Энциклопедия / Архитектура
Изменить категорию | Все статьи категории
Мавзолей в народе назван “Ата бек гюмбази”. Построен в 1162 году, спустя 26 лет после строительства мавзолея “Ата баба” - Йусуфа сына Кабира ан-Нияза зодчим Аджами ибн Абу Бакра Нахчывани. Памятник состоит из подземной и наземной частей. Наземная часть мавзолея имеет форму десятигранника. Каждая из внешних граней мавзолея решена в виде неглубокой ниши, завершенной к верху сталактитовой композицией. Поверхности всех граней покрыты сплошным узором различного по рисунку геометрического орнамента и надписей - эпиграфического мотива. Здесь, используя красивый куфический почерк арабского шрифта, похожего на геометрический орнамент, зодчий в декоре памятника, усиливая художественную выразительность, создал единый колорит всего сооружения. Надписи, так же как орнаментации мавзолея, выполнены из набранного по рисунку кирпича.
Куфическая надпись, исполненная из глазурованных кирпичей, высотой 97 см. заполняет пространство фриза и занимает особое место в композиции сооружения. Перевод арабо-персоязычной надписи следующий: Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приказал построить эту усыпанную царь премудрый, справедливый, вспомоществуемый, победоносный, великий, солнце религии (Шамс ад-Дина), защита Ислама и мусульман Джахан
Пехлаван Ата бек Абу Джафар Мухаммад сын Ата бека Ильдегиза ... ... ... (для) ... ... славы мира и религии, честь Ислама и мусульман Момине-хатун, да помилует ее Аллах всевышний.
Мы уходим мир остается ((Мы умрем. Этот останется памятью.)) О Боже, отведи дурной глаз.
Там же в другой надписи говорится : “... ... Абу Джафар Мухаммад сын Ата бека Ильдегизида. Да осветит Аллах его могилу.”
Надпись над рамкой портала: “Дата: мухаррам пятьсот восемьдесят второй год.”
Месяц Мухаррам 582 г.х. = 24.03-23.04.1186 год.
Надпись на рамке портала: “Сделал Аджами сын Абу Бакра, архитектора Нахчыванского.”
Все стороны десятигранного мавзолея окаймлены по краям текстом из Корана. Важную роль в художественном оформлении этих надписей играют математические расчеты. Верхняя часть букв в куфических надписях, обрамляющих поверхность граней мавзолея соединена геометрическим орнаментом с верхними концами букв надписей, расположенных в соседних обрамлениях. Эта гармония, созданная Аджеми ибн Абу Бакром в этом не повторимом произведении искусства, превращает надпись в элемент украшения и завораживает исследователя.
Надпись, повторяющаяся на каждом из десяти арок, по граням мавзолея арабо-язычная в переводе означает “Царство принадлежит Аллаху единному, побеждающему.”
Надпись над аркой двери портала в переводе означает “... и мутавалли (заведующий вкуфами) амир Нур ад-Дин, начальник конницы и сборщик налогов во владения атабекских. Сделал Аджами сын Абу Бакра, архитектора Нахчыванского.”
На внутренней поверхности сферического купола мавзолея имеется четыре круглых медальона. Эти медальоны помещены на северо-восточной, юго-восточной, юго-западной, и западной сторонах купола и внутри заполнены орнаментом и надписями, содержащие имена Мухаммада, Абу Бакра, Омара, Османа Али, Хасана, Хусейна.
Достигнутый здесь автором декоративный эффект, полное впечатление пластического растительного орнамента и компоновка надписи поистине бесподобны по виртуозности декоративного исполнения. Эта виртуозность особенно впечатляет при сравнении с медальоном из Султании в Южном Азербайджане - своеобразным шедевром декоративной трактовки надписей, весьма присущей азербайджанскому искусству.
По мнению архитектора Т.Багирзаде, руководившей реставрационной работой, произведенной в 1956 году в мавзолее, медальоны (диаметром 150 см.) использовали также как астрономический компас, определяющий киблу. Оси их взаимно перпендикулярны, но не связаны с расположением двери. Розетки точно ориентированы по странам света. Угол отклонения дверного проема составляет 22°18’, в Азербайджане таким образом определяют местоположение михраба. Они исполнены на гаже, надписи выступают на 1,5 см. над общей плоскостью розетки.
Кто такая Момине-хатун и кто построил мавзолей? Слова в надписи, проливающий свет на этот вопрос к сожалению стерты. Об этом в литературе существует два мнения.
