Энциклопедия / Композиторы
Изменить категорию | Все статьи категории
Тофик Кулиев - выдающийся азербайджанский композитор, дирижер, пианист, видный музыкально-общественный деятель, один из известных мастеров массовой песни, творчество которого завоевало широкое признание во всем мире.
Т.Кулиев внес весомый вклад в национальную музыкальную культуру, сыграв ведущую роль в развитии песенного жанра в республике. Творческие достижения Т.Кулиева в этой области стали традициями, которые ныне продолжаются всеми азербайджанскими композиторами, создающими песни.
Т.Кулиев - автор симфонических произведений, кантат, фортепианных сочинений; он внес большой вклад в национальную киномузыку, обогатил интересными образцами азербайджанскую музыкальную комедию, но центральное место среди произведений композитора все же занимает песня, являющаяся, по меткому определению Кара Караева - "лейтжанром творчества" композитора.
Именно в песнях особенно ярко прозвучала безграничная любовь Т.Кулиева к своей Родине, его высокая гражданственность. "Вскормленные и взращенные" богатейшим искусством народа, они всегда привлекают вдохновенным лиризмом, непосредственностью эмоционального высказывания, актуальностью тем и общительностью. В этом "тайна" необычайной популярности песен композитора, не теряющих с годами свежести звучания и силы воздействия. Естественно, что ныне эти песни стали одними из тех образцов искусства, которые помогают постижению духа народного.
Тематика и круг образов песен Т.Кулиева очень широки. В центре внимания композитора темы патриотические, дружбы народов, мужества наших современников, спаянных пафосом труда. Особое место в творчестве композитора занимает лирическая тема, раскрывающаяся во всей своей многогранности. Т.Кулиев - композитор лирического дарования. Лиризм (в широком смысле этого слова), являющийся определяющим началом, получил свое отражение в песенности, в ярко индивидуальном мелодизме, естественно более всего проявившемся в его вокальной музыке. Самые разные мысли и чувства жизненно актуального характера и содержания, как, например, - гордость за Родину, радость труда, воспевание дружбы народов и т.д., выражены в музыке Т.Кулиева зачастую без патетики, пафоса, - просто, задушевно, с большой теплотой и непосредственностью, а главное - с большим вкусом, тактом и художественной мерой. Сочетание гражданственности и душевной теплоты в песнях, отмеченных яркой индивидуальностью почерка композитора, - всегда вызывают отклик в любой аудитории.
Многообразие песенной тематики стимулирует обращение Т.Кулиева к самым разным поэтическим текстам - азербайджанским и русским. Много песен написано Кулиевым на слова К.Симонова, С.Вургуна, Лебедева-Кумача, Наби Хазри, С.Рустама. Заметное место в вокальной музыке Т.Кулиева занимает поэзия 3.Джаббарзаде, светлой лирикой привлекают композитора стихи Н.Доризо, чуткое претворение находят в его песнях стихи Р.Рзы, Т.Эйюбова, А.Жарова, А.Аскерова, В.Винникова, В.Гурьяна, Т.Эльчина. Т.Кулиев всегда высказывает уважение к поэтическому тексту, что свидетельствует о высокой культуре его, как музыканта, но никогда стихи не становятся ошвами для творческой фантазии композитора. Тофик Кулиев явился первым азербайджанским композитором, создавшим новый тип национальной массовой песни с качественно новым интонационно-образным строем.
Рожденные органическим синтезом многих слагаемых - национально-народной музыки, традиций классики, массовой песни, отчасти джаза, жанрово многообразные песни Т.Кулиева стали лучшими образцами современного азербайджанского стиля, войдя широко в жизнь народа. Особая роль в формировании творческого стиля композитора принадлежит массовой песне. Выдающийся композитор современности К.Караев писал: "На почве народно-национального песнетворчества композитор разработал стилевые черты, возникающие в современной песне. Особенно близкими творческой индивидуальности Т.Кулиева оказались такие превосходные мастера этого жанра, как И.Дунаевский, с его подчеркнутой жизнерадостностью и темпераментом и В.Соловьев-Седой, с его особым вниманием к лирической сфере высказывания".
Одной из особенностей музыки Т.Кулиева является яркое выражение в них национального характера. Тесно связанный с традициями всей азербайджанской музыкальной школы, русской классической музыки, Т.Кулиев всегда очень прочно опирается на народную азербайджанскую музыкальную культуру. Из сокровищницы народного песнетворчества заимствует композитор высокохудожественную простоту и естественность изложения, логику и чувство меры, определяющие, во многом, массовость его музыки. Тонкий знаток национального фольклора, Т.Кулиев глубоко изучил его стилистику, органично слившись с ней в своей индивидуальной манере творческого высказывания.
