Энциклопедия / Искусство
Изменить категорию | Все статьи категории
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ПОД РУКОВОДСТВОМ ОЛЕГА ТАБАКОВА ведет своё начало от детской театральной студии при Бауманском районном Дворце пионеров, где в 1974 году занятия со столичными старшеклассниками начали О. Табаков, А. Леонтьев, К. Райкин, В. Фокин, С. Сазонтьев, А. Дрознин. Спустя два года, группа наиболее способных студийцев была приглашена О. Табаковым на курс, набранный им в ГИТИСе (сейчас — Российская академия театрального искусства).
Одновременно студия получила в своё распоряжение небольшое помещение в подвальном этаже жилого дома по улице Чаплыгина, 1а. В этом доме, над подвалом, бывали Ленин (слушал «Аппассионату»), писатель Горький, жили полярник Кренкель и нарком НКВД Ежов. И все это время в подвале был угольный склад, а позднее — агитпункт. Здесь с 1978 года воспитанники Табакова начали давать регулярные театральные представления, став, таким образом, одной из первых театральных студий Москвы 80-х годов. Сначала были «С весной я вернусь» А. Казанцева, «Две стрелы» А. Володина — спектакли, уместные не только во времени, но и в том пространстве, в котором они родились. Бюджет молодого коллектива складывался из гонораров художественного руководителя, сценическое оборудование практически отсутствовало, а вместо зарплаты актёры получали институтскую стипендию.
В 1980 году была предпринята первая попытка открыть театр на базе «табаковской студии». Несмотря на активную поддержку средств массовой информации, популярность у театральной общественности и признание молодой зрительской аудитории, МГК партии не дал согласия на открытие нового театра. Но работа не прекращалась. Вместе с выпускниками своего «первого призыва» О. Табаков набрал в 1981—1982 годах новый гитисовский курс, и, спустя четыре года, вновь возник вопрос об «официальном» открытии театра-студии.
Повторная попытка оказалась успешной. В декабре 1986-го был издан министерский приказ о создании театра. Таким образом, на основе двух выпускных курсов был создан Московский театр под руководством О. Табакова — один из первых студийных коллективов страны, получивших государственную дотацию. 1 марта 1987 года театр был официально открыт спектаклем «Кресло» по повести Юрия Полякова.
Театру на Чаплыгина предрекали быстрый конец (удел большинства студий, становящихся театрами), но «подвал» не только выжил, но и с каждым годом приобретал все более уверенный облик и любовь зрителей. За пятнадцать лет было воспитано целое созвездие актеров, таких мастеров как Евдокия Германова, Марина Зудина, Владимир Машков, Евгений Миронов, Андрей Смоляков и др.
Сегодня в репертуаре театра — около 30 названий. Авторы пьес — И. Гончаров, М. Горький, Ф. Достоевский, Т. Манн, А. Вампилов и, конечно, современные отечественные и зарубежные драматурги. В труппе около тридцати актеров; среди них уже такие широко известные имена, как Сергей Безруков, Сергей Беляев, Виталий Егоров, Александр Мохов, Михаил Хомяков и другие.
Театр много гастролирует по России и за рубежом (Италия, США, Япония, Германия, Франция, Венгрия, Канада, Израиль), его приглашают на известные международные театральные фестивали (Рим, Торонто, Зальцбург, Авиньон, Берлин, Хельсинки, Штутгарт и др.).
Лучшие спектакли труппы удостоены престижных театральных премий (Госпремия РФ и «Золотая маска» участникам спектакля «Последние»; «Золотая маска» спектаклю «Комната смеха» как лучшему спектаклю сезона 1998 года, спектаклю «Когда я умирала» как лучшему спектаклю малой формы сезона 2004 года, Миндаугасу Карбаускису как лучшему режиссеру драмы сезона 2004 года, Ирине Пеговой за роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» как лучшей актрисе драмы сезона 2004 года; Премия имени Станиславского Миндаугасу Карбаускису за режиссуру; «Хрустальная Турандот» — «Смертельному номеру» и «Когда я умирала» и т. д.).
По результатам работы экспертного совета Премии СТД РФ «Гвоздь сезона» спектакли «Когда я умирала», «Солдатики» и «Дядя Ваня» вошли в число лучших спектаклей московского театрального сезона 2003/04 года.
