Энциклопедия / Композиторы
Изменить категорию | Все статьи категории
Франгиз Алиага кызы Ализаде (род. 28 мая 1947, Баку) — азербайджанский композитор, пианистка, музыковед и педагог, Народная артистка Азербайджана (2000).
Закончила Бакинскую консерваторию по классам фортепиано Урфана Халилова (1970) и композиции Кара Караева (1972). Была первой исполнительницей в Азербайджане, а в ряде случаев и в СССР, фортепианных произведений классиков музыкального авангарда XX века: Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга, Оливье Мессиана, Джона Кейджа, Джорджа Крама.
С 1976 года преподавала в Бакинской консерватории, с 1990 — профессор. В 1993—1996 — преподаватель в консерватории города Мерсин (Турция), руководитель оперного хора. С 1999 года жила в ФРГ. Затем вернулась на родину и в 2007 году была избрана руководителем Союза композиторов Азербайджана.
Как композитор Али-заде сотрудничала с целым рядом ведущих мировых исполнителей — особенно с виолончелистами: её концерт для виолончели с оркестром был посвящён Ивану Монигетти и исполнен им, пьеса «Дервиш» написана для Йо-Йо-Ма и включена им в программу мирового турне, пьеса «Оян!» написана по заказу Мстислава Ростроповича как обязательное сочинение Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича. Диск, полностью состоящий из произведений Али-заде, записал Кронос-квартет. Кроме того, произведения Али-заде исполняют Давид Герингас, Александр Ивашкин, другие известные музыканты и ансамбли.
Помимо музыкальных сочинений Франгиз Ализаде принадлежит также сборник статей «Симфоническая музыка Азербайджана» (азерб. Azərbaycanın simfonik musiqisi; 1998) и очерк о её учителе Кара Караеве, опубликованный в составе фотоальбома к 80-летию Караева (1997).
Народная артистка Республики Азербайджан (2000). ЮНЕСКО в 2008 году удостоила Франгиз Али-заде почётного звания «Артист ЮНЕСКО во имя мира».
Избранные произведения
Соната для фортепиано № 1 (Памяти Альбана Берга, 1970).
Концерт для фортепиано с оркестром (1972).
Струнный квартет № 1 (1974).
Симфония (1976).
«Zu den Kindertotenliedern» для кларнета, скрипки и ударных (Памяти Густава Малера, 1977).
«Песни моей страны», оратория для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра на стихи Наби Хазри (1978).
«В стиле Габила» для виолончели и подготовленного фортепиано (1979).
Ода для смешанного хора и оркестра на стихи Давуда Насиба (1980).
Фантазия для органа (1982).
«Легенда о белом рыцаре», рок-опера (1985).
Концерт для камерного оркестра (1986).
«Три акварели» для спрано, флейты и подготовленного фортепиано на стихи Н.Рафибейли (1987).
Дилогия I (струнный квартет № 2, 1988).
Дилогия II для 9 исполнителей (1989/1994).
«Из японской поэзии» для сопрано, флейты и подготовленного фортепиано на стихи Исикава Такубоку (Посвящается Софии Губайдулиной, 1990).
Соната для фортепиано № 2 (1990/1999).
«Пустая колыбель», балет (1993).
«Мугам-саяги» (Струнный квартет № 3, 1993).
Фантазия для гитары (1994).
«Путь к бессмертию» для баритона, смешанного хора и камерного ансамбля на стихи Назыма Хикмета (1995/1999).
«Мираж» для тара и камерного ансамбля (1998).
«Азербайджанская пастораль» для 2 гитар, флейт и ударных (1998).
«Штурм унд дранг» для камерного оркестра (1998).
«Оазис» (Струнный квартет № 4, 1998).
«Шелковый путь», концерт для ударных и камерного оркестра (1999).
«В поисках утраченного времени» для сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано на стихи Франгиз Али-Заде по роману Марселя Пруста (1999).
«Gottes ist der Orient» для смешанного хора, органа, арфы и ударных на произведения азербайджанских поэтов и стихи из «Восточно-западного дивана» Иоганна Вольфганга Гете (2000).
«Дервиш», септет для виолончели, скрипки, народных инструментов, рассказчика или магнитофона на азербайджанских слова Насими (2000).
Апшеронский квинтет для подготовленного фортепиано и струнного квартета (2001).
«Баятилар» для вокального квартета и стеклянных колокольчиков на произведения азербайджанской народной поэзии (2001).
«Деишме» для двух арф, магнитофона и голосов (2001).
Концерт для маримбы и струнногооркестра (2001).
Концерт для виолончели с оркестром (Посвящается Ивану Монигетти, 2002).
«Волшебные сказки» для симфонического оркестра (2002).
«Шиштар», метаморфозы для 12 виолончелей (2002).
«Завтра» для скрипки, виолончели, пипы и подготовленного фортепиано (2003).
«Противодействия» для виолончели и аккордеона (2002/2003).
«Sehnsucht», концерт для сопрано и виолончели (2002/2003).
«Посвящение» для большого симфонического оркестра (2003).
Зикр для большого ансамбля и голоса на слова Насими (2004).
«Vorgefuhl» для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны и виолончели (2005).
«Оян!» для виолончели (Посвящается Мстиславу Ростроповичу, 2005).
Хазарский квинтет (2006).
«Первые слова» для сопрано, кларнета, ударных и магнитофона (2006).
Опера «Интизар» (2009).