В теснейшей связи с народно-национальной песенной культурой, с ее разнообразными интонационными пластами находятся истоки мелодики Т.Кулиева, впитывая которые композитор глубоко, творчески преломляет их, органично сливая с приемами - принципами массовой песни и чертами современной европейской музыки.
Синтез национального и европейского проявляется и в гармоническом языке Т.Кулиева, где органично сливаются функциональная система с модальностью, представленной в свободно-творческом "сцеплении" по горизонтали отдельных отрезков, различных, нередко далеких друг от друга ладов. Зачастую, в музыке Т.Кулиева наблюдается доминирующее значение норм европейского мышления (как классики, так и современности), которые он в полном стилистическом единстве сочетает с модальной гармонией, нередко трактуемой колористически.
Именно из этого рода стилистического синтеза, осуществляемого на высоком художественном уровне, формируется песенное искусство Т.Кулиева, рожденное атмосферой нашего времени. Многие песни Т.Кулиева имеют определенную жанровую основу, как, например, вальс, марш, танец, характерные народные песни и т.д.
Опора на бытующий жанр, зачастую, помогает большей конкретизации образа, в то же время жанровая определенность становится одной из форм проявления глубокой связи с фольклором. Огромное значение в песнях Т.Кулиева имеет фортепианное сопровождение, являющееся "весомым компонентом музыки, несущим образные функции". Творческий путь Т.Кулиева совпал по времени с важнейшими периодами становления и развития азербайджанской музыкальной культуры. Рост его как художника, явился своеобразным отражением эволюции национального музыкального искусства.
И неудивительно, что у композитора, живущего помыслами своего народа, стремящегося показать богатства душевного мира человека - своего современника, песни явились своеобразной летописью времени, завоевав признание самых широких кругов.
Тофик Алекпер оглы Кулиев родился 7 ноября 1917 года в Баку, в семье служащего. Яркие музыкальные способности привели его в 12-ти летнем возрасте на студенческую скамью в рабфак при Азербайджанской государственной консерватории, а затем, в 1934 году - в консерваторию. В консерватории Тофик учится на двух факультетах - фортепианном - в классе профессора И.С.Айсберга и дирижерском - в классе профессора С.Г.Штрассера. Здесь, в консерватории, знакомится он впервые с творениями великих классиков прошлого - Баха, Бетховена, Чайковского, Шуберта, и других композиторов. В классе превосходного музыканта-педагога Л.М.Рудольфа изучает музыкальную форму, гармонию, полифонию, знакомится с техникой композиции.
К началу 30-х годов относятся и первые опыты Т.Кулиева в сочинении. Еще в 1931 году, обучаясь на рабфаке, Кулиев, по совету одного из первых своих учителей, уже завоевавшего признание, А.Зейналлы, пишет песню на слова М.А.Сабира - "Про школьника". В последующие годы учебы он неоднократно пробует себя в композиции, сочиняя песни, делая обработки, переложения и т.д. Уже с 1935 года Т.Кулиев начинает дирижерскую работу в Азербайджанском государственном драматическом театре им. М.Азизбекова.
Огромное значение в творческой биографии Т.Кулиева и в музыкально-общественной жизни республики имеет его деятельность фольклориста, начавшаяся в 30-е годы.
Включившись с группой композиторов и музыковедов в работу по сбору, записи и публикации фольклора, Т.Кулиев явился одним из тех, кто сыграл заметную роль в этой области национальной культуры. Собранный им в экспедициях по районам республики песенный и танцевальный материал, вошел, впоследствии, в опубликованные сборники. Так, в 1951 году был издан сборник "Азербайджанские народные танцы", а часть записанных танцевальных мелодий были им обработаны и в 1955 году изданы в сборнике "15 азербайджанских народных танцев".
Некоторые из записанных композитором песен вошли в два тома "Азербайджанские песни", вышедшие в 1956-1958 гг. под редакцией выдающегося певца Бюль-Бюля.
Работу по записи и обработке фольклорного материала Т.Кулиев продолжает во все годы своей творческой деятельности, неоднократно обращаясь и к музыке других народов. Так, например, им сделаны в 50-60-ые годы обработки арабских, индийских, болгарских, китайских песен. Огромное значение для национальной музыкальной культуры имела работа Т.Кулиева по записи и публикации мугамов. Тофик Кулиев - явился одним из первых композиторов Азербайджана, осуществивших нотную запись мугамов. В 1936 году им были изданы (совместно с композитором 3.Багнровым) записи мугамов "Раст", "Сегях", "Забул", "Дюгях".
