Энциклопедия / Искусство
Изменить категорию | Все статьи категории
Канте хондо (cante jondo) - это наиболее древнее ядро фламенко, его первооснова. "Cante jondo" переводится как "глубокое", "глубинное" пение. По словам Федерико Гарсиа Лорки, канте хондо восходит к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения. На формирование стиля канте хондо оказали влияние музыка и пение арабов (мавров) и цыган, что проявляется в богато орнаментированной мелодии небольшого диапазона, прихотливом, свободном ритме, ярком, эмоциональном исполнении, сопровождаемом выкриками.
По своей сути фламенко - музыка достаточно мрачная, драматичная. В андалузской песне ностальгия сливается с лирическим протестом против несправедливости и угнетения, связанными с историей древних народов этой земли. Фольклорный образ андалузской танцовщицы, страстные танцы, сомбреро с широкими полями, пестрые платья с воланами, яркий цветок в волосах - лишь внешняя, праздничная сторона этого искусства.
Первое документальное упоминание о фламенко относится к 1780 году, к Андалузии. К тому моменту уже сформировались мелодическая структура и стилистика фламенко. В атмосфере нищеты деревенских домов это искусство набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей. Музыка воспринималась как диалог, общение между двумя кантаорами (певцами), кантаором и гитаристом, песней и танцем, чем и объясняется ее импровизационный характер.
Со временем фламенко вышло за пределы семейного круга на улицу, чтобы проникнуть в другие сферы андалузского общества. В Севилье и Хересе праздники, посвященные покровителю города или района, были поводом для проведения фиесты фламенко. До 1842 года фламенко обитало в основном в цыганских домах, а также за закрытыми дверями постоялых дворов и таверн. Во время пирушек до рассвета оно начинало обретать славу, привлекая на свою сторону все больше почитателей, вместе с тем как росло и число кантаоров. Постепенно пение становилось для них способом заработать на жизнь, профессией, и они стремились к совершенству, побуждаемые все возрастающей конкуренцией.
Достоянием широкой публики фламенко становится с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Публика оценила ту страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах людей - и она поднялась на сцену, чтобы дать большему числу слушателей приобщиться к ней.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко. В те годы термином "хондо" стали обозначать особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни (сигирийя, несколько позже солеа, канья, поло, мартинете, карселера). Тогда же появились наименования "канте гранде" (cante grande - большое пение), для обозначения песен большой протяженности, с мелодиями широкого диапазона, и "канте чико" (cante chico - малое пение), для обозначения песен, не обладающих такими качествами. Танец играл все большую роль в канте фламенко, и песни стали различаться по их функции: песня "аланте" (alante) предназначалась только для слушанья, а песня "атрас" (atrás) сопровождала танец.
"Золотой век" фламенко связывают с именем кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889), который стал центром эпохи, когда фламенко достигло своего апогея и когда были созданы его самые прекрасные образцы.
К концу столетия кафе кантанте начинают приходить в упадок. Распространившись в крупных городах, фламенко превращается в продукт потребления, в развлекательную индустрию. Темы песен стали сводиться к наиболее популярным среди посетителей кафе - о любви и о смерти. Эстетическое содержание песен канте хондо стало снижаться, иногда опускаясь до откровенной пошлости. Канте хондо перестает быть голосом души, а начинает зависеть от интересов того, кто платит. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха - самая критикуемая за все время его существования. В первые годы XX века фламенко обрело новую форму на театральных сценах в виде спектаклей, получивших название opera flamenca. Эти спектакли включали в себя пение, танцы и игру на гитаре. Они ставились по всей Испании профессиональными импресарио и проходили в основном на сценах больших театров и аренах для боя быков. Опера фламенко стала основой для возникновения нового жанра - балета фламенко, который развивался и достиг высот благодаря таким танцорам, как Ла Аргентинита, Ла Аргентина, Пилар Лопез, Антонио, Розарио и др., и чьи традиции перенесли в настоящее время Антонио Гэйдес, Марио Майя, Кристина Хойос, Джоакин Кортес и др.
Говорить о возрождении фламенко стали в 1922 году, когда по инициативе композитора Мануэля де Фальи и поэта Федерико Гарсиа Лорки в Гранаде был организован фестиваль канте хондо (Concurso de Cante Jondo). Целью фестиваля было собрать подлинные напевы канте хондо, открыть новые таланты и возродить интерес к этому древнему искусству.
Романтическая Гранада явилась идеальным местом для проведения конкурса и после этого события фламенко действительно постепенно стало признаваться как народное искусство, а подобные фестивали начали проводиться и в других городах: Севилье, Кордове, Малаге, Хаэне, Альмерии, Мурсии, Мадриде. Среди наиболее значимых городов, где в наше время существует фламенко, можно назвать Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов есть своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.
Фламенко - это больше чем музыка. Это - целое мировоззрение, отношение к жизни, это - прежде всего все то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями. Пение, танец, игра на инструментах – все это средства для создания образа: любовной страсти, горя, разлуки, одиночества, бремени повседневной жизни. Нет такого человеческого чувства, которое не могло бы выразить фламенко.
