Энциклопедия / Архитектура
Изменить категорию | Все статьи категории
Дом Асадуллаева
В районе Татарской слободы Шамси Асадуллаев, крупный нефтепромышленник и меценат из Амираджан выкупил два соседних владения под № 333 (Малый Татарский переулок, дом 6) и № 334 (там же, дом 8); первый участок предназначался для строительства большого магазина, а на земле второго владения решил выстроить большое здание для школы. Прошение на строительство этого здания для начальной школы было подано в декабре 1912 года. Сам Асадуллаев скончался в 1913 году, и все дела по строительству здания на его участке вел Ю.Б.Везиров, доверенное лицо компании («Торговых дел Шамси Асадуллаева»).
В 1913 г. архитектором Владимиром Краузе был построен четырёхэтажный дом, в декоре которого использованы мотивы восточной архитектуры, а над первым этажом помещен фриз с трудночитаемой надписью из искусно переплетенных арабских и кириллических букв.
О нем в 1913 г. сообщала газета "Голос Москвы": «Мусульманская колония в Москве приступила к постройке собственного здания для школы. Постройка производится на земле и на средства известного нефтепромышленника Шамси Асадулаева, пожертвовавшего около 500 000 рублей. Здание школы будет четырехэтажным с громадным концертным залом для мусульманских спектаклей и собраний». Закончено здание было в ноябре 1914 г., там помещалась школа, класс лепки, актовый зал.
Дом Асадуллаева стал культурным центром московских мусульман. Кроме школы, здесь проводились вечера мусульманской молодежи; здесь же учащимся предоставлялись бесплатные обеды. В располагавшейся в здании типографии печатались газеты на татарском языке «Иль» («Страна», закрыта в 1915 году), «Суз» («Слово», с 1915 года).
До революции 1917 года подавляющее большинство мусульман в Москве составляли коренные москвичи, среди которых численно доминировали татары. Поэтому, Дом Асадуллаева первоначально использовался лишь татарской общиной. В доме размещались: мектеб (школа) Московского мусульманского благотворительного общества, его правление, читальня, а после Февральской революции 1917 г. стал также одним из общественно-политических центров мусульман России. В 1917 году здесь состоялся Всероссийский мусульманский съезд.
В 1926 году здесь располагались два мусульманских детских дома, школа им. Нариманова № 27 с 210 учениками в семи группах; татарский центральный клуб им. Ямашева; центральная библиотека тюркских народов, , а также различные студии, в том числе литературный кружок поэта Мусы Джалиля. Одно время директором школы работала выпускница Сорбонны Сара Шакулова, про которую говорили, что она «из рода Мухаммеда».
Роль национально-культурного центра московских мусульман Дом Асадуллаева выполнял вплоть до 1941 года. В войну дом служил госпиталем. После войны о декларированной «дружбе народов» подзабыли, и тут расположились учреждения Министерства иностранных дел (в частности, курсы иностранных языков).
Внучка Ш.Асадуллаева Банин, проживающая в Париже писала: «Как мне стало известно, сейчас в Москве решается судьба дома, принадлежавшего моему деду. Этот дом был подарен в свое время татарам, которые жили в Москве. В те далекие годы в России всех мусульман называли татарами. Поэтому, как мне кажется, было бы точнее назвать этот дом сегодня Мусульманским культурным центром, где советские мусульмане могли бы создать информационное бюро, знакомя представителей других народностей и религий со своей историей и культурой. Надеюсь, это мое пожелание будет принято во внимание».
В 2003 году здание, сохранившее мусульманский растительный декор и восточные интерьеры, было возвращено татарской национально-культурной автономии Москвы. Здесь опять открылся Татарский культурный центр. В нем на протяжении многих лет проводятся культурно-религиозные мероприятия, на которые собирается множество последователей Ислама. Этот дом — своего рода центр всех мусульман страны. Он неразрывно связан с историей всего исламского сообщества России. В то же время о том, кем был сам Шамси Асадуллаев, сегодня, к сожалению, мало кто помнит.
И сейчас Дом Асадуллаева поражает воображение монументальностью и изяществом одновременно. Хорошо сохранились лепка восточного орнамента и, что удивительно, старинное стекло огромных окон. В солнечную погоду особняк как огромный хрустальный аквариум переливается радужными бликами. Зрелище сказочное.
Конечно, сегодня многое потеряно в интерьере, но актовый зал уникален в первозданной красе. Старинный дубовый паркет, оконные переплеты, напоминающие минареты, вязь орнамента с мусульманской символикой.
