Энциклопедия / Праздники и фестивали
Изменить категорию | Все статьи категории
Этот праздник посвящен освобождению сынов Израиля от более чем двухсотлетнего египетского рабства. Он напоминает о массовом исходе евреев из Египта около 3300 лет назад. История страданий евреев под игом фараона, мисии, возложенной Всевышним на Моше и его брата Агарона, египетских казней" и, наконец, избавления еврейского народа подробно изложена в книге Шмот. Это событие стало центральным пунктом всей еврейской (да и мировой) истории. Оно сформировало национальное сознание евреев и положило начало нашему существованию в качестве свободного народа. Уроки, извлеченные из опыта египетского рабства и чудесного освобождения, стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения.
Само название праздника - "Песах" - означает Пасхальную жертву, а Пасхальная трапеза в древности состояла в съедании этой жертвы. Слово "песах" происходит от глагола пасах - "миновать, проходить мимо". В Торе рассказывается, что перед выходом из Египта Бог дал евреям заповедь Пасхальной жертвы: "Пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство и четырнадцатого числа (месяца Нисана) пусть зарежут его перед закатом; и пусть возьмут крови его и помажут на оба косяка и на притолоку двери в домах, где будут есть его; это жертва Песах Господу. А Я пройду в эту ночь по 3емле Египетской и поражу всякого первенца в 3емле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу расправу (это означает, в частности, разрушение духовной власти над евреями египетских стереотипов мышления), Я - Господь. И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и Я увижу кровь (т.е. увижу, что вы готовы принять на себя соблюдение Моих заповедей и достойны Исхода), и пройду мимо вас... И будет, когда спросят вас (на седере) дети ваши, скажите: это жертва "Песах", потому что Бог миновал (пасах) дома сынов Израилевых в Египте, когда поражал Он египтян".
Тора именует Песах хаг гамацот, "праздником опресноков", по названию обряда, который прежде всего ассоциируется с этим праздником. В сидуре Песах называется также зман херутейну, "временем нашей свободы", поскольку тема освобождения доминирует в его ритуале.
Символическое значение Песаха связано и с началом уборки первого урожая в Эрец-Исраэль, что отмечается специальным жертвоприношением (омер) на второй день праздника.
ЗАКОНЫ ПЕСАХА
Главной особенностью Песаха является заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме квасное (хамец). "...ибо кто будет есть квасное с первого до седьмого дня, душа того будет истреблена из среды народа Израиля... Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля..." .
ХАМЕЦ
Что такое хамец? Прежде всего, мука из зерна пяти злаков - пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы, - которая находилась в контакте с водой более восемнадцати минут. Этого достаточно, чтобы мука начала бродить. Это также любые продукты и напитки, сделанные из упомянутых пяти злаков или содержащие их даже в минимальном количестве, Единственное исключение - маца, то есть предписанный Торой пресный хлеб, который изготовляют с особыми предосторожностями. Прошлогоднюю мацу в Песах у
потреблять нельзя.
В течение пасхальной недели запрещено хранить хамец в доме, даже если он не предназначен для употребления в пищу. "И не должно быть у тебя... квасного во всех пределах твоих" Этот запрет не относится к хамецу, который не принадлежит еврею. Если нееврей находится в гостях у еврея, работает, или арендует у него помещение, он может держать там хамец, но хамец этот должен храниться таким образом, чтобы еврей не мог взять его по ошибке. Запрещается ивлекать какую-либо выгоду из хамеца, даже если он является собственностью нееврея.
Перед Песахом особым образом очищают плиты, духовки и посуду, которыми пользовались в течение всего го-да. Утварь, которую нельзя очистить от хамеца, заменяют на специальную пасхальную или на новую.
У ашкеназских евреев укоренился обычай не употреблять в Песах рис, кукурузу, арахис, фасоль, горох и другие бобовые из опасения случайно нарушить запрет, по ошибке спутав продукты из пяти видов злаков с продуктами из бобовых.
На все, что содержит хамец, но не предназначено в пищу ни людям, ни животным, запрет не распространяется.
МАЦА
Что такое маца? Это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут.
В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта и качества, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения. Маца может быть круглой и прямоугольной, форма не имеет особого значения.
Когда маца уже испечена, она не подвержена опасности брожения. Поэтому из готовой мацы или мацовой муки можно готовить всевозможные блюда: каши, запеканки, торты и т.п. Многие стараются употреблять в Песах только т.н. "охраненную мацу" (маца шмура). В Торе сказано: "Охраняйте мацу...", что истолковывается как наказ предохранять мацу от соприкосновения с водой. По мнению большинства мудрецов, "охранять" мацу следует с того момента, когда зерна смолоты в муку. Однако некоторые авторитеты полагают, что особое наблюдение следует установить уже за зерном, с момента жатвы колосьев. Даже те кто на протяжении всей пасхальной недели едят обычную мацу, покупают на "Седер" мацу шмуру.
