагалась верфь для построек тогдашних судов, носивших название бакинок и малых лодок.
Зимой в Баку не было ни "итальянской" оперы, ни Ленкоранского постоянного театра. Но были недельные и субботние праздники, где танцевали, играли в преферанс и рассуждали о делах. В день тезоименитства государя императора Николая I устраивались фейерверки. На святки появлялись костюмированные комедианты из ротных артистов. Жители города любили свадьбы и очень веселились на них, услаждаясь игрой на гармониках и скрипке. Одним из самых знаменитых был свободный скрипач, поляк Гавриил Яковлевич Полянский, который прожил 100 лет и умер в 1906 году. Раннею весною бакинцы развлекались маевками. Любимым местом были Волчьи ворота - горное ущелье близ поля, расположенное на довольно высокой горе. Поля весной были одеты свежей зеленью и цветами. Это был оазис, где горожане могли подышать свежим, чистым воздухом и полюбоваться прекрасным видом на море. На берегу моря тянулись болота и заливы. В тростниках было много разной дичи, на которую организовывалась охота.
Весной в Баку приходили суда со свежими фруктами и начинался праздник Новруз байрам. В мечетях не было молитв. Лавки на три дня были закрыты. Все местное население готовилось к этому событию. Белили помещения, запасались фруктами и торжественно встречали праздник. В жилищах полы устилались цветным войлоком, дорогими паласами и коврами. На полу - белые или цветные скатерти, на которых расставлены конфеты, лепешки, обсыпанные сахаром и крашеные яйца. По вечерам торговцы периодически звенели в колокольчики, а жители зажигали желтые и зеленые свечи. Весь правоверный народ спешил поздравить друг друга. Гостей сперва обрызгивали розовой водой, затем рассаживали по-восточному на ковры и подушки или (что редко) на европейские стулья. Потчевали чаем, кофе, шербетом из корицы, кальяном или трубкой.
В конце лета 1852 года прибыл новый военный комендант Бакинской крепости полковник Роман Романович Ховен, сын бывшего тифлисского гражданского губернатора (1818-1829), генерал-майора Романа Ивановича фон дер Ховена. По его инициативе начались работы по благоустройству и озеленению города. Он очень хотел, чтобы город прикрыл "свою наготу зеленью". Кавказский наместник князь Воронцов поддержал его инициативу и распорядился "выдать семена и молодые деревья для озеленения города". С целью улучшения почвы комендант обязал купцов, приезжающих морем из Ирана, в качестве особой пошлины доставлять несколько кубометров плодородной земли. Комендант Ховен использовал все возможности для озеленения. Он сажал деревья не только местных пород (шелковица, маслины, виноградные), но и привозные - тополь, смоковница, акация, ракита, клещевина, кунджут, овощи и цветы. Вокруг были поставлены деревянные скамейки, существовала тенистая из винограда аллея, росли грушевые, фисташковые, масленичные и др. растения. Там можно было поиграть в кольцо, кегли, ералаш и увидеть городских барышень.
Публику забавляли игрой на "волынке", иногда играл роговой оркестр. Часто сюда приходили гарнизонные солдатики с "турецким барабаном".
Общественный сад по праву начал называться комендантским. Перед шамахинскими воротами посадили разные деревья, а комендантский дом, лазарет и казармы, расположенные в крепости, уже тогда были увиты виноградом.
19 апреля 1853 года великая ночь Пасхи. "Гремят пушки. Все собрались в трех храмах: православные, католики и лютеране вместе в двух православных, армяне-григориане особо, в своей церкви. Вокруг слышатся приветствия: "Христос Воскрес"! Мусульмане тоже поздравляют нас", пишет Спасский-Автономов.
Армянская церковь Св. Богородицы расположилась слева от Девичьей башни и была построена в 1797 году после первого взятия Баку русскими и принесения присяги бакинского хана Гусейнкули хана графу Зубову на подданство России.
