Энциклопедия / История
Изменить категорию | Все статьи категории
ВНУТРЕННИЙ ГОРОД - БОЛЬ ВНУТРИ
МИР-ТЕЙМУР, художник
"Ичери-Шеhер" переводится как "внутренний город". Это сейчас он стал 'внутренним', а раньше был просто городом, правда, хорошо защищенным крепостными стенами в три ряда, глубокими рвами с морской водой. Это был город с выгодным географическим положением. Впереди - глубокое и грозное в шторм море, а сзади - Кавказские горы. Город амфитеатром спускался с самой высокой точки - Дворца Ширваншахов до кромки прибоя. Два длинных мощных волнореза уходили далеко в море, образуя гавань для морских кораблей-парусников. В первой крепостной стене имелись закрывающиеся створки; они перегораживали вход в канал между первой и второй стенами. Если неприятель с моря, проломив створки, врывался на легких судах в канал, то он оказывался между двух огней - попадал под перекрестный огонь защитников крепости, от которого трудно было кому-либо спастись. В основе своей, средневековые города, в том числе и Баку, строились по единому проекту города-крепости. Летописи, хроники VI-IX веков, донесли до нас факты противостояния осаде таких городов-крепостей до 6 месяцев. Провиант, вода, жилье - все это помогало выдержать осаду. Гораздо сложнее было положение осаждающих: нехватка воды, провианта, необходимость поддерживать боевой дух, постоянное ожидание ночных вылазок-рейдов защитников крепости. Все это отнюдь не скрашивало будни походного лагеря. Если к этому добавить болезни и эпидемии, которые периодически вспыхивали при таком скоплении людей, вынужденных жить в страшных антисанитарных условиях, то картина станет еще более неприглядней. Поэтому, такие города старались брать, применяя военную хитрость, пользуясь вражеским предательством или внезапным нападением. Осада, как один из приемов ведения войны, не использовалась как постоянная тактика. При невозможности взять город-крепость, его оставляли у себя в тылу, в надежде, что следующий эшелон войск возьмет этот город, или вернется к осаде крепости на обратном пути. Конечно, обойти город, оставить у себя в тылу противника - не самое удачное решение проблемы, но на это соглашались по тактическим и стратегическим причинам. Помимо того, что Баку был обнесен тремя крепостными стенами, имел каналы-рвы, он, по своей планировке, был очень не прост. На первый взгляд хаотичность плана Крепости вызывает недоумение. Неужели древние строители при закладке города не могли провести прямые улицы с достаточной шириной проезжей части?! Проще строить по прямой линии, с четкими пересечениями улиц. Удобно жить, не теряясь в лабиринте узких улочек при поиске нужного дома. Зачем эти многочисленные тупики? Кому нужны эти, сворачивающие под любым углом, улочки? Почему улица вначале довольно широкая (могут разминуться два фаэтона) неожиданно начинает сужаться и заканчивается вдруг тупиком? Кто так строил? Зачем? Кому нужна была эта 'пляска' улиц и улочек? Вполне естественно возникают подобные вопросы. На них все же есть ответы. Только не заблуждайтесь, утверждая, что человек древности и средневековья был примитивным, со слабо развитым, или почти не развитым сознанием. Да, тогда не было телевидения, компьютера и многого другого, что знакомо современному пятилетнему ребенку, но им было ведомо другое. Докозательством тому являются древние памятники искусства. Например, пирамиды Египта, ступенчатые пирамиды - храмы Мексики, храм в Баальбеке и др. Древние знали то, чего мы, такие просвещенные и умные, не знаем (или забыли?!), не можем понять и чему не перестаем удивляться. Мы дожили до XXI века, а не можем ответить на простые вопросы: для чего, кем, когда и как было построено эта странное, не имеющее аналогов сооружение - 'Гыз Галасы'. Но вернусь к вопросу планировки Крепости. То, что на первый взгляд кажется хаосом, является, по-моему, продуманной системой. Если вглядеться в план Крепости, то видно, что вначале просторные улицы постепенно сужаются к центру - Комплексу Дворца Ширваншахов (на мой взгляд, название 'Дворца' не соответствует стилю, плану и архитектуре комплекса, но это другой разговор). Итак, сужение улиц мы отметили. Перейдем к их сложной геометрии. Они не имеют четко обозначенную прямоугольность пересекаемых