Энциклопедия / История
Изменить категорию | Все статьи категории
Культ горы в мифе Геркайыл-Геракл-Кёроглы
Автор: Рамазан Кафарлы
Раздел: Короглы
Содержащиеся в произведении великого учителя наследников азербайджанской династии Эльдегизидов, гянджинца аль-Устада «Мунис-наме» (XII век, рукопись книги была вывезена в 1920 году из Гянджи в Лондон, в настоящее время её единственный экземпляр хранится в «Британском» музее), сведения о горе Гаф дополняют представления огнепоклонников о Горе Мира Альбуруз. На горе Гаф пересекаются и начало вселенной, и дороги, ведущие в многочисленные иные миры. Все земли мира связываются с ней. Из-за расположенности прямо в центре, мир с её верхушки виднеется с горошину. Гаф создан из голубого изумруда. Аль-Устад пишет: «Некоторые хранители мифа рассказывают, что Гаф состоит из одного лишь хризолита (золотисто – зеленовато – жёлтый драгоценный камень) и небо над миром голубое от того, что в нём отражается гора - хризолит» [122, 561]. Все артерии мира находились в руках у покровителя горы Гаф – Геркайыла. В мире не было такого города, села, области, уголка, который не был бы связан артериями с горой Гаф. Если какая – то страна заслуживала божьего гнева, Геркайыл перекрывал её водные артерии и там начиналась засуха, и неисчислимые бедствия: засыхали родники, каналы, реки, погибали от жажды растения, травы. Причиной землетрясения тоже был гнев бога на людей. Получив приказ от Аллаха, Геркайыл крепко встряхивал артерии провинившегося края и в результате земля переворачивалась или разверзалась, поглощая всё живое. Геркайыл говорил: «Если будет божье повеление, я перережу все артерии, проходящие через гору Гаф, и мир станет адом. Но заботами Творца я стою на службе у многих. Если же они совершают большой грех, перекрываю артерии в местах их проживания и насылаю на них тысячи мучений». Гора Гаф, управляющая миром, находится меж двумя рогами на голове громадного быка. Величина этого быка равна протяжённости пути в 1000 лет.
Хранитель горы Гаф Геркайыл напоминает перешедшего к грекам от саков мифического культурного героя Геракла. Ф.Джалилов ещё в 80-х годах прошлого столетия со ссылкой на Геродота, выдвинул идею о том, что источник этого образа связан с прототюркскими племенами. Для сравнения он обратился к историческим корням стоящего в основе тюркских эпосов мифа «Гороглу/Короглу» и отметил, что «так же как древнее значение имени Кёроглы, его героические походы не были изменены в греческой и итальянской мифологии, и имя его сохранилось без перевода: Кор-оглу – азербайджанское; Гор-оглу – туркменское; Гер-акле – греческое; Хер–окле – этруское; Хер-(о)кул –латинское. Таким образом, согласно греческому информатору сагатского предания, Геракл был отцом древнего предка сагатов – Скита. Геракл же – сын Зевса, главного бога Олимпа в греческой мифологии, от красавицы Амены» [3, 92-93]. На наш взгляд, упоминаемый в «Муниснаме» как «Херкайл/Геркайл» демиург, идёт из более глубинных пластов и стоит в основе «Гара-Бэрэзайта» в «Авесте», «Геракла» у греков-сарматов, «Гороглу/Короглу» тюрков-азербайджанцев. Ибо всё перечисленное связывается с горой, означает свет-мрак, небо-землю.
Мотивы, стоявшие в основе мифа о Геркайле – Кёроглы, привлекли внимание западного мира с очень давних времён. Так, византийский историк Приск, говоря о волшебном мече Атиллы, сообщил: «Естественно, Атилла должен был возомнить, что его ожидает большая удачная судьба. При походе меча Марса, он ещё больше уверился в этом. Скифские цари всегда держали меч Марса при себе» [179, 59]. Появление меча Приск также объясняет на основе легенд кавказских скифов. Некий табунщик видит, что в его стаде хромает один жеребец. На ноге животного зияет огромная рана, причину которой он не может объяснить. Забеспокоившись, он идёт по кровавому следу и находит закопанный в земле меч. Оказывается, жеребец наступил на острие меча. Табунщик выкапывает меч и относит его в дар Атилле. Как пишет Приск: «Он встретил меч с большой радостью и повёл себя так простодушно, будто был избран правителем мира, ибо меч был от Марса и это извещало о его победах в войнах» [179, 60]. Этот факт свидетельствует о том, что мифические представления о Карающем мече Кёроглы были известны проживавшим на Кавказе скифам и гуннам. В пору исторического героизма Атиллы его превратили в меч Ильдырым // Гроза (Марс). Однако, хотя корни, связывающие Кёроглы с Гаркайылом, Тарки-Таем, Гераклом и Атиллой, находятся очень глубоко, его эпизация приходится на последнее средневековье. Выражаясь словами Б.А.Каррыева, историческое ядро «Кёроглы», рождённое в Азербайджане, восходит к эпическим фольклорным традициям. При этом оно отдалено от элементов мифотворчества и отображает реальный строй и нормальные представления» [193, 8]. Однако широкое распространение в эпической традиции, многих народов линии Кёроглы, должно расцениваться как воздействие азербайджанского мифического мышления. Таким образом, Кёроглы-Гаркайл, испивший жизненную воду из парного родника на груди Мифической Горы Мира - Эльбруса, является хранителем света, огня.