В то время ни католики, ни лютеране не имели своих молитвенных домов в Баку. Главное их церковное руководство находилось в Тифлисе, которое иногда посещало Баку. Лютеранские церкви были в Тифлисе и в немецких колониях: Еленендорфе (Ханлар), Елисаветтале (Ассурети) и др. В Шамахе образовалась армянская лютеранская община. В Тифлисской губернии было много католических церквей, которые тогда были представлены римскими католиками и армяно-католиками. Последних особенно много было в Ахалцызской провинции и др. местностях, которые были приобретены империей от Персии в 1828 году. Среди активных католиков было семейство Азнавурян, которые построили там много армяно-католических церквей и даже официально получили право быть похороненными в оградах этих церквей. Признавая церковное главенство Папы римского и догматы католической церкви, по своей сути, они остались армяно-григорианами. Поэтому их часто называли униатами.
1 мая 1853 года в Комендантском саду гуляние. Сад небольшой. Бастионная терраса (на которой позже будет построен летний театр) превращена в огромную галерею или залу с открытой стороной в сад. Музыканты, певчие и песенники расставлены в соответствующие места. Хозяйкой является супруга коменданта М.И.Ховен. Молодежь танцует. Мечтатели степенно прохаживаются.
5 мая 1853 года прошел церковный парад возле памятника б. бакинскому коменданту, б. главнокомандующему Грузией кн. Павлу Дмитриевичу Цицианову, убитого 8 февраля (1754-1806). Как известно, Гусейнкули хан отрубленную голову князя отослал персидскому шаху, а тело было захоронено в ограде единственной на то время в Баку церкви христианской - армянской Св. Богородицы. Этот поступок хана резко отличался от поведения смелого и гордого воина, гянджинского Джавад-хана. Присягнув персидскому шаху, он оставался верен ему и мужественно защищал крепость. Первым распоряжением полковника Филиппа Осиповича Паулуччи, вступившего в должность главнокомандующего в Грузии в сентябре 1811 года, было перенесение тела доблестного князя Цицианова из отдаленной Бакинской провинции в Тифлис в кафедральный Сионский собор, где "прах героя должен был служить священным залогом дальнейшего благоденствия Грузии".
Памятник" на вечную память" был установлен в 1846 году и расположился в ста метрах от места убийства, в конце Цициановской улицы (Али Байрамова в 1923-1993 годах, с 1993 г. Тебриза Халилбейли), на границе форштадта у шамахинской дороги. Он представлял собой пирамидальную колону на пьедестале, с изображением на нем кинжала и пистолета. Инициатором установки памятника был Наместник на Кавказе и главнокомандующий кавказскими войсками, великий князь Михаил Семенович Воронцов. Сооружен же памятник был на средства армянина Томаса Айвазова, в искренность поступка которого уже тогда никто не верил. Это было связано с тем, что кн. Цицианов, после заключения 14 мая 1805 года трактата о вступлении Карабаха в русское подданство, именем государя поручился за сохранение целости владений Ибрагим хана Шушинского и Карабахского. Не скрывая своего скептического отношения к армянской мифологии, он не разрешил Джумшуд Мелик-Шахназарову (из рода варандинских меликов - Джамшид Шах-Назарову) переехать из Тифлиса в Карабах. При этом он установил наследование ханской власти в его нисходящем потомстве. В этом состоял его стратегический план по умиротворению Карабаха. Это вызвало недовольство армян. 18 июля 1806 года при странных обстоятельствах был убит Ибрагим хан, а среди его наследников постоянно провоцировались конфликты и раздоры. После смерти кн. Цицианова Джумшуд Мелик-Шахназаров забросал доносами Петербург: "Мы, мелики, более их отличались в сражениях и были достойны высших наград и милостей, но закоренелая в сердце покойного князя Цицианова ненависть к народу армянскому не дозволили ему донести до всемилостивейшего государя про утомительную службу и старание наше".