плоскостей: улицы меняют направление, ширину. Для чего это? Если противник все-таки прорывался в город сквозь крепостные стены, то его ожидали неприятности с улицами, которые сворачивали то налево, то направо под разными углами. Так удавалось сбить темп атакующих. Противостоять отдельным группам, состоящим из трех или четырех человек, легче, чем драться с отрядом в двадцать человек. Трое или четверо атакующих могли бежать по узким улицам, пока не встречали активного сопротивления жителей города. Сложнее было раздробить головные отряды авангарда. Как правило, в авангарде всегда идут самые отчаянные и опытные бойцы. Как можно раздробить этот 'боевой кулак' авангарда? Во-первых, необходимо сбить темп атаки, затем, заставить атакующих вытянуться в цепь из-за узости улиц. Следующий вопрос - зачем нужны тупики? Как правило, все тупики в Крепости не просматриваются с начала улицы. О том, что она закончится тупиком, очень трудно догадаться. Значит, тупики служили своего рода западней, ловушкой. Бродя по Крепости, анализируя движение улиц, восстанавливая образ Крепости далеких времен, я нахожу доказательство моим догадкам, домыслам и фантазиям. Причем, многие тупики застроены двухэтажными или трехэтажными зданиями. Это, действительно, удобное место, где можно добить растерянного врага! Изменение направления улицы под разными углами представляет сложную проблему для коня и всадника. Конь не может на скаку поворачивать то влево, то вправо. Ему необходим другой режим движения. Оптимально - это вялая рысца, благодаря которой всадник превращается в великолепную мишень для защитника города. Таскать на конной тяге даже легкую артиллерию также невозможно из-за геометрии улиц. Артиллерия, таранные орудия, подвоз боеприпасов на повозках также сталкиваются с проблемой. Здесь легко потерять ориентир. Где я? Как мне выбраться отсюда? - такие вопросы задают те, кто впервые бывают в Ичери Шеhер. Резкая смена направления движения приводит к потере ориентира. Значит, цель достигнута: с растерянным неприятелем легче расправиться защитнику Крепости. Теперь о технике, стратегии ведения внутригородского сражения. На мой взгляд, бои велись в два этажа: первый - это наземный, лицом к лицу, а второй - помощь сверху, с плоских крыш. В ход шли луки и стрелы, дротики и камни, кипящая нефть, многое из бытовых предметов. Вести бой на двух фронтах труднее, тем более, на этих тесных и незнакомых улицах. Есть и другие, не менее интересные наблюдения. На некоторых старых улицах я заметил широкие одностворчатые двери. Если открыть такую дверь в переулок, то движение пешехода по улице заблокируется. Надо быть очень худым, чтобы протиснуться между стеной и дверью. А если такая же дверь была в другом конце улицы, то вот вам, и тупик - улица без входа и выхода! Хотелось бы коснуться вопроса планировки города в соответствии с климатом, с 'розой ветров', санитарными нормами и т.д. Стены домов, обращенных на север, почти не имеют окон. Это и понятно. Свирепые Хазри, или Норд, известны своим характером, из-за которого северные стены иногда приходилось делать толще. Криволинейность улиц также служила своеобразной защитой от ветра - ему негде было развернуться. В то же время, все улицы продувались ветром. Так своеобразно соблюдались санитарные нормы. Такое проветривание помогало и в знойные летние дни. Дома, построенные на таких улицах, также оригинальны. Сложная геометрия улиц позволяла строить их с окнами, смещенными к соседским окнам. Таким образом достигалась относительная изоляция соседей друг от друга. С другой стороны, такое расположение домов способствовало развитию контактов между соседями, их более тесному сотрудничеству в социальной среде квартала - махалле. Организующим, духовным началом каждого квартала являлась мечеть, которая так и называлась 'квартальной'. Крепость состояла из девяти основных кварталов, которые имели свои специфические названия, связанные с профессиональной деятельностью ее жителей. Своей архитектурой привлекает восточный квартал комплекса Дворца Ширваншахов, построенный в 1585 - 1586 гг. мастером Улу Раджаб-бабой Бакуви. В 1958 году при археологических раскопках в Баку на глубине около 10 метров был найден древний водопровод XI века, питавший