Короглу
26.2005Культ горы в мифе Геркайыл-Геракл-Кёроглы
Автор: Рамазан Кафарлы
Раздел: Короглы
Содержащиеся в произведении великого учителя наследников азербайджанской династии Эльдегизидов, гянджинца аль-Устада «Мунис-наме» (XII век, рукопись книги была вывезена в 1920 году из Гянджи в Лондон, в настоящее время её единственный экземпляр хранится в «Британском» музее), сведения о горе Гаф дополняют представления огнепоклонников о Горе Мира Альбуруз. На горе Гаф пересекаются и начало вселенной, и дороги, ведущие в многочисленные иные миры. Все земли мира связываются с ней. Из-за расположенности прямо в центре, мир с её верхушки виднеется с горошину. Гаф создан из голубого изумруда. Аль-Устад пишет: «Некоторые хранители мифа рассказывают, что Гаф состоит из одного лишь хризолита (золотисто – зеленовато – жёлтый драгоценный камень) и небо над миром голубое от того, что в нём отражается гора - хризолит» [122, 561]. Все артерии мира находились в руках у покровителя горы Гаф – Геркайыла. В мире не было такого города, села, области, уголка, который не был бы связан артериями с горой Гаф. Если какая – то страна заслуживала божьего гнева, Геркайыл перекрывал её водные артерии и там начиналась засуха, и неисчислимые бедствия: засыхали родники, каналы, реки, погибали от жажды растения, травы. Причиной землетрясения тоже был гнев бога на людей. Получив приказ от Аллаха, Геркайыл крепко встряхивал артерии провинившегося края и в результате земля переворачивалась или разверзалась, поглощая всё живое. Геркайыл говорил: «Если будет божье повеление, я перережу все артерии, проходящие через гору Гаф, и мир станет адом. Но заботами Творца я стою на службе у многих. Если же они совершают большой грех, перекрываю артерии в местах их проживания и насылаю на них тысячи мучений». Гора Гаф, управляющая миром, находится меж двумя рогами на голове громадного быка. Величина этого быка равна протяжённости пути в 1000 лет.
Хранитель горы Гаф Геркайыл напоминает перешедшего к грекам от саков мифического культурного героя Геракла. Ф.Джалилов ещё в 80-х годах прошлого столетия со ссылкой на Геродота, выдвинул идею о том, что источник этого образа связан с прототюркскими племенами. Для сравнения он обратился к историческим корням стоящего в основе тюркских эпосов мифа «Гороглу/Короглу» и отметил, что «так же как древнее значение имени Кёроглы, его героические походы не были изменены в греческой и итальянской мифологии, и имя его сохранилось без перевода: Кор-оглу – азербайджанское; Гор-оглу – туркменское; Гер-акле – греческое; Хер–окле – этруское; Хер-(о)кул –латинское. Таким образом, согласно греческому информатору сагатского предания, Геракл был отцом древнего предка сагатов – Скита. Геракл же – сын Зевса, главного бога Олимпа в греческой мифологии, от красавицы Амены» [3, 92-93]. На наш взгляд, упоминаемый в «Муниснаме» как «Херкайл/Геркайл» демиург, идёт из более глубинных пластов и стоит в основе «Гара-Бэрэзайта» в «Авесте», «Геракла» у греков-сарматов, «Гороглу/Короглу» тюрков-азербайджанцев. Ибо всё перечисленное связывается с горой, означает свет-мрак, небо-землю.
Мотивы, стоявшие в основе мифа о Геркайле – Кёроглы, привлекли внимание западного мира с очень давних времён. Так, византийский историк Приск, говоря о волшебном мече Атиллы, сообщил: «Естественно, Атилла должен был возомнить, что его ожидает большая удачная судьба. При походе меча Марса, он ещё больше уверился в этом. Скифские цари всегда держали меч Марса при себе» [179, 59]. Появление меча Приск также объясняет на основе легенд кавказских скифов. Некий табунщик видит, что в его стаде хромает один жеребец. На ноге животного зияет огромная рана, причину которой он не может объяснить. Забеспокоившись, он идёт по кровавому следу и находит закопанный в земле меч. Оказывается, жеребец наступил на острие меча. Табунщик выкапывает меч и относит его в дар Атилле. Как пишет Приск: «Он встретил меч с большой радостью и повёл себя так простодушно, будто был избран правителем мира, ибо меч был от Марса и это извещало о его победах в войнах» [179, 60]. Этот факт свидетельствует о том, что мифические представления о Карающем мече Кёроглы были известны проживавшим на Кавказе скифам и гуннам. В пору исторического героизма Атиллы его превратили в меч Ильдырым // Гроза (Марс). Однако, хотя корни, связывающие Кёроглы с Гаркайылом, Тарки-Таем, Гераклом и Атиллой, находятся очень глубоко, его эпизация приходится на последнее средневековье. Выражаясь словами Б.А.Каррыева, историческое ядро «Кёроглы», рождённое в Азербайджане, восходит к эпическим фольклорным традициям. При этом оно отдалено от элементов мифотворчества и отображает реальный строй и нормальные представления» [193, 8]. Однако широкое распространение в эпической традиции, многих народов линии Кёроглы, должно расцениваться как воздействие азербайджанского мифического мышления. Таким образом, Кёроглы-Гаркайл, испивший жизненную воду из парного родника на груди Мифической Горы Мира - Эльбруса, является хранителем света, огня.