Энциклопедия / Искусство
Изменить категорию | Все статьи категории
Согласно грамматике английского языка, где первое слово является определением по отношению ко второму, термин «джаз-рок» переводится как «джазовый рок». Так что, появление первых джаз-рок ансамблей означало расширение сферы рок-культуры, но не джаза. Джаз-рок стал частью рок-музыки, а первые его звезды попали на страницы рок энциклопедий, словарей и справочников. В то время критики сошлись на мнении, что группа “Chicago” состоит из рок-музыкантов, пытающихся играть джаз, а “Blood, Sweat & Tears” – наоборот – из джазменов, примкнувших к рок-музыке. Необходимо напомнить, что РОК в США с самого начала считался музыкой белых. Поэтому первый имидж стиля джаз-рок был таков – “белая рок-группа с секцией духовых инструментов”.
Помимо этих двух групп тогда же заявили о себе немало ансамблей, исполнявших новый вид импровизационной инструментальной музыки на электронных инструментах и использовавших новые ритмы и гармонии. Надо отметить, что в Америке, подверженной колоссальному напору со стороны английских рок-групп, стало назревать желание дать отпор «Британскому вторжению» и сумасшествию «битломании». Молодой чикагский блюзмен Майк Блумфилд (Michael Bloomfield) создает “Electric Flag” блюз-рок группу с секцией духовых, декларируя при этом, что они будут проповедовать истинно американскую музыку. Так что ранний джаз-рок имел под собой определенную идеологическую подоплеку.
Нельзя на вспомнить один из ярких ансамблей того времени - “Chase”, созданный трубачом Биллом Чейзом (Bill Chase), трагически погибшим в августе 1974 года. Многие новые коллективы, которые можно с разной степенью точности отнести к ранним проявлениям джаз-рока, состояли из молодых музыкантов, прямого отношения к джазу до этого не имевших. Барабанщик супер-группы «The Cream” Джинджер Бэйкер (Ginger Baker) после ее распада создал свой «Air Force Band”. Появились группы, где молодые джазмены играли вместе с рок-музыкантами. Например – “Soft Machine”, “Colosseum”, “The Flock”, “Emerson, Lake & Palmer”, “If”, “Electric Flag”. Известные рок-музыкаты принимают активное участие в записях нового типа: Джеф Бек (Jeff Beck) из “Yardbirds” записывается Яном Хаммером (Ian Hammer) и Стенли Кларком (Stanley Clarke), Джек Брюс (Jack Bruce) из “Cream” становится участником “The Tony Williams Lifetime” барабанщика Тони Уильямса, несколько позднее барабанщик рок-группы “Genesis“ Фил Коллинз (Phil Collins) стал членом ансамбля “Brand X” и аккомпанирует Элу Ди Меола (Al Di Meola), гитарист группы “Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) записывается на диске “Spectrum” с выдающимся джаз-рок барабанщиком Билли Кабэмом (Billy Cobham) и сам привлекает известных джаз-рок исполнителей для записи своих сольных пластинок. В поисках нового объединялись все, кто не был зациклен на одной манере игры, на одном стиле.
Бросая взгляд в более ранние времена, можно заметить, что в джазовой среде к середине 60-х сформировалось то, что можно считать в какой-то степени преддверием джаз-рока. Это была музыка Квинтета братьев Эддерли (Adderley Quintet), пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver) и ансамбля “Jazz Messengers” барабанщика Арта Блэйки (Art Blackey). Ее относили к фанки- и соул джазу (funky-jazz, soul-jazz). Элементы такой музыки начинает активно использовать выдающийся аранжировщик Куинси Джонс (Quincy Jones). Продюсер Грид Тэйлор (Greed Taylor) всячески продвигает музыку фанки-соул, работая с такими джазменами как Джимми Смит (Jimmy Smith) и Уэс Монтгомери (Wes Montgomery). Параллельно стали возникать джазовые ансамбли нового типа, например, “Charles Lloyd Quartet” или “John Handy Quintet”, предложившие свою эстетику, отличавшуюся от стандартов хард-бопа, с одной стороны, и от фанки – с другой. Еще в 1965 году молодой джазовый гитарист Ларри Кориэлл (Larry Coryell) одним из первых стал менять подход к звуку и фразировке на своем инструменте, пытаясь приблизиться к эстетике рок-гитары. Настоящую же революцию в гитарном джаз-роке произвел позднее Джон Маклафлин (John McLaughlin). Так что, первое время в джаз-рок вливались силы с двух сторон.
