Энциклопедия / Архитектура
Изменить категорию | Все статьи категории
Мечеть Мухтарова (Амираджаны)
Среди абшеронских мечетей следует отметить мухтаровскую (1908 г.) в селении Амираджаны, отличающуюся масштабностью объемного решения, выразительностью силуэта и живописной трактовкой архитектурных масс. Далеко за пределами селения Амираджаны среди одно-, двухэтажной горизонтальной жилой застройки выделяется силуэт мечети с двумя вертикалями - минаретами, достигающими 40-метровой высоты. В других городах Азербайджана подобных по высоте минаретов нет. Своеобразный и на редкость удачный вертикальный ориентир восточных городов и населенных мест, минарет к Амираджанах - выдающаяся архитектурная доминанта этого региона. Планировочная композиция мечети построена очень компактно и содержательно. Через вестибюль, фланкируемый минаретами, попадают в просторный молитвенный зал (13,6 м х 13,6 м) квадратной формы, перекрытый куполом диаметром 11,26 м. В интерьер зала входят упругие по рисунку четыре конструктивные арки с нишами, которые поддерживают барабан с куполом. Несмотря на то, что арки сплошь покрыты орнаментом, линия рисунка их настолько внушительна, что арки в целом создают выразительную архитектурную конструкцию. Вообще интерьер насыщен орнаментальным рисунком, вплоть до барабана и купола. Однако гладкие стены ниш арок с розетками представляют контраст соотношением масс с остальной частью внутреннего пространства. Благодаря конструктивным аркам со строгими поверхностями ниш дематериализация интерьера не наблюдается. Молельный зал насыщен светом, проникающим через окна в нишах и 14 окон в барабане и равномерно рассеивающимся. В планировке мухтаровской мечети интересно появление полуциркульной в плане апсиды, тянущейся на всю ширину конструктивной арки напротив михраба, служащего помещением для женщин. Двухэтажная апсида, отделенная от главного зала ажурной деревянной решеткой, увеличивает внутреннее пространство мечети и вносит элемент нового в композицию интерьера; подобный планировочный прием в структуре культовых сооружений Азербайджана встречается впервые. Апсида своей выпуклой поверхностью вызывает ощущение, что сравнительно небольшой по объему молельный зал обладает пространственной глубиной. Мухтаровская мечеть первоначально строилась местными мастерами, руководимыми главным уста Кербалаи Ахмедом, а в дальнейшем была разработана и завершена архитектором Зивeрбeком Ахмедбековым. Принцип построения композиции напоминает образ Таза-пир, созданный, естественно, не без влияния последнего, но здесь продолжается общая идея развития двухъярусных минаретов, которая не была осуществлена в соборной мечети Баку. Двухъярусная композиция минаретов в мухтаровской мечети представляет собой единственный случай подобного решения в культовых сооружениях Азербайджана и не имеет аналогов. Как известно, подобная композиция используется широко в турецкой архитектуре, хотя и в очень своеобразной трактовке, отличающейся изысканностью рисунка и стройностью пропорционального членения. Здесь же в минаретах соблюдены другие пропорции, другие членения, свойственные местной архитектурной традиции, которые использованы почти во всех культовых сооружениях Баку - Абшерона ХIХ-ХХ веков. Самая эффектная и выразительная часть мечети - минареты; их пропорции, сталактитовый рисунок балконов и завершения созданы мастерски. Минареты придают всей композиции объема мечети скульптурный характер. Обобщенные формы мечети смотрятся великолепно, и это весьма положительная черта сооружения. Основные принципы объемно-пространственной структуры Таза-пир использованы в сельской мечети Мухтарова, единственной вертикальной культовой композиции Абшерона, отличающейся монументальностью и правдивостью образа, в чем большая заслуга архитектора Зивeрбека Ахмедбекова, талантливого представителя азербайджанского зодчества.
Мечеть Мухтарова (Амираджаны)
21.12.2011Мечеть Мухтарова (Амираджаны)
Среди абшеронских мечетей следует отметить мухтаровскую (1908 г.) в селении Амираджаны, отличающуюся масштабностью объемного решения, выразительностью силуэта и живописной трактовкой архитектурных масс. Далеко за пределами селения Амираджаны среди одно-, двухэтажной горизонтальной жилой застройки выделяется силуэт мечети с двумя вертикалями - минаретами, достигающими 40-метровой высоты. В других городах Азербайджана подобных по высоте минаретов нет. Своеобразный и на редкость удачный вертикальный ориентир восточных городов и населенных мест, минарет к Амираджанах - выдающаяся архитектурная доминанта этого региона. Планировочная композиция мечети построена очень компактно и содержательно. Через вестибюль, фланкируемый минаретами, попадают в просторный молитвенный зал (13,6 м х 13,6 м) квадратной формы, перекрытый куполом диаметром 11,26 м. В интерьер зала входят упругие по рисунку четыре конструктивные арки с нишами, которые поддерживают барабан с куполом. Несмотря на то, что арки сплошь покрыты орнаментом, линия рисунка их настолько внушительна, что арки в целом создают выразительную архитектурную конструкцию. Вообще интерьер насыщен орнаментальным рисунком, вплоть до барабана и купола. Однако гладкие стены ниш арок с розетками представляют контраст соотношением масс с остальной частью внутреннего пространства. Благодаря конструктивным аркам со строгими поверхностями ниш дематериализация интерьера не наблюдается. Молельный зал насыщен светом, проникающим через окна в нишах и 14 окон в барабане и равномерно рассеивающимся. В планировке мухтаровской мечети интересно появление полуциркульной в плане апсиды, тянущейся на всю ширину конструктивной арки напротив михраба, служащего помещением для женщин. Двухэтажная апсида, отделенная от главного зала ажурной деревянной решеткой, увеличивает внутреннее пространство мечети и вносит элемент нового в композицию интерьера; подобный планировочный прием в структуре культовых сооружений Азербайджана встречается впервые. Апсида своей выпуклой поверхностью вызывает ощущение, что сравнительно небольшой по объему молельный зал обладает пространственной глубиной. Мухтаровская мечеть первоначально строилась местными мастерами, руководимыми главным уста Кербалаи Ахмедом, а в дальнейшем была разработана и завершена архитектором Зивeрбeком Ахмедбековым. Принцип построения композиции напоминает образ Таза-пир, созданный, естественно, не без влияния последнего, но здесь продолжается общая идея развития двухъярусных минаретов, которая не была осуществлена в соборной мечети Баку. Двухъярусная композиция минаретов в мухтаровской мечети представляет собой единственный случай подобного решения в культовых сооружениях Азербайджана и не имеет аналогов. Как известно, подобная композиция используется широко в турецкой архитектуре, хотя и в очень своеобразной трактовке, отличающейся изысканностью рисунка и стройностью пропорционального членения. Здесь же в минаретах соблюдены другие пропорции, другие членения, свойственные местной архитектурной традиции, которые использованы почти во всех культовых сооружениях Баку - Абшерона ХIХ-ХХ веков. Самая эффектная и выразительная часть мечети - минареты; их пропорции, сталактитовый рисунок балконов и завершения созданы мастерски. Минареты придают всей композиции объема мечети скульптурный характер. Обобщенные формы мечети смотрятся великолепно, и это весьма положительная черта сооружения. Основные принципы объемно-пространственной структуры Таза-пир использованы в сельской мечети Мухтарова, единственной вертикальной культовой композиции Абшерона, отличающейся монументальностью и правдивостью образа, в чем большая заслуга архитектора Зивeрбека Ахмедбекова, талантливого представителя азербайджанского зодчества.