Энциклопедия / Композиторы
Изменить категорию | Все статьи категории
Муслим Магомаев-выдающийся азербайджанский композитор, видный музыкально-общественный деятель, сыгравший важную роль в развитии музыкального искусства республики. Он был соратником и ближайшим сподвижником У.Гаджибекова в организации азербайджанского музыкального театра.
М.Магомаев-автор двух опер, один из первых авторов кассовых песен, многих образцов оркестровой музыки, музыки к кино и драматическим спектаклям. Но главной областью творчества для него является опера. С оперным театром была связана и практическая деятельность Магомаева -дирижера.
Оперы М.Магомаева "Шах Исмаил" и "Наргиз" прочно вошли в репертуар азербайджанского музыкального театра, заняв в нем почетное место. "Шах Исмаил" - одна из лучших мугамных опер, подытожившая весь путь развития азербайджанской опер. "Наргиз" явилась первой азербайджанской оперой общеевропейского типа и одной из первых опер на современную революционную тему. Музыка М.Магомаева захватывает содержательностью, искренностью и непосредственностью выражения, эмоциональной насыщенностью и ярким мелодизмом. Она прочно вошла в жизнь народа, завоевав признание самых широких кругов слушателей.
Абдул Муслим Магометович Магомаев родился 18 сентября 1885 года в городе Грозном в семье кузнеца-оружейника. Несомненное воздействие на будущего композитора оказала музыкальность семьи: отец Муслима играл на народных инструментах, мать пела.
Первоначальное общее образование Муслим Магомаев получил в двухгодичной школе в Грозном, окончив которую в 1899 году, поехал в г.Гори, где поступил в Закавказскую учительскую семинарию. В Горийской семинарии будущий композитор, как и многие его сверстники, получил и начальное музыкальное образование, которое впоследствии расширял и углублял. В семинарии он обучается игре на скрипке, гобое, пению и музыкально-творческим дисциплинам. Огромное значение в идейно-эстетическом и художественном воспитании М.Магомаева имело знакомство с произведениями русских и западноевропейских классиков. Он впервые знакомится здесь с произведениями Моцарта, Глинки, Чайковского, Бизе, Верди, Бетховена, Гуно, Бородина и др., часто вместе с У.Гаджибековым посещает (на каникулах) оперный театр в Тифлисе, концерты симфонической музыки.
С увлечением поет Магомаев в хоре, играет в оркестре, организованном силами учащихся. Особенно привлекают его хор и духовой оркестр, которыми он иногда и дирижирует. В эти годы он начинает знакомиться с народной музыкой Кавказа, Закавказья, и особенно Азербайджана. Магомаев собирает и записывает народные песни, обрабатывает их для хора. В семинарии Магомаев знакомится со многими будущими писателями, деятелями азербайджанского театрального искусства. Среди них Нариман Нариманов, Сулейман Сани Ахундов и др. Здесь завязалась и его дружба с классиком азербайджанского оперного искусства Узеиром Гаджибековым.
Окончив в 1904 году семинарию, М.Магомаев едет по распределению на работу на Северный Кавказ и, проработав там год, переезжает в Азербайджан. С 1905 года до 1911 года М.Магомаев живет и работает учителем в школе в городе Ленкорань. Много сил и внимания все эти годы отдает М.Магомаев, помимо преподавания в школе, просветительской работе. Силами учащихся организовывает М.Магомаев хоровые и драматические кружки, которые часто разучивают и публично исполняют народные песни, ставят небольшие пьесы.
В 1911 году, сдав экстерном, экзамены в Тифлисском учительском институте, Муслим Магомаев переезжает в Баку, где и примыкает к Узеиру Гаджибекову и другим передовым деятелям азербайджанского искусства, борющихся за создание национального музыкального театра. С 1912 года Магомаев, ставший ближайшим сподвижником У.Гаджибекова, играет в оркестре на скрипке, выступает как дирижер оперных спектаклей и, являясь одним из руководителей музыкального театра, занимается всеми его творческими и организационными делами.
В 1916 году Муслим Магомаев создает свою первую оперу "Шах Исмаил", постановка которой состоялась 7 марта 1919 года.
М.Магомаев является председателем профсоюза работников искусства, с 1921 года возглавляет отдел искусства Наркомпроса, где уделяет большое внимание вопросам просвещения широких масс. С 1924 года М.Магомаев, как директор и художественный руководитель, возглавляет работу оперного театра, а с 1929 года он руководит музыкальным отделом азербайджанского радиоцентра. Все эти годы он продолжает дирижерскую работу в театре, интенсивно занимается творчеством. В 1924-25 годах, а затем в 1930 году им сделаны новые редакции оперы "Шах Исмаил", в 1927 году, совместно с У.Гаджибековым, опубликован первый сборник записей и обработок азербайджанских народных песен.
В конце 20-х-начале 30-х годов Магомаев пишет массовые песни "Яз" ("Весна"), "Тарла" ("Поле"), "Бизим кенд" ("Наше село"), "Нефть", находящиеся в ряду первых образцов этого жанра в Азербайджане. Одновременно в эти же годы им создаются небольшие оркестровые сочинения, явившиеся одними из первых (после "Фрагментов" А.Зейналлы) образцов азербайджанской симфонической музыки. Это рапсодии: "На полях Азербайджана", "Джейран"; фантазии "Пишдерамеди чаргях", "Дервиш"; танцы "Турадж", "Аскерани", "Лезгинка", "Агджаул"; пьеса "Шелале", ренг "Шуштер", тесниф "Шур", "Марш пионеров", "Марш азербайджанского радио".
Огромным творческим достижением и важной вехой в развитии национальной музыкальной культуры Азербайджана было создание оперы "Наргиз", поставленной на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова 24 декабря 1935 года. В 1936 году Магомаеву было присуждено звание заслуженного деятеля искусств республики. В том же году М.Магомаев приступает к работе над новой редакцией оперы "Наргиз", но довести до конца работу композитору не удалось: тяжело заболев в 1937 году, он скончался 28 июля в г.Нальчике, откуда его прах был перевезен в Баку. Новая редакция оперы "Наргиз", для исполнения ее на Декаде азербайджанского искусства в Москве в 1938 году, была осуществлена по специальному поручению правительства Азербайджанской ССР композиторами Р.М.Глиэром и Ниязи. Имя М.Магомаева присвоено Азербайджанской государственной филармонии.
Магомаев Муслим
18.9.1985 - 28.7.1937Муслим Магомаев-выдающийся азербайджанский композитор, видный музыкально-общественный деятель, сыгравший важную роль в развитии музыкального искусства республики. Он был соратником и ближайшим сподвижником У.Гаджибекова в организации азербайджанского музыкального театра.
М.Магомаев-автор двух опер, один из первых авторов кассовых песен, многих образцов оркестровой музыки, музыки к кино и драматическим спектаклям. Но главной областью творчества для него является опера. С оперным театром была связана и практическая деятельность Магомаева -дирижера.
Оперы М.Магомаева "Шах Исмаил" и "Наргиз" прочно вошли в репертуар азербайджанского музыкального театра, заняв в нем почетное место. "Шах Исмаил" - одна из лучших мугамных опер, подытожившая весь путь развития азербайджанской опер. "Наргиз" явилась первой азербайджанской оперой общеевропейского типа и одной из первых опер на современную революционную тему. Музыка М.Магомаева захватывает содержательностью, искренностью и непосредственностью выражения, эмоциональной насыщенностью и ярким мелодизмом. Она прочно вошла в жизнь народа, завоевав признание самых широких кругов слушателей.
Абдул Муслим Магометович Магомаев родился 18 сентября 1885 года в городе Грозном в семье кузнеца-оружейника. Несомненное воздействие на будущего композитора оказала музыкальность семьи: отец Муслима играл на народных инструментах, мать пела.
Первоначальное общее образование Муслим Магомаев получил в двухгодичной школе в Грозном, окончив которую в 1899 году, поехал в г.Гори, где поступил в Закавказскую учительскую семинарию. В Горийской семинарии будущий композитор, как и многие его сверстники, получил и начальное музыкальное образование, которое впоследствии расширял и углублял. В семинарии он обучается игре на скрипке, гобое, пению и музыкально-творческим дисциплинам. Огромное значение в идейно-эстетическом и художественном воспитании М.Магомаева имело знакомство с произведениями русских и западноевропейских классиков. Он впервые знакомится здесь с произведениями Моцарта, Глинки, Чайковского, Бизе, Верди, Бетховена, Гуно, Бородина и др., часто вместе с У.Гаджибековым посещает (на каникулах) оперный театр в Тифлисе, концерты симфонической музыки.
С увлечением поет Магомаев в хоре, играет в оркестре, организованном силами учащихся. Особенно привлекают его хор и духовой оркестр, которыми он иногда и дирижирует. В эти годы он начинает знакомиться с народной музыкой Кавказа, Закавказья, и особенно Азербайджана. Магомаев собирает и записывает народные песни, обрабатывает их для хора. В семинарии Магомаев знакомится со многими будущими писателями, деятелями азербайджанского театрального искусства. Среди них Нариман Нариманов, Сулейман Сани Ахундов и др. Здесь завязалась и его дружба с классиком азербайджанского оперного искусства Узеиром Гаджибековым.
Окончив в 1904 году семинарию, М.Магомаев едет по распределению на работу на Северный Кавказ и, проработав там год, переезжает в Азербайджан. С 1905 года до 1911 года М.Магомаев живет и работает учителем в школе в городе Ленкорань. Много сил и внимания все эти годы отдает М.Магомаев, помимо преподавания в школе, просветительской работе. Силами учащихся организовывает М.Магомаев хоровые и драматические кружки, которые часто разучивают и публично исполняют народные песни, ставят небольшие пьесы.
В 1911 году, сдав экстерном, экзамены в Тифлисском учительском институте, Муслим Магомаев переезжает в Баку, где и примыкает к Узеиру Гаджибекову и другим передовым деятелям азербайджанского искусства, борющихся за создание национального музыкального театра. С 1912 года Магомаев, ставший ближайшим сподвижником У.Гаджибекова, играет в оркестре на скрипке, выступает как дирижер оперных спектаклей и, являясь одним из руководителей музыкального театра, занимается всеми его творческими и организационными делами.
В 1916 году Муслим Магомаев создает свою первую оперу "Шах Исмаил", постановка которой состоялась 7 марта 1919 года.
М.Магомаев является председателем профсоюза работников искусства, с 1921 года возглавляет отдел искусства Наркомпроса, где уделяет большое внимание вопросам просвещения широких масс. С 1924 года М.Магомаев, как директор и художественный руководитель, возглавляет работу оперного театра, а с 1929 года он руководит музыкальным отделом азербайджанского радиоцентра. Все эти годы он продолжает дирижерскую работу в театре, интенсивно занимается творчеством. В 1924-25 годах, а затем в 1930 году им сделаны новые редакции оперы "Шах Исмаил", в 1927 году, совместно с У.Гаджибековым, опубликован первый сборник записей и обработок азербайджанских народных песен.
В конце 20-х-начале 30-х годов Магомаев пишет массовые песни "Яз" ("Весна"), "Тарла" ("Поле"), "Бизим кенд" ("Наше село"), "Нефть", находящиеся в ряду первых образцов этого жанра в Азербайджане. Одновременно в эти же годы им создаются небольшие оркестровые сочинения, явившиеся одними из первых (после "Фрагментов" А.Зейналлы) образцов азербайджанской симфонической музыки. Это рапсодии: "На полях Азербайджана", "Джейран"; фантазии "Пишдерамеди чаргях", "Дервиш"; танцы "Турадж", "Аскерани", "Лезгинка", "Агджаул"; пьеса "Шелале", ренг "Шуштер", тесниф "Шур", "Марш пионеров", "Марш азербайджанского радио".
Огромным творческим достижением и важной вехой в развитии национальной музыкальной культуры Азербайджана было создание оперы "Наргиз", поставленной на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова 24 декабря 1935 года. В 1936 году Магомаеву было присуждено звание заслуженного деятеля искусств республики. В том же году М.Магомаев приступает к работе над новой редакцией оперы "Наргиз", но довести до конца работу композитору не удалось: тяжело заболев в 1937 году, он скончался 28 июля в г.Нальчике, откуда его прах был перевезен в Баку. Новая редакция оперы "Наргиз", для исполнения ее на Декаде азербайджанского искусства в Москве в 1938 году, была осуществлена по специальному поручению правительства Азербайджанской ССР композиторами Р.М.Глиэром и Ниязи. Имя М.Магомаева присвоено Азербайджанской государственной филармонии.