Справа от входа сохранилась надпись 1914 года на татарском языке арабской вязью - «Мархум Шамси мактебе». Перевод на русский дан с левой стороны: «Школа покойного Шамси»
Дом Асадуллаева
16.12.2011Дом Асадуллаева
В районе Татарской слободы Шамси Асадуллаев, крупный нефтепромышленник и меценат из Амираджан выкупил два соседних владения под № 333 (Малый Татарский переулок, дом 6) и № 334 (там же, дом 8); первый участок предназначался для строительства большого магазина, а на земле второго владения решил выстроить большое здание для школы. Прошение на строительство этого здания для начальной школы было подано в декабре 1912 года. Сам Асадуллаев скончался в 1913 году, и все дела по строительству здания на его участке вел Ю.Б.Везиров, доверенное лицо компании («Торговых дел Шамси Асадуллаева»).
В 1913 г. архитектором Владимиром Краузе был построен четырёхэтажный дом, в декоре которого использованы мотивы восточной архитектуры, а над первым этажом помещен фриз с трудночитаемой надписью из искусно переплетенных арабских и кириллических букв.
О нем в 1913 г. сообщала газета "Голос Москвы": «Мусульманская колония в Москве приступила к постройке собственного здания для школы. Постройка производится на земле и на средства известного нефтепромышленника Шамси Асадулаева, пожертвовавшего около 500 000 рублей. Здание школы будет четырехэтажным с громадным концертным залом для мусульманских спектаклей и собраний». Закончено здание было в ноябре 1914 г., там помещалась школа, класс лепки, актовый зал.
Дом Асадуллаева стал культурным центром московских мусульман. Кроме школы, здесь проводились вечера мусульманской молодежи; здесь же учащимся предоставлялись бесплатные обеды. В располагавшейся в здании типографии печатались газеты на татарском языке «Иль» («Страна», закрыта в 1915 году), «Суз» («Слово», с 1915 года).
До революции 1917 года подавляющее большинство мусульман в Москве составляли коренные москвичи, среди которых численно доминировали татары. Поэтому, Дом Асадуллаева первоначально использовался лишь татарской общиной. В доме размещались: мектеб (школа) Московского мусульманского благотворительного общества, его правление, читальня, а после Февральской революции 1917 г. стал также одним из общественно-политических центров мусульман России. В 1917 году здесь состоялся Всероссийский мусульманский съезд.
В 1926 году здесь располагались два мусульманских детских дома, школа им. Нариманова № 27 с 210 учениками в семи группах; татарский центральный клуб им. Ямашева; центральная библиотека тюркских народов, , а также различные студии, в том числе литературный кружок поэта Мусы Джалиля. Одно время директором школы работала выпускница Сорбонны Сара Шакулова, про которую говорили, что она «из рода Мухаммеда».
Роль национально-культурного центра московских мусульман Дом Асадуллаева выполнял вплоть до 1941 года. В войну дом служил госпиталем. После войны о декларированной «дружбе народов» подзабыли, и тут расположились учреждения Министерства иностранных дел (в частности, курсы иностранных языков).
Внучка Ш.Асадуллаева Банин, проживающая в Париже писала: «Как мне стало известно, сейчас в Москве решается судьба дома, принадлежавшего моему деду. Этот дом был подарен в свое время татарам, которые жили в Москве. В те далекие годы в России всех мусульман называли татарами. Поэтому, как мне кажется, было бы точнее назвать этот дом сегодня Мусульманским культурным центром, где советские мусульмане могли бы создать информационное бюро, знакомя представителей других народностей и религий со своей историей и культурой. Надеюсь, это мое пожелание будет принято во внимание».
В 2003 году здание, сохранившее мусульманский растительный декор и восточные интерьеры, было возвращено татарской национально-культурной автономии Москвы. Здесь опять открылся Татарский культурный центр. В нем на протяжении многих лет проводятся культурно-религиозные мероприятия, на которые собирается множество последователей Ислама. Этот дом — своего рода центр всех мусульман страны. Он неразрывно связан с историей всего исламского сообщества России. В то же время о том, кем был сам Шамси Асадуллаев, сегодня, к сожалению, мало кто помнит.
И сейчас Дом Асадуллаева поражает воображение монументальностью и изяществом одновременно. Хорошо сохранились лепка восточного орнамента и, что удивительно, старинное стекло огромных окон. В солнечную погоду особняк как огромный хрустальный аквариум переливается радужными бликами. Зрелище сказочное.
Конечно, сегодня многое потеряно в интерьере, но актовый зал уникален в первозданной красе. Старинный дубовый паркет, оконные переплеты, напоминающие минареты, вязь орнамента с мусульманской символикой.
Справа от входа сохранилась надпись 1914 года на татарском языке арабской вязью - «Мархум Шамси мактебе». Перевод на русский дан с левой стороны: «Школа покойного Шамси»