Энциклопедия / Художники России
Изменить категорию | Все статьи категории
Серяков (Лаврентий Авксентьевич) - гравер на дереве, сын солдата-слесаря (1824 - 81). Будучи ребенком, следовал всюду при отце. Сделавшись потом полковым, а потом дивизионным певчим, продолжал скитальческую жизнь до тех пор, пока не поступил, в ранге рядового, в 1840 г., учителем рисования и арифметики в батальон кантонистов во Пскове. Отсюда, в 1843 г., был переведен писарем в департамент военных поселений в Санкт-Петербург, а в 1846 г. сдал экзамен на топографа. С этого времени стал самоучкой упражняться в гравировании на дереве и помещать свои ксилографии в журнале "Иллюстрация". В 1847 г., с Высочайшего соизволения, поступил в вольноприходящие ученики Академии Художеств и стал заниматься резьбой на дереве под руководством барона К.К. Клодта в его гравировальной мастерской. В 1853 г., за гравюру эрмитажной картины Ливенса "Голова старика" (которую приписывали тогда Рембрандту), получил звание свободного художника, а в 1857 г. определился в рисовальщики при департаменте генерального штаба. Награвировав еще политипаж, "Неверие апостола Фомы", с Рембрандта, был послан в чужие края, где провел пять лет, работая в Париже, в мастерской Беста, основателя иллюстрированного журнала "Magasin Pittoresque", и посещая некоторые пункты южной Европы. Своими политипажами, появлявшимися в названном журнале, и иллюстрациями для сочинения Бордье и Шартона "Histoire de la France" составил себе известность одного из лучших ксилографов в Европе. Возвратившись в Россию в 1864 г., получил звание академика, а через два года после того, за портрет императора Александра II , награжден званием гравера Его Величества с причислением к Эрмитажу. В 1886 г. завел собственное ксилографическое заведение, в котором, при помощи учеников, работал для "Русской Старины", "Всемирной Иллюстрации", других периодических изданий и разных книг; расстроенное здоровье заставило его уехать в 1874 г. за границу и жить то в Париже, то в Ницце, в которой он и умер от чахотки, в 1881 г. Число исполненных им гравюр простирается от 450 до 500; кроме того, из его мастерской вышло от 850 до 900 политипажей (по большей части за подписью: "Серяков и Ко"). Ср. "Воспоминания Л.А. Серякова" ("Русская Старина", 1875) и "Биография Л.А. Серякова, с приложением полного списка его произведений, составленное Н. Собко" (в том же журнале, за 1881 г.).
Наделенный большим талантом, Л. А. Серяков необычайно много сделал для развития в России гравюры на дереве - ксилографии. До него эта техника считалась второстепенной, не идущей ни в какое сравнение с классической гравюрой на меди. Ксилографию использовали в основном книгоиздатели, ибо она позволяла печатать иллюстрации и наборный текст на одной полосе. Именно Серяков кардинально изменил взгляд на эту самую старую гравировальную технику. За виртуозное мастерство ему первому в России было присуждено звание академика гравюры на дереве. Благодаря подвижническому труду и работам воспитанных Серяковым учеников ксилография заняла достойное место в ряду других видов искусства. Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Сын крепостного, отданного помещиком в солдаты, он принадлежал к так называемому военному ведомству, то есть был обречен пожизненно тянуть лямку нижнего чина. Спасли Серякова природная одаренность и упорный характер. В 1840 г. он попадает в Петербург: за хороший почерк его переводят писарем в департамент военных поселений. Именно здесь Серяков всерьез пристрастился к чтению и рисованию. Мастерски исполненные им рисунки привлекли внимание начальства, и после прохождения небольшого учебного курса юноша был определен топографом. К занятиям ксилографией Серяков обратился самостоятельно. Инструментов для работы у него не было, и самые первые свои гравюры - иллюстрации для книги "Путешествие вокруг света" (1846) - он нарезал обыкновенным перочинным ножом. Работы эти способствовали некоторой известности Серякова в среде издателей и литераторов. Через посредство В. Ф. Одоевского, для которого Серяков выполнял план его имения, начинающий гравер познакомился с Н. В. Кукольником. Последний сыграл исключительно важную роль в жизни Серякова, введя его в круг известных художников, писателей и актеров. Именно Кукольник, пораженный тем, что свои прекрасные гравюры Серяков выполняет перочинным ножом, выписал для него специальные инструменты - штихели разной формы. Кукольник же, вопреки воле начальства Серякова, помог юноше получить разрешение посещать занятия в АХ. Первым настоящим учителем Серякова в области гравюры на дереве стал К. К. Клодт, брат знаменитого скульптора, руководитель небольшой граверной мастерской. Серяков сблизился и подружился с этой талантливой семьей. Поддержку оказывали ему также вице-президент АХ Ф. П. Толстой и ректор В. К. Шебуев, профессор исторической живописи Ф. А