20 января 1854 года проходил праздник в ознаменование победы русских под командованием кн.Андронникова. Вначале собрались в крепостной церкви Николая Мирликийского. Затем все войска 9-го линейного батальона, отделения моряков и артиллерийская рота казачьего отделения устремились на эспланаду крепости, через шамахинские ворота к памятнику кн. Цицианову, где они были построены треугольником вокруг стола священнослужителей. Трое священников в присутствии коменданта Ховена и начальника морской станции, генерал-лейтенанта, немца из лифляндских (финляндских) дворян Роберта Карловича Фрейтага совершили молитву.
29 ноября 1854 года в связи с болезнью ушел в отставку М.С. Воронцов. Он скончался 6 ноября 1856 года. За заслуги перед отечеством и в ознаменование 25-летней деятельности его на Кавказе светлейшему князю был установлен в 1867 году в Тифлисе памятник. В Баку еще в 1852 году Фонарная улица была переименована в Воронцовскую (с 1922 года - Азизбекова), которая плавно переходила в Воронцовскую площадь.
В 1855 году после кончины Николая I на российский престол взошел его старший сын Александр II (1855-1881). Его женой стала немка Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Гессен-Дармштадская, нареченная императрицей Марией Александровной. По этому случаю во всей Российской империи все жители были приведены к присяге на верность новому государю. Наместником на Кавказе был назначен генерал-адъютант Николай Николаевич Муравьев, которого в июне 1856 года сменил генерал-лейтенант князь Александр Иванович Барятинский. Директором канцелярии при главнокомандующем на Кавказе стал Василий Антонович Инсарский. В 1868 году в Москве он напечатал свои интересные воспоминания о Кавказе и Баку.
После утверждения наместником кавказским в 1854 году плана Бакинской крепости с форштадтом началось строительство казенных домов и "уже было построено несколько прекрасных частных домов чиновников и богатых жителей". Форштадт разбили на правильные улицы и кварталы, хотя многие места еще не были застроены, в том числе и Чемберекенд, в котором селились моряки. Новое здание Николаевского Собора из тесаного камня в восточном стиле было окончено 28 октября 1856 года. Тифлисский архитектор Белов построил его в стиле восточной архитектуры. Основание было заложено в виде креста, алтарь повернут на север. Собор имел высоту около 45 м и пять колоколов. Строили его греки Семен Гитер и Харлампий Палистов из Трабзона. Столярные работы выполнила мастерская немца Мейера. Главный четырехъярусный Иконостас, сделанный из мрамора, был увенчан изображением Голгофы и имел два престола: главный, во имя Св. Николая Чудотворца и правый, деревянный, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он был выполнен М.Г.Паниевым в 1853 году. Собор был окрашен в красный цвет. 4 мая 1857 года экзарх Грузии высокопреосвященство митрополит Исидор совершил его освящение. С тех пор на долгие годы этот собор стал для всех христиан без различия вероисповеданий и национальности местом, где отражалась их жизнь, начиная от рождения, крещения, бракосочетания, отпевания и похорон.
Тогда же был возбужден вопрос о том, чтобы старую православную церковь в крепости обратить в военную католическую церковь или мечеть. 11 мая 1857 года церковный староста Городенский направил рапорт по этому поводу, но митрополит Исидор 4 июня 1858 года не дал на это согласия. Он позволил разобрать ее и на этом месте устроить в пользу православной церкви лавки. Церковь в Ичери шэхэр по ветхости простояла до 1865 года, затем была заперта, пришла в полную негодность и только в 1870 году ее окончательно закрыли. В 1892 году на ее месте была построена часовня Св. Варфоломея.
Надо отметить, что наличие лавок при духовенстве разных вероисповеданий было нормальным явлением. Так, легенда гласит, что в 1620 году Шах Аббас в Гяндже построил Джума-мечеть и соорудил армянскую церковь, а в Тифлисе-мечеть и церковь. Они были построены друг против друга, а для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок. Над мечетью шах сделал надпись: "Прошу тех царей-магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви". Над церковью же он сделал надпись: "Прошу царей-христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети".