водой жителей Крепости, в том числе овдан (подземное водохранилище) Дворца Ширваншахов. Сейчас, в современное нам время, в Ичери Шеhер часто открываются старые овданы, камеры-фильтры, водопроводы и водоводы разных по направлению подземных коммуникаций, чаще всего выложенных плотным камнем-известняком, тщательно подогнанным один к другому. Очень жаль, что строительство новых домов в Ичери Шеhер ведется против законов, как юридических, так и морально-нравственных, этических. При рытье котлованов повсеместно обнажается История моего народа, Прошлое моего Баку, но ... современные варвары спешно бетонируют все, что может задержать ход строительства, вызвав интерес археологов, историков, архитекторов. ... В одной из своих бесед с Александром - будущим царем Македонии, Аристотель сказал: 'Создать великое и уничтожить великое - не одно и то же. Я хочу, чтобы ты помнил об этом, Александр'. Аристотель, будучи учителем, наставником юного Александра Македонского хотел, чтобы будущий правитель, царь, помнил эти слова, помнил всегда. Целых три года юный Александр вбирал советы великого мыслителя. Позднее, став царем-победителем, он неоднократно вспоминал подобные беседы с учителем. А помним ли мы свою Историю? Хорошо ли знаем свои сказки, легенды? Как много священных мест (пир) - разбросаны по всей земле родного Азербайджана и как мало людей, знающих их местонахождение, помнящих историю их появления. Наши скалы, долины и степи, горные перевалы и быстрые реки могут многое рассказать, показать, напомнить. Надо лишь отойти от суеты, вслушаться, всмотреться и мы откроем для себя многое. Как много прекрасного, великого перешло нам в наследство от старшего поколения. Какими стараниями складывались кирпичи для возведения такого Великого здания, как История. Оно окружает нас со всех сторон. Все дышит Историей. Она особенно ярко запечатлена в культуре, искусстве, архитектуре. Известны слова великого архитектора Ле Корбюзье: 'Архитектура - это музыка, застывшая в камне'. Применив эти великие слова к нашей культуре и истории, можно так сказать: 'Ичери Шеhер - это мугам воплощенный в камне'.
'Ичери Шеhер - это мугам воплощенный в камне'.
15.5.2005ВНУТРЕННИЙ ГОРОД - БОЛЬ ВНУТРИ
МИР-ТЕЙМУР, художник
"Ичери-Шеhер" переводится как "внутренний город". Это сейчас он стал 'внутренним', а раньше был просто городом, правда, хорошо защищенным крепостными стенами в три ряда, глубокими рвами с морской водой. Это был город с выгодным географическим положением. Впереди - глубокое и грозное в шторм море, а сзади - Кавказские горы. Город амфитеатром спускался с самой высокой точки - Дворца Ширваншахов до кромки прибоя. Два длинных мощных волнореза уходили далеко в море, образуя гавань для морских кораблей-парусников. В первой крепостной стене имелись закрывающиеся створки; они перегораживали вход в канал между первой и второй стенами. Если неприятель с моря, проломив створки, врывался на легких судах в канал, то он оказывался между двух огней - попадал под перекрестный огонь защитников крепости, от которого трудно было кому-либо спастись. В основе своей, средневековые города, в том числе и Баку, строились по единому проекту города-крепости. Летописи, хроники VI-IX веков, донесли до нас факты противостояния осаде таких городов-крепостей до 6 месяцев. Провиант, вода, жилье - все это помогало выдержать осаду. Гораздо сложнее было положение осаждающих: нехватка воды, провианта, необходимость поддерживать боевой дух, постоянное ожидание ночных вылазок-рейдов защитников крепости. Все это отнюдь не скрашивало будни походного лагеря. Если к этому добавить болезни и эпидемии, которые периодически вспыхивали при таком скоплении людей, вынужденных жить в страшных антисанитарных условиях, то картина станет еще более неприглядней. Поэтому, такие города старались брать, применяя военную хитрость, пользуясь вражеским предательством или внезапным нападением. Осада, как один из приемов ведения войны, не использовалась как постоянная тактика. При невозможности взять город-крепость, его оставляли у себя в тылу, в надежде, что следующий эшелон войск возьмет этот город, или вернется к осаде крепости на обратном пути. Конечно, обойти город, оставить у себя в тылу противника - не самое удачное