Энциклопедия / История
Изменить категорию | Все статьи категории
Наскальные изображения Гямигая
Наджаф МУСЕИБЛИ, кандидат исторических наук
Нахчыванский край - один из древнейших очагов цивилизации на исторической территории Азербайджана. Уже в глубокой древности этот регион имел тесные политические, экономические и культурные связи с яркими цивилизациями Ближнего Востока и это нашло отражение в многочисленных историко-археологических памятниках Нахчывана. Одним из таких памятников, отражающих яркую и самобытную культуру населения древнего края, являются наскальные рисунки-петроглифы Гямигая.
Памятник находится на территории Ордубадского района к востоку от села Насирваз, недалеко от современной границы Азербайджанской Республики с Арменией.
Гямигая (в переводе с азербайджанского “каменный корабль”) - это легендарное народное название самой высокой вершины Малого Кавказа - горы Гапыджик (3906 м). Согласно местной интерпретации библейской легенды о всемирном потопе, ковчег праведника Ноя пристал именно к этой горе и со временем окаменел на этом месте. И действительно, состоящая из огромных каменных глыб, вершина горы по своей конфигурации напоминает корабль, с чем и связан тот факт, что издавна местное население края называет эту гору Гямигая.
Вследствие естественного геологического процесса образовались крупные скальные скопления на склонах горы и в многочисленных горных лощинах, где часто из земли бьют родники. И именно на этих базальтовых скалах встречаем мы сегодня удивительные наскальные рисунки. Различные по тематике эти рисунки выбиты, процарапаны или высечены с большим мастерством и художественным вкусом. Здесь можно встретить изображения козлов, оленей, быков, собак, змей, птиц, фантастических животных, а также изображения людей, повозок, отдельных знаков и т.д.
В настоящее время здесь уже зафиксировано и взято на учет около 1500 наскальных рисунков. В основном все они сконцентрированы недалеко от родников на территории горного плато Гарангуш, горного плато, именуемого Наби юрду и на участке, называемом Гёлляр.
Возникает вопрос, когда и при каких конкретно-исторических условиях возникли петроглифы Гямигая? Как было отмечено выше, будучи высокогорным местом, зона нахождения Гямигая является малопригодным местом для постоянного проживания. Но в виду того, что это альпийская зона, что весной и летом, здесь растет обильная сочная трава, она уже в древности использовалась насельниками края, как зона летних пастбищ. Следовательно жизнь здесь носила сезонный характер.
Скотоводческие племена, проживавшие в предгорных и равнинных зонах Нахчывана в эпоху бронзы, с наступлением жарких дней перекочевывали со своими стадами на прохладные и обильные травами горные яйлаги, в том числе и в район нахождения Гямигая. Именно в эти весенне-летние периоды ими же и создавались наскальные рисунки Гямигая. Наличие аналогичных с наскальными рисунками Гямигая, как по стилю, так и по тематике, изображений на керамических изделиях из памятников эпохи бронзы в долине реки Араз в Нахчыване лишний раз подтверждает верность этой точки зрения.
Археологическими исследованиями доказано, что отгонное-яйлажное скотоводство в Азербайджане возникло в конце IV тыс. до н.э. Самые древние изображения на Гямигая относятся именно к этому периоду. Это - выполненные в реалистичном стиле изображения людей и животных. А в целом, хронологический диапазон наскальных рисунков Гямигая колеблется от конца IV тыс. до начала I тыс. до н.э. включительно – период бронзы и раннего железа.
Наскальные рисунки, выявленные на исторических территориях Азербайджана в зоне гор Геяма и Зангезура (в настоящее время находятся на территории Армянской Республики), в горном Кельбаджарском районе, по времени создания, тематике и технике исполнения абсолютно идентичны с петроглифами Гямигая. Петроглифы из отмеченных зон Малого Кавказа, также находят множество удивительных до точности параллелей с наскальными рисунками Гобустана и с изображениями на других многочисленных памятниках материальной культуры этого периода на территории Азербайджана. Более того, наскальные рисунки Гямигая, Зангезура, Геяма - это единый комплекс памятников, отражающих древнюю культуру Азербайджана.
