руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
21 нояб.
23:46
Журналы
Остров
© Leshinski

Энциклопедия / Искусство

Изменить категорию | Все статьи категории

Куклы идут в разведку

Куклы идут в разведку
Это не только детские игры, но и таинственные обряды и даже военные шифры
НУРАНИ
Когда на земле появились первые игрушки и как они выглядели, история, увы, не знает - известно только, что они сопровождали человека на протяжении едва ли не всей истории. И по крайней мере показательно, что изготовление фигурок из глины - это весьма часто повторяющийся сюжет многих мифов о сотворении человека. Древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюй-ва лепила из глины человечков, когда земля только отделилась от неба, и людей еще не сосуществовало: "По земле блуждала Нюй-ва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила ее водой и, глядя на свое отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила, закричала "уя-уя" и весело запрыгала. Нюй-ва улыбнулась и дала ей имя Жэнь, что по-китайски значит человек. Из глины изваял Бог Адама, убеждены и приверженцы авраамических религий.

Как свидетельствуют историки, возраст одной из самых древних кукол, маленькой фигурки из мамонтовой кости с подвижными конечностями, найденной в Брно, колеблется между 30 и 35 тысячами лет. У таких кукол подчеркнуто толстые животы и большая грудь, чаще всего такая фигурка означала богиню плодородия - местный аналог античной Венеры. Но подвижные конечности, уверены многие, наводят на мысль, что мамонтовая фигурка была все-таки игрушкой. Тысячелетиями исчисляется возраст куклы-марионетки, найденной в Индии - для того, чтобы привести ее в действие, требовались усилия нескольких человек.

Ранние игрушки Древнего Египта датируются серединой 3 тысячелетия до н. э. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Древние мастера изображали животных в миниатюре с большим знанием натуры. А еще в Древнем Египте впервые стали делать игрушки с несложными проволочными механизмами, с помощью которых, к примеру, крокодилы могли раскрывать пасть. Интересна найденная игрушка, изображающая раба, который растирает зерно. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться по наклонной дощечке. Самые древние куклы - вновь-таки египетские, им около 4 тысяч лет. Это грубые чурбанчики без рук и ног или с руками и ногами в виде тонких палочек, с нарезками на местах кистей и щиколоток. Были найдены куклы с отлично вырезанным туловищем, с руками и ногами, имеющими плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы таких кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Игрушки редко изготавливались из особо ценных и особо прочных материалов. И сегодня куклы - самый редкий товар в антикварных магазинах, потому что игрушкам всегда было непросто уцелеть: дети в силу понятных причин не особо церемонились с тем, чем играли, взрослые тоже были уверены, что в доме есть куда более ценные и нужные вещи, и в результате сегодня историку любой эпохи гораздо легче ответить на вопрос о том, какие, когда, где использовались орудия труда и оружие, какой была кухонная утварь и каким богам поклонялись люди, чем объяснить, чем забавлялись дети. Разве что случайно окажется куколка на старинной фотографии или на детском портрете, которые художникам тоже заказывали нечасто. Но даже на картине К.Лемоха "Варька" озорная крестьянская девчушка крепко сжимает в руках любимую деревянную куколку. И, быть может, пройдет пара сотен лет, и о том, какие игрушки были у детей "докомпьютерной эры", будут судить по картине Таира Салахова "Айдан", где будущая художница и галерейщица - еще совсем крохотная малышка верхом на игрушечном коне-качалке.

Игрушки - это серьезно

Впрочем, далеко не всегда к игрушкам относились с привычной легкостью. Классический пример здесь - Япония, где куклы - важная часть национальной культуры. Появились прообразы ныне японских кукол около 3 тысяч лет назад. Сегодня в Японии куклы создаются для самых разных целей: как олицетворение духов для поклонения, как объект, наделенный магической силой, как игрушки - спутники жизни или для утешения душ (нередко сочетая все качества). Есть в Японии и куклы-визитки, которые знает любой ребенок. Это Кокки Си - простая деревянная кукла вроде нашей матрешки, и Дарум - подобие Ваньки-Встаньки. Последняя игрушка - символическое изображение одного из священников, который 9 лет медитировал, приближаясь к божественной сущности, вследствие чего у него отказали руки и ноги. Но наибольшую популярность приобрели куклы, которые дарят в Японии детям в специальные праздники - День девочек (отмечается 3 марта) и День мальчиков (отмечается 5 мая). В доме устанавливается ханаган - ведущая от пола горка-лестница, на которую настилается красная ткань. На полочки ставятся куклы. Во главе пирамиды - император и императрица как признак дружной семьи. Слева и справа от них стоят два дерева - персик и апельсин. Их цветы символизируют чистоту, невинность и плодовитость будущей семьи. Куклы радуют взор недолго, иначе считается, что девочка долго не выйдет замуж. На ханагане для мальчика устанавливается куклы-воины, облаченные в воинские доспехи, как символ воинской доблести и преданности родине. И сегодня в Японии куклы, одетые в традиционные кимоно, изготовленные с соблюдением всех традиций - непременный атрибут любой семьи и популярный сувенир для туристов. Которые далеко не всегда представляют себе, с наследием каких глубоких традиций сталкиваются.