Яркое дарование Кулиева обращает на себя внимание музыкальной общественности и вскоре, по совету и инициативе У.Гаджибекова, Наркомпрос Азербайджана направляет Т.Кулиева для дальнейшего обучения в Московскую государственную консерваторию им. П.Чайковского. Здесь он учится дирижированию, некоторое время занимается в классе фортепиано профессора Нейгауза.
Музыкальная жизнь Москвы оказала на Т.Кулиева огромное воздействие. Он слушает много музыки в исполнении выдающихся музыкантов, знакомится с исполнительской деятельностью известных дирижеров, пианистов, музыкальных коллективов столицы. Особый интерес у молодого музыканта вызывает эстрадное искусство. Вскоре он начинает работать, в известном в те годы эстрадном оркестре под руководством А.Цфасмана, в качестве пианиста. Абсолютный слух, необыкновенная музыкальная память, виртуозное владение инструментом, мастерство импровизации снискали ему любовь и уважение слушателей и коллектива, в котором он успешно проработал до 1939 года. В 1939 г., вернувшись в Баку, Т.Кулиев занимается организационной работой по созданию национального оркестра, активная работа которого совпала с началом в 1941 году Великой Отечественной войны.
Война определила содержание и характер всего искусства, первостепенной задачей которого явилась помощь фронту. Эстрадный оркестр, созданный Т.Кулиевым и уже успевший завоевать горячие симпатии слушателей, с первого же года войны названный Красноармейским ансамблем, входит в состав 402-й стрелковой дивизии и активно обслуживает части войск, находящихся на передовой линии фронта. Для оркестра Т.Кулиев пишет ряд песен патриотического содержания, как, например, "Ни шагу назад" (слова Суркова), "Нежная рука" (слова Н.Доризо), "О русской девушке", "Песня бойцов" и др. С 1943 г. ансамбль разделился на две группы. Одной из них, названной Краснофлотской, продолжал руководить Т.Кулиев. Ансамбль часто выступает на переднем крае, на Кавказском фронте, в Крыму, выезжает с концертами для частей Армии в Иране.
После окончания войны, Т.Кулиев связывает свою композиторскую деятельность с драматическими театрами им. М.Азизбекова, им. С.Вургуна (русский театр), театром Юного зрителя им. М.Горького. За несколько лет работы с театрами им написана музыка к спектаклям "Двенадцатая ночь" В.Шекспира, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Айдын" Д.Джабарлы, "На дальних берегах" Г.Сеидбейли и И.Касумова, "Братья" Р.Рзы, "Гариба адам" ("Чудак") Н.Хикмета, "Ширванская красавица" Э.Мамедханлы, "Эл оглу" А.Шаига и др.
В 40-е годы начинает Т.Кулиев и работу в кино, активно продолжив ее в последующие десятилетия. Во второй половине 40-х годов появляются и многие песни Т.Кулиева, завоевавшие популярность. Это группа песен, посвященная Родине - среди них "Песня о Родине" (сл. М.Рагима), "Азербайджан" (сл. С.Вургуна), песни лирического плана, как, например, "Ала Даг", песни трудовые и др.
Большую работу по популяризации музыки Т.Кулиева сыграло его творческое содружество с выдающимся певцом Р.Бейбутовым, одним из лучших исполнителей песен композитора. Во второй половине 40-х годов Т.Кулиев и Р.Бейбутов совершили поездку по городам Советского Союза, выступая с концертами, сопровождавшимися неизменно огромным успехом. Вокальное мастерство Р.Бейбутова и блестящий пианизм Т.Кулиева, выступавшего как аккомпаниатор и солист со своими произведениями, пленяли слушателей самых разных аудиторий, в самых различных городах Союза.
Однако, несмотря на большой творческий и исполнительский успех, Т.Кулиев, как взыскательный художник, очень требовательно относящийся к себе, считает необходимым продолжить свое образование и в 1948 г. возобновляет учебу в Московской консерватории по дирижированию в классе профессора А.Гинзбурга и композиции - в классе профессора К.Голубева. Окончив в 1951 году консерваторию, Т.Кулиев поступает в аспирантуру Московской консерватории, где завершает свое образование под руководством выдающегося дирижера А.Гаука.
С 1954 года, вернувшись в Баку, Т.Кулиев ведет педагогическую работу в Азербайджанской консерватории им. У.Гаджибекова. Здесь он руководит студенческим оркестром, оперным и оркестровыми классами, преподает инструментоведение. С 1958 года Т.Кулиев работает в Азгосфилармонии им. М.Магомаева художественным руководителем, а вскоре и директором.