В то время как хамец запрещен всю пасхальную неделю, предписание об употреблении в пищу мацы относится топько к ночи (в диаспоре - к двум ночам) "Седера". Поэтому нет обязанностесть мацу в последующие дни.
Поскольку из хамеца не разрешается извлекать какую-либо выгоду, то нельзя кормить продуктами, содержащими злаковые, домашних животных. Если не представляется возможным изменить их рацион, нужно продать животных не-еврею с условием выкупить их после Песаха. О процедуре продажи лучше посоветоваться с раввином.
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПЕСАХУ
Перед праздником принято делать генеральную уборку. Печи, плиты, духовки, кухонные столы должны быть тщательно очищены. Посуда откашерована или заменена на пасхальную, которой пользуются только во время праздника. Последний срок кашерования посуды - час до вступления в силу запрета на хамец.
ПОИСК ХАМЕЦА
За день до наступления Песаха (то есть за сутки до "Седера"), вечером, совершается обряд "Бдикат хамец" -поиск квасного. Хотя вся квартира уже тщательно убрана, необходимо еще раз осмотреть весь дом, проверить щели: не затерялись ли где крошки квасного.
Перед началом поиска произносят благословение:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ БИУР ХАМЕЦ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ СОВЕРШАТЬ "БДИКАТ ХАМЕЦ"!
Погасив свет и взяв в руки зажженную свечу, глава семьи переходит из комнаты в комнату, осматривая все места, где могли остаться крошки квасного.
Поскольку не всегда можно обнаружить хамец в только что убранном доме, а без этого благословение станет произнесенным всуе, установился обычай перед поиском класть в разных местах крошки хлеба. Их нужно предварительно сосчитать и каждую завернуть в бумажку (тогда будет уверенность, что все удастся собрать).
Совком для сбора крошек по традиции служит большая деревянная ложка, а собирают их в совок с помощью птичьего пера.
Хлеб, приготовленный на следующее утро, нужно завернуть и положить отдельно до начала поиска.
Собрав весь обнаруженный хамец в мешочек, произносят специальную формулу отказа от хамеца ("Битуль хамец") : "Вся закваска и весь хамец, которые у меня были и остались мною не замеченными, не существуют и праху подобны". Хотя эта фраза записана на арамейском, читать ее не только можно, но и нужно на понятном хозяину дома языке, чтобы смысл ее был абсолютно ясен.
Найденный хамец вместе с ложкой и пером заворачивают в бумагу или кладут в мешочек и помещают в надежное место, чтобы сжечь на следующее утро.
В семье, где есть дети, поиск хамеца может стать веселым и запоминающимся уроком о законах Песаха. Можно, например, поручить им раскладывать по дому завернутые в бумагу крошки хлеба.
СОЖЖЕНИЕ ХАМЕЦА
Хамец принято сжигать, как велит заповедь: "...уничтожьте квасное в домах ваших..."
Этот обряд совершают на следующее утро, не позднее чем за час до вступления в силу запрета на квасное. Весь хамец, как собранный накануне, так и оставшийся от завтрака, бросают в печь или в костер. Сжигая хамец, нужно повторить формулу отказа от квасного, на этот раз в несколько более общей форме: "Вся закваска и весь хамец, видел я их или не видел, уничтожил или не уничтожил, отныне не существуют и праху подобны".
Если первая ночь Песаха приходится на субботу, хамец ищут двумя вечерами ранее, то есть вечером в четверг, а сжигают утром в пятницу. Однако формулу отказа от квасного произносят утром в субботу.
ПРОДАЖА ХАМЕЦА
Как и в прежние времена, евреи и сегодня стараются перед праздником Песах полностью избавиться от квасного, уничтожая его, даря или продавая нееврею. Но когда хамеца много, избавиться от него в короткий срок затруднительно. Разумеется, не будь иного выбора, никакой материальный ущерб не мог бы воспрепятствовать религиозному человеку выполнить свой долг. Однако закон дает другую возможность. Заключают сделку, называемую "Мехират хамец", то есть продают квасное какому-нибудь
нееврею с составлением формального контракта, согласно которому хамец вновь становится собственостью еврея после Песаха.
Обычно люди, плохо разбирающиеся в подобных делах, трактуют "Мехират хамец" как фиктивную сделку. Будь это так, она была бы лишена не только законной силы, но и религиозного смысла. Если евр
ей заранее к ней так относится и не оформляет ее надлежащим образом, то лучше ему
действительно уничтожить свой хамец, чтобы не нарушать заповедь. Подобно многим финансовым операциям, например биржевым или банковским, "Мехират хамец" предполагает реальную ответственность сторон. Если, например, покупатель-нееврей потребует после Песаха выполнения всех условий контракта, продавцу-еврею придется либо выполнить эти условия, либо платить неустойку. Купчая будет признана законной
не только в еврейском религиозном суде, но и в любой нееврейской инстанции.