Что касается традиционного джаза, то к этому времени, с одной стороны, выросло новое молодое поколение слушателей, а значит и вся аудитория значительно изменилась. С другой стороны – сам джаз в корне преобразился, полностью уйдя от развлекательности, перестав быть коммерческим искусством. Эра танцевального свинга закончилась после войны, а выжившие биг-бэнды со своими классиками-лидерами, такими как Дюк Эллингтон или Каунт Бэйси, стали явлением академическим. Революционный поначалу бибоп перерос в хард-боп, который к концу 60-х одним своим крылом слился с атональным авангардным джазом, полностью уйдя от широкого слушателя, сознательно развиваясь вглубь. Джаз постепенно стал явлением крайне сложным и потерял статус модного, молодежного искусства. Это привело к перестановкам в музыкальном бизнесе. Клубы и концертные площадки стали переходить в другие руки, возникли проблемы с работой даже у известных джазменов. В результате сам собой возник антагонизм между джазовой средой и сферой рок-музыки. У большинства изощренных в музыке джазменов новая молодежная музыка вызывала в лучшем случае усмешку, настолько простеньким казалось все, что так волновало новую молодежь. Рок-музыканты к джазменам относились обычно с уважением, но и недолюбливали их за неприятие всего нового. Во многом эти две сферы музыки разделяла обычная ревность к успеху, если не зависть.
Поэтому, когда в 1968 году громко заявили о себе сразу две группы – “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”, новый жанр – JAZZ-ROCK – восторга в джазовой среде не вызвал. Джазовая критика объявила это явление примитивным и не имеющим художественной ценности. Она отражала и мнение музыкантской среды. Действительно, на фоне того, что было создано в джазе до середины 60-х годов, музыка этих групп казалась простоватой.
Лишь немногие джазмены заметили в раннем джаз-роке ростки нового, залог того, что джаз может продолжать развиваться дальше как искусство самостоятельное, массовое, имеющее коммерческий успех. И наиболее влиятельным среди них был Майлз Дэйвис (Miles Davis). Для записи своих первых проектов (таких как “In a Silent Way”, “Bitches Brew” или “Filles De Killimandjaro”) oн собрал коллектив из тех, кто впоследствии, покинув его, создали не просто свои ансамбли, а свои направления в новом жанре, который сперва назывался как джаз-рок, но потом получил название «фьюжн» (fusion), что означает «сплав». Этими людьми были: Joe Zawinul и Wayne Shorter (создавшие в 1971 году группу “Weather Report”), John McLaughlin (“Mahavishnu Orchestra”), Chick Corea (“Return to Forever”), Herbie Hancock (“Mwandishi”), Tony Williams (“Lifetime”). Их соратники, виртуозы-исполнители, такие как, Stanley Clarke, Jaco Pastorius, Billy Cobham, Lenny White, Jean-Luсk Ponty, George Duke, Keith Jarrett, Al Di Meola, John Scofield и другие стали пионерами этого стиля в своих областях, придумав новые способы игры на своих инструментах, введя в джаз новые технологии, осовременив его.
Одним из тех, кто раньше других обратился к новой музыке был Gary Burton, исполнявший ее со своим квартетом, куда входил гитарист Larry Coryell. Джазовый тромбонист Don Sebesky, во второй половине 60-г годов сделал экспериментальные записи с большими оркестрами. Его музыка носила абсолютно новый характер. Это был сплав джаза, элементов рок- и поп-музыки, классики. Критики, еще не сориенировавшиеся в происходящем, окрестили такую музыку «поп-джазом», несмотря на то, что по своей структуре она неизмеримо сложнее того, что подходит под термин «поп».
Ряд выдающихся джазовых музыкантов игравших в 60-х соул-джаз и хард-боп, в первой половине 70-х под продюссированием Грида Тейлора, сделали ряд записей, которые смело можно отнести к формам джаз-рока. Это, прежде всего – Джордж Бенсон (George Benson), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws).