В европейских странах куклы были не более чем игрушкой. Но и здесь к ним относились достаточно серьезно. До сих пор в лондонских музеях можно увидеть "кукольные домики", изготовленные для наследниц престола - это настоящие произведения искусства, созданные великими мастерами того времени. Для королевских куколок платья шили лучшие портные, у кукол были настоящие драгоценности, в кукольных домиках имелась посуда, крошечные картины, и даже винные погребки с миниатюрными бутылочками, в которые, однако, заливали лучшие сорта вин того времени.

В куклы, впрочем, играли не только инфанты. И в лавках ремесленников стояли красавицы с фарфоровыми лицами, одетые в бархатные платья с брюссельскими кружевами, у них сгибались ручки и ножки. Нередко куклы были частью, как сказали бы сегодня, "обучающих и развивающих игр". В Германии в XIX веке вошли в быт куклы "в натуральный рост" ребенка, которые продавались вместе с набором одежды для них. При этом одежда была сшита "на живую нитку", она легко распарывалась и сшивалась вновь, так что дети осваивали искусство шитья. Куклам поручались и весьма деликатные "миссии": будуарные куклы, обычно размером и видом полностью повторяющие обычных детей, - распространенное явление в богатых семьях того времени. Эти игрушечные приятели и приятельницы помогали наследникам, обычно изолированным от сверстников в роскошных домах, научиться общению с себе подобными.

В конце XIX - начале ХХ века покупать детям специальные игрушки могли себе позволить только в очень богатых семьях: барышни в шелках и бархате с очаровательными фарфоровыми личиками стоили достаточно дорого. В крестьянских и рабочих семьях, где "покупная" кукла считалась непозволительной роскошью, дети, впрочем, без игрушек не тосковали: деревенскому мастеровому ничего не стоило вырезать куколку из дерева или слепить из глины, а дома всегда было предостаточно лоскутков, из которых получались замечательные платьица...

Свои традиционные куклы есть во многих странах мира. Крошечные баварки в национальных костюмах продаются в любой лавочке во время традиционного мюнхенского Октоберфеста - пивного фестиваля, а их сестрички, но уже в костюмах Кельнского карнавала, соседствуют с макетами знаменитого собора. Куклы в традиционной одежде сербов, хорватов, македонцев были весьма популярным экспортным товаром в бывшей Югославии, и на рынке даже появлялись их гонконгские подделки.

Традиционные куклы в странах мусульманского Востока как-то не сформировались. И дело не только в известном запрете на изображение человека, хотя именно благодаря ему скульптура на мусульманском Востоке начала развиваться только в последние десятилетия. Просто дети здесь слишком рано становились взрослыми: традиции отводили слишком мало времени на кукол и игрушечных лошадок.

И еще чаще мир взрослых страстей вторгался в детскую кукольную стихию, пытаясь приспособить его под свои цели и программы, прежде всего идеологические. В СССР до 1936 года кукол не производили вообще: считалось, что такая игрушка "неправильно" влияет на воспитание советской девочки, формирует у нее "мещанско-мелкобуржуазные" взгляды. Потом, впрочем, начался выпуск "политически грамотных" игрушек:на прилавках стояли колхозницы, работницы и трактористки, одетые в фуфайки и тулупы, а пупсы-мальчики все как один были похожи на растиражированное изображение маленького Ильича.

Кукольные запросы и вкусы изменла вторая мировая. Точнее, привезенные в солдатских вещмешках в подарок детям "европейские" куколки. А уже очень скоро на советских прилавках замелькали куклы из ГДР: белокурые, нарядные, они значительно превосходили продукцию московского "Кругозора". Уже в годы хрущевской оттепели советские куклы начали подтягиваться по мере сил к мировым стандартам.