Предпочтительнее передать проданный хамец покупателю-нееврею, но если это затруднительно, прода
вец-еврей может арендовать любое помещение, где будет храниться квасное. Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду.
Раньше каждая еврейская семья договаривалась о продаже своего хамеца индивидуально. Так иногда делается и сейчас, но обычно представитель общины, чаще всего раввин, составляет контракт с неевреем о продаже всего хамеца обшины. Передача такому поверенному прав на продажу хамеца может б
ыть оформлена а любое время накануне Песаха, но не позднее того часа, в конце которого вступаетв силу запрет на хамец.
Знатокам Талмуда неоднократно задавали вопрос о том, почему формула отказа от квасного не может заменить продажу оставшегося хамеца. Дело в том, что произносящий эту формулу обязан быть абсол
ютно искренним. Он на самом деле должен быть готов отказаться от всего принадпещего ему хамеца и не сожалеть, если, например, его кто-нибудь у него заберет. Естественно, от владельца зерновых складов или пивоварен никто не вправе требовать такой самоотверженности. Однако, деловое соглашение вполне может быть заключено и тогда, когда человек идет на него неохотно. Если хамец не удалось продать или уничтожить и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.
ПОСТ ПЕРВЕНЦЕВ И ПОДГОТОВКА К "СЕДЕРУ"
В память о том, что Всевышний сохранил еврейских первенцев, когда первенцы египтян от сына рабыни до сына фараона погибли, старшие сыновья в еврейских семьях обязаны поститься накануне первого дня праздника. Пост начинается на рассвете. Но поскольку пост может быть отменен ради участия в сеудат-мицва (застолье по случаю свадьбы, обрезания или завершения изучения какого-либо трактата Талмуда), то принято назначить сеудат-мицва на день поста, приглашать на трапезу первенцев и
тем самым освобождать их от необходимости поститься.
Особая заповедь - обеспечить всех нуждающихся необходимым для "Седера". С этой целью создаются специальные фонды. Ни один еврей не должен садиться за стол, не внеся пожертвования в такой фонд.
Перед "Седером" нельзя есть мацу - это снизило бы торжественность момента, особенно для детей. Стол накрывают заранее, перед уходом в синагогу. Правила приготовления к "Седеру" ничем существенно не отличаются от правил приготовления к субботней трапезе.
"СЕДЕР"
Слово седер означает "распорядок". Это трапеза, проводимая по особым правилам и сопровождаемая молитвами и песнопениями. В этом отношении она отличается от всех других праздничных трапез года. Кроме разнообразных праздничных блюд на столе должны быть: вино (желательно красное); маца; сельдерей или растертый хрен (марор); петрушка, салат или отварной картофель (карпас); кусочек мяса с косточкой (зроа); крутое яйцо; харосет - смесь протертых яблок и грецких орехов с вином, приправленная корицей; блюдце или чашка соленой водой.
Приготовленные продукты нужно разложить на специальном блюде или на большой тарелке таким образом: яйцо-зроа-марор-карпас-харосет.
Перед ведущим "Седер" кладут три целых мацы, покрытых салфеткой (желательно, чтобы это была маца шмура). Отдельно ставят соленую воду.
Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для "Седера" молитвы и благословения.
Если на блюде не помещаются все продукты необходимые для проведения "Седера", оставшиеся раскладывают ив других тарелках.
Символическое значение приготовленных блюд таково:
• Маца напоминает "хлеб бедности", который наши предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта, ведомые Всевышним.
• Вино - символ веселья и радости. Почему же бокалов должно быть именно четыре? Потому что, возвещая Моше об освобождении Израиля из Египта, Вс-вышний употребил четыре выражения:
1. «Я выведу вас из-под ига Египта»;
2. «Я избавлю вас от служения им»;
3. «Я спасу вас мощью великой и страшными карами»;
4. «Я возьму вас народом Себе».
А зачем нужен пятый бокал, «бокал пророка Элиягу»? Общепринятое объяснение состоит в том, что есть и пятое обещание: «Я приведу вас в страну, которую поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я – Г-сподь». А поскольку предсказано нам пророком Малахи, что провозвестником освобождения будет пророк Элиягу, мы наливаем для него пятый бокал вина, чтобы продемонстрировать нашу веру в освобождение. Вино из этого бокала не пьют, подчеркивая тем самым, что лишь когда он, пророк Элиягу, придет, возвещая наше освобождение, и осуществятся все пять обещаний Вс-вышнего, – вот тогда мы сможем выпить и пятый бокал.
• Марор напоминает о горькой участи евреев в Египте.
• Харосет символизирует глину, из которой еврейские рабы лепили кирпичи на стройках фараона.
• Соленая вода - это слезы, пролитые еврейскими рабами в Египте.
• Карпас - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.
• Зроа и яйцо напоминают о разрушении Храма и символизируют соответственно пасхальную и праздничную жертвы. Кроме того, яйцо является традиционным символом печали и траура. Зроа можно съесть только на следующий день после "Седера".