Бруни. Первая попытка получить звание академика весной 1858 г. оказалась неудачной. Однако Серяков просит у Совета АХ разрешения выполнить в качестве новой программы композицию "Несение креста" с одноименной картины дель Пьомбо, а пока предоставить ему возможность поехать в Париж для совершенствования мастерства. Осенью 1858 г. Серяков уезжает во Францию. В Россию он возвратился через шесть лет, посетив помимо Франции Швейцарию, Италию и Германию. Приехал Серяков не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. Его работы в большом количестве публиковал один из старейших французских иллюстрированных журналов "Magazine Pittoresque". В 1859-60 гг. в Париже вышла "История Франции" П. Шартона, для которой Серяков награвировал ряд портретов. В октябре 1864 г., после показа на академической выставке портретных гравюр, выполненных за границей, Серяков был удостоен звания академика. Во второй половине 1860-х гг. художник увлеченно переводит в ксилографии портретные работы Д. Г. Левицкого. Своего рода шедевром стало выполненное им изображение А. Ф. Кокоринова, за что в 1869 г. он был удостоен премии ОПХ. К этому времени вокруг Серякова уже начала формироваться группа учеников, складывалась целая школа мастеров ксилографии. С января 1865 г. Серяков преподавал гравюру в Рисовальной школе при ОПХ, а позднее - в ЦУТР. Среди воспитанных им граверов наиболее талантливыми были А. И. Зубчанинов, И. И. Матюшин, Я. Ф. Яненко, Н. А Браун, а любимыми учениками - П. Ф. Борисов и В. В. Маэ. За годы творчества Серяков выполнил вместе с учениками до 900 гравюр. Сверх этого до 500 гравюр имели собственную подпись мастера. К числу наиболее значительных его работ относятся репродукции для журналов "Всемирная иллюстрация" и "Нива", с которыми Серяков начал сотрудничать с 1869 г., а также 30 портретов русских исторических деятелей (совместно с И. И. Пановым) для издания "Отечественная история" (1873-80), цикл из 56 портретов, прилагавшийся к номерам журнала "Русская старина" в период 1870-81 гг., замечательные гравюры для книги "Павловск. Очерк истории и описание. 1777-1877", уникального издания большого формата со множеством иллюстраций, виньеток, инициалов. В 1880 г. здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, резко ухудшилось. По совету врачей он уехал в горы близ Ниццы. Но и здесь, смертельно больной, Серяков не перестает работать. Он начинает гравировать портрет историка С. М. Соловьева, однако не успевает довести труд до конца.
Серяков Лаврентий Авксентьевич
1824 - 1881Серяков (Лаврентий Авксентьевич) - гравер на дереве, сын солдата-слесаря (1824 - 81). Будучи ребенком, следовал всюду при отце. Сделавшись потом полковым, а потом дивизионным певчим, продолжал скитальческую жизнь до тех пор, пока не поступил, в ранге рядового, в 1840 г., учителем рисования и арифметики в батальон кантонистов во Пскове. Отсюда, в 1843 г., был переведен писарем в департамент военных поселений в Санкт-Петербург, а в 1846 г. сдал экзамен на топографа. С этого времени стал самоучкой упражняться в гравировании на дереве и помещать свои ксилографии в журнале "Иллюстрация". В 1847 г., с Высочайшего соизволения, поступил в вольноприходящие ученики Академии Художеств и стал заниматься резьбой на дереве под руководством барона К.К. Клодта в его гравировальной мастерской. В 1853 г., за гравюру эрмитажной картины Ливенса "Голова старика" (которую приписывали тогда Рембрандту), получил звание свободного художника, а в 1857 г. определился в рисовальщики при департаменте генерального штаба. Награвировав еще политипаж, "Неверие апостола Фомы", с Рембрандта, был послан в чужие края, где провел пять лет, работая в Париже, в мастерской Беста, основателя иллюстрированного журнала "Magasin Pittoresque", и посещая некоторые пункты южной Европы. Своими политипажами, появлявшимися в названном журнале, и иллюстрациями для сочинения Бордье и Шартона "Histoire de la France" составил себе известность одного из лучших ксилографов в Европе. Возвратившись в Россию в 1864 г., получил звание академика, а через два года после того, за портрет императора Александра II , награжден званием гравера Его Величества с причислением к Эрмитажу. В 1886 г. завел собственное ксилографическое заведение, в котором, при помощи учеников, работал для "Русской Старины", "Всемирной Иллюстрации", других периодических изданий и разных книг; расстроенное здоровье заставило его уехать в 1874 г. за границу и жить то в Париже, то в Ницце, в которой он и умер от чахотки, в 1881 г. Число исполненных им гравюр простирается от 450 до 500; кроме того, из его мастерской вышло от 850 до 900 политипажей (по большей части за подписью: "Серяков и Ко"). Ср. "Воспоминания Л.А. Серякова" ("Русская Старина", 1875) и "Биография Л.А. Серякова, с приложением полного списка его произведений, составленное Н. Собко" (в том же журнале, за 1881 г.).