Тематика петроглифов Гямигая очень разнообразна. Эти рисунки и знаки - не случайные явления, они являются реальным отражением мировоззрения древних людей, дошедшее до нас через исторические толщи тысячелетий. Племена, населявшие в древности Нахчыванский край, окружавшую их природу, фауну и флору, образ жизни и хозяйственную деятельность, свои религиозные представления и т.д. образно фиксировали в виде различных сюжетов и знаков на скалах. Древние художники, удовлетворявшие таким творчеством свои духовные потребности, одновременно создавали удивительные образцы древнего живописного искусства.
Изображения людей на Гямигая выполнены схематично, но в самых разных позах и ракурсах. Встречаются одиночные, парные и групповые рисунки. За редким исключением все человеческие рисунки выполнены в анфас. В большинстве случаев изображения людей выполнены отдельными линиями, но встречаются и силуэтные изображения человека (рис. 1).
Очередная, привлекающая к себе внимание композиция - это изображение человека с лошадью. Изображенный в профиль всадник сориентирован вправо. Рисунок спокойно шагающего коня сделан схематично. Фигура сидящего на коне всадника вертикальна, а его голова слегка наклонена вперед. Ноги всадника свисают ниже корпуса лошади, левой рукой он держит уздечку лошади, а правой - упирается в бок. Эта композиция прекрасно иллюстрирует тот факт, что во II тыс. до н.э. коневодство в Нахчыване было хорошо развитой отраслью скотоводства и, что лошадь широко использовалась и как верховое животное, и как вьючное.
В IV-I тыс. до н.э. на территории исторического Азербайджана, в том числе и в Нахчыване, в хозяйственной жизни, наряду с земледелием и скотоводством, важное место занимала и охота. На петроглифах Гямигая часто встречаются сцены охоты, где охотники вооружены луком со стрелой. Основным объектом охоты указаны горные козлы.
В связи с различными религиозно-космогоническими взглядами и ритуальными обрядами в духовной культуре и жизни древних людей, в том числе и на территории Нахчывана в эпоху бронзы, большую роль играли танцы. Сцены с изображением ритуально-обрядовых танцев встречаются и среди петроглифов Гямигая. Одна из таких сцен представлена изобра-жением коллективного танца. Танцующие здесь изображены хаотично. Примечательно, что на керамике бронзового периода из Нахчывана также встречаются композиции с изображением танцующих людей. Нахчыван является и родиной народного коллективного танца, под названием “Шарурская яллы”, своими корнями уходящая в глубокую древность. Танцевальные сцены среди рисунков Гямигая - еще одно убедительное подтверждение древних корней музыкальной и танцевальной культуры на территории исторического Азербайджана в целом, и в данном случае, на территории Нахчывана.
Значительную группу рисунков Гямигая составляют изображения транспортных средств – повозок (арба). Имеются рисунки как двухколесных, так и четырехколесных повозок. Квадратные или же прямоугольные по форме грузовые отсеки арбы разделены прямыми линиями на несколько частей. В качестве тягловой силы изображены быки. Эти рисунки показывают, что племена на территории Нахчывана уже в период бронзы в своей хозяйственно-бытовой деятельности широко использовали арбу в качестве транспортного средства. Во время раскопок на территории Нахчывана среди прочих материалов, были обнаружены и глиняные модели колес для арбы эпохи энеолита и бронзы. Все сказанное позволяет считать территорию Нахчывана одной из самых древних центров, где появились и широко использовались транспортные средства в виде арбы. Помимо изображений повозок среди петроглифов Гямигая имеются и рисунки всадников и верблюдов, которые также использовали древние племена Нахчывана в качестве транспортных средств.