Две мацы из трех, лежащих на столе, заменяют две халы, над которыми необходимо произносить благословение в суббогу и праздники. От третьей же в определенный
момент "Седера" отламывают кусок - афикоман, - которым завершают пасхальную трапезу.
Мудрецы рекомендовали в ночь "Седера" привлекать внимание детей особым ритуалом застолья. Этой же цели служат и знаменитые "четыре вопроса", которые задает младший сын отцу, ведущему "Седер". Специально для детей в Агаду включен поучительный рассказ о четырех сыновьях и песенка "Хад гадья". Не дают детям заснуть раньше времени и веселые поиски афикомана.
Для ведущего приготавливают удобное кресло с подлокотниками или подкладывают с левой стороны подушку. В древности у людей свободных и богатых было принято возлежать за трапезой. Дополнительные удобства, которые мы создаем себе в Песах, призваны подчеркнуть, что ныне мы свободны и не зависим от других народов.
Во многих семьях принято (хоть это и не обязательно), чтобы ведущий надевал китл - белое одеяние, которое символизирует чистоту и святость.
ПОРЯДОК "Седера"
"Седер" начинают тотчас после возвращения из синагоги. Его ритуал освящен веками и подробно описан в Агаде. Порядок "Седера" вкратце таков:
• Кадещ(«освящай»). Ведущий читает "Кидуш" стоя или сидя (и то и другое допустимо). Присутствующие отвечают "амен" и выпивают первый бокал (как минимум, чуть больше половины) .
• Урхац(«и мой»). Совершают омовение рук. Благословение при этом не произносят.
• Карпас. Каждый берет петрушку или картофелину, макает в соленую воду и произносит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ!
• Яхац(«разломи»). Ведущий разламывает надвое среднюю мацу, меньшую половину кладет обратно, другую заворачивает в салфетку и откладывают в сторону - это афикоман. Бокалы наполняют вторично.
• Магид(«сообщающий»). "Чем отличается эта ночь от всех других ночей, что в течение других ночей мы не макаем ни разу, а в эту ночь два раза?.. что в течение всех ночей года мы едим и квасной хлеб, и мацу, а в эту ночь только мацу?.. что в течение всех других ночей мы едим различные овощи, а в эту - горькие травы?.. что в течение всех ночей мы сидим за столом прямо или облокотясь, а в эту ночь - только облокотясь?" После ответов на четыре вопроса ребенка начинается чтение Агады, сопровождаемое цитатами из Торы, Талмуда и других священных книг, пением псалмов. "Достойно поощрения, - говорят мудрецы, - рассказывать о событиях Исхода и чудесах, явленных нашим предкам, во всех деталях". В заключение ведущий произносит благословение над вином и все выпивают второй бокал.
• Рахца(«омовение»). Снова совершают омовение рук, уже с положенным благословением. До вкушения мацы все сидят молча.
• Моци маца(«выращивающий хлеб из земли», маца). Ведущий берет в руки оставшуюся на блюде мацу, поднимает ее и читает два благословения:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕПЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАЦА!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАЦУ!
Произнеся благословения, ведущий разламывает мацу на кусочки и раздает всем присутствующим.
• Марор. Берут лист сельдерея или хрен, окунают в харосет и съедают после произнесения следующего благословения:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАРОР!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАРОР!
• Корех(«складывает вместе»). Делают своеобразный сандвич из двух кусков мацы и хрена, ибо сказано о пасхальной жертве: "С опресноками и горькими травами ешьте ее" и "С пресным хлебом и горькими травами пусть едят ее". Во времена Храма великий мудрец Гилель, трактовавший эти повеления Торы буквально, именно так ел мацу вместе с мясом пасхальной жертвы и горьким хреном.
• Шулхан орех(«накрывает стол»). Приступают к праздничной трапезе. Во многих ашкеназских семьях принято начинать ее с крутых яиц, смоченных в соленой воде.
• Цафун(«спрятанное»). Отложенный заранее афикоман разламывают и каждому дают по кусочку в качестве "десерта", завершающего трапезу. Такой обычай связан с тем, что афикоман символизирует пасхальную жертву, которую вкушали в конце трапезы.
• Барех(«благословляй»). Бокалы наполняются в третий раз, и ведущий вместе с участниками "Седера" читает "Биркат Рамазон". Молитва заканчивается благословением над вином. Третий раз пьют из бокала и снова наполняют его. Кос Элиягу наполняют доверху.
• Галель. Читают псалмы и другие хвалебные молитвы. В конце произносят благословение над вином и выпивают четвертый бокал.
• Нирца(«удовлетворен»). "Седер" завершен. В заключение все его участники хором произносят: лешана габаа бирушалайим габнуя! ("В следующем году - в возрожденном Иерусалиме!")