И именно тогда на советские прилавки вышла бесспорная королева кукольного мира - Синеглазка. История появления куклы по имени Синеглазка заслуживает внимания. Однажды - дело было в 50-е годы - кукольные дизайнеры предложили воспитанникам детских садов - самых обычных, а не "элитных" и не "с художественным уклоном" - нарисовать куклу своей мечты. А потом на основе получившихся рисунков создали Синеглазку. Она небольшая по размеру - около 30 сантиметров. У нее светлые косички с бантиками и голубыые глаза. Одета Синеглазка в голубое платье, с белым поясом, завязанным сзади бантиком, из-под которого выглядывает белая с кружевами нижняя юбочка, в белые носочки и туфельки. Когда специалисты увидели Синеглазку, то в один голос завопили, что этой кукле на прилавках делать нечего, что такая кукла не имеет шансов на успех и т.д. Да и сегодня, глядя на эту девочку из 50-х годов, которая удивленно-радостно разглядывает в небе первый спутник, не скажешь, что в ней такого особенного. И никто не мог объяснить, почему дети из множества выставленных на прилавке кукол выбирали именно ее - Синеглазка была нарасхват до самого наступления эпохи Барби.

Непризнанная королева

Но, наверное, любая история кукольного мира была бы неполной без нынешней королевы игрушечных магазинов - Барби.

Сегодня Барби - это целый мир, огромная коммерческая империя и теперь уже целое семейство кукол. Барби - это товары для кукол и для их хозяек, роскошные гардеробы, игрушечные автомобили, домики, кухни, ванные...Сегодня уже никого не удивляют наклейки "Хочу быть Барби - у нее есть все!". Барби сменила множество профессий и даже национальностей: на рынке перебывали 45 "этнических" разновидностей Барби, включая "Лейлу", наложницу турецкого султана. Она была врачом и принцессой, надевала военную форму и костюм стюардессы. Барби официально запрещена в Иране, а в Сирии уже начали выпуск ее "мусульманского" аналога - черноглазой Фуллы, одетой соответственно в хиджаб, у которой есть свой крошечный молитвенный коврик. Сегодня уже проходят выставки Барби, в мире празднуют ее юбилеи, а в России учреждают движение "анти-Барби" - как протест против "глянцевых стандартов красоты".

А начало биографии Барби было совсем не детским и не солнечным. Она - "прямой потомок" куколки Лилли, которая вообще-то была игрушкой для взрослых. Эта куколка, изображавшая иногда блондинку, иногда брюнетку с соблазнительной фигурой, стояла едва ли не на каждой стойке в немецкой пивной, одетая в традиционный баварский костюмчик. Но чаще на ней было соблазнительное кружевное белье, или вообще ничего. Собственно говоря, это была куколка, воспроизводившая героиню полупорнографических комиксов "шлюшку Лилли".

Как эта "красотка с городского дна" попалась на глаза американке Рут Хэндлер, дочери польской эмигрантки, история умалчивает. Но уже в 1959 году она начала выпускать куклу, которую назвала "Барбара", или Барби.

Это действительно была революция. В отличие от Лилли, у Барби не было ни натуралистических сосков, ни нагловатой ухмылочки. Но она была тоненькой и стройной, в отличие от неуклюжих "пупсов", и представляла собой не карикатурное подобие человека, а уменьшенную копию хорошенькой девочки с соседней улицы. К тому же к ней прилагался набор одежды.

Детские психологи, увидев Барби, пришли в ужас. Еще больше были возмущены феминистки - Барби была слишком стройна, слишком по-женски привлекательна. Это была уже не кукла, а "действующая статуэтка". Крупнейшие производители игрушек отказались ставить на поток детище Рут Хэндлер. Тогда она решила производить ее сама - и не прогадала. Барби очень скоро перестала быть товаром - она стала явлением. Уже в 60-е годы, на волне борьбы за гражданские права афроамериканцев, рядом с белокурой Барби появится ее черная подружка Фрэнсис. Потом была неунывающая Бэкки в инвалидной коляске - еще одна подруга Барби. Появился "бойфренд" по имени Кен. а затем Барби стала рекламировать товары для своих хозяек: бело-розовые школьные сумки и рюкзачки, хлопья для завтрака и йогурты, карандаши и зеркальца. Сегдня никого не удивляют выставки Барби и посвященные ей юбилеи.

Впрочем, далеко не всегда люди играли в куклы - не так уж редко куклы в истории человечества играли людьми.

Куклы играют людьми

Того, что в какой-то момент куклы перестанут быть только детской игрушкой, наверное, следовало ожидать. Любители мистики рассказывают жуткие истории об "энергетике", которую несут с собой куклы, о том, что к покупке антикварных кукол надо относиться с осторожностью, и т.д. Красавиц с фарфоровыми головами заказывали не только любящие мамы и бабушки для дочек и внучек, но и владелицы модных лавок: именно они в прошлые века демонстрировали модницам последние парижские новинки. Коллекционеры кукол готовы платить за них весьма и весьма немалые деньги со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но, пожалуй, самая удивительная история, повествующая о взаимоотношениях кукол и людей, произошла в США в годы второй мировой войны.