Значительную часть петроглифов Гямигая составляют рисунки различных животных. Одиночные, а порой изображенные как часть большой композиции эти животные, ярко отражают и показывают хозяйственную жизнь и религиозные представления древних жителей Нахчыванского края. Среди всех выявленных рисунков животных в численном отношении преобладают изображения коз. Именно их изображения встречаются почти на всех скалах, на которых имеются петроглифы. Изображения коз также часто встречаются на керамических сосудах периода бронзы, выявленных на территории Нахчывана. Это прежде всего объясняется тем, что в скотоводческом хозяйстве племен, проживающих на территории Нахчывана в эпоху бронзы, козы занимали одно из основных мест.
Среди рисунков Гямигая, иногда встречаются и изображения маралов (оленей). Привлекает внимание фигура оленя, изображенная в реалистической манере (рис. 2). Обозначенное в силуэте туловище, изящные ноги и ветвистые рога переданы художником удивительно точно и пропорционально. Рядом с оленем имеется изображение человека с раскрытыми по сторонам руками. Не менее изящное силуэтное изображение оленя имеется на другом камне. Древний художник искусно изобразил все черты, свойственные оленю в довольно реалистической манере. Эти изображения оленей, без преувеличения, можно считать одними из наиболее ярких образцов изобразительного искусства Азербайджана периода ранней бронзы.
В Нахчыване, в высокогорных зонах, в том числе в районе Гямигая, среди отвесных скал, обитают и такие редкие животные как леопарды, считавшиеся символом гордости и отваги, часто беспокоили местные скотоводческие племена во время их кочевания в зоне высокогорных альпийских лугов-яйлагов. На одной из скал Гямигая древний художник с большим мастерством дал изображение этого редкого и красивого хищника. Переданное в силуэте изображение леопарда выполнено в реалистическом стиле. Тело леопарда полно динамической энергии. Животное изображено в момент наивысшего напряжения, готовым в следующий миг совершить молниеносный бросок на свою жертву.
Семантика рисунков и знаков Гямигая, в которых отражен духовный мир и образ жизни древних людей, очень разнообразна и сложна. Но в то же время они ярко иллюстрируют широкое мировоззрение, богатую материальную и духовную культуру древнего населения Нахчыванского края.
Наскальные изображения Гямигая
15.5.2005Наскальные изображения Гямигая
Наджаф МУСЕИБЛИ, кандидат исторических наук
Нахчыванский край - один из древнейших очагов цивилизации на исторической территории Азербайджана. Уже в глубокой древности этот регион имел тесные политические, экономические и культурные связи с яркими цивилизациями Ближнего Востока и это нашло отражение в многочисленных историко-археологических памятниках Нахчывана. Одним из таких памятников, отражающих яркую и самобытную культуру населения древнего края, являются наскальные рисунки-петроглифы Гямигая.
Памятник находится на территории Ордубадского района к востоку от села Насирваз, недалеко от современной границы Азербайджанской Республики с Арменией.
Гямигая (в переводе с азербайджанского “каменный корабль”) - это легендарное народное название самой высокой вершины Малого Кавказа - горы Гапыджик (3906 м). Согласно местной интерпретации библейской легенды о всемирном потопе, ковчег праведника Ноя пристал именно к этой горе и со временем окаменел на этом месте. И действительно, состоящая из огромных каменных глыб, вершина горы по своей конфигурации напоминает корабль, с чем и связан тот факт, что издавна местное население края называет эту гору Гямигая.
Вследствие естественного геологического процесса образовались крупные скальные скопления на склонах горы и в многочисленных горных лощинах, где часто из земли бьют родники. И именно на этих базальтовых скалах встречаем мы сегодня удивительные наскальные рисунки. Различные по тематике эти рисунки выбиты, процарапаны или высечены с большим мастерством и художественным вкусом. Здесь можно встретить изображения козлов, оленей, быков, собак, змей, птиц, фантастических животных, а также изображения людей, повозок, отдельных знаков и т.д.
В настоящее время здесь уже зафиксировано и взято на учет около 1500 наскальных рисунков. В основном все они сконцентрированы недалеко от родников на территории горного плато Гарангуш, горного плато, именуемого Наби юрду и на участке, называемом Гёлляр.