50-е годы -период яркого расцвета творчества Кулиева - композитора. В эти годы появляются фортепианные сочинения композитора, среди них - "Лезгинка", "Вариации", большое число песен, из них такие популярные, как "Золото ветвистое" (сл. Жаркого), "Не гордись", "Я люблю тебя", "Добрый край, Азербайджан".
Ко второй Декаде азербайджанского искусства в Москве, в 1959 году композитор создает ярко жизнерадостную кантату "Песнь о Москве", раскрывающую тему дружбы народов. Много написано им в эти годы музыки к драматическим спектаклям, как, например, к пьесе "Преступление Энтони Гранта" - М.Волибранского, Р.Рубинштейна, "Когда цветет акация" - М.Вишнякова, поставленных на сцене Русского драматического театра им. С.Вургуна, "На дальних берегах" И.Касумова, "Ширванская красавица" Э.Мамедханлы (Азербайджанский драматический театр им. М.Азизбекова).
В это десятилетие написана Т.Кулиевым и музыка ко многим фильмам, которые завоевали огромную популярность. Такова музыка к фильму "Мачеха" (1958 г.), "Под знойным небом" (1958 г.), "Бахтияр" (1959 г.), "Можно ли его простить" (1959г.).
Активностью - как творческой, так и музыкально-общественной деятельности композитора, отмечены и последующие десятилетия. В 60-е и 70-е годы Т.Кулиев - участник многих международных конференций, фестивалей, праздников искусств. В 1962 году по приглашению Академии искусств он принимает участие в конференции, посвященной проблемам развития музыкального искусства и обмена культурными ценностями, опытом; несколько позже, он участник Дней азербайджанского искусства в Чехословакии, где сочиняет песни о Братиславе и "Песню о Праге", завоевавшие популярность в Чехословакии.
Многократно возглавляет Т. Кулиев делегации азербайджанских артистов, представляющих искусство своего народа за пределами нашей страны: в Болгарии, Польше, Италии и др. Являясь в течение многих лет Первым секретарем Союза композиторов Азербайджана, Т.Кулиев уделяет много внимания воспитанию молодых композиторских кадров, руководит проведением многих композиторских пленумов, музыкальных фестивалей, конференций, съездов. Часто выступает он с докладами и статьями, посвященными различным проблемам и задачам азербайджанского искусства.
Неоднократно, под непосредственным руководством Т.Кулиева проводятся в республике Недели музыки для детей и юношества, праздники песен, смотры, олимпиады. Т.Кулиев постоянно принимает участие как председатель жюри или член жюри в конкурсах, смотрах самодеятельных коллективов, много ездит по районам республики, отбирая юные таланты для школ, музыкальных коллективов. В 60-70-е годы им написано множество произведений разных жанров. Среди них большое число великолепных песен, завоевавших широкое признание. Это музыкальная комедия "Одно слово твое" (1964), "Доброе утро, Элла" (1973), балет "Песнь о любви", музыка к фильмам: "Есть такой остров", "Насими", удостоенному премии на III Всесоюзном кинофестивале, "Дервиш взрывает Париж", "Телефонистка", музыка ко многим спектаклям в разных театрах.
Активно откликается композитор на все важнейшие события в жизни своей страны. В дни Декады русской культуры в Азербайджане Т.Кулиев, совместно с композитором Соловьевым-Седым, создает песню "Добрый край, Азербайджан". Песней откликается он на подвиг первого в мире космонавта - Юрия Гагарина. Много песен посвящается композитором в эти годы важной теме дружбы народов. Среди них "Молдова - Азербайджан" (1966), цикл песен о Грузии. Как и ранее, в эти годы песни Т.Кулиева звучат во многих городах Союза и за его пределами. Так, например, "Песней о нефтяниках" открывается в 1972 году в Брюсселе на Международной выставке демонстрация азербайджанской культуры. Активизируется в эти годы и музыкально-общественная деятельность Т.Кулиева. Среди произведений Т.Кулиева, написанных в последние годы, кантата "Республика шагает", музыка к фильму "Свекровь", "Симфонические танцы", песни "О Баку", "О Родине" и др. Общественность Азербайджана высоко оценила деятельность Т.Кулиева - ему присвоено почетное звание народного артиста Азербайджанской ССР, звание лауреата премии Ленинского комсомола республики. Умер Тофик Кулиев в 2000 году, в возрасте 83 лет после продолжительной болезни. Похоронен на Аллее Почётного Захоронения. На песнях Тофика Кулиева выросло несколько поколений бакинцев, а его удивительная преданность музыке, забота о молодых исполнителях позволила воспитать целую плеяду азербайджанских музыкантов и композиторов.