Фламенко
Фламенко - это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалусии и представляющий собой уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Смешав ритмы и мелодии арабской, цыганской, еврейской и христианской культур и впитав в себя жаркое солнце Андалусии, фламенко превратилось в яркий и самобытный музыкальный жанр, в основе которого - триединство гитары, песни и танца. Отголоски африканской культуры также достигли юга Иберийского полуострова, в результате чего негритянские ритмы смешались с андалузскими. Более полное название фламенко – «канте фламенко» (cante flamenco). Несмотря на то, что в дословном переводе с испанского «cante» означает «пение», это наименование включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре и охватывает все частные проявления стиля фламенко. К важнейшим песенным формам канте фламенко относятся петенера, малагенья, гранадина, ронденья и севильяна.Канте хондо (cante jondo) - это наиболее древнее ядро фламенко, его первооснова. "Cante jondo" переводится как "глубокое", "глубинное" пение. По словам Федерико Гарсиа Лорки, канте хондо восходит к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения. На формирование стиля канте хондо оказали влияние музыка и пение арабов (мавров) и цыган, что проявляется в богато орнаментированной мелодии небольшого диапазона, прихотливом, свободном ритме, ярком, эмоциональном исполнении, сопровождаемом выкриками.
По своей сути фламенко - музыка достаточно мрачная, драматичная. В андалузской песне ностальгия сливается с лирическим протестом против несправедливости и угнетения, связанными с историей древних народов этой земли. Фольклорный образ андалузской танцовщицы, страстные танцы, сомбреро с широкими полями, пестрые платья с воланами, яркий цветок в волосах - лишь внешняя, праздничная сторона этого искусства.
Первое документальное упоминание о фламенко относится к 1780 году, к Андалузии. К тому моменту уже сформировались мелодическая структура и стилистика фламенко. В атмосфере нищеты деревенских домов это искусство набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей. Музыка воспринималась как диалог, общение между двумя кантаорами (певцами), кантаором и гитаристом, песней и танцем, чем и объясняется ее импровизационный характер.
Со временем фламенко вышло за пределы семейного круга на улицу, чтобы проникнуть в другие сферы андалузского общества. В Севилье и Хересе праздники, посвященные покровителю города или района, были поводом для проведения фиесты фламенко. До 1842 года фламенко обитало в основном в цыганских домах, а также за закрытыми дверями постоялых дворов и таверн. Во время пирушек до рассвета оно начинало обретать славу, привлекая на свою сторону все больше почитателей, вместе с тем как росло и число кантаоров. Постепенно пение становилось для них способом заработать на жизнь, профессией, и они стремились к совершенству, побуждаемые все возрастающей конкуренцией.
Достоянием широкой публики фламенко становится с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Публика оценила ту страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах людей - и она поднялась на сцену, чтобы дать большему числу слушателей приобщиться к ней.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко. В те годы термином "хондо" стали обозначать особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни (сигирийя, несколько позже солеа, канья, поло, мартинете, карселера). Тогда же появились наименования "канте гранде" (cante grande - большое пение), для обозначения песен большой протяженности, с мелодиями широкого диапазона, и "канте чико" (cante chico - малое пение), для обозначения песен, не обладающих такими качествами. Танец играл все большую роль в канте фламенко, и песни стали различаться по их функции: песня "аланте" (alante) предназначалась только для слушанья, а песня "атрас" (atrás) сопровождала танец.
"Золотой век" фламенко связывают с именем кантаора Сильверио Франконетти (1829-1889), который стал центром эпохи, когда фламенко достигло своего апогея и когда были созданы его самые прекрасные образцы.
К концу столетия кафе кантанте начинают приходить в упадок. Распространившись в крупных городах, фламенко превращается в продукт потребления, в развлекательную индустрию. Темы песен стали сводиться к наиболее популярным среди посетителей кафе - о любви и о смерти. Эстетическое содержание песен канте хондо стало снижаться, иногда опускаясь до откровенной пошлости. Канте хондо перестает быть голосом души, а начинает зависеть от интересов того, кто платит. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха - самая критикуемая за все время его существования. В первые годы XX века фламенко обрело новую форму на театральных сценах в виде спектаклей, получивших название opera flamenca. Эти спектакли включали в себя пение, танцы и игру на гитаре. Они ставились по всей Испании профессиональными импресарио и проходили в основном на сценах больших театров и аренах для боя быков. Опера фламенко стала основой для возникновения нового жанра - балета фламенко, который развивался и достиг высот благодаря таким танцорам, как Ла Аргентинита, Ла Аргентина, Пилар Лопез, Антонио, Розарио и др., и чьи традиции перенесли в настоящее время Антонио Гэйдес, Марио Майя, Кристина Хойос, Джоакин Кортес и др.
Говорить о возрождении фламенко стали в 1922 году, когда по инициативе композитора Мануэля де Фальи и поэта Федерико Гарсиа Лорки в Гранаде был организован фестиваль канте хондо (Concurso de Cante Jondo). Целью фестиваля было собрать подлинные напевы канте хондо, открыть новые таланты и возродить интерес к этому древнему искусству.
Романтическая Гранада явилась идеальным местом для проведения конкурса и после этого события фламенко действительно постепенно стало признаваться как народное искусство, а подобные фестивали начали проводиться и в других городах: Севилье, Кордове, Малаге, Хаэне, Альмерии, Мурсии, Мадриде. Среди наиболее значимых городов, где в наше время существует фламенко, можно назвать Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов есть своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.
Фламенко - это больше чем музыка. Это - целое мировоззрение, отношение к жизни, это - прежде всего все то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями. Пение, танец, игра на инструментах – все это средства для создания образа: любовной страсти, горя, разлуки, одиночества, бремени повседневной жизни. Нет такого человеческого чувства, которое не могло бы выразить фламенко.