Source: http://www.istok.ru
ПЕСАХ
ПЕСАХЭтот праздник посвящен освобождению сынов Израиля от более чем двухсотлетнего египетского рабства. Он напоминает о массовом исходе евреев из Египта около 3300 лет назад. История страданий евреев под игом фараона, мисии, возложенной Всевышним на Моше и его брата Агарона, египетских казней" и, наконец, избавления еврейского народа подробно изложена в книге Шмот. Это событие стало центральным пунктом всей еврейской (да и мировой) истории. Оно сформировало национальное сознание евреев и положило начало нашему существованию в качестве свободного народа. Уроки, извлеченные из опыта египетского рабства и чудесного освобождения, стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы еврейского религиозного и этического учения.
Само название праздника - "Песах" - означает Пасхальную жертву, а Пасхальная трапеза в древности состояла в съедании этой жертвы. Слово "песах" происходит от глагола пасах - "миновать, проходить мимо". В Торе рассказывается, что перед выходом из Египта Бог дал евреям заповедь Пасхальной жертвы: "Пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство и четырнадцатого числа (месяца Нисана) пусть зарежут его перед закатом; и пусть возьмут крови его и помажут на оба косяка и на притолоку двери в домах, где будут есть его; это жертва Песах Господу. А Я пройду в эту ночь по 3емле Египетской и поражу всякого первенца в 3емле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу расправу (это означает, в частности, разрушение духовной власти над евреями египетских стереотипов мышления), Я - Господь. И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и Я увижу кровь (т.е. увижу, что вы готовы принять на себя соблюдение Моих заповедей и достойны Исхода), и пройду мимо вас... И будет, когда спросят вас (на седере) дети ваши, скажите: это жертва "Песах", потому что Бог миновал (пасах) дома сынов Израилевых в Египте, когда поражал Он египтян".
Тора именует Песах хаг гамацот, "праздником опресноков", по названию обряда, который прежде всего ассоциируется с этим праздником. В сидуре Песах называется также зман херутейну, "временем нашей свободы", поскольку тема освобождения доминирует в его ритуале.
Символическое значение Песаха связано и с началом уборки первого урожая в Эрец-Исраэль, что отмечается специальным жертвоприношением (омер) на второй день праздника.
ЗАКОНЫ ПЕСАХА
Главной особенностью Песаха является заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме квасное (хамец). "...ибо кто будет есть квасное с первого до седьмого дня, душа того будет истреблена из среды народа Израиля... Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля..." .
ХАМЕЦ
Что такое хамец? Прежде всего, мука из зерна пяти злаков - пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы, - которая находилась в контакте с водой более восемнадцати минут. Этого достаточно, чтобы мука начала бродить. Это также любые продукты и напитки, сделанные из упомянутых пяти злаков или содержащие их даже в минимальном количестве, Единственное исключение - маца, то есть предписанный Торой пресный хлеб, который изготовляют с особыми предосторожностями. Прошлогоднюю мацу в Песах у
потреблять нельзя.
В течение пасхальной недели запрещено хранить хамец в доме, даже если он не предназначен для употребления в пищу. "И не должно быть у тебя... квасного во всех пределах твоих" Этот запрет не относится к хамецу, который не принадлежит еврею. Если нееврей находится в гостях у еврея, работает, или арендует у него помещение, он может держать там хамец, но хамец этот должен храниться таким образом, чтобы еврей не мог взять его по ошибке. Запрещается ивлекать какую-либо выгоду из хамеца, даже если он является собственностью нееврея.
Перед Песахом особым образом очищают плиты, духовки и посуду, которыми пользовались в течение всего го-да. Утварь, которую нельзя очистить от хамеца, заменяют на специальную пасхальную или на новую.
У ашкеназских евреев укоренился обычай не употреблять в Песах рис, кукурузу, арахис, фасоль, горох и другие бобовые из опасения случайно нарушить запрет, по ошибке спутав продукты из пяти видов злаков с продуктами из бобовых.
На все, что содержит хамец, но не предназначено в пищу ни людям, ни животным, запрет не распространяется.
МАЦА
Что такое маца? Это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут.
В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта и качества, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения. Маца может быть круглой и прямоугольной, форма не имеет особого значения.
Когда маца уже испечена, она не подвержена опасности брожения. Поэтому из готовой мацы или мацовой муки можно готовить всевозможные блюда: каши, запеканки, торты и т.п. Многие стараются употреблять в Песах только т.н. "охраненную мацу" (маца шмура). В Торе сказано: "Охраняйте мацу...", что истолковывается как наказ предохранять мацу от соприкосновения с водой. По мнению большинства мудрецов, "охранять" мацу следует с того момента, когда зерна смолоты в муку. Однако некоторые авторитеты полагают, что особое наблюдение следует установить уже за зерном, с момента жатвы колосьев. Даже те кто на протяжении всей пасхальной недели едят обычную мацу, покупают на "Седер" мацу шмуру.
В то время как хамец запрещен всю пасхальную неделю, предписание об употреблении в пищу мацы относится топько к ночи (в диаспоре - к двум ночам) "Седера". Поэтому нет обязанностесть мацу в последующие дни.