Наделенный большим талантом, Л. А. Серяков необычайно много сделал для развития в России гравюры на дереве - ксилографии. До него эта техника считалась второстепенной, не идущей ни в какое сравнение с классической гравюрой на меди. Ксилографию использовали в основном книгоиздатели, ибо она позволяла печатать иллюстрации и наборный текст на одной полосе. Именно Серяков кардинально изменил взгляд на эту самую старую гравировальную технику. За виртуозное мастерство ему первому в России было присуждено звание академика гравюры на дереве. Благодаря подвижническому труду и работам воспитанных Серяковым учеников ксилография заняла достойное место в ряду других видов искусства. Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Сын крепостного, отданного помещиком в солдаты, он принадлежал к так называемому военному ведомству, то есть был обречен пожизненно тянуть лямку нижнего чина. Спасли Серякова природная одаренность и упорный характер. В 1840 г. он попадает в Петербург: за хороший почерк его переводят писарем в департамент военных поселений. Именно здесь Серяков всерьез пристрастился к чтению и рисованию. Мастерски исполненные им рисунки привлекли внимание начальства, и после прохождения небольшого учебного курса юноша был определен топографом. К занятиям ксилографией Серяков обратился самостоятельно. Инструментов для работы у него не было, и самые первые свои гравюры - иллюстрации для книги "Путешествие вокруг света" (1846) - он нарезал обыкновенным перочинным ножом. Работы эти способствовали некоторой известности Серякова в среде издателей и литераторов. Через посредство В. Ф. Одоевского, для которого Серяков выполнял план его имения, начинающий гравер познакомился с Н. В. Кукольником. Последний сыграл исключительно важную роль в жизни Серякова, введя его в круг известных художников, писателей и актеров. Именно Кукольник, пораженный тем, что свои прекрасные гравюры Серяков выполняет перочинным ножом, выписал для него специальные инструменты - штихели разной формы. Кукольник же, вопреки воле начальства Серякова, помог юноше получить разрешение посещать занятия в АХ. Первым настоящим учителем Серякова в области гравюры на дереве стал К. К. Клодт, брат знаменитого скульптора, руководитель небольшой граверной мастерской. Серяков сблизился и подружился с этой талантливой семьей. Поддержку оказывали ему также вице-президент АХ Ф. П. Толстой и ректор В. К. Шебуев, профессор исторической живописи Ф. А Бруни. Первая попытка получить звание академика весной 1858 г. оказалась неудачной. Однако Серяков просит у Совета АХ разрешения выполнить в качестве новой программы композицию "Несение креста" с одноименной картины дель Пьомбо, а пока предоставить ему возможность поехать в Париж для совершенствования мастерства. Осенью 1858 г. Серяков уезжает во Францию. В Россию он возвратился через шесть лет, посетив помимо Франции Швейцарию, Италию и Германию. Приехал Серяков не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. Его работы в большом количестве публиковал один из старейших французских иллюстрированных журналов "Magazine Pittoresque". В 1859-60 гг. в Париже вышла "История Франции" П. Шартона, для которой Серяков награвировал ряд портретов. В октябре 1864 г., после показа на академической выставке портретных гравюр, выполненных за границей, Серяков был удостоен звания академика. Во второй половине 1860-х гг. художник увлеченно переводит в ксилографии портретные работы Д. Г. Левицкого. Своего рода шедевром стало выполненное им изображение А. Ф. Кокоринова, за что в 1869 г. он был удостоен премии ОПХ. К этому времени вокруг Серякова уже начала формироваться группа учеников, складывалась целая школа мастеров ксилографии. С января 1865 г. Серяков преподавал гравюру в Рисовальной школе при ОПХ, а позднее - в ЦУТР. Среди воспитанных им граверов наиболее талантливыми были А. И. Зубчанинов, И. И. Матюшин, Я. Ф. Яненко, Н. А Браун, а любимыми учениками - П. Ф. Борисов и В. В. Маэ. За годы творчества Серяков выполнил вместе с учениками до 900 гравюр. Сверх этого до 500 гравюр имели собственную подпись мастера. К числу наиболее значительных его работ относятся репродукции для журналов "Всемирная иллюстрация" и "Нива", с которыми Серяков начал сотрудничать с 1869 г., а также 30 портретов русских исторических деятелей (совместно с И. И. Пановым) для издания "Отечественная история" (1873-80), цикл из 56 портретов, прилагавшийся к номерам журнала "Русская старина" в период 1870-81 гг., замечательные гравюры для книги "Павловск. Очерк истории и описание. 1777-1877", уникального издания большого формата со множеством иллюстраций, виньеток, инициалов. В 1880 г. здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, резко ухудшилось. По совету врачей он уехал в горы близ Ниццы. Но и здесь, смертельно больной, Серяков не перестает работать. Он начинает гравировать портрет историка С. М. Соловьева, однако не успевает довести труд до конца.
Сайт: | http://www.rulex.ru/01180719.htm |