После освобождения Тифлиса от власти Персии церковь богатела, а мечеть беднела, т.к. армяне отняли у нее принадлежавшие ей лавки. Когда Петр Великий был в Тифлисе и узнал историю этой мечети, он немедленно возвратил данные ей лавки. С тех пор мечеть ни в чем не нуждалась.
22 сентября 1858 года в Баку прибыли, путешествующие по Кавказу великие князья Николай Николаевич (шеф 1-го Кавказского саперного батальона) и Михаил Николаевич (шеф Кавказской гренадерской артиллерийской бригады). У шамахинских ворот крепости их встречали уездный начальник, коллежский асессор (к.а.-капитан) К.А.Пигулевский, комендант Ховен, командующий Каспийской флотилией, контр-адмирал Машин и командир войск в Прикаспийском крае, генерал-адъютант, б. шамахинский губернатор барон Врангель. Это в его честь одна из улиц в центре города Баку была названа Врангельской (с 1923 года- Зиновьева, с 1934 г. - Кагановича, с 1957 г. - Алигейдара Гараева, с 1992 г. - Ахмеда Джавада).
Почетный гражданин Гаджибаба со своими гражданами поднесли хлеб-соль. Пигулевский разместил почетных гостей в казенном доме уездного управления, возле крепостной стены, отделявшей город от взморья (там же, в 1850 году был принят в бозе почивший государь император Николай I и здравствовавший император Александр II). После обеда гости вышли на террасу дома. Оттуда открывался вид на весь Бакинский залив, где стояли 8 военных судов, из них три парохода. Все они празднично были освещены фальшфейерами и бенгальскими белыми огнями.
23 сентября, в 8 утра, толпа армян во главе с откупщиком Погосом Овсеповичем Тер-Гукасяном начала представляться почетным гостям "братьями русского царя" и изъявили желание угостить все нижние чины за свой счет. В этот день великие князья посетили новый Николаевский собор, Шахский дворец и мусульманскую мечеть, где почетный бакинский житель Назарбеков выразил от имени мусульманского населения свое почтение. Затем они приняли участие в военном параде на Баиловом мысе. После встречи с агентами Закавказского торгового общества именитые гости посетили главные достопримечательности того времени- неугасимые сураханские огни и Храм огнепоклонников Атешгях. На то время там проживало 5 индусов - огнепоклонников, которые уже успели разбаловаться деньгами русских посетителей.
В этот год произошло еще одно памятное событие. 14 ноября 1858 года в 8 вечера в Нуху прибыл Александр Дюма-отец вместе с живописцем Сойне и студентом Императорского Московского университета Александром Калино. Они осмотрели город, Ханский дворец и в 16 часов выехали в Тифлис.
Во второй половине 1858 года на Каспии открыло свои действия знаменитое Общество Волжско-Каспийского пароходства и торговли "Кавказ и Меркурий". Оно было учреждено по предложению наместника кавказского великого князя Михаила "для развития на Каспийском море правильного сообщения Кавказа и Закавказского края с приволжскими губерниями" и образовалось путем слияния двух самостоятельных обществ: Волжского речного общества "Меркурий" и основанного на Каспийском море пароходного общества "Кавказ". Устав акционерного общества "Кавказ и Меркурий" был утвержден Указом Сената России 21 мая 1858 года и именно этот день принято считать датой основания Каспийского пароходства. По 2-му параграфу устава это общество было принято под высочайшее его императорского величества покровительство. Свои действия оно открыло во второй половине 1859 года. Если деятельность общества "Кавказ и Меркурий" на Волге носила исключительно коммерческий характер, то на Каспии оно имело и правительственные цели...
Сайт: | http://www.echo-az.info/istoriya01.shtml |