Некоторые исследователи, говорящие о мавзолее, принимают Момине-хатун за жену Ата бека Ильдегиза, по М.Гартману, специалисту по истории сельджуков постройка мавзолея была начата Атабеком Ильдегизом, а завершена его сыном Джахан Пахлаваном Мухаммадом, и принимая во внимание смерть Ильдегиза, в 568 г. он предполагает, что постройка мавзолея была завершена в течение 14 лет.
Академик Зия Муса оглы Буньятов, исследуя этот вопрос на основе трудов таких авторов, как Равенди, Ибн ал-Азрак ал-Фарики, датирует смерть Момине-хатун 9 раби-ал-аввал 571 г.х.=30.09.1175. По его мнению она была женой Ата бека Ильдегизида.
По мнению А.Алескер-заде (его источники Равенди, Хамдуллах Казвини, Тарихе-Гозиде. Мирхонд Ровзат ас-сафа), упоминаемая в надписи Момине-хатун не является женой Ата бека Ильдегизида и мавзолей построен сыном Ильдегиза Мухаммадом. Постройка мавзолея и смерть Джахан Пахлавана в одном и том же году, т.е. в 582 г.х.=1186-87 гг. Дата смерти Джахан Пахлавана показана в работе Ибн ал-Асира и Хондемира 582 г.х.
Предполагается, что сам Джахан Пахлаван захоронен в этом мавзолее. Существует мнение о том, что Атабек Ильдегиз умер в 563 г. Он и его жена были похоронены в Хамадане в мавзолее при комплексе медресе, построенном при жизни Атабека Ильдегиза. (Довлат шах Самарканди. Тазрикет уш-Шуара, Лейден, 1318, с. 117.).
К сожелению, в 1992 году в городе Тебризе в Управлении охраны памятников архитектуры и истории нам сообщили, что комплекс упомянутых сооружений не сохранился.
Мы считаем, что мавзолей был построен Джахан Пахлаваном для его жены Захиды-хатун. Она была умным, способным дипломатом и правительницей Нахчыванской области. Носила титул Момине-хатун. Казна Ильдегизского государства, находящегося в крепости Алинджа, была в ее распоряжении. После смерти Захиды-хатун Нахчыванской областью управляла ее дочь ал-Джалалийа.
Наподалеку от мавзолея, по приказу Джахан Пахлавана был построен портал с двумя минаретами, которые были разобраны в начале ХХ века.
Мешадиханум Неймат,
доктор исторических наук,
член корреспондент НАНА
журнал "IRS-НАСЛЕДИЕ
Мавзолей Момине Хатун в Нахчыване
16.6.2005Мавзолей в народе назван “Ата бек гюмбази”. Построен в 1162 году, спустя 26 лет после строительства мавзолея “Ата баба” - Йусуфа сына Кабира ан-Нияза зодчим Аджами ибн Абу Бакра Нахчывани. Памятник состоит из подземной и наземной частей. Наземная часть мавзолея имеет форму десятигранника. Каждая из внешних граней мавзолея решена в виде неглубокой ниши, завершенной к верху сталактитовой композицией. Поверхности всех граней покрыты сплошным узором различного по рисунку геометрического орнамента и надписей - эпиграфического мотива. Здесь, используя красивый куфический почерк арабского шрифта, похожего на геометрический орнамент, зодчий в декоре памятника, усиливая художественную выразительность, создал единый колорит всего сооружения. Надписи, так же как орнаментации мавзолея, выполнены из набранного по рисунку кирпича.
Куфическая надпись, исполненная из глазурованных кирпичей, высотой 97 см. заполняет пространство фриза и занимает особое место в композиции сооружения. Перевод арабо-персоязычной надписи следующий: Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приказал построить эту усыпанную царь премудрый, справедливый, вспомоществуемый, победоносный, великий, солнце религии (Шамс ад-Дина), защита Ислама и мусульман Джахан
Пехлаван Ата бек Абу Джафар Мухаммад сын Ата бека Ильдегиза ... ... ... (для) ... ... славы мира и религии, честь Ислама и мусульман Момине-хатун, да помилует ее Аллах всевышний.
Мы уходим мир остается ((Мы умрем. Этот останется памятью.)) О Боже, отведи дурной глаз.
Там же в другой надписи говорится : “... ... Абу Джафар Мухаммад сын Ата бека Ильдегизида. Да осветит Аллах его могилу.”
Надпись над рамкой портала: “Дата: мухаррам пятьсот восемьдесят второй год.”
Месяц Мухаррам 582 г.х. = 24.03-23.04.1186 год.
Надпись на рамке портала: “Сделал Аджами сын Абу Бакра, архитектора Нахчыванского.”