В СССР, конечно, "сороковые - роковые, свинцовые, пороховые" изучали весьма прилежно. Но вот о том, что происходило за рамками советско-германского фронта, советским людям знать не полагалось. В том числе и о военном противостоянии в Атлантике, которая вошла в историю как Битва за Британию.

По мнению большинства военных историков, это не преувеличение. К началу 40-х годов Гитлер контролировал уже практически всю континентальную Европу. Боевые действия на Западе продолжала только Великобритания. Британцы держалитсь с невероятной стойкостью, но без "поддерживающих поставок" из США и Канады страна была бы обречена. Что диктовало Гитлеру вполне понятный план действий: перехватывать американские транспортные конвои в водах Атлантики - за ними охотились печально известные "волчьи стаи" немецких подводных лодок. Уже очень скоро союзники столкнулись с острейшим дефицитом судов - именно тогда в США началось серийное производство грузовых кораблей типа "Либерти", что позволило хоть в какой-то степени компенсировать потерю "плавсредств". Но самой страшной угрозой была поразительная осведомленность немецкой разведки: в Берлине знали расписание движения судов и время их выхода из американских портов на побережье Атлантики. А ведь такую информацию надо не только раздобыть - это как раз не самая сложная задача, выход в море каравана судов - это не тонкости экспериментов в секретных лабораториях, - но и передать по назначению, причем достаточно быстро, притом что письма перехватываются военной цензурой, коротковолновые передатчики засекаются пеленгаторами, телефонные разговоры прослушиваются... Борьба разведки и контрразведки - это по большей части именно кодирование и "раскодирование" информации.

"Накрыть" канал, по которому ценнейшая информация уходила немецким спецслужбам, удалось благодаря истории, которая первоначально казалась многим простым почтовым недоразумением.

В аргентинский Буэнос-Айрес из США прибыла посылка, адресованная сеньоре Инессе де Молинали, проживающей по адресу: авенида О'Хиччине, 2565. Но по указанному адресу никакой сеньоры де Молинали не оказалось, а посему аргентинская почта вернула посылку обратно в США. На американской почте решили вернуть ее отправителю, но, так как обратного адреса не оказалось, то посылку вскрыли. И обнаружили несколько очаровательных куколок и коротенькую записочку - получательницу, сеньору Инессу де Молинали, информировали, что вскоре ей вышлют еще одну коллекцию милых крошек. Из записки явствовало, что отправила посылку мисс Мэри Уоллес, из Спрингфилда, штат Огайо.

Ее в Огайо знали очень хорошо - старая дева, она владела замечательной коллекцией кукол. Но когда почтальон попытался вручить мисс Уоллис посылку, пропутешествовавшую через весь американский континент с севера на юг и обратно, та была искренне удивлена и еще больше возмущена. Да, она с самого детства собирает кукол, но никакой сеньоры Молинали не знает и никаких кукол она ей не отсылала. Более того, выговаривала почтальону мисс Уоллес, она никогда не продает своих кукол, а тем более в Аргентину, и вообще, когда идет война, люди должны вести себя соответственно. В заключение владелица кукольной коллекции посоветовала почтальону обратиться в полицию, что он и сделал.

В самих куклах полицейские эксперты не нашли ничего необычного. Но вот записка их заинтересовала. Нет, здесь не было следов тайнописи или водяных знаков, но аналитики ФБР, прочитав о том, что "мистер Шоу был сильно болен, но врачи его скоро вылечат, и он выйдет на работу", "Луиза отправилась в дальнюю поездку", и узнав о том, что у куклы, изображающей ирландского рыбака с сетью, этой самой сети надо придать новую форму, на уровне интуиции заподозрили, что "мистер Шоу" - это крейсер "Шоу", недавно поврежденный в бою, "Луиза" - крейсер "Луисвилль", отправившийся в рейд, а ирландский рыбак с сетью - не что иное, как авианосец с новой противолодочной сетью, направленный недавно в Ирландское море...

Сегодня, когда в коридорах закрытых штаб-квартир вошла в моду фраза "дайте мне чистые разведданные, а выводы я сделаю сам!", если бы кто-то рискнул предположить. что посылка с куклами может иметь отношение к "волчьим стаям" немецких подводных лодок, его подняли бы на смех. На это, откровенно говоря, и делали ставку изобретательницы "кукольного кода" - без сомнения, одной из самых блестящих идей в разведке и контрразведке: ну в самом деле, кто станет обращать внимания на посылки с куклами и сопровождающие их записки?