Кулиев Тофик
7.10.1917 - 2000Тофик Кулиев - выдающийся азербайджанский композитор, дирижер, пианист, видный музыкально-общественный деятель, один из известных мастеров массовой песни, творчество которого завоевало широкое признание во всем мире.
Т.Кулиев внес весомый вклад в национальную музыкальную культуру, сыграв ведущую роль в развитии песенного жанра в республике. Творческие достижения Т.Кулиева в этой области стали традициями, которые ныне продолжаются всеми азербайджанскими композиторами, создающими песни.
Т.Кулиев - автор симфонических произведений, кантат, фортепианных сочинений; он внес большой вклад в национальную киномузыку, обогатил интересными образцами азербайджанскую музыкальную комедию, но центральное место среди произведений композитора все же занимает песня, являющаяся, по меткому определению Кара Караева - "лейтжанром творчества" композитора.
Именно в песнях особенно ярко прозвучала безграничная любовь Т.Кулиева к своей Родине, его высокая гражданственность. "Вскормленные и взращенные" богатейшим искусством народа, они всегда привлекают вдохновенным лиризмом, непосредственностью эмоционального высказывания, актуальностью тем и общительностью. В этом "тайна" необычайной популярности песен композитора, не теряющих с годами свежести звучания и силы воздействия. Естественно, что ныне эти песни стали одними из тех образцов искусства, которые помогают постижению духа народного.
Тематика и круг образов песен Т.Кулиева очень широки. В центре внимания композитора темы патриотические, дружбы народов, мужества наших современников, спаянных пафосом труда. Особое место в творчестве композитора занимает лирическая тема, раскрывающаяся во всей своей многогранности. Т.Кулиев - композитор лирического дарования. Лиризм (в широком смысле этого слова), являющийся определяющим началом, получил свое отражение в песенности, в ярко индивидуальном мелодизме, естественно более всего проявившемся в его вокальной музыке. Самые разные мысли и чувства жизненно актуального характера и содержания, как, например, - гордость за Родину, радость труда, воспевание дружбы народов и т.д., выражены в музыке Т.Кулиева зачастую без патетики, пафоса, - просто, задушевно, с большой теплотой и непосредственностью, а главное - с большим вкусом, тактом и художественной мерой. Сочетание гражданственности и душевной теплоты в песнях, отмеченных яркой индивидуальностью почерка композитора, - всегда вызывают отклик в любой аудитории.
Многообразие песенной тематики стимулирует обращение Т.Кулиева к самым разным поэтическим текстам - азербайджанским и русским. Много песен написано Кулиевым на слова К.Симонова, С.Вургуна, Лебедева-Кумача, Наби Хазри, С.Рустама. Заметное место в вокальной музыке Т.Кулиева занимает поэзия 3.Джаббарзаде, светлой лирикой привлекают композитора стихи Н.Доризо, чуткое претворение находят в его песнях стихи Р.Рзы, Т.Эйюбова, А.Жарова, А.Аскерова, В.Винникова, В.Гурьяна, Т.Эльчина. Т.Кулиев всегда высказывает уважение к поэтическому тексту, что свидетельствует о высокой культуре его, как музыканта, но никогда стихи не становятся ошвами для творческой фантазии композитора. Тофик Кулиев явился первым азербайджанским композитором, создавшим новый тип национальной массовой песни с качественно новым интонационно-образным строем.
Рожденные органическим синтезом многих слагаемых - национально-народной музыки, традиций классики, массовой песни, отчасти джаза, жанрово многообразные песни Т.Кулиева стали лучшими образцами современного азербайджанского стиля, войдя широко в жизнь народа. Особая роль в формировании творческого стиля композитора принадлежит массовой песне. Выдающийся композитор современности К.Караев писал: "На почве народно-национального песнетворчества композитор разработал стилевые черты, возникающие в современной песне. Особенно близкими творческой индивидуальности Т.Кулиева оказались такие превосходные мастера этого жанра, как И.Дунаевский, с его подчеркнутой жизнерадостностью и темпераментом и В.Соловьев-Седой, с его особым вниманием к лирической сфере высказывания".
Одной из особенностей музыки Т.Кулиева является яркое выражение в них национального характера. Тесно связанный с традициями всей азербайджанской музыкальной школы, русской классической музыки, Т.Кулиев всегда очень прочно опирается на народную азербайджанскую музыкальную культуру. Из сокровищницы народного песнетворчества заимствует композитор высокохудожественную простоту и естественность изложения, логику и чувство меры, определяющие, во многом, массовость его музыки. Тонкий знаток национального фольклора, Т.Кулиев глубоко изучил его стилистику, органично слившись с ней в своей индивидуальной манере творческого высказывания.