Все стороны десятигранного мавзолея окаймлены по краям текстом из Корана. Важную роль в художественном оформлении этих надписей играют математические расчеты. Верхняя часть букв в куфических надписях, обрамляющих поверхность граней мавзолея соединена геометрическим орнаментом с верхними концами букв надписей, расположенных в соседних обрамлениях. Эта гармония, созданная Аджеми ибн Абу Бакром в этом не повторимом произведении искусства, превращает надпись в элемент украшения и завораживает исследователя.
Надпись, повторяющаяся на каждом из десяти арок, по граням мавзолея арабо-язычная в переводе означает “Царство принадлежит Аллаху единному, побеждающему.”
Надпись над аркой двери портала в переводе означает “... и мутавалли (заведующий вкуфами) амир Нур ад-Дин, начальник конницы и сборщик налогов во владения атабекских. Сделал Аджами сын Абу Бакра, архитектора Нахчыванского.”
На внутренней поверхности сферического купола мавзолея имеется четыре круглых медальона. Эти медальоны помещены на северо-восточной, юго-восточной, юго-западной, и западной сторонах купола и внутри заполнены орнаментом и надписями, содержащие имена Мухаммада, Абу Бакра, Омара, Османа Али, Хасана, Хусейна.
Достигнутый здесь автором декоративный эффект, полное впечатление пластического растительного орнамента и компоновка надписи поистине бесподобны по виртуозности декоративного исполнения. Эта виртуозность особенно впечатляет при сравнении с медальоном из Султании в Южном Азербайджане - своеобразным шедевром декоративной трактовки надписей, весьма присущей азербайджанскому искусству.
По мнению архитектора Т.Багирзаде, руководившей реставрационной работой, произведенной в 1956 году в мавзолее, медальоны (диаметром 150 см.) использовали также как астрономический компас, определяющий киблу. Оси их взаимно перпендикулярны, но не связаны с расположением двери. Розетки точно ориентированы по странам света. Угол отклонения дверного проема составляет 22°18’, в Азербайджане таким образом определяют местоположение михраба. Они исполнены на гаже, надписи выступают на 1,5 см. над общей плоскостью розетки.
Кто такая Момине-хатун и кто построил мавзолей? Слова в надписи, проливающий свет на этот вопрос к сожалению стерты. Об этом в литературе существует два мнения.
Некоторые исследователи, говорящие о мавзолее, принимают Момине-хатун за жену Ата бека Ильдегиза, по М.Гартману, специалисту по истории сельджуков постройка мавзолея была начата Атабеком Ильдегизом, а завершена его сыном Джахан Пахлаваном Мухаммадом, и принимая во внимание смерть Ильдегиза, в 568 г. он предполагает, что постройка мавзолея была завершена в течение 14 лет.
Академик Зия Муса оглы Буньятов, исследуя этот вопрос на основе трудов таких авторов, как Равенди, Ибн ал-Азрак ал-Фарики, датирует смерть Момине-хатун 9 раби-ал-аввал 571 г.х.=30.09.1175. По его мнению она была женой Ата бека Ильдегизида.
По мнению А.Алескер-заде (его источники Равенди, Хамдуллах Казвини, Тарихе-Гозиде. Мирхонд Ровзат ас-сафа), упоминаемая в надписи Момине-хатун не является женой Ата бека Ильдегизида и мавзолей построен сыном Ильдегиза Мухаммадом. Постройка мавзолея и смерть Джахан Пахлавана в одном и том же году, т.е. в 582 г.х.=1186-87 гг. Дата смерти Джахан Пахлавана показана в работе Ибн ал-Асира и Хондемира 582 г.х.
Предполагается, что сам Джахан Пахлаван захоронен в этом мавзолее. Существует мнение о том, что Атабек Ильдегиз умер в 563 г. Он и его жена были похоронены в Хамадане в мавзолее при комплексе медресе, построенном при жизни Атабека Ильдегиза. (Довлат шах Самарканди. Тазрикет уш-Шуара, Лейден, 1318, с. 117.).
К сожелению, в 1992 году в городе Тебризе в Управлении охраны памятников архитектуры и истории нам сообщили, что комплекс упомянутых сооружений не сохранился.
Мы считаем, что мавзолей был построен Джахан Пахлаваном для его жены Захиды-хатун. Она была умным, способным дипломатом и правительницей Нахчыванской области. Носила титул Момине-хатун. Казна Ильдегизского государства, находящегося в крепости Алинджа, была в ее распоряжении. После смерти Захиды-хатун Нахчыванской областью управляла ее дочь ал-Джалалийа.
Наподалеку от мавзолея, по приказу Джахан Пахлавана был построен портал с двумя минаретами, которые были разобраны в начале ХХ века.
Мешадиханум Неймат,
доктор исторических наук,
член корреспондент НАНА
журнал "IRS-НАСЛЕДИЕ