Возникает вопрос, когда и при каких конкретно-исторических условиях возникли петроглифы Гямигая? Как было отмечено выше, будучи высокогорным местом, зона нахождения Гямигая является малопригодным местом для постоянного проживания. Но в виду того, что это альпийская зона, что весной и летом, здесь растет обильная сочная трава, она уже в древности использовалась насельниками края, как зона летних пастбищ. Следовательно жизнь здесь носила сезонный характер.
Скотоводческие племена, проживавшие в предгорных и равнинных зонах Нахчывана в эпоху бронзы, с наступлением жарких дней перекочевывали со своими стадами на прохладные и обильные травами горные яйлаги, в том числе и в район нахождения Гямигая. Именно в эти весенне-летние периоды ими же и создавались наскальные рисунки Гямигая. Наличие аналогичных с наскальными рисунками Гямигая, как по стилю, так и по тематике, изображений на керамических изделиях из памятников эпохи бронзы в долине реки Араз в Нахчыване лишний раз подтверждает верность этой точки зрения.
Археологическими исследованиями доказано, что отгонное-яйлажное скотоводство в Азербайджане возникло в конце IV тыс. до н.э. Самые древние изображения на Гямигая относятся именно к этому периоду. Это - выполненные в реалистичном стиле изображения людей и животных. А в целом, хронологический диапазон наскальных рисунков Гямигая колеблется от конца IV тыс. до начала I тыс. до н.э. включительно – период бронзы и раннего железа.
Наскальные рисунки, выявленные на исторических территориях Азербайджана в зоне гор Геяма и Зангезура (в настоящее время находятся на территории Армянской Республики), в горном Кельбаджарском районе, по времени создания, тематике и технике исполнения абсолютно идентичны с петроглифами Гямигая. Петроглифы из отмеченных зон Малого Кавказа, также находят множество удивительных до точности параллелей с наскальными рисунками Гобустана и с изображениями на других многочисленных памятниках материальной культуры этого периода на территории Азербайджана. Более того, наскальные рисунки Гямигая, Зангезура, Геяма - это единый комплекс памятников, отражающих древнюю культуру Азербайджана.
Тематика петроглифов Гямигая очень разнообразна. Эти рисунки и знаки - не случайные явления, они являются реальным отражением мировоззрения древних людей, дошедшее до нас через исторические толщи тысячелетий. Племена, населявшие в древности Нахчыванский край, окружавшую их природу, фауну и флору, образ жизни и хозяйственную деятельность, свои религиозные представления и т.д. образно фиксировали в виде различных сюжетов и знаков на скалах. Древние художники, удовлетворявшие таким творчеством свои духовные потребности, одновременно создавали удивительные образцы древнего живописного искусства.
Изображения людей на Гямигая выполнены схематично, но в самых разных позах и ракурсах. Встречаются одиночные, парные и групповые рисунки. За редким исключением все человеческие рисунки выполнены в анфас. В большинстве случаев изображения людей выполнены отдельными линиями, но встречаются и силуэтные изображения человека (рис. 1).
Очередная, привлекающая к себе внимание композиция - это изображение человека с лошадью. Изображенный в профиль всадник сориентирован вправо. Рисунок спокойно шагающего коня сделан схематично. Фигура сидящего на коне всадника вертикальна, а его голова слегка наклонена вперед. Ноги всадника свисают ниже корпуса лошади, левой рукой он держит уздечку лошади, а правой - упирается в бок. Эта композиция прекрасно иллюстрирует тот факт, что во II тыс. до н.э. коневодство в Нахчыване было хорошо развитой отраслью скотоводства и, что лошадь широко использовалась и как верховое животное, и как вьючное.
В IV-I тыс. до н.э. на территории исторического Азербайджана, в том числе и в Нахчыване, в хозяйственной жизни, наряду с земледелием и скотоводством, важное место занимала и охота. На петроглифах Гямигая часто встречаются сцены охоты, где охотники вооружены луком со стрелой. Основным объектом охоты указаны горные козлы.