Со временем, когда рок-культура была сметена эпохой диско, классики джаз-рока были причислены к истории джаза, их имена стали заноситься в джазовые энциклопедии, справочники и словари. Замена термина “jazz-rock” на “fusion” была во многом связана с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших ассоциироваться с белой рок-культурой, и придавших всему этому течению характер музыки “funk”. В термине «фьюжн» имеется не только музыкальный, а и социальный подтекст, говорящий о том, что «сплав» произошел не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами слушателей и исполнителей. Особенно ярко это было продемонстрировано Майлзом Дэйвисом, который выступил на концертах в “Fillmor West” перед аудиторией белых хиппи с музыкой авангардного психоделического «фанки», в составе с белыми исполнителями.
Дальнейший этап развития нового вида музыки был охарактеризован появлением следующего поколения ансамблей и исполнителей, воспитанных на музыке групп “Weather Report”, “Return to Forever”, “Mahavishnu Orchestra”. Так на передний план вышли: “Yellowjackets”, “Spyro Gyra”, “Special EFX”, “Tribal Tech”, “Brecker Brothers”. Важно заметить и то, что джаз-рок приобрел огромную популярность в других странах мира, и прежде всего – в Европе. Во Франции мировую известность получил – Жан-Люк Понти, в Германии - группа “Passport”, в Дании – “Entrance”, В Англии “The United Jazz & Rock Ensemble”, в Исландии – “Mezzoforte”, в Финляндии – “Pirpaukke”, в Канаде – “Uzeb”, в Польше – “Extra Ball”, “String Connection” и Квартет Збигнева Намысловского, в СССР – «Арсенал». Фьюжн становится элементом мировой культуры: в Индии джаз-рок начинает играть скрипач Лакшминараяна Шанкар (L. Shankar), в Бразилии заявляет о себе арранжировщик Эумиро Деодато ( Eumiro Deodato). Если до этого американский, особенно черный, джаз считался непревзойденным эталоном, а европейцев оценивали лишь по степени приближенности к тем или иным кумирам, то в музыке “fusion” появилась возможность более самостоятельного творчества. Опыт новых поколений показал живучесть данного жанра за счет своей открытости к любой музыке. Из недр фьюжн, путем синтеза с национальными музыкальными культурами, зарождается “world music”. Глубинный смысл слова «fusion» был оправдан исторически. Ведь развитие любого вида искусства всегда происходило за счет «скрещивания» разных явлений. Так возникало все новое. И сейчас наиболее интересные музыкальные проекты появляются именно на стыке жанров. Ярким примером могут служить последние записи американского гитариста Пэта Мэтени (Pat Metheny), в частности, “Secret Story”. Трудно отнести такую музыку к чему-то определенному, устоявшемуся. Это и есть современный фьюжн.
В наши дни существует немало разновидностей музыки фьюжн. Это, прежде всего, так называемый “cool jazz” или “smooth jazz”, к которому относятся все облегченные виды красивой электронной музыки, не ставящих никаких проблем кроме доступности и популярности. Сюда можно отнести записи таких музыкантов как David Sanborn, Kenny G., Grover Washington, Bob James и George Benson. Кстати, слово “cool”, уже обозначавшее так называемый «прохладный джаз» в конце 40-х годов, сейчас переводится совсем иначе. На современном жаргоне оно означает «модный». Некоторые критики характеризуют такую музыку как “smooth Jazz” («приглаженный джаз»).