Ализаде Фирангиз
28.5.1947Франгиз Алиага кызы Ализаде (род. 28 мая 1947, Баку) — азербайджанский композитор, пианистка, музыковед и педагог, Народная артистка Азербайджана (2000).
Закончила Бакинскую консерваторию по классам фортепиано Урфана Халилова (1970) и композиции Кара Караева (1972). Была первой исполнительницей в Азербайджане, а в ряде случаев и в СССР, фортепианных произведений классиков музыкального авангарда XX века: Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга, Оливье Мессиана, Джона Кейджа, Джорджа Крама.
С 1976 года преподавала в Бакинской консерватории, с 1990 — профессор. В 1993—1996 — преподаватель в консерватории города Мерсин (Турция), руководитель оперного хора. С 1999 года жила в ФРГ. Затем вернулась на родину и в 2007 году была избрана руководителем Союза композиторов Азербайджана.
Как композитор Али-заде сотрудничала с целым рядом ведущих мировых исполнителей — особенно с виолончелистами: её концерт для виолончели с оркестром был посвящён Ивану Монигетти и исполнен им, пьеса «Дервиш» написана для Йо-Йо-Ма и включена им в программу мирового турне, пьеса «Оян!» написана по заказу Мстислава Ростроповича как обязательное сочинение Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича. Диск, полностью состоящий из произведений Али-заде, записал Кронос-квартет. Кроме того, произведения Али-заде исполняют Давид Герингас, Александр Ивашкин, другие известные музыканты и ансамбли.
Помимо музыкальных сочинений Франгиз Ализаде принадлежит также сборник статей «Симфоническая музыка Азербайджана» (азерб. Azərbaycanın simfonik musiqisi; 1998) и очерк о её учителе Кара Караеве, опубликованный в составе фотоальбома к 80-летию Караева (1997).
Народная артистка Республики Азербайджан (2000). ЮНЕСКО в 2008 году удостоила Франгиз Али-заде почётного звания «Артист ЮНЕСКО во имя мира».
Избранные произведения
Соната для фортепиано № 1 (Памяти Альбана Берга, 1970).
Концерт для фортепиано с оркестром (1972).
Струнный квартет № 1 (1974).
Симфония (1976).
«Zu den Kindertotenliedern» для кларнета, скрипки и ударных (Памяти Густава Малера, 1977).
«Песни моей страны», оратория для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра на стихи Наби Хазри (1978).
«В стиле Габила» для виолончели и подготовленного фортепиано (1979).
Ода для смешанного хора и оркестра на стихи Давуда Насиба (1980).
Фантазия для органа (1982).
«Легенда о белом рыцаре», рок-опера (1985).
Концерт для камерного оркестра (1986).
«Три акварели» для спрано, флейты и подготовленного фортепиано на стихи Н.Рафибейли (1987).
Дилогия I (струнный квартет № 2, 1988).
Дилогия II для 9 исполнителей (1989/1994).
«Из японской поэзии» для сопрано, флейты и подготовленного фортепиано на стихи Исикава Такубоку (Посвящается Софии Губайдулиной, 1990).
Соната для фортепиано № 2 (1990/1999).
«Пустая колыбель», балет (1993).
«Мугам-саяги» (Струнный квартет № 3, 1993).
Фантазия для гитары (1994).
«Путь к бессмертию» для баритона, смешанного хора и камерного ансамбля на стихи Назыма Хикмета (1995/1999).
«Мираж» для тара и камерного ансамбля (1998).
«Азербайджанская пастораль» для 2 гитар, флейт и ударных (1998).
«Штурм унд дранг» для камерного оркестра (1998).
«Оазис» (Струнный квартет № 4, 1998).
«Шелковый путь», концерт для ударных и камерного оркестра (1999).
«В поисках утраченного времени» для сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано на стихи Франгиз Али-Заде по роману Марселя Пруста (1999).
«Gottes ist der Orient» для смешанного хора, органа, арфы и ударных на произведения азербайджанских поэтов и стихи из «Восточно-западного дивана» Иоганна Вольфганга Гете (2000).
«Дервиш», септет для виолончели, скрипки, народных инструментов, рассказчика или магнитофона на азербайджанских слова Насими (2000).
Апшеронский квинтет для подготовленного фортепиано и струнного квартета (2001).
«Баятилар» для вокального квартета и стеклянных колокольчиков на произведения азербайджанской народной поэзии (2001).
«Деишме» для двух арф, магнитофона и голосов (2001).
Концерт для маримбы и струнногооркестра (2001).
Концерт для виолончели с оркестром (Посвящается Ивану Монигетти, 2002).
«Волшебные сказки» для симфонического оркестра (2002).
«Шиштар», метаморфозы для 12 виолончелей (2002).
«Завтра» для скрипки, виолончели, пипы и подготовленного фортепиано (2003).
«Противодействия» для виолончели и аккордеона (2002/2003).
«Sehnsucht», концерт для сопрано и виолончели (2002/2003).
«Посвящение» для большого симфонического оркестра (2003).
Зикр для большого ансамбля и голоса на слова Насими (2004).
«Vorgefuhl» для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны и виолончели (2005).
«Оян!» для виолончели (Посвящается Мстиславу Ростроповичу, 2005).
Хазарский квинтет (2006).
«Первые слова» для сопрано, кларнета, ударных и магнитофона (2006).
Опера «Интизар» (2009).