В связи с различными религиозно-космогоническими взглядами и ритуальными обрядами в духовной культуре и жизни древних людей, в том числе и на территории Нахчывана в эпоху бронзы, большую роль играли танцы. Сцены с изображением ритуально-обрядовых танцев встречаются и среди петроглифов Гямигая. Одна из таких сцен представлена изобра-жением коллективного танца. Танцующие здесь изображены хаотично. Примечательно, что на керамике бронзового периода из Нахчывана также встречаются композиции с изображением танцующих людей. Нахчыван является и родиной народного коллективного танца, под названием “Шарурская яллы”, своими корнями уходящая в глубокую древность. Танцевальные сцены среди рисунков Гямигая - еще одно убедительное подтверждение древних корней музыкальной и танцевальной культуры на территории исторического Азербайджана в целом, и в данном случае, на территории Нахчывана.
Значительную группу рисунков Гямигая составляют изображения транспортных средств – повозок (арба). Имеются рисунки как двухколесных, так и четырехколесных повозок. Квадратные или же прямоугольные по форме грузовые отсеки арбы разделены прямыми линиями на несколько частей. В качестве тягловой силы изображены быки. Эти рисунки показывают, что племена на территории Нахчывана уже в период бронзы в своей хозяйственно-бытовой деятельности широко использовали арбу в качестве транспортного средства. Во время раскопок на территории Нахчывана среди прочих материалов, были обнаружены и глиняные модели колес для арбы эпохи энеолита и бронзы. Все сказанное позволяет считать территорию Нахчывана одной из самых древних центров, где появились и широко использовались транспортные средства в виде арбы. Помимо изображений повозок среди петроглифов Гямигая имеются и рисунки всадников и верблюдов, которые также использовали древние племена Нахчывана в качестве транспортных средств.
Значительную часть петроглифов Гямигая составляют рисунки различных животных. Одиночные, а порой изображенные как часть большой композиции эти животные, ярко отражают и показывают хозяйственную жизнь и религиозные представления древних жителей Нахчыванского края. Среди всех выявленных рисунков животных в численном отношении преобладают изображения коз. Именно их изображения встречаются почти на всех скалах, на которых имеются петроглифы. Изображения коз также часто встречаются на керамических сосудах периода бронзы, выявленных на территории Нахчывана. Это прежде всего объясняется тем, что в скотоводческом хозяйстве племен, проживающих на территории Нахчывана в эпоху бронзы, козы занимали одно из основных мест.
Среди рисунков Гямигая, иногда встречаются и изображения маралов (оленей). Привлекает внимание фигура оленя, изображенная в реалистической манере (рис. 2). Обозначенное в силуэте туловище, изящные ноги и ветвистые рога переданы художником удивительно точно и пропорционально. Рядом с оленем имеется изображение человека с раскрытыми по сторонам руками. Не менее изящное силуэтное изображение оленя имеется на другом камне. Древний художник искусно изобразил все черты, свойственные оленю в довольно реалистической манере. Эти изображения оленей, без преувеличения, можно считать одними из наиболее ярких образцов изобразительного искусства Азербайджана периода ранней бронзы.
В Нахчыване, в высокогорных зонах, в том числе в районе Гямигая, среди отвесных скал, обитают и такие редкие животные как леопарды, считавшиеся символом гордости и отваги, часто беспокоили местные скотоводческие племена во время их кочевания в зоне высокогорных альпийских лугов-яйлагов. На одной из скал Гямигая древний художник с большим мастерством дал изображение этого редкого и красивого хищника. Переданное в силуэте изображение леопарда выполнено в реалистическом стиле. Тело леопарда полно динамической энергии. Животное изображено в момент наивысшего напряжения, готовым в следующий миг совершить молниеносный бросок на свою жертву.
Семантика рисунков и знаков Гямигая, в которых отражен духовный мир и образ жизни древних людей, очень разнообразна и сложна. Но в то же время они ярко иллюстрируют широкое мировоззрение, богатую материальную и духовную культуру древнего населения Нахчыванского края.