Поскольку из хамеца не разрешается извлекать какую-либо выгоду, то нельзя кормить продуктами, содержащими злаковые, домашних животных. Если не представляется возможным изменить их рацион, нужно продать животных не-еврею с условием выкупить их после Песаха. О процедуре продажи лучше посоветоваться с раввином.
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПЕСАХУ
Перед праздником принято делать генеральную уборку. Печи, плиты, духовки, кухонные столы должны быть тщательно очищены. Посуда откашерована или заменена на пасхальную, которой пользуются только во время праздника. Последний срок кашерования посуды - час до вступления в силу запрета на хамец.
ПОИСК ХАМЕЦА
За день до наступления Песаха (то есть за сутки до "Седера"), вечером, совершается обряд "Бдикат хамец" -поиск квасного. Хотя вся квартира уже тщательно убрана, необходимо еще раз осмотреть весь дом, проверить щели: не затерялись ли где крошки квасного.
Перед началом поиска произносят благословение:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ БИУР ХАМЕЦ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ СОВЕРШАТЬ "БДИКАТ ХАМЕЦ"!
Погасив свет и взяв в руки зажженную свечу, глава семьи переходит из комнаты в комнату, осматривая все места, где могли остаться крошки квасного.
Поскольку не всегда можно обнаружить хамец в только что убранном доме, а без этого благословение станет произнесенным всуе, установился обычай перед поиском класть в разных местах крошки хлеба. Их нужно предварительно сосчитать и каждую завернуть в бумажку (тогда будет уверенность, что все удастся собрать).
Совком для сбора крошек по традиции служит большая деревянная ложка, а собирают их в совок с помощью птичьего пера.
Хлеб, приготовленный на следующее утро, нужно завернуть и положить отдельно до начала поиска.
Собрав весь обнаруженный хамец в мешочек, произносят специальную формулу отказа от хамеца ("Битуль хамец") : "Вся закваска и весь хамец, которые у меня были и остались мною не замеченными, не существуют и праху подобны". Хотя эта фраза записана на арамейском, читать ее не только можно, но и нужно на понятном хозяину дома языке, чтобы смысл ее был абсолютно ясен.
Найденный хамец вместе с ложкой и пером заворачивают в бумагу или кладут в мешочек и помещают в надежное место, чтобы сжечь на следующее утро.
В семье, где есть дети, поиск хамеца может стать веселым и запоминающимся уроком о законах Песаха. Можно, например, поручить им раскладывать по дому завернутые в бумагу крошки хлеба.
СОЖЖЕНИЕ ХАМЕЦА
Хамец принято сжигать, как велит заповедь: "...уничтожьте квасное в домах ваших..."
Этот обряд совершают на следующее утро, не позднее чем за час до вступления в силу запрета на квасное. Весь хамец, как собранный накануне, так и оставшийся от завтрака, бросают в печь или в костер. Сжигая хамец, нужно повторить формулу отказа от квасного, на этот раз в несколько более общей форме: "Вся закваска и весь хамец, видел я их или не видел, уничтожил или не уничтожил, отныне не существуют и праху подобны".
Если первая ночь Песаха приходится на субботу, хамец ищут двумя вечерами ранее, то есть вечером в четверг, а сжигают утром в пятницу. Однако формулу отказа от квасного произносят утром в субботу.
ПРОДАЖА ХАМЕЦА
Как и в прежние времена, евреи и сегодня стараются перед праздником Песах полностью избавиться от квасного, уничтожая его, даря или продавая нееврею. Но когда хамеца много, избавиться от него в короткий срок затруднительно. Разумеется, не будь иного выбора, никакой материальный ущерб не мог бы воспрепятствовать религиозному человеку выполнить свой долг. Однако закон дает другую возможность. Заключают сделку, называемую "Мехират хамец", то есть продают квасное какому-нибудь
нееврею с составлением формального контракта, согласно которому хамец вновь становится собственостью еврея после Песаха.
Обычно люди, плохо разбирающиеся в подобных делах, трактуют "Мехират хамец" как фиктивную сделку. Будь это так, она была бы лишена не только законной силы, но и религиозного смысла. Если евр
ей заранее к ней так относится и не оформляет ее надлежащим образом, то лучше ему
действительно уничтожить свой хамец, чтобы не нарушать заповедь. Подобно многим финансовым операциям, например биржевым или банковским, "Мехират хамец" предполагает реальную ответственность сторон. Если, например, покупатель-нееврей потребует после Песаха выполнения всех условий контракта, продавцу-еврею придется либо выполнить эти условия, либо платить неустойку. Купчая будет признана законной
не только в еврейском религиозном суде, но и в любой нееврейской инстанции.