Джаз-Рок/Фьюжн
Вторая половина 60-х была временем расцвета рок-культуры, связанного с небывалым подъемом молодежного движения хиппи. В тот период возникло много нового, и не только в музыке, а и в искусстве вообще, в эстетике всей молодежной жизни. Важной предпосылкой возникновения рок-культуры было появление «Британского бита» (“British Beat”) после приезда а Англию черных блюзменов из США. А в Соединенных Штатах - рост англомании и битломании (British Invasion) в среде американской молодежи, разочарованной серией крупных политических убийств и началом войны во Вьетнаме, кровавые разгоны рабочих и студенческих демонстраций в Детройте и Чикаго, поголовное увлечение хиппи духовными учениями и религиями разных времен и народов и, наконец, Вудстокский рок-фестиваль. На эти годы приходится огромное количество выраставших как грибы после дождя стилей, музыкальных направлений, новых групп, новых имен. Вслед за “The Beatles”, проложивших путь от простого мерсибита (merceybeat) к сложным и разнообразным композициям, стали одновременно возникать Hard-Rock, Art-Rock, Psyhodelic-Rock, Acid-Rock, Folk-Rock, Country-Rock, Classic-Rock, Blues-Rock, Rock Opera и конечно Jazz-Rock.Согласно грамматике английского языка, где первое слово является определением по отношению ко второму, термин «джаз-рок» переводится как «джазовый рок». Так что, появление первых джаз-рок ансамблей означало расширение сферы рок-культуры, но не джаза. Джаз-рок стал частью рок-музыки, а первые его звезды попали на страницы рок энциклопедий, словарей и справочников. В то время критики сошлись на мнении, что группа “Chicago” состоит из рок-музыкантов, пытающихся играть джаз, а “Blood, Sweat & Tears” – наоборот – из джазменов, примкнувших к рок-музыке. Необходимо напомнить, что РОК в США с самого начала считался музыкой белых. Поэтому первый имидж стиля джаз-рок был таков – “белая рок-группа с секцией духовых инструментов”.
Помимо этих двух групп тогда же заявили о себе немало ансамблей, исполнявших новый вид импровизационной инструментальной музыки на электронных инструментах и использовавших новые ритмы и гармонии. Надо отметить, что в Америке, подверженной колоссальному напору со стороны английских рок-групп, стало назревать желание дать отпор «Британскому вторжению» и сумасшествию «битломании». Молодой чикагский блюзмен Майк Блумфилд (Michael Bloomfield) создает “Electric Flag” блюз-рок группу с секцией духовых, декларируя при этом, что они будут проповедовать истинно американскую музыку. Так что ранний джаз-рок имел под собой определенную идеологическую подоплеку.
Нельзя на вспомнить один из ярких ансамблей того времени - “Chase”, созданный трубачом Биллом Чейзом (Bill Chase), трагически погибшим в августе 1974 года. Многие новые коллективы, которые можно с разной степенью точности отнести к ранним проявлениям джаз-рока, состояли из молодых музыкантов, прямого отношения к джазу до этого не имевших. Барабанщик супер-группы «The Cream” Джинджер Бэйкер (Ginger Baker) после ее распада создал свой «Air Force Band”. Появились группы, где молодые джазмены играли вместе с рок-музыкантами. Например – “Soft Machine”, “Colosseum”, “The Flock”, “Emerson, Lake & Palmer”, “If”, “Electric Flag”. Известные рок-музыкаты принимают активное участие в записях нового типа: Джеф Бек (Jeff Beck) из “Yardbirds” записывается Яном Хаммером (Ian Hammer) и Стенли Кларком (Stanley Clarke), Джек Брюс (Jack Bruce) из “Cream” становится участником “The Tony Williams Lifetime” барабанщика Тони Уильямса, несколько позднее барабанщик рок-группы “Genesis“ Фил Коллинз (Phil Collins) стал членом ансамбля “Brand X” и аккомпанирует Элу Ди Меола (Al Di Meola), гитарист группы “Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) записывается на диске “Spectrum” с выдающимся джаз-рок барабанщиком Билли Кабэмом (Billy Cobham) и сам привлекает известных джаз-рок исполнителей для записи своих сольных пластинок. В поисках нового объединялись все, кто не был зациклен на одной манере игры, на одном стиле.