Театр-студия п/р О. Табакова
1.3.1987МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ПОД РУКОВОДСТВОМ ОЛЕГА ТАБАКОВА ведет своё начало от детской театральной студии при Бауманском районном Дворце пионеров, где в 1974 году занятия со столичными старшеклассниками начали О. Табаков, А. Леонтьев, К. Райкин, В. Фокин, С. Сазонтьев, А. Дрознин. Спустя два года, группа наиболее способных студийцев была приглашена О. Табаковым на курс, набранный им в ГИТИСе (сейчас — Российская академия театрального искусства).
Одновременно студия получила в своё распоряжение небольшое помещение в подвальном этаже жилого дома по улице Чаплыгина, 1а. В этом доме, над подвалом, бывали Ленин (слушал «Аппассионату»), писатель Горький, жили полярник Кренкель и нарком НКВД Ежов. И все это время в подвале был угольный склад, а позднее — агитпункт. Здесь с 1978 года воспитанники Табакова начали давать регулярные театральные представления, став, таким образом, одной из первых театральных студий Москвы 80-х годов. Сначала были «С весной я вернусь» А. Казанцева, «Две стрелы» А. Володина — спектакли, уместные не только во времени, но и в том пространстве, в котором они родились. Бюджет молодого коллектива складывался из гонораров художественного руководителя, сценическое оборудование практически отсутствовало, а вместо зарплаты актёры получали институтскую стипендию.
В 1980 году была предпринята первая попытка открыть театр на базе «табаковской студии». Несмотря на активную поддержку средств массовой информации, популярность у театральной общественности и признание молодой зрительской аудитории, МГК партии не дал согласия на открытие нового театра. Но работа не прекращалась. Вместе с выпускниками своего «первого призыва» О. Табаков набрал в 1981—1982 годах новый гитисовский курс, и, спустя четыре года, вновь возник вопрос об «официальном» открытии театра-студии.
Повторная попытка оказалась успешной. В декабре 1986-го был издан министерский приказ о создании театра. Таким образом, на основе двух выпускных курсов был создан Московский театр под руководством О. Табакова — один из первых студийных коллективов страны, получивших государственную дотацию. 1 марта 1987 года театр был официально открыт спектаклем «Кресло» по повести Юрия Полякова.
Театру на Чаплыгина предрекали быстрый конец (удел большинства студий, становящихся театрами), но «подвал» не только выжил, но и с каждым годом приобретал все более уверенный облик и любовь зрителей. За пятнадцать лет было воспитано целое созвездие актеров, таких мастеров как Евдокия Германова, Марина Зудина, Владимир Машков, Евгений Миронов, Андрей Смоляков и др.
Сегодня в репертуаре театра — около 30 названий. Авторы пьес — И. Гончаров, М. Горький, Ф. Достоевский, Т. Манн, А. Вампилов и, конечно, современные отечественные и зарубежные драматурги. В труппе около тридцати актеров; среди них уже такие широко известные имена, как Сергей Безруков, Сергей Беляев, Виталий Егоров, Александр Мохов, Михаил Хомяков и другие.
Театр много гастролирует по России и за рубежом (Италия, США, Япония, Германия, Франция, Венгрия, Канада, Израиль), его приглашают на известные международные театральные фестивали (Рим, Торонто, Зальцбург, Авиньон, Берлин, Хельсинки, Штутгарт и др.).
Лучшие спектакли труппы удостоены престижных театральных премий (Госпремия РФ и «Золотая маска» участникам спектакля «Последние»; «Золотая маска» спектаклю «Комната смеха» как лучшему спектаклю сезона 1998 года, спектаклю «Когда я умирала» как лучшему спектаклю малой формы сезона 2004 года, Миндаугасу Карбаускису как лучшему режиссеру драмы сезона 2004 года, Ирине Пеговой за роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» как лучшей актрисе драмы сезона 2004 года; Премия имени Станиславского Миндаугасу Карбаускису за режиссуру; «Хрустальная Турандот» — «Смертельному номеру» и «Когда я умирала» и т. д.).
По результатам работы экспертного совета Премии СТД РФ «Гвоздь сезона» спектакли «Когда я умирала», «Солдатики» и «Дядя Ваня» вошли в число лучших спектаклей московского театрального сезона 2003/04 года.
Сайт: | http://www.tabakov.theatre.ru/archives/ |