Предпочтительнее передать проданный хамец покупателю-нееврею, но если это затруднительно, прода
вец-еврей может арендовать любое помещение, где будет храниться квасное. Только хамец, принадлежащий еврею, не может находиться в его жилище, хамец же нееврея может храниться в еврейском доме при условии, что он не лежит на виду.
Раньше каждая еврейская семья договаривалась о продаже своего хамеца индивидуально. Так иногда делается и сейчас, но обычно представитель общины, чаще всего раввин, составляет контракт с неевреем о продаже всего хамеца обшины. Передача такому поверенному прав на продажу хамеца может б
ыть оформлена а любое время накануне Песаха, но не позднее того часа, в конце которого вступаетв силу запрет на хамец.
Знатокам Талмуда неоднократно задавали вопрос о том, почему формула отказа от квасного не может заменить продажу оставшегося хамеца. Дело в том, что произносящий эту формулу обязан быть абсол
ютно искренним. Он на самом деле должен быть готов отказаться от всего принадпещего ему хамеца и не сожалеть, если, например, его кто-нибудь у него заберет. Естественно, от владельца зерновых складов или пивоварен никто не вправе требовать такой самоотверженности. Однако, деловое соглашение вполне может быть заключено и тогда, когда человек идет на него неохотно. Если хамец не удалось продать или уничтожить и он находился во владении еврея во время Песаха, его запрещено употреблять и после праздника.
ПОСТ ПЕРВЕНЦЕВ И ПОДГОТОВКА К "СЕДЕРУ"
В память о том, что Всевышний сохранил еврейских первенцев, когда первенцы египтян от сына рабыни до сына фараона погибли, старшие сыновья в еврейских семьях обязаны поститься накануне первого дня праздника. Пост начинается на рассвете. Но поскольку пост может быть отменен ради участия в сеудат-мицва (застолье по случаю свадьбы, обрезания или завершения изучения какого-либо трактата Талмуда), то принято назначить сеудат-мицва на день поста, приглашать на трапезу первенцев и
тем самым освобождать их от необходимости поститься.
Особая заповедь - обеспечить всех нуждающихся необходимым для "Седера". С этой целью создаются специальные фонды. Ни один еврей не должен садиться за стол, не внеся пожертвования в такой фонд.
Перед "Седером" нельзя есть мацу - это снизило бы торжественность момента, особенно для детей. Стол накрывают заранее, перед уходом в синагогу. Правила приготовления к "Седеру" ничем существенно не отличаются от правил приготовления к субботней трапезе.
"СЕДЕР"
Слово седер означает "распорядок". Это трапеза, проводимая по особым правилам и сопровождаемая молитвами и песнопениями. В этом отношении она отличается от всех других праздничных трапез года. Кроме разнообразных праздничных блюд на столе должны быть: вино (желательно красное); маца; сельдерей или растертый хрен (марор); петрушка, салат или отварной картофель (карпас); кусочек мяса с косточкой (зроа); крутое яйцо; харосет - смесь протертых яблок и грецких орехов с вином, приправленная корицей; блюдце или чашка соленой водой.
Приготовленные продукты нужно разложить на специальном блюде или на большой тарелке таким образом: яйцо-зроа-марор-карпас-харосет.
Перед ведущим "Седер" кладут три целых мацы, покрытых салфеткой (желательно, чтобы это была маца шмура). Отдельно ставят соленую воду.
Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для "Седера" молитвы и благословения.
Если на блюде не помещаются все продукты необходимые для проведения "Седера", оставшиеся раскладывают ив других тарелках.
Символическое значение приготовленных блюд таково:
• Маца напоминает "хлеб бедности", который наши предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта, ведомые Всевышним.
• Вино - символ веселья и радости. Почему же бокалов должно быть именно четыре? Потому что, возвещая Моше об освобождении Израиля из Египта, Вс-вышний употребил четыре выражения:
1. «Я выведу вас из-под ига Египта»;
2. «Я избавлю вас от служения им»;
3. «Я спасу вас мощью великой и страшными карами»;
4. «Я возьму вас народом Себе».
А зачем нужен пятый бокал, «бокал пророка Элиягу»? Общепринятое объяснение состоит в том, что есть и пятое обещание: «Я приведу вас в страну, которую поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я – Г-сподь». А поскольку предсказано нам пророком Малахи, что провозвестником освобождения будет пророк Элиягу, мы наливаем для него пятый бокал вина, чтобы продемонстрировать нашу веру в освобождение. Вино из этого бокала не пьют, подчеркивая тем самым, что лишь когда он, пророк Элиягу, придет, возвещая наше освобождение, и осуществятся все пять обещаний Вс-вышнего, – вот тогда мы сможем выпить и пятый бокал.
• Марор напоминает о горькой участи евреев в Египте.
• Харосет символизирует глину, из которой еврейские рабы лепили кирпичи на стройках фараона.
• Соленая вода - это слезы, пролитые еврейскими рабами в Египте.
• Карпас - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.
• Зроа и яйцо напоминают о разрушении Храма и символизируют соответственно пасхальную и праздничную жертвы. Кроме того, яйцо является традиционным символом печали и траура. Зроа можно съесть только на следующий день после "Седера".
Две мацы из трех, лежащих на столе, заменяют две халы, над которыми необходимо произносить благословение в суббогу и праздники. От третьей же в определенный
момент "Седера" отламывают кусок - афикоман, - которым завершают пасхальную трапезу.
Мудрецы рекомендовали в ночь "Седера" привлекать внимание детей особым ритуалом застолья. Этой же цели служат и знаменитые "четыре вопроса", которые задает младший сын отцу, ведущему "Седер". Специально для детей в Агаду включен поучительный рассказ о четырех сыновьях и песенка "Хад гадья". Не дают детям заснуть раньше времени и веселые поиски афикомана.
Для ведущего приготавливают удобное кресло с подлокотниками или подкладывают с левой стороны подушку. В древности у людей свободных и богатых было принято возлежать за трапезой. Дополнительные удобства, которые мы создаем себе в Песах, призваны подчеркнуть, что ныне мы свободны и не зависим от других народов.
Во многих семьях принято (хоть это и не обязательно), чтобы ведущий надевал китл - белое одеяние, которое символизирует чистоту и святость.
ПОРЯДОК "Седера"
"Седер" начинают тотчас после возвращения из синагоги. Его ритуал освящен веками и подробно описан в Агаде. Порядок "Седера" вкратце таков:
• Кадещ(«освящай»). Ведущий читает "Кидуш" стоя или сидя (и то и другое допустимо). Присутствующие отвечают "амен" и выпивают первый бокал (как минимум, чуть больше половины) .
• Урхац(«и мой»). Совершают омовение рук. Благословение при этом не произносят.
• Карпас. Каждый берет петрушку или картофелину, макает в соленую воду и произносит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ!
• Яхац(«разломи»). Ведущий разламывает надвое среднюю мацу, меньшую половину кладет обратно, другую заворачивает в салфетку и откладывают в сторону - это афикоман. Бокалы наполняют вторично.
• Магид(«сообщающий»). "Чем отличается эта ночь от всех других ночей, что в течение других ночей мы не макаем ни разу, а в эту ночь два раза?.. что в течение всех ночей года мы едим и квасной хлеб, и мацу, а в эту ночь только мацу?.. что в течение всех других ночей мы едим различные овощи, а в эту - горькие травы?.. что в течение всех ночей мы сидим за столом прямо или облокотясь, а в эту ночь - только облокотясь?" После ответов на четыре вопроса ребенка начинается чтение Агады, сопровождаемое цитатами из Торы, Талмуда и других священных книг, пением псалмов. "Достойно поощрения, - говорят мудрецы, - рассказывать о событиях Исхода и чудесах, явленных нашим предкам, во всех деталях". В заключение ведущий произносит благословение над вином и все выпивают второй бокал.
• Рахца(«омовение»). Снова совершают омовение рук, уже с положенным благословением. До вкушения мацы все сидят молча.
• Моци маца(«выращивающий хлеб из земли», маца). Ведущий берет в руки оставшуюся на блюде мацу, поднимает ее и читает два благословения:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕПЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАЦА!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАЦУ!
Произнеся благословения, ведущий разламывает мацу на кусочки и раздает всем присутствующим.
• Марор. Берут лист сельдерея или хрен, окунают в харосет и съедают после произнесения следующего благословения:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АХИЛАТ МАРОР!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАРОР!
• Корех(«складывает вместе»). Делают своеобразный сандвич из двух кусков мацы и хрена, ибо сказано о пасхальной жертве: "С опресноками и горькими травами ешьте ее" и "С пресным хлебом и горькими травами пусть едят ее". Во времена Храма великий мудрец Гилель, трактовавший эти повеления Торы буквально, именно так ел мацу вместе с мясом пасхальной жертвы и горьким хреном.
• Шулхан орех(«накрывает стол»). Приступают к праздничной трапезе. Во многих ашкеназских семьях принято начинать ее с крутых яиц, смоченных в соленой воде.
• Цафун(«спрятанное»). Отложенный заранее афикоман разламывают и каждому дают по кусочку в качестве "десерта", завершающего трапезу. Такой обычай связан с тем, что афикоман символизирует пасхальную жертву, которую вкушали в конце трапезы.
• Барех(«благословляй»). Бокалы наполняются в третий раз, и ведущий вместе с участниками "Седера" читает "Биркат Рамазон". Молитва заканчивается благословением над вином. Третий раз пьют из бокала и снова наполняют его. Кос Элиягу наполняют доверху.
• Галель. Читают псалмы и другие хвалебные молитвы. В конце произносят благословение над вином и выпивают четвертый бокал.
• Нирца(«удовлетворен»). "Седер" завершен. В заключение все его участники хором произносят: лешана габаа бирушалайим габнуя! ("В следующем году - в возрожденном Иерусалиме!")
Source: http://www.istok.ru