решение проблемы, но на это соглашались по тактическим и стратегическим причинам. Помимо того, что Баку был обнесен тремя крепостными стенами, имел каналы-рвы, он, по своей планировке, был очень не прост. На первый взгляд хаотичность плана Крепости вызывает недоумение. Неужели древние строители при закладке города не могли провести прямые улицы с достаточной шириной проезжей части?! Проще строить по прямой линии, с четкими пересечениями улиц. Удобно жить, не теряясь в лабиринте узких улочек при поиске нужного дома. Зачем эти многочисленные тупики? Кому нужны эти, сворачивающие под любым углом, улочки? Почему улица вначале довольно широкая (могут разминуться два фаэтона) неожиданно начинает сужаться и заканчивается вдруг тупиком? Кто так строил? Зачем? Кому нужна была эта 'пляска' улиц и улочек? Вполне естественно возникают подобные вопросы. На них все же есть ответы. Только не заблуждайтесь, утверждая, что человек древности и средневековья был примитивным, со слабо развитым, или почти не развитым сознанием. Да, тогда не было телевидения, компьютера и многого другого, что знакомо современному пятилетнему ребенку, но им было ведомо другое. Докозательством тому являются древние памятники искусства. Например, пирамиды Египта, ступенчатые пирамиды - храмы Мексики, храм в Баальбеке и др. Древние знали то, чего мы, такие просвещенные и умные, не знаем (или забыли?!), не можем понять и чему не перестаем удивляться. Мы дожили до XXI века, а не можем ответить на простые вопросы: для чего, кем, когда и как было построено эта странное, не имеющее аналогов сооружение - 'Гыз Галасы'. Но вернусь к вопросу планировки Крепости. То, что на первый взгляд кажется хаосом, является, по-моему, продуманной системой. Если вглядеться в план Крепости, то видно, что вначале просторные улицы постепенно сужаются к центру - Комплексу Дворца Ширваншахов (на мой взгляд, название 'Дворца' не соответствует стилю, плану и архитектуре комплекса, но это другой разговор). Итак, сужение улиц мы отметили. Перейдем к их сложной геометрии. Они не имеют четко обозначенную прямоугольность пересекаемых плоскостей: улицы меняют направление, ширину. Для чего это? Если противник все-таки прорывался в город сквозь крепостные стены, то его ожидали неприятности с улицами, которые сворачивали то налево, то направо под разными углами. Так удавалось сбить темп атакующих. Противостоять отдельным группам, состоящим из трех или четырех человек, легче, чем драться с отрядом в двадцать человек. Трое или четверо атакующих могли бежать по узким улицам, пока не встречали активного сопротивления жителей города. Сложнее было раздробить головные отряды авангарда. Как правило, в авангарде всегда идут самые отчаянные и опытные бойцы. Как можно раздробить этот 'боевой кулак' авангарда? Во-первых, необходимо сбить темп атаки, затем, заставить атакующих вытянуться в цепь из-за узости улиц. Следующий вопрос - зачем нужны тупики? Как правило, все тупики в Крепости не просматриваются с начала улицы. О том, что она закончится тупиком, очень трудно догадаться. Значит, тупики служили своего рода западней, ловушкой. Бродя по Крепости, анализируя движение улиц, восстанавливая образ Крепости далеких времен, я нахожу доказательство моим догадкам, домыслам и фантазиям. Причем, многие тупики застроены двухэтажными или трехэтажными зданиями. Это, действительно, удобное место, где можно добить растерянного врага! Изменение направления улицы под разными углами представляет сложную проблему для коня и всадника. Конь не может на скаку поворачивать то влево, то вправо. Ему необходим другой режим движения. Оптимально - это вялая рысца, благодаря которой всадник превращается в великолепную мишень для защитника города. Таскать на конной тяге даже легкую артиллерию также невозможно из-за геометрии улиц. Артиллерия, таранные орудия, подвоз боеприпасов на повозках также сталкиваются с проблемой. Здесь легко потерять ориентир. Где я? Как мне выбраться отсюда? - такие вопросы задают те, кто впервые бывают в Ичери Шеhер. Резкая смена направления движения приводит к потере ориентира. Значит, цель достигнута: с растерянным неприятелем легче расправиться защитнику Крепости. Теперь о технике, стратегии ведения внутригородского сражения. На мой взгляд, бои велись в два этажа: первый - это наземный, лицом к лицу, а второй - помощь сверху, с плоских крыш. В ход шли луки и стрелы, дротики и камни, кипящая нефть, многое из бытовых предметов. Вести бой на двух фронтах труднее, тем более, на этих тесных и незнакомых улицах. Есть и другие, не менее интересные наблюдения. На некоторых старых улицах я заметил широкие одностворчатые двери. Если открыть такую дверь в переулок, то движение пешехода по улице заблокируется. Надо быть очень худым, чтобы протиснуться между стеной и дверью. А если такая же дверь была в другом конце улицы, то вот вам, и тупик - улица без входа и выхода! Хотелось бы коснуться вопроса планировки города в соответствии с климатом, с 'розой ветров', санитарными нормами и т.д. Стены домов, обращенных на север, почти не имеют окон. Это и понятно. Свирепые Хазри, или Норд, известны своим характером, из-за которого северные стены иногда приходилось делать толще. Криволинейность улиц также служила своеобразной защитой от ветра - ему негде было развернуться. В то же время, все улицы продувались ветром. Так своеобразно соблюдались санитарные нормы. Такое проветривание помогало и в знойные летние дни. Дома, построенные на таких улицах, также оригинальны. Сложная геометрия улиц позволяла строить их с окнами, смещенными к соседским окнам. Таким образом достигалась относительная изоляция соседей друг от друга. С другой стороны, такое расположение домов способствовало развитию контактов между соседями, их более тесному сотрудничеству в социальной среде квартала - махалле. Организующим, духовным началом каждого квартала являлась мечеть, которая так и называлась 'квартальной'. Крепость состояла из девяти основных кварталов, которые имели свои специфические названия, связанные с профессиональной деятельностью ее жителей. Своей архитектурой привлекает восточный квартал комплекса Дворца Ширваншахов, построенный в 1585 - 1586 гг. мастером Улу Раджаб-бабой Бакуви. В 1958 году при археологических раскопках в Баку на глубине около 10 метров был найден древний водопровод XI века, питавший водой жителей Крепости, в том числе овдан (подземное водохранилище) Дворца Ширваншахов. Сейчас, в современное нам время, в Ичери Шеhер часто открываются старые овданы, камеры-фильтры, водопроводы и водоводы разных по направлению подземных коммуникаций, чаще всего выложенных плотным камнем-известняком, тщательно подогнанным один к другому. Очень жаль, что строительство новых домов в Ичери Шеhер ведется против законов, как юридических, так и морально-нравственных, этических. При рытье котлованов повсеместно обнажается История моего народа, Прошлое моего Баку, но ... современные варвары спешно бетонируют все, что может задержать ход строительства, вызвав интерес археологов, историков, архитекторов. ... В одной из своих бесед с Александром - будущим царем Македонии, Аристотель сказал: 'Создать великое и уничтожить великое - не одно и то же. Я хочу, чтобы ты помнил об этом, Александр'. Аристотель, будучи учителем, наставником юного Александра Македонского хотел, чтобы будущий правитель, царь, помнил эти слова, помнил всегда. Целых три года юный Александр вбирал советы великого мыслителя. Позднее, став царем-победителем, он неоднократно вспоминал подобные беседы с учителем. А помним ли мы свою Историю? Хорошо ли знаем свои сказки, легенды? Как много священных мест (пир) - разбросаны по всей земле родного Азербайджана и как мало людей, знающих их местонахождение, помнящих историю их появления. Наши скалы, долины и степи, горные перевалы и быстрые реки могут многое рассказать, показать, напомнить. Надо лишь отойти от суеты, вслушаться, всмотреться и мы откроем для себя многое. Как много прекрасного, великого перешло нам в наследство от старшего поколения. Какими стараниями складывались кирпичи для возведения такого Великого здания, как История. Оно окружает нас со всех сторон. Все дышит Историей. Она особенно ярко запечатлена в культуре, искусстве, архитектуре. Известны слова великого архитектора Ле Корбюзье: 'Архитектура - это музыка, застывшая в камне'. Применив эти великие слова к нашей культуре и истории, можно так сказать: 'Ичери Шеhер - это мугам воплощенный в камне'.
загрузка