В теснейшей связи с народно-национальной песенной культурой, с ее разнообразными интонационными пластами находятся истоки мелодики Т.Кулиева, впитывая которые композитор глубоко, творчески преломляет их, органично сливая с приемами - принципами массовой песни и чертами современной европейской музыки.
Синтез национального и европейского проявляется и в гармоническом языке Т.Кулиева, где органично сливаются функциональная система с модальностью, представленной в свободно-творческом "сцеплении" по горизонтали отдельных отрезков, различных, нередко далеких друг от друга ладов. Зачастую, в музыке Т.Кулиева наблюдается доминирующее значение норм европейского мышления (как классики, так и современности), которые он в полном стилистическом единстве сочетает с модальной гармонией, нередко трактуемой колористически.
Именно из этого рода стилистического синтеза, осуществляемого на высоком художественном уровне, формируется песенное искусство Т.Кулиева, рожденное атмосферой нашего времени. Многие песни Т.Кулиева имеют определенную жанровую основу, как, например, вальс, марш, танец, характерные народные песни и т.д.
Опора на бытующий жанр, зачастую, помогает большей конкретизации образа, в то же время жанровая определенность становится одной из форм проявления глубокой связи с фольклором. Огромное значение в песнях Т.Кулиева имеет фортепианное сопровождение, являющееся "весомым компонентом музыки, несущим образные функции". Творческий путь Т.Кулиева совпал по времени с важнейшими периодами становления и развития азербайджанской музыкальной культуры. Рост его как художника, явился своеобразным отражением эволюции национального музыкального искусства.
И неудивительно, что у композитора, живущего помыслами своего народа, стремящегося показать богатства душевного мира человека - своего современника, песни явились своеобразной летописью времени, завоевав признание самых широких кругов.
Тофик Алекпер оглы Кулиев родился 7 ноября 1917 года в Баку, в семье служащего. Яркие музыкальные способности привели его в 12-ти летнем возрасте на студенческую скамью в рабфак при Азербайджанской государственной консерватории, а затем, в 1934 году - в консерваторию. В консерватории Тофик учится на двух факультетах - фортепианном - в классе профессора И.С.Айсберга и дирижерском - в классе профессора С.Г.Штрассера. Здесь, в консерватории, знакомится он впервые с творениями великих классиков прошлого - Баха, Бетховена, Чайковского, Шуберта, и других композиторов. В классе превосходного музыканта-педагога Л.М.Рудольфа изучает музыкальную форму, гармонию, полифонию, знакомится с техникой композиции.
К началу 30-х годов относятся и первые опыты Т.Кулиева в сочинении. Еще в 1931 году, обучаясь на рабфаке, Кулиев, по совету одного из первых своих учителей, уже завоевавшего признание, А.Зейналлы, пишет песню на слова М.А.Сабира - "Про школьника". В последующие годы учебы он неоднократно пробует себя в композиции, сочиняя песни, делая обработки, переложения и т.д. Уже с 1935 года Т.Кулиев начинает дирижерскую работу в Азербайджанском государственном драматическом театре им. М.Азизбекова.
Огромное значение в творческой биографии Т.Кулиева и в музыкально-общественной жизни республики имеет его деятельность фольклориста, начавшаяся в 30-е годы.
Включившись с группой композиторов и музыковедов в работу по сбору, записи и публикации фольклора, Т.Кулиев явился одним из тех, кто сыграл заметную роль в этой области национальной культуры. Собранный им в экспедициях по районам республики песенный и танцевальный материал, вошел, впоследствии, в опубликованные сборники. Так, в 1951 году был издан сборник "Азербайджанские народные танцы", а часть записанных танцевальных мелодий были им обработаны и в 1955 году изданы в сборнике "15 азербайджанских народных танцев".
Некоторые из записанных композитором песен вошли в два тома "Азербайджанские песни", вышедшие в 1956-1958 гг. под редакцией выдающегося певца Бюль-Бюля.
Работу по записи и обработке фольклорного материала Т.Кулиев продолжает во все годы своей творческой деятельности, неоднократно обращаясь и к музыке других народов. Так, например, им сделаны в 50-60-ые годы обработки арабских, индийских, болгарских, китайских песен. Огромное значение для национальной музыкальной культуры имела работа Т.Кулиева по записи и публикации мугамов. Тофик Кулиев - явился одним из первых композиторов Азербайджана, осуществивших нотную запись мугамов. В 1936 году им были изданы (совместно с композитором 3.Багнровым) записи мугамов "Раст", "Сегях", "Забул", "Дюгях".
Яркое дарование Кулиева обращает на себя внимание музыкальной общественности и вскоре, по совету и инициативе У.Гаджибекова, Наркомпрос Азербайджана направляет Т.Кулиева для дальнейшего обучения в Московскую государственную консерваторию им. П.Чайковского. Здесь он учится дирижированию, некоторое время занимается в классе фортепиано профессора Нейгауза.
Музыкальная жизнь Москвы оказала на Т.Кулиева огромное воздействие. Он слушает много музыки в исполнении выдающихся музыкантов, знакомится с исполнительской деятельностью известных дирижеров, пианистов, музыкальных коллективов столицы. Особый интерес у молодого музыканта вызывает эстрадное искусство. Вскоре он начинает работать, в известном в те годы эстрадном оркестре под руководством А.Цфасмана, в качестве пианиста. Абсолютный слух, необыкновенная музыкальная память, виртуозное владение инструментом, мастерство импровизации снискали ему любовь и уважение слушателей и коллектива, в котором он успешно проработал до 1939 года. В 1939 г., вернувшись в Баку, Т.Кулиев занимается организационной работой по созданию национального оркестра, активная работа которого совпала с началом в 1941 году Великой Отечественной войны.
Война определила содержание и характер всего искусства, первостепенной задачей которого явилась помощь фронту. Эстрадный оркестр, созданный Т.Кулиевым и уже успевший завоевать горячие симпатии слушателей, с первого же года войны названный Красноармейским ансамблем, входит в состав 402-й стрелковой дивизии и активно обслуживает части войск, находящихся на передовой линии фронта. Для оркестра Т.Кулиев пишет ряд песен патриотического содержания, как, например, "Ни шагу назад" (слова Суркова), "Нежная рука" (слова Н.Доризо), "О русской девушке", "Песня бойцов" и др. С 1943 г. ансамбль разделился на две группы. Одной из них, названной Краснофлотской, продолжал руководить Т.Кулиев. Ансамбль часто выступает на переднем крае, на Кавказском фронте, в Крыму, выезжает с концертами для частей Армии в Иране.
После окончания войны, Т.Кулиев связывает свою композиторскую деятельность с драматическими театрами им. М.Азизбекова, им. С.Вургуна (русский театр), театром Юного зрителя им. М.Горького. За несколько лет работы с театрами им написана музыка к спектаклям "Двенадцатая ночь" В.Шекспира, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Айдын" Д.Джабарлы, "На дальних берегах" Г.Сеидбейли и И.Касумова, "Братья" Р.Рзы, "Гариба адам" ("Чудак") Н.Хикмета, "Ширванская красавица" Э.Мамедханлы, "Эл оглу" А.Шаига и др.
В 40-е годы начинает Т.Кулиев и работу в кино, активно продолжив ее в последующие десятилетия. Во второй половине 40-х годов появляются и многие песни Т.Кулиева, завоевавшие популярность. Это группа песен, посвященная Родине - среди них "Песня о Родине" (сл. М.Рагима), "Азербайджан" (сл. С.Вургуна), песни лирического плана, как, например, "Ала Даг", песни трудовые и др.
Большую работу по популяризации музыки Т.Кулиева сыграло его творческое содружество с выдающимся певцом Р.Бейбутовым, одним из лучших исполнителей песен композитора. Во второй половине 40-х годов Т.Кулиев и Р.Бейбутов совершили поездку по городам Советского Союза, выступая с концертами, сопровождавшимися неизменно огромным успехом. Вокальное мастерство Р.Бейбутова и блестящий пианизм Т.Кулиева, выступавшего как аккомпаниатор и солист со своими произведениями, пленяли слушателей самых разных аудиторий, в самых различных городах Союза.
Однако, несмотря на большой творческий и исполнительский успех, Т.Кулиев, как взыскательный художник, очень требовательно относящийся к себе, считает необходимым продолжить свое образование и в 1948 г. возобновляет учебу в Московской консерватории по дирижированию в классе профессора А.Гинзбурга и композиции - в классе профессора К.Голубева. Окончив в 1951 году консерваторию, Т.Кулиев поступает в аспирантуру Московской консерватории, где завершает свое образование под руководством выдающегося дирижера А.Гаука.
С 1954 года, вернувшись в Баку, Т.Кулиев ведет педагогическую работу в Азербайджанской консерватории им. У.Гаджибекова. Здесь он руководит студенческим оркестром, оперным и оркестровыми классами, преподает инструментоведение. С 1958 года Т.Кулиев работает в Азгосфилармонии им. М.Магомаева художественным руководителем, а вскоре и директором.
