Энциклопедия / Виды живописи: Натюрморт
Изменить категорию | Все статьи категории
Натюрморт (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.
Но окончательно, как самостоятельный жанр живописи, натюрморт оформляется в творчестве голландских и фламандских художников XVI I в.
В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта.
Часто предметы, составляющие натюрморт этого периода, содержат скрытую аллегорию, передающуюся с помощью простейших, всем привычных бытовых предметов, наделенных особым символическим значением.
Первые stilleven просты — хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба — символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают насекомые, человеческие черепа, разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Раковина — оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.
В натюрмортах использовалось преимущественно боковое освещение, позволяющее эффектно моделировать объем и фактуру предметов. Картины кажутся окном или нишей в стене, заполненной цветами, фруктами и посудой. Но голландский натюрморт скорее вдохновлен идеями романтизма, нежели реализма. Удивительным образом и посуда, и кожура свежесрезанного лимона, и бархатистая поверхность персика, и складки скатерти на столе обретают в голландских натюрмортах значительность, монументальность, декоративность и не кажутся натуралистичными.
Условно голландский натюрморт XVII в можно подразделить на два типа:
1. Цветочный натюрморт-- как следствие традиции иметь сады, домашние
растения, развитие цветоводства.
2. Ученый натюрморт--получивший название "mеmento mori" или "суета сует",
являющийся наиболее интеллектуальным видом натюрморта и требующий
от зрителя знания Библии и религиозной симовилики, создающий часто
искусный обман зрения за счет иллюзионистских приемов.
В XVII веке в Голландии примерно три четверти населения было городским, основным сословием считалось среднее. Реформаторская церковь отказалась от великолепия декора, не было коронованных заказчиков и родовой аристократии, а это значит, что представители буржуазии стали основными потребителями искусства. Пространство, предназначенное для живописи, ограничилось домами бюргеров и общественными зданиями. Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер, изображали сцены частной, повседневной жизни. Именно поэтому голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами».
Естественно, жанр развивался и становился все более популярным во всем творческом мире. Появилось много последователей "малых голландцев". В моей коллекции есть работа французской художницы Жюльет Феликс (1869 - ? ), датируемая приблизительно 1907-1910 годом, выполненная в стиле "малых голландцев".
Я считаю, что натюрморт может точнее передать натуру художника, чем, например, даже портрет. Мы не знаем зачастую портретируемого и не можем поэтому объективно оценить, насколько портрет обладает сходством--как внешним так и внутренним--с моделью. А вот натюрморт!....Натюрморт ставится из всем нам известных и знакомых предметов и здесь мы можем вполне объективно оценить мастерство художника по тому, как, насколько реально, точно и мастерски он сумел отразить структуру, например, ковра. Или ткани, бархата. Серебряного черненого кувшина....
"Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательнее смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт - ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением картины, его красотой, силой, глубиной..."
И.С. Болотина
Как в западной, так и в русской культуре есть большие мастера этого жанра. К одному из них можно отнести известного русского художника Илью Ивановича Машкова ( 1881- 1944 ), одного из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета».
Замечательные, буйством красок какие-то "матиссовские" натюрморты у П. П. Кончаловского ( 1876 - 1956 ), тоже одного из членов общества "Бубновый валет".
В начале 2008 года в Дюссельдорфе проходила большая выставка картин из музеев России "Bonjour Russland". Отстояв несколько часов в очереди, мне, все-таки, посчастливилось попасть на нее. Удовольствие--непередаваемое. Открыла для себя много нового. Есть такие работы, которые просто запали в душу и на которые хочется смотреть еще и еще. Одной из таких работ стал натюрморт Н. Сапунова ( 1880 - 1912 ), члена общества художников "Голубая роза". Н. Сапунов выполнял декорации к спектаклю А. Блока "Балаганчик".
Запомнилась и еще одна работа, которую можно назвать "симбиозом" портрета с натюрмортом. Это работа И. Э. Грабаря.
Посмотрите, как "играет" варенье в вазочках! Как сияет самовар!
Писать и говорить обо всем этом можно бесконечно! Но...остановлюсь: ищите сами свои пристрастия в искусстве, а я свое уже нашла!
Натюрморт.
Любите ли вы натюрморт так, как люблю его я? А я люблю этот жанр, пожалуй, более всех остальных. Если бы позволяло время, то за рассматриванием натюрмортов и их деталей, я проводила бы львиную долю времени! Благо, что возможности интернета практически безграничны. Причем, обожаю натюрморты всех времен и народов и в любом стиле--будь то классический голландский, французский или современный абстрактный. Что такое натюрморт, знают, конечно же, все. Как гласит ВИКИПЕДИЯ ( да и любая другая энциклопедия):Натюрморт (фр. nature morte — букв. «мертвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.