Но тогда в ФБР "кукольную версию" стали отрабатывать всерьез. Тут же была дана команда перехватывать всю информацию, касающуюся кукол.

Аналитиков буквально завалили информацией, на 99,9% бесполезной и совершенно безобидной. О куклах писали своим тетушкам, бабушкам и даже папам на войну маленькие девочки. Мнением о своих "куколках" обменивались молодые люди. еще больше было тех, кто передавал приветы "своей куколке" и желал ей всего наилучшего. Наконец, корреспонденцией обменивались компании, производящие кукол и торгующие ими.

Второй разговор с Мэри Уоллес ничего не дал. Она возмущалась, что не знает никакого Шоу и никакой Луизы, тем более ее не интересуют ирландские рыбаки, и вся эта история - нонсенс и бред.

Но в ФБР уже "учуяли след" и решили отработать "контакты" мисс Уоллес. Которая обмолвилась, что в числе прочего приобретала кукол у некой Вальвали Дикинсон, чья лавка располагалась в Нью-Йорке, на Мэдисон-сквер. Это был "рай для посвященных" - куклы в самых необычайных костюмах, с роскошными прическами, в необычайных драгоценностях, здесь были куклы, изготовленные собственноручно мисс Дикинсон и студентами Нью-йоркского колледжа искусств. А рядом с ними располагались "серийные" куклы, предназначенные для семей среднего класса. Сюда заходили и коллекциоеры, и любящие мамочки и бабушки. И никто не догадывался, что на самом деле Вальвали Дикинсон - это сотрудница немецкой разведки Мальвина фон Блюхер. которая работает в паре с неким Германном Вернером, тоже немецким агентом, выдававшим себя за гражданина нейтральной Швейцарии и работавшего тренером-инструктором в одной из военных школ США. А в качестве носителей информации она использовала кукол и записки, сопровождающие их. Получателем же посылок с куклами была Анита Редер-и-Ристель - дочь адмирала Редера, главнокомандующего немецким ВМФ. Именно она руководила немецкой разведывательной сетью в нейтральной Аргентине, где пришедшая к власти хунта весьма благоволила нацистам. В качестве же обратного адреса Дикинсон-Блюхер использовала имена своих постоянных клиентов, пребывая в полной уверенности, что если те покупают кукол, то непременно должны и продавать. Так, в Аргентину из США ушла посылка с куклами, изображающими Черчилля, Рузвельта, Сталина и...персидского воина - как утверждали, именно таким образом Анита Редер-и-Ристель получила и передала по назначению информацию, что встреча "большой тройки" состоится в Тегеране.

Но однажды госпожа фрау Анита Редер отправилась в инспекционную поездку, а ее подчиненные допустили непростительную оплошность, отказавшись принять посылку, адресованную сеньоре Молинали. И уж никак Анита не могла представить себе, что мисс Уоллес, получив из Аргентины посылку с куклами, потребует от почтальона отнести ее в полицию.

Лавку мисс Дикинсон взяли под наблюдение. Сюда зачастили странные посетители, которые наводили подробные справки о куклах, но никогда их не покупали.

И Мальвина фон Блюхер, почувствовав слежку, запаниковала. У нее был адрес некоего человека в Кливленде - на случай непредвиденых обстоятельств. Но связной - вот неудача! - уехал в Калифорнию. Мальвина отправилась за ним, по пути отсылая с каждой станции "сигнал тревоги", используя кукольный язык, который к этому моменту уже был расшифрован и прочитан. И в конце совершила еще одну непростительную ошибку - она решила вернуться в Нью-Йорк, чтобы спасти свое имущество: в сейфе "мисс Дикинсон" лежали 10 тысяч долларов наличными и еще немало золота и драгоценностей. И была арестована.

На суде прокурор привел пример: якобы из Бостона была отправлена посылка, содержащая 31 куклу: 27 были в ирландских костюмах, одна изображала вождя индейского племени, две - английских воинов, еще одна -норвежского лыжника. Прокурор "перевел" ее: крейсер "Президент Гардинг" должен сопроводить 27 судов, направляющихся в Ирландию с двумя английскими крейсерами и норвежским транспортом "Лепель". Дата отплытия, судя по записке, сопровождающей посылку, должна быть 13 или 14 апреля.

- Куклы болтали слишком много, и мы научились понимать их язык, - закончил тогда свое выступление прокурор.



 
Сайт: http://www.echo-az.com/istoriya01.shtml

loading загрузка

Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine