Энциклопедия / ул. Чкалова - ул. Садовая: Особняк Дебура
Изменить категорию | Все статьи категории
Но 12 августа 1889 года в его дачном селении в урочище Кусары (селение Дебуровка, в настоящее время "Уры Хайят - Новая жизнь") с Дебуром случился апоплексический удар (инсульт). Эта смерть потрясла город. Лучшим выражением памяти светлой личности этого человека было непритворное сожаление и глубокое горе, которое сомкнуло вокруг гроба толпу людей всяких профессий, национальностей и вероисповеданий. Ничего подобного город до этого не видел. Было доставлено 40 венков (металлические, из искусственных и живых цветов, увитые богатыми черными и белыми лентами). Здесь были венки от различных обществ, от Марьинской женской гимназии (почетным попечителем которой он был) и др.
Участок на Садовой улице был продан опекунами наследников (Р.К.Миллером и братом Бруно Дебуром - ???) «Каспийскому Товариществу» и стал частной собственностью общества. В мае 1892 года там еще шло капитальное строительство здания.
Рассказывают, что глава этого акционерного общества, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей, было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В филармонии, то есть в летнем клубе, вход в зрительный зал находится сбоку от сцены, а сам зал повернут задом к глухой стене на Садовой улице. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба.
После Октябрьской революции в 1917 году в Петербурге установилась советская власть. В Баку все было сложнее. Власть в городе постоянно менялась. 31 июня 1918 года, при активном участии английского консула Э.Мак-Дональда, власть перешла к правительству "Диктатуры Центрокаспия", которое пригласило англичан для обороны от Кавказской исламской армии.
Британская армия находилась в Баку до августа 1919 года. Штаб английского командования, возглавляемый генералом В.М.Томсоном, располагался е доме "Каспийского товарищества" по улице Садовой, 8.
28 апреля 1920 года, после входа в Баку частей Красной Армии, Председателем Ревкома Азербайджана стал Нариман Нариманов. В 1921 году он возглавил Советское правительство Азербайджана - Совет народных комиссаров, который разместился в здании бывшего "Каспийского товарищества". В 1923 году он переехал в Москву, где при странных обстоятельствах неожиданно умер в этом же году. В Баку улица Садовая была переименована в Наримановскую.
С 1933 года в доме поселился первый секретарь КПб Азербайджана Мирджафар Багиров с семьей. Вскоре его жена Мария Алексеевна умерла и он сам воспитывал старшего сына, который окончил 6-ю школу, расположенную рядом с домом, и Забратскую авиашколу. Он долго упрашивал отца отпустить его на фронт. В 1943 году гвардии старший лейтенант, летчик-истребитель Владимир (Джангир) Мирджафар оглу Багиров геройски погиб в воздушном бою в свои неполные 24 года.
7 мая 1935 года, ниже дома, со стороны моря был открыт новый сквер им. Нариманова.
В 1939 году улица была переименована в честь Чкалова.
В 1951 году секретарь ЦК КП Азербайджана М.Багиров передал этот дворец образованному в октябре 1937 года Музею искусств Азербайджана, которому было присвоено имя Р.Мустафаева.
В 1992-93 годах над музеем нависла опасность. Правители Народного фронта решили "выселить" музей из дворца, а там расположить МИД Азербайджана. Тогда, по словам Азада Шарифа, группа авторитетных деятелей культуры Азербайджана, среди которых была Эльмира Шахтахтинская, Микаил Абдуллов, Токай Габиб оглу Мамедов и др. встретились с президентом Эльчибеем. Сообщение о том, что "даже Багиров выделял для культуры лучшие здания города", возымело свое действие.
Как видно из приведенных сведений, здание, в котором сейчас расположен Музей изобразительных искусств имени Р. Мустафаева, было построено после смерти Л.М.Дебура и не принадлежало его семье. Тем не менее, это прекрасно, что память об этом достойном человеке сохранилась в названии - " Дворец / дом Дебура".
Спокойные горизонтальные членения дома впоследствии хорошо гармонировали с вертикалями здания клуба и жилого дома Садыховых. В тот период, когда проектировался особняк Дебура, площадки вдоль красных линий улицы были свободны. Таким образом, фон дер Нонне не был связан соседством с другими зданиями. Хорошо прорисованные классические элементы, сильные пластические средства (портики) на фоне рустовки способствовали торжественности архитектуры особняка. Подобного типа постройки только-только стали появляться на центральных улицах города. Особняк Дебура в условиях Баку обладает редким качеством - он прекрасно обозревается. Эти положительные особенности здания стали еще сильнее ощущаться после произведенной в 1930-х годах реконструкции окружения и создания сквера.
Здание фон дер Нонне - первая попытка объемно-пространственного решения жилого дома путем активного использования портиков на главном фасаде, лоджий - на боковом и других пластических средств. Это единственное историческое здание в городе, воспринимаемое в трех измерениях среди плоскостной периметральной застройки. Дом Дебура стал опорным сооружением при последующих перепланировках прилегающей части городской территории, а значительный объем и эффектное местоположение сделали его композиционным акцентом среди удачно поставленных зданий .
(Из книги Манафа Сулейманова «Дни минувшие» http://azeribook.com/history/manaf_suleymanov/dni_minuvshie.html
Из публикаций «Баку и немцы» http://www.window2baku.com/Net/german1.htm
Из книги Ш.Фатуллаева "Градостроительство Баку XIX - начала XX веков" http://azeribook.com/history/shamil_fatullayev/gradostroitelstvo_baku/gradostroitelstvo_baku_xix_nachala_xx_vekov.htm
Т. Гумбатова статья"Дворец Дебура",
Автор: © Jonka
Source: интернет
Особняк Дебура - Музей изобразительных искусств имени Р. Мустафаева (Баку)
Л.М.Дебур, управляющий делами "Каспийского товарищества" и имеющий большую семью, решил строить собственный дом. 26 февраля 1888 года Бакинская городская управа утвердила план на постройку двухэтажного каменного дома на земле, купленной у города им возле помещения Марьинской женской гимназии по Садовой улице. Проект дома, разработанный городским инженером Н.фон дер Нонне, был утвержден 26 августа 1888 года городским головой Деспот-Зеновичем и было начато строительство.Но 12 августа 1889 года в его дачном селении в урочище Кусары (селение Дебуровка, в настоящее время "Уры Хайят - Новая жизнь") с Дебуром случился апоплексический удар (инсульт). Эта смерть потрясла город. Лучшим выражением памяти светлой личности этого человека было непритворное сожаление и глубокое горе, которое сомкнуло вокруг гроба толпу людей всяких профессий, национальностей и вероисповеданий. Ничего подобного город до этого не видел. Было доставлено 40 венков (металлические, из искусственных и живых цветов, увитые богатыми черными и белыми лентами). Здесь были венки от различных обществ, от Марьинской женской гимназии (почетным попечителем которой он был) и др.
Участок на Садовой улице был продан опекунами наследников (Р.К.Миллером и братом Бруно Дебуром - ???) «Каспийскому Товариществу» и стал частной собственностью общества. В мае 1892 года там еще шло капитальное строительство здания.
Рассказывают, что глава этого акционерного общества, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей, было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В филармонии, то есть в летнем клубе, вход в зрительный зал находится сбоку от сцены, а сам зал повернут задом к глухой стене на Садовой улице. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба.
После Октябрьской революции в 1917 году в Петербурге установилась советская власть. В Баку все было сложнее. Власть в городе постоянно менялась. 31 июня 1918 года, при активном участии английского консула Э.Мак-Дональда, власть перешла к правительству "Диктатуры Центрокаспия", которое пригласило англичан для обороны от Кавказской исламской армии.
Британская армия находилась в Баку до августа 1919 года. Штаб английского командования, возглавляемый генералом В.М.Томсоном, располагался е доме "Каспийского товарищества" по улице Садовой, 8.