Но окончательно, как самостоятельный жанр живописи, натюрморт оформляется в творчестве голландских и фламандских художников XVI I в.
В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта.
Часто предметы, составляющие натюрморт этого периода, содержат скрытую аллегорию, передающуюся с помощью простейших, всем привычных бытовых предметов, наделенных особым символическим значением.
Первые stilleven просты — хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба — символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают насекомые, человеческие черепа, разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Раковина — оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.
В натюрмортах использовалось преимущественно боковое освещение, позволяющее эффектно моделировать объем и фактуру предметов. Картины кажутся окном или нишей в стене, заполненной цветами, фруктами и посудой. Но голландский натюрморт скорее вдохновлен идеями романтизма, нежели реализма. Удивительным образом и посуда, и кожура свежесрезанного лимона, и бархатистая поверхность персика, и складки скатерти на столе обретают в голландских натюрмортах значительность, монументальность, декоративность и не кажутся натуралистичными.
Условно голландский натюрморт XVII в можно подразделить на два типа:
1. Цветочный натюрморт-- как следствие традиции иметь сады, домашние
растения, развитие цветоводства.
Босхарт Амбросиус Старший "Ваза с цветами в оконной нише".
2. Ученый натюрморт--получивший название "mеmento mori" или "суета сует",
являющийся наиболее интеллектуальным видом натюрморта и требующий
от зрителя знания Библии и религиозной симовилики, создающий часто
искусный обман зрения за счет иллюзионистских приемов.
Ян Давидс де Хем "Ванитас".
В XVII веке в Голландии примерно три четверти населения было городским, основным сословием считалось среднее. Реформаторская церковь отказалась от великолепия декора, не было коронованных заказчиков и родовой аристократии, а это значит, что представители буржуазии стали основными потребителями искусства. Пространство, предназначенное для живописи, ограничилось домами бюргеров и общественными зданиями. Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер, изображали сцены частной, повседневной жизни. Именно поэтому голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами».
Естественно, жанр развивался и становился все более популярным во всем творческом мире. Появилось много последователей "малых голландцев". В моей коллекции есть работа французской художницы Жюльет Феликс (1869 - ? ), датируемая приблизительно 1907-1910 годом, выполненная в стиле "малых голландцев".
Жюльетт Феликс, 1909, "Голландский натюрморт".
Я считаю, что натюрморт может точнее передать натуру художника, чем, например, даже портрет. Мы не знаем зачастую портретируемого и не можем поэтому объективно оценить, насколько портрет обладает сходством--как внешним так и внутренним--с моделью. А вот натюрморт!....Натюрморт ставится из всем нам известных и знакомых предметов и здесь мы можем вполне объективно оценить мастерство художника по тому, как, насколько реально, точно и мастерски он сумел отразить структуру, например, ковра. Или ткани, бархата. Серебряного черненого кувшина....
"Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательнее смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт - ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением картины, его красотой, силой, глубиной..."
И.С. Болотина
Как в западной, так и в русской культуре есть большие мастера этого жанра. К одному из них можно отнести известного русского художника Илью Ивановича Машкова ( 1881- 1944 ), одного из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета».
1924 г., "Натюрморт" , И. И. Машков.
1936 г., "Натюрморт", И. И. Машков.
"Натюрморт с цветами", И.И. Машков
Замечательные, буйством красок какие-то "матиссовские" натюрморты у П. П. Кончаловского ( 1876 - 1956 ), тоже одного из членов общества "Бубновый валет".
"Натюрморт", П. П. Кончаловский.
В начале 2008 года в Дюссельдорфе проходила большая выставка картин из музеев России "Bonjour Russland". Отстояв несколько часов в очереди, мне, все-таки, посчастливилось попасть на нее. Удовольствие--непередаваемое. Открыла для себя много нового. Есть такие работы, которые просто запали в душу и на которые хочется смотреть еще и еще. Одной из таких работ стал натюрморт Н. Сапунова ( 1880 - 1912 ), члена общества художников "Голубая роза". Н. Сапунов выполнял декорации к спектаклю А. Блока "Балаганчик".
Н. Сапунов, "Ваза, фрукты и бумажные цветы", 1912 г.
Запомнилась и еще одна работа, которую можно назвать "симбиозом" портрета с натюрмортом. Это работа И. Э. Грабаря.
1905 г., "За самоваром", И.Э. Грабарь.
Посмотрите, как "играет" варенье в вазочках! Как сияет самовар!
И. Э. Грабарь, "Сирень и незабудки"
Писать и говорить обо всем этом можно бесконечно! Но...остановлюсь: ищите сами свои пристрастия в искусстве, а я свое уже нашла!
Сайт: | http://www.baku.ru/blg-list.php?id=60597&usp_id=29163 |
загрузка