50-е годы -период яркого расцвета творчества Кулиева - композитора. В эти годы появляются фортепианные сочинения композитора, среди них - "Лезгинка", "Вариации", большое число песен, из них такие популярные, как "Золото ветвистое" (сл. Жаркого), "Не гордись", "Я люблю тебя", "Добрый край, Азербайджан".
Ко второй Декаде азербайджанского искусства в Москве, в 1959 году композитор создает ярко жизнерадостную кантату "Песнь о Москве", раскрывающую тему дружбы народов. Много написано им в эти годы музыки к драматическим спектаклям, как, например, к пьесе "Преступление Энтони Гранта" - М.Волибранского, Р.Рубинштейна, "Когда цветет акация" - М.Вишнякова, поставленных на сцене Русского драматического театра им. С.Вургуна, "На дальних берегах" И.Касумова, "Ширванская красавица" Э.Мамедханлы (Азербайджанский драматический театр им. М.Азизбекова).
В это десятилетие написана Т.Кулиевым и музыка ко многим фильмам, которые завоевали огромную популярность. Такова музыка к фильму "Мачеха" (1958 г.), "Под знойным небом" (1958 г.), "Бахтияр" (1959 г.), "Можно ли его простить" (1959г.).
Активностью - как творческой, так и музыкально-общественной деятельности композитора, отмечены и последующие десятилетия. В 60-е и 70-е годы Т.Кулиев - участник многих международных конференций, фестивалей, праздников искусств. В 1962 году по приглашению Академии искусств он принимает участие в конференции, посвященной проблемам развития музыкального искусства и обмена культурными ценностями, опытом; несколько позже, он участник Дней азербайджанского искусства в Чехословакии, где сочиняет песни о Братиславе и "Песню о Праге", завоевавшие популярность в Чехословакии.
Многократно возглавляет Т. Кулиев делегации азербайджанских артистов, представляющих искусство своего народа за пределами нашей страны: в Болгарии, Польше, Италии и др. Являясь в течение многих лет Первым секретарем Союза композиторов Азербайджана, Т.Кулиев уделяет много внимания воспитанию молодых композиторских кадров, руководит проведением многих композиторских пленумов, музыкальных фестивалей, конференций, съездов. Часто выступает он с докладами и статьями, посвященными различным проблемам и задачам азербайджанского искусства.
Неоднократно, под непосредственным руководством Т.Кулиева проводятся в республике Недели музыки для детей и юношества, праздники песен, смотры, олимпиады. Т.Кулиев постоянно принимает участие как председатель жюри или член жюри в конкурсах, смотрах самодеятельных коллективов, много ездит по районам республики, отбирая юные таланты для школ, музыкальных коллективов. В 60-70-е годы им написано множество произведений разных жанров. Среди них большое число великолепных песен, завоевавших широкое признание. Это музыкальная комедия "Одно слово твое" (1964), "Доброе утро, Элла" (1973), балет "Песнь о любви", музыка к фильмам: "Есть такой остров", "Насими", удостоенному премии на III Всесоюзном кинофестивале, "Дервиш взрывает Париж", "Телефонистка", музыка ко многим спектаклям в разных театрах.
Активно откликается композитор на все важнейшие события в жизни своей страны. В дни Декады русской культуры в Азербайджане Т.Кулиев, совместно с композитором Соловьевым-Седым, создает песню "Добрый край, Азербайджан". Песней откликается он на подвиг первого в мире космонавта - Юрия Гагарина. Много песен посвящается композитором в эти годы важной теме дружбы народов. Среди них "Молдова - Азербайджан" (1966), цикл песен о Грузии. Как и ранее, в эти годы песни Т.Кулиева звучат во многих городах Союза и за его пределами. Так, например, "Песней о нефтяниках" открывается в 1972 году в Брюсселе на Международной выставке демонстрация азербайджанской культуры. Активизируется в эти годы и музыкально-общественная деятельность Т.Кулиева. Среди произведений Т.Кулиева, написанных в последние годы, кантата "Республика шагает", музыка к фильму "Свекровь", "Симфонические танцы", песни "О Баку", "О Родине" и др. Общественность Азербайджана высоко оценила деятельность Т.Кулиева - ему присвоено почетное звание народного артиста Азербайджанской ССР, звание лауреата премии Ленинского комсомола республики. Умер Тофик Кулиев в 2000 году, в возрасте 83 лет после продолжительной болезни. Похоронен на Аллее Почётного Захоронения. На песнях Тофика Кулиева выросло несколько поколений бакинцев, а его удивительная преданность музыке, забота о молодых исполнителях позволила воспитать целую плеяду азербайджанских музыкантов и композиторов.
загрузка