28 апреля 1920 года, после входа в Баку частей Красной Армии, Председателем Ревкома Азербайджана стал Нариман Нариманов. В 1921 году он возглавил Советское правительство Азербайджана - Совет народных комиссаров, который разместился в здании бывшего "Каспийского товарищества". В 1923 году он переехал в Москву, где при странных обстоятельствах неожиданно умер в этом же году. В Баку улица Садовая была переименована в Наримановскую.
С 1933 года в доме поселился первый секретарь КПб Азербайджана Мирджафар Багиров с семьей. Вскоре его жена Мария Алексеевна умерла и он сам воспитывал старшего сына, который окончил 6-ю школу, расположенную рядом с домом, и Забратскую авиашколу. Он долго упрашивал отца отпустить его на фронт. В 1943 году гвардии старший лейтенант, летчик-истребитель Владимир (Джангир) Мирджафар оглу Багиров геройски погиб в воздушном бою в свои неполные 24 года.
7 мая 1935 года, ниже дома, со стороны моря был открыт новый сквер им. Нариманова.
В 1939 году улица была переименована в честь Чкалова.
В 1951 году секретарь ЦК КП Азербайджана М.Багиров передал этот дворец образованному в октябре 1937 года Музею искусств Азербайджана, которому было присвоено имя Р.Мустафаева.
В 1992-93 годах над музеем нависла опасность. Правители Народного фронта решили "выселить" музей из дворца, а там расположить МИД Азербайджана. Тогда, по словам Азада Шарифа, группа авторитетных деятелей культуры Азербайджана, среди которых была Эльмира Шахтахтинская, Микаил Абдуллов, Токай Габиб оглу Мамедов и др. встретились с президентом Эльчибеем. Сообщение о том, что "даже Багиров выделял для культуры лучшие здания города", возымело свое действие.
Как видно из приведенных сведений, здание, в котором сейчас расположен Музей изобразительных искусств имени Р. Мустафаева, было построено после смерти Л.М.Дебура и не принадлежало его семье. Тем не менее, это прекрасно, что память об этом достойном человеке сохранилась в названии - " Дворец / дом Дебура".
Спокойные горизонтальные членения дома впоследствии хорошо гармонировали с вертикалями здания клуба и жилого дома Садыховых. В тот период, когда проектировался особняк Дебура, площадки вдоль красных линий улицы были свободны. Таким образом, фон дер Нонне не был связан соседством с другими зданиями. Хорошо прорисованные классические элементы, сильные пластические средства (портики) на фоне рустовки способствовали торжественности архитектуры особняка. Подобного типа постройки только-только стали появляться на центральных улицах города. Особняк Дебура в условиях Баку обладает редким качеством - он прекрасно обозревается. Эти положительные особенности здания стали еще сильнее ощущаться после произведенной в 1930-х годах реконструкции окружения и создания сквера.
Здание фон дер Нонне - первая попытка объемно-пространственного решения жилого дома путем активного использования портиков на главном фасаде, лоджий - на боковом и других пластических средств. Это единственное историческое здание в городе, воспринимаемое в трех измерениях среди плоскостной периметральной застройки. Дом Дебура стал опорным сооружением при последующих перепланировках прилегающей части городской территории, а значительный объем и эффектное местоположение сделали его композиционным акцентом среди удачно поставленных зданий .
(Из книги Манафа Сулейманова «Дни минувшие» http://azeribook.com/history/manaf_suleymanov/dni_minuvshie.html
Из публикаций «Баку и немцы» http://www.window2baku.com/Net/german1.htm
Из книги Ш.Фатуллаева "Градостроительство Баку XIX - начала XX веков" http://azeribook.com/history/shamil_fatullayev/gradostroitelstvo_baku/gradostroitelstvo_baku_xix_nachala_xx_vekov.htm
Т. Гумбатова статья"Дворец Дебура",
Автор: © Jonka
Source: интернет
Сайт: | фото- открытка: М.Альперт (1957) |
загрузка