Бросая взгляд в более ранние времена, можно заметить, что в джазовой среде к середине 60-х сформировалось то, что можно считать в какой-то степени преддверием джаз-рока. Это была музыка Квинтета братьев Эддерли (Adderley Quintet), пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver) и ансамбля “Jazz Messengers” барабанщика Арта Блэйки (Art Blackey). Ее относили к фанки- и соул джазу (funky-jazz, soul-jazz). Элементы такой музыки начинает активно использовать выдающийся аранжировщик Куинси Джонс (Quincy Jones). Продюсер Грид Тэйлор (Greed Taylor) всячески продвигает музыку фанки-соул, работая с такими джазменами как Джимми Смит (Jimmy Smith) и Уэс Монтгомери (Wes Montgomery). Параллельно стали возникать джазовые ансамбли нового типа, например, “Charles Lloyd Quartet” или “John Handy Quintet”, предложившие свою эстетику, отличавшуюся от стандартов хард-бопа, с одной стороны, и от фанки – с другой. Еще в 1965 году молодой джазовый гитарист Ларри Кориэлл (Larry Coryell) одним из первых стал менять подход к звуку и фразировке на своем инструменте, пытаясь приблизиться к эстетике рок-гитары. Настоящую же революцию в гитарном джаз-роке произвел позднее Джон Маклафлин (John McLaughlin). Так что, первое время в джаз-рок вливались силы с двух сторон.
Что касается традиционного джаза, то к этому времени, с одной стороны, выросло новое молодое поколение слушателей, а значит и вся аудитория значительно изменилась. С другой стороны – сам джаз в корне преобразился, полностью уйдя от развлекательности, перестав быть коммерческим искусством. Эра танцевального свинга закончилась после войны, а выжившие биг-бэнды со своими классиками-лидерами, такими как Дюк Эллингтон или Каунт Бэйси, стали явлением академическим. Революционный поначалу бибоп перерос в хард-боп, который к концу 60-х одним своим крылом слился с атональным авангардным джазом, полностью уйдя от широкого слушателя, сознательно развиваясь вглубь. Джаз постепенно стал явлением крайне сложным и потерял статус модного, молодежного искусства. Это привело к перестановкам в музыкальном бизнесе. Клубы и концертные площадки стали переходить в другие руки, возникли проблемы с работой даже у известных джазменов. В результате сам собой возник антагонизм между джазовой средой и сферой рок-музыки. У большинства изощренных в музыке джазменов новая молодежная музыка вызывала в лучшем случае усмешку, настолько простеньким казалось все, что так волновало новую молодежь. Рок-музыканты к джазменам относились обычно с уважением, но и недолюбливали их за неприятие всего нового. Во многом эти две сферы музыки разделяла обычная ревность к успеху, если не зависть.
Поэтому, когда в 1968 году громко заявили о себе сразу две группы – “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”, новый жанр – JAZZ-ROCK – восторга в джазовой среде не вызвал. Джазовая критика объявила это явление примитивным и не имеющим художественной ценности. Она отражала и мнение музыкантской среды. Действительно, на фоне того, что было создано в джазе до середины 60-х годов, музыка этих групп казалась простоватой.
Лишь немногие джазмены заметили в раннем джаз-роке ростки нового, залог того, что джаз может продолжать развиваться дальше как искусство самостоятельное, массовое, имеющее коммерческий успех. И наиболее влиятельным среди них был Майлз Дэйвис (Miles Davis). Для записи своих первых проектов (таких как “In a Silent Way”, “Bitches Brew” или “Filles De Killimandjaro”) oн собрал коллектив из тех, кто впоследствии, покинув его, создали не просто свои ансамбли, а свои направления в новом жанре, который сперва назывался как джаз-рок, но потом получил название «фьюжн» (fusion), что означает «сплав». Этими людьми были: Joe Zawinul и Wayne Shorter (создавшие в 1971 году группу “Weather Report”), John McLaughlin (“Mahavishnu Orchestra”), Chick Corea (“Return to Forever”), Herbie Hancock (“Mwandishi”), Tony Williams (“Lifetime”). Их соратники, виртуозы-исполнители, такие как, Stanley Clarke, Jaco Pastorius, Billy Cobham, Lenny White, Jean-Luсk Ponty, George Duke, Keith Jarrett, Al Di Meola, John Scofield и другие стали пионерами этого стиля в своих областях, придумав новые способы игры на своих инструментах, введя в джаз новые технологии, осовременив его.
Одним из тех, кто раньше других обратился к новой музыке был Gary Burton, исполнявший ее со своим квартетом, куда входил гитарист Larry Coryell. Джазовый тромбонист Don Sebesky, во второй половине 60-г годов сделал экспериментальные записи с большими оркестрами. Его музыка носила абсолютно новый характер. Это был сплав джаза, элементов рок- и поп-музыки, классики. Критики, еще не сориенировавшиеся в происходящем, окрестили такую музыку «поп-джазом», несмотря на то, что по своей структуре она неизмеримо сложнее того, что подходит под термин «поп».
Ряд выдающихся джазовых музыкантов игравших в 60-х соул-джаз и хард-боп, в первой половине 70-х под продюссированием Грида Тейлора, сделали ряд записей, которые смело можно отнести к формам джаз-рока. Это, прежде всего – Джордж Бенсон (George Benson), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws).
Со временем, когда рок-культура была сметена эпохой диско, классики джаз-рока были причислены к истории джаза, их имена стали заноситься в джазовые энциклопедии, справочники и словари. Замена термина “jazz-rock” на “fusion” была во многом связана с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших ассоциироваться с белой рок-культурой, и придавших всему этому течению характер музыки “funk”. В термине «фьюжн» имеется не только музыкальный, а и социальный подтекст, говорящий о том, что «сплав» произошел не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами слушателей и исполнителей. Особенно ярко это было продемонстрировано Майлзом Дэйвисом, который выступил на концертах в “Fillmor West” перед аудиторией белых хиппи с музыкой авангардного психоделического «фанки», в составе с белыми исполнителями.
Дальнейший этап развития нового вида музыки был охарактеризован появлением следующего поколения ансамблей и исполнителей, воспитанных на музыке групп “Weather Report”, “Return to Forever”, “Mahavishnu Orchestra”. Так на передний план вышли: “Yellowjackets”, “Spyro Gyra”, “Special EFX”, “Tribal Tech”, “Brecker Brothers”. Важно заметить и то, что джаз-рок приобрел огромную популярность в других странах мира, и прежде всего – в Европе. Во Франции мировую известность получил – Жан-Люк Понти, в Германии - группа “Passport”, в Дании – “Entrance”, В Англии “The United Jazz & Rock Ensemble”, в Исландии – “Mezzoforte”, в Финляндии – “Pirpaukke”, в Канаде – “Uzeb”, в Польше – “Extra Ball”, “String Connection” и Квартет Збигнева Намысловского, в СССР – «Арсенал». Фьюжн становится элементом мировой культуры: в Индии джаз-рок начинает играть скрипач Лакшминараяна Шанкар (L. Shankar), в Бразилии заявляет о себе арранжировщик Эумиро Деодато ( Eumiro Deodato). Если до этого американский, особенно черный, джаз считался непревзойденным эталоном, а европейцев оценивали лишь по степени приближенности к тем или иным кумирам, то в музыке “fusion” появилась возможность более самостоятельного творчества. Опыт новых поколений показал живучесть данного жанра за счет своей открытости к любой музыке. Из недр фьюжн, путем синтеза с национальными музыкальными культурами, зарождается “world music”. Глубинный смысл слова «fusion» был оправдан исторически. Ведь развитие любого вида искусства всегда происходило за счет «скрещивания» разных явлений. Так возникало все новое. И сейчас наиболее интересные музыкальные проекты появляются именно на стыке жанров. Ярким примером могут служить последние записи американского гитариста Пэта Мэтени (Pat Metheny), в частности, “Secret Story”. Трудно отнести такую музыку к чему-то определенному, устоявшемуся. Это и есть современный фьюжн.
В наши дни существует немало разновидностей музыки фьюжн. Это, прежде всего, так называемый “cool jazz” или “smooth jazz”, к которому относятся все облегченные виды красивой электронной музыки, не ставящих никаких проблем кроме доступности и популярности. Сюда можно отнести записи таких музыкантов как David Sanborn, Kenny G., Grover Washington, Bob James и George Benson. Кстати, слово “cool”, уже обозначавшее так называемый «прохладный джаз» в конце 40-х годов, сейчас переводится совсем иначе. На современном жаргоне оно означает «модный». Некоторые критики характеризуют такую музыку как “smooth Jazz” («